Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Большая и малая Родина"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Галимова Римма Ахатовна

Программное содержание:

Обучающие задачи:

  1. Расширить представление детей о родной стране, знакомство с историей России.
  2. Систематизировать представления о родном городе, его названии, улицах.
  3. Уточнять знание достопримечательностей родного города.

Развивающие задачи:

  1. Развивать память, сообразительность, находчивость.
  2. Учить детей отвечать полными распространенными предложениями; закрепить родовые понятия;

Воспитательные задачи:

  1. Прививать уважение к традициям и обычаям своей Родины малой и большой.

Словарная работа:

обогащение словаря существительными:  Россия, столица Москва, страна, россияне, Родина.

прилагательными: Страна: огромная, большая, богатая, щедрая, красивая, великая, сильная, непобедимая, Город: любимый, уютный, светлый, гостеприимный, родной, интересный, прекрасный, зелёный, чистый, Воин: сильный, могучий, бесстрашный, смелый, ловкий, умный.

Материал: карта России, указка, мультимедийная техника, мольберты, картины и репродукции с изображением Миньярского пейзажа, слайды «Достопримечательности города Миньяра», изображение герба и флага России

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект комплексного занятия для детей старшего дошкольного возраста "Большая и малая Родина"                    

( Воспитатель МКДОУ № 6 г. Миньяра  Галимова Римма Ахатовна)

Программное содержание:

Обучающие задачи:

  1. Расширить представление детей о родной стране, знакомство с историей России.
  2. Систематизировать представления о родном городе, его названии, улицах.
  3. Уточнять знание достопримечательностей родного города.

Развивающие задачи:

  1. Развивать память, сообразительность, находчивость.
  2. Учить детей отвечать полными распространенными предложениями; закрепить родовые понятия;

Воспитательные задачи:

  1. Прививать уважение к традициям и обычаям своей Родины малой и большой.

 

Словарная работа:

обогащение словаря существительными:  Россия, столица Москва, страна, россияне, Родина.

прилагательными: Страна: огромная, большая, богатая, щедрая, красивая, великая, сильная, непобедимая, Город: любимый, уютный, светлый, гостеприимный, родной, интересный, прекрасный, зелёный, чистый, Воин: сильный, могучий, бесстрашный, смелый, ловкий, умный.

Материал: карта России, указка, мультимедийная техника, мольберты, картины и репродукции с изображением Миньярского пейзажа, слайды «Достопримечательности города Миньяра», изображение герба и флага России

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. У каждого человека есть место, которое называют «малой Родиной»,  «Родной сторонушкой».

 - Как вы думаете, что это?

- «Родная сторона» - это место, где нам все дорого и близко, где мы родились и выросли, где все для нас родное.

- Такое место по-другому еще называют - «Родина». Послушаем стихотворение: (читает ребенок).

«С чего начинается Родина?» М. Матусовский

С чего начинается Родина?

 С картинки в твоем букваре.

 С хороших и верных товарищей,

 Живущих в соседнем дворе.

 А может она начинается

 С той песни, что пела нам мать.

 С того, что в любых испытаниях

 У нас никому не отнять.

 С чего начинается Родина?

 С заветной скамьи у ворот,

 С той самой березки, что во поле,

 Под ветром склоняясь, растет.

Воспитатель:

- А как называется наша огромная страна, в которой мы живем? (Россия).

- Да, наша Родина – Россия.

- А как называется главный город в нашей стране? (Москва).

- Выберите из предложенных вам флагов и гербов, флаг и герб нашей страны.

- Как зовут президента нашей Родины? (Владимир Владимирович Путин)

- Перед вами карта Российской Федерации, посмотрите на карту, как огромна наша страна, как обширны её пределы. Все это наша большая Родина.

- Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина. Мы живем с вами на самом красивом месте на Земном шаре – на Южном Урале. (слайды о Миньяре). Это место называется малой Родиной. Что обозначает это словосочетание «Малая Родина»? (ответы детей)

А чем же малая Родина богата и знаменательна?

