проект для детей старшего дошкольного возраста на тему "Моя малая Родина"
проект (подготовительная группа)

Ахмадеева Светлана Николаевна

проект для детей старшего дошкольного возраста на тему "Моя малая Родина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_malaya_rodina_podgotovitelnaya_gruppa.docx26.76 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 

Проекта

« Моя Малая Родина»

подготовительная группа «Одуванчики»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация проекта.

Проект «Моя Малая Родина» ориентирован на воспитанников подготовительной к школе группы, родителей воспитанников

Проект реализуется через разные виды детской деятельности и формы организации: коллекционирование, занятия, беседы, чтение художественной литературы, экскурсии, просмотры видеороликов и др. Посещение музеев и рассматривание предметов народного промысла помогают детям глубже понять смысл исторического наследия своего родного края. Поисково-познавательная деятельность способствует развитию личности ребёнка и развитию познавательных интересов.

Проект направлен:

  • на обогащение развивающей среды в группе – создание альбома «Мой край родной»,
  • на развитие инициативности и самостоятельности старших дошкольников в процессе изучения исторических традиций и уклада жизни родного края в историческом срезе – прошлое и современность;

                                     Актуальность проекта

 Актуальность данного проекта заключается в том, что основы краеведения органично встраиваются в задачи духовно- нравственного развития обучающихся определённых в «Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России», а именно: «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного края - города, района, области». Невозможно воспитывать и обучать ребёнка в отрыве от окружающей его действительности.

 Знакомство с родным краем в детском саду является одним из, основных источников, обогащения обучающихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданской позиции и развития исследовательских навыков. Использование краеведческого материала в образовательном процессе способствует развитию познавательного интереса и активизирует познавательную активность обучающихся, повышает качество образования, расширяет кругозор, формирует навыки речевой культуры.  Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети знали истоки, и гордились историей и культурой своего края.

Поэтому мы считаем, что систематическая работа с краеведческим материалом, является важной составляющей основой не только патриотического воспитания, но и личностного развития. И тем самым формирует у обучающихся систему ценностей, которые начинаются с любви к своей малой Родине.

Цель: Развитие личностных основ  патриотического  самосознания  и   познавательного  интереса  дошкольников  через  активное  взаимодействие  с  культурно -  историческими  ценностями  родного  города.

Задачи для детей:

- расширить представления детей о своём родном городе, истории его возникновения и символике (герб).

-закрепить знания детей о достопримечательностях родного города, их значением для жителей города.

- познакомить детей со культурным наследием и знаменитыми людьми города (поэты, музыканты, художник, герои и др.)

- формировать умение работать с картой города, располагать условные символы на карте и ориентироваться по условным знакам.

- развивать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, классификация и др.

- развивать любознательность, инициативу, самостоятельность в выборе способов изучения и познания истории родного края

- развивать речевые навыки: умение отвечать на вопросы, вести диалог, высказывать своё мнение, составлять связные рассказы по сюжетным  

  картинам и серии картинок, подбирать слова описания, согласовывать разные части речи и изменять в числе, падеже, роде.

-воспитывать любовь к своей малой Родине, гордость за своих земляков.

- развивать социальные навыки коммуникативного общения - умение договариваться, работать в группе и парах, оказывать помощь друг другу, развивать дружеские взаимоотношения между детьми.

Задачи для родителей:

-Привлечь родителей к  активному  участию  в проекте по изучению истории родного города

-  Развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу.

Вид проекта: познавательно – исследовательский, творческий, кратковременный 

Участники: воспитатели, дети подготовительной группы , родители.

Планируемые результаты проекта:

- Дети умеют отвечать на вопросы, высказывать собственное мнение, используя операции сравнения, обобщения, анализа, классификации, ассоциации и др.

- дети проявляют познавательный интерес к изучению истории родного города.

- дети умеют самостоятельно наблюдать за объектами в городе, умеют анализировать ситуации и находить   способ решения   проблем.

- дети умеют взаимодействовать со сверстниками, планировать свои действия, доводить начатое дело до конца

-дети умеют соотносить текст литературных произведений с картинами и иллюстрациями, включаются в активное обсуждение прочитанных произведений.

-дети умеют продуцировать образы и объекты и по собственному замыслу создавать творческие работы.

-у детей будут развиты патриотические качества:  любовь   к  родному  городу,  гордость  за  его  успехи   и   достижения,  интерес    к  прошлому  «малой  Родины», чувство   ответственности   за   будущее  своего города.

 Ресурсы проекта:

 Технические средства: Экран, проектор, ноутбук, музыкальные колонки, слайд шоу и презентации;

Изобразительные средства: Принадлежности для изобразительной деятельности: гуашь, акварель, кисточки, цветные карандаши, листы бумаги, пластилин и др.

Дополнительно: Художественная литература по теме проекта  иллюстрации  и картины  местных художников, аудио записи песен о крае, поселке, презентации и видеофрагменты о жителях героях поселка, края, о города тружениках Кузбасса и др.

Продукт проекта: участие детей во II конференции по патриотическому воспитанию

Этапы реализации проекта :

 

Этап

Цель

Основные мероприятия с детьми

Способы педагогической поддержки детей

Подготови-тельный

Постановка проблемы, определение целей и задач проекта.

1. Беседа «С чего начинается Родина?»

2. прослушивание песни «С чего начинается Родина?» и поговорки о Родине.

3. Виртуальная экскурсия по поселку.

4. ситуация « Волшебный сундучок» - карта поселка.

Включение детей в побуждающий диалог  

Приём «Эмоциональное впечатление».

Создание ситуации - сюрприза

Совместное обсуждение и принятие  идей детей.

Основной этап

 Реализация  мероприятий проекта.

Образовательная область

«Познавательное развитие»

Цель: открытие новых знаний об истории родного города.

1.НОД «Улицы поселка» с экскурсией, сравнение архитектуры, названия улиц

2. НОД « Мой поселок – как он возник» - история возникновения

3.НОД «Герои моей малой родины», «Герои моей семьи»

4.  НОД «Забытые ремёсла» - экскурсия в музей, преемственность старых ремёсел и новых (онлайн экскурсии)

5. НОД «Достопримечательности Яи» - работа с картой и экскурсии к достопримечательностям

6. цикл бесед  « Культурное наследие»- знакомство с творчеством  поэтов, художников, музыкантов.

7.цикл бесед  «Герои земляки» - знакомство с героическим прошлым героев ВОВ,

8.цикл бесед « Богатства природы»

9. НОД  « Герб моего поселка»

 Рассматривание  фото альбомов «Архитектура поселка» «Образование поселка, культура»                 «История Моего поселка» « Промышленность поселка»

Включение детей в активный диалог, обращение к информационным источникам.

Включение детей в исследовательскую деятельность

Создание проблемных ситуаций,

Эмоциональное впечатление и прочувствованные

Познавательные ситуации самопознания, ситуации интеллектуальной активности.

Образовательная область

«Речевое развитие»

Цель: Развитие умений детей высказывать своё мнение, доказывать свои суждения, используя грамматически  правильное построение предложений.

 Составление рассказа по теме «Тихий уголок» - любимое место

составление описательных рассказов по фотографиям об объектах поселка

Заучивание, чтение стихов местных поэтов В.Федорова

Чтение газеты

« Хроника истории Яи»

Литературная гостиная – вечер стихов «Любимый край родной»

Словесные игры – «Что сначала. Что потом»

 «Старые вещи» - описание предметов из музея ремёсел

 «Узнай по описанию»

  « Что это ? где это?» - название объекта и показ на карте.

«Наоборот» - ремёсла в старое и новое время

«Подбери слово»

 

Приём «словотворчество и сочинительство»

Создание условий для эмоционального самовыражения  

Привлечение внимания к литературным художественным источникам

Создание ситуаций  побуждающих детей применить свои знания и умения.

Образовательная область

«Социально  - коммуникативное развитие».

Образовательная область

«Физическое развитие»

Цель: развитие самостоятельности и навыков культуры поведения и общения со сверстниками.                                       Формирование  доброжелательного

 отношения друг к другу.

д.и. « Засекреченные места»

Д. и « Найди место на карте»

Д.и. « Мастера» - найти предметы по ремеслу и рассказать о работе

Д.и. «Что лишнее»

 Сложи картинку пазл о достопримечательностях и назвать

 Д.И.«Чем похожи и чем отличаются «

Д.и « Старинные – современные» - родственников старых вещей

Д.и. «Чёрный ящик» - узнать предмет по загадке или описанию

Д.и. «Лабиринты улиц»

 Ср.игры – « Туристы», «экскурсоводы» « Строители», « Мастера и рукодельницы»

 Игра бродилка «Родной поселок» - с фишками и на опережение.