Чтоб узнать об этом, мы проведем с вами викторину «Я знаю свой город»

Вопросы викторины:

- Как называется город, в котором вы живете? (Миньяр)

- Как назвать жителей Миньяра? (Миньярцы)

- Какие реки текут в черте города? (Сим, Черная речка, Миньярский пруд)

- Назовите достопримечательности Миньяра? (ГДК, городской музей, профилакторий, спорткомплекс «Металлург», Миньярский метизный завод)

- Какие предприятия работают в Миньяре? (Каменный карьер, Бианковский щебзавод, Миньярский метизный завод, школы, детские сады, поликлиника детская и взрослая)

- Какие памятники в Миньяре есть?

(Памятник «Вечная слава героям», Памятник «Красногвардейцам и партизанам», Памятник «Партизанские лыжи», Памятник «Братская могила», Памятник «Рабочим красногвардейцам», Памятник «Шуре Орлову», Памятник Владимиру Ильичу Ленину, Памятник «Борцам за установление Советской власти», Обелиск «Первым комсомольцам города»).

Показ слайдов о памятниках на мультимедийном проекте.

Рассказ воспитателя о некоторых памятниках

  1. Памятник «Вечная слава героям» - в память землякам, павшим на фронте во имя Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (на мраморных плитах 446 имен, установлен в 1975 году на улице Горького, автор В.Смирнов)
  2. Памятник «Партизанские лыжи» - в память о переходе 178 бойцов-миньярцев, в феврале 1919 года через линию фронта на соединение с Красной Армией в район Уфы. (установлен в 1979 году на улице Октябрьская, автор А.Мызгин)
  3. Памятник Владимиру Ильичу Ленину, вождю Октябрьской революции и Советского государства, (установлен в 1966 году у Дворца культуры)

Воспитатель: (читает стихотворение)

Песня «Миньяр - чудесный городок».

Стихи Светланы Калининой

Люблю свой край, люблю леса,

И слушать птичьи голоса

Могу я целый день.

Поверьте, мне не лень.

Куда ни глянь - из гор стена,

И лучше крепости она

Убережет от непогод,

Ну, и от всяческих невзгод.

Красивей места на земле

Не представляю я себе.

Мой милый город,

Как ты мне дорог!

Миньяр - чудесный городок.

Луга, ручьи и реки:

Любви, надежды уголок,

Ты мой родной навеки.

Мне нравится бродить в лесу,

Дремать под тенью клена

И пить прозрачную росу

Под солнцем опаленным.

Люблю под небом голубым

Резвиться в чистой речке,

Зимой - с тулупом меховым

Лежать на русской печке.

Я места чудней этого

Представить не могу.

Миньяр мой,  вот поэтому

Я пред тобой в долгу.

Физминутка:

 На поляне дуб зелёный,

 Потянулся к небу кроной. (Потягивания — руки вверх.)

 Он на ветках среди леса

 Щедро жёлуди развесил. (Потягивания — руки в стороны.)

 А внизу грибы растут,

 Их так много нынче тут!

 Не ленись и не стесняйся,

 За грибами наклоняйся! (Наклоны вперёд.)

 Вот лягушка поскакала,

 Здесь воды ей, видно, мало.

 И квакушка бодро скачет

 Прямо к пруду, не иначе. (Прыжки на месте.)

 Ну, а мы пройдём немного.

 Поднимаем выше ногу! (Ходьба на месте.)

 Походили, порезвились,

 И на травку опустились!

Воспитатель:

 - А сейчас мне очень интересно узнать какие они те улицы, на которых вы живете? (Описание улиц, название)

Ребенок:

Дома бывают разные:

 Высокие и низкие,

 Зеленые и красные

 Далекие и близкие.

 Панельные, кирпичные

 Вроде бы обычные.

 Полезные, прекрасные –

 Дома бывают разные.

- Предлагаю каждому из вас нарисовать вашу родную улицу, ваш родной дом. Самостоятельная работа детей.

В конце занятия выставка детских работ.

Воспитатель: Какие разные у всех нас получились улицы и дома, но все вместе они составляют нашу малую Родину, наш родной город Миньяр.

Ребенок:

Мы живем,

 Мы растем

 В нашем городе родном.