 П.игры наших бабушек  «Шатёр» «Уголки» «Перебежки» «Плетень» и др.

Игровые творческие ситуации

Ситуации двигательной активности

Включение детей в познавательные интеллектуальные  ситуации

Включение детей в моделирующую деятельность

Включение детей в ситуации обыгрывания  

 

Образовательная область

«Художественно- эстетическое развитие»

Цель: развитие творческих умений  детей  при создании  творческих работ по теме проекта

1.рисование «Золотые купола»

Рисование «Дома на нашей улице»

 Рисование или аппликация «Герб Яи»

Рисование «Пейзажи родного края»

 Аппликация из ниток «Животные наших лесов»

 Творческая мастерская « Дары природы» - поделки из природного материала

Прослушивание песен о родном поселке

 Просмотр видеофильма «История с чего все начиналось»

Поддержка права выбора   детей и планирования собственных действий

Принятие творческих идей детей.

Поддержка детской самостоятельности в ходе получения собственного опыта  творческой деятельности.

Коллективное творческое дело

 Эмоциональное впечатление

Итоговый

Презентация продуктов проекта

Анализ результатов проекта

1.участие в конференции с выступлением  проекта «Моя малая родина»

2. Презентация альбома «Маршрут выходного дня «Томская писанница»

Включение детей в обсуждение  вариантов  презентации продуктов проекта

 Принятие  совместных решений

Поддержка права  выбора детей представления  продукта проекта  о своей малой родине.

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 1

Выступление Сапуновой Кристины

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем.

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Родина -это то место где родился человек. Моя Малая Родина это поселок ЯЯ. Раньше наш поселок состоял из двух поселений Шигарка и Жарковка. Жарковка находилась на месте улицы Заречной, а Шигарка находилась на левом берегу реки. Шигарка быстро развивалась, строились дома, дороги, была построена первая школа, жители Шигарки занимались земледелием, охотой, лесом, который сплавляли по реке. Жители Жарковки то же работали на предприятиях на этом берегу и поэтому стала необходимость постройки первого моста через реку с платиной. Рост жителей увеличивался и два поселения были объединены в один разъезд ЯЯ. И поселок начал свое развитие.

Приложение 2

Выступление Вяткина Романа

Что мы Родиной зовем?

Поле с тонким колоском.

Наши праздники и песни.

Теплый вечер за окном.

Пришли новые времена. С каждым годом хорошеет мой поселок. В поселке 130 улиц, каждая улица имеет свое название и историю. Я очень люблю свой поселок и поэтому каждые выходные дни со своей семьей гуляю по его достопримечательностям. Я горжусь своей малой родиной ее красивой природой, ее удивительным названием Яя, и тем, что у нас такие трудолюбивые люди.

Приложение 3

Выступление Конрад Наташи

Наш поселок является частью Кузбасса. Который богат не только знаменитыми людьми, городами, но и прекрасными удивительными местами, заповедниками. Одно из таких мест это «Томская писанница», это любимое место нашей семьи, там проводят праздники, развлечения, там живут животные, которых можно погладить и покормить, сохранился быт коренных жителей нашего края. Мы создали свой семейный фото альбом «Маршрут выходного дня по Томской писаннице»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Большая и малая Родина"

Программное содержание:Обучающие задачи:Расширить представление детей о родной стране, знакомство с историей России.Систематизировать представления о родном городе, его названии, улицах.Уточнять знани...

Рабочая программа кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Нижневартовск- моя малая Родина».

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принятая государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста Тема:"Моя малая родина-город Иркутск"

Учить составлять творческий рассказ о родном городе с опорой на мнемотаблицу, закрепить знания детей о родном городе....

Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста «Большая и малая Родина»

Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста  «Большая и малая Родина»...

Педагогический проект по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста «Верхотурье – моя малая Родина»

Цель проекта: Повышение уровня духовно-нравственных и патриотических качеств личности, способствующего воспитанию чувства гордости и любви к своему родному городу, применяя различные формы и мето...