 Для кого-то он большой,

 А для нас - огромный!

 Пусть живет!

 Пусть растет!

 Городок наш скромный!



Предварительный просмотр:

Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны наибольшие обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период – знания, умения, навыки – являются особенно прочными. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова. Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени дети приобретают важные человеческие качества. Задача патриотического воспитания становится сегодня очень актуальной. Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей, так как в дошкольном возрасте нравственные качества и чувства еще только начинают формироваться.

Патриотическое воспитание детей – тонкое, деликатное явление в социальном развитии подрастающего поколения. Дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ, обязано решать задачи нравственно - патриотического воспитания дошкольников.

 В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации от 21 мая 2003 года говорится: «патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования к его защите». В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить <…> воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью».

Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру.

Основой воспитания нравственно – патриотических чувств дошкольников служат такие компоненты, как ценностный, нравственный, исторический. Необходимо, чтобы в основе культуры ребёнка закладывались и формировались ценностные ориентиры и ценностные отношения в семье, близким людям к человеку вообще, к Родине. Нравственный компонент выступает, как ядро духовных ценностей и направляет человеческую активность на утверждение самоценности личности, равенства людей в их стремлении к достойной жизни. В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное значение имеет патриотизм.

Понятие патриотизм многогранно.  Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, чувство любви к Родине, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Частью исторического компонента является гражданско – патриотическая направленность, которая отражает потребности, мотивы, интересы, установки связанные с гражданско – патриотической культурой. И выступает активной и движущей силой в стремлении к овладению, изучению и сохранению и передаче богатых традиций и исторического прошлого о России, развитию интереса к духовному наследию, познанию малой Родины, самореализации и самосовершенствования как гражданина, служащего своему Отечеству. Даная работа включает целый комплекс задач:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в играх, в труду, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Решение данных задач и обуславливает соответствующие направления воспитательной работы:

- вооружение детей знаниями о родной стране и формирование эмоционально положительного отношения к явлениям общественной жизни;

- стимулирование проявления дошкольниками активного отношения к окружающему в процессе творческой игровой и изобразительной деятельности;

- организацию общественно полезной деятельности дошкольников, содействующей накоплению опыта действенного отношения к окружающему.

Важнейшим направлением работы воспитателя детского сада является систематическая, целенаправленная деятельность по ознакомлению дошкольников с родной страной. При тематическом планировании воспитательной работы  по нравственно – патриотическому воспитанию рассматриваем с детьми  следующие темы: «Мой дом, мой город, моя страна, моя планета», «Я человек», «Народные традиции и культура», «Наш быт», «город мастеров», «Наши защитники», «Моя семья», «Космос, приведем космос в порядок», «День Победы»

Методы и приемы патриотического воспитания, используемые педагогами, могут быть разнообразными, но обязательно должны учитывать психологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубину и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных явлений):

  • формирование правильной исторической памяти подрастающего поколения;
  • опора на семейные архивы (фотографии, письма и т.д.);
  • использование социокультурных возможностей города при проведении мероприятий;
  • использование наглядного материала, фонозаписей;
  • Использование материалов с интернета: видеоматериалы;
  • презентации.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Открытка для папы».

Приближается праздник День защитника Отечества. Что же подаритьребенку для своего любимого папы или дедушки, а может быть для старшего брата, который служит? Предлагаю вариант поздравительной открытки...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью?» Образовательная область «Здоровье»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детейстаршего дошкольного возраста.Тема: Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью?»Образовательная область «Здо...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста образовательная область «Познание» На тему: «Из чего построить дом?»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возрастаобразовательная область «Познание» На тему: «Из чего построить дом?»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленностиТема: «Военным быть – Родине служить»

Аннотация: Патриотическое воспитание дошкольников  не возможно без знакомства с военными профессиями. Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, составление альбома фотографий ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Космическое путешествие» (Комплексное занятие для детей подготовительной группы)

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается м...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по образовательной области « Познание». Тема «Домашние животные. Кошки – друзья человека".

Конспект занятия  по окружающему миру  с использованием современных образовательных технологий  в старшей группе детского сада....