Мастер-класс для педагогов на тему: «Русские народные игры как средство приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре и традициям русского народа».
материал
Распространение опыта по проблеме приобщения дошкольников к ЗОЖ через русские народные подвижные игры с учётом принципов ФГОС ДО.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов на тему: «Русские народные игры как средство приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре и традициям русского народа».
Цель: Распространение опыта по проблеме приобщения дошкольников к ЗОЖ через русские народные подвижные игры с учётом принципов ФГОС ДО.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с некоторыми русскими народными играми.
2. Закрепить знания участников мастер – класса об организации и проведении подвижных игр.
3. Повысить профессиональную компетентность участников мастер – класса.
Материалы и оборудование: фартук, платок; картотеки русских народных игр для детей младшей, средней, старшей, подготовительной групп; фотоаппарат.
Уважаемые, коллеги, здравствуйте! Сегодня хочется поделиться с вами опытом своей работы по направлению русских народных игр. Средствами русского народного творчества являются потешки, прибаутки, заклички, сказки и, конечно, русские народные игры для детей. В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка интереса к национальной культуре и традициям. Этот процесс проходит наиболее оптимально через народное творчество. Через него ребёнок не только овладевает родным языком, осваивая его красоту и лаконичность, но и приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней. Она концентрирует в себе опыт человечества, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью. Это делает народное искусство универсальным средством социализации. Неслучайно К. Д. Ушинский подчёркивал, что«…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».
Чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества, важно не только, чтобы оно было представлено разнообразными жанрами, но и максимально было включено во все жизненные процессы ребёнка в детском саду, во все виды деятельности детей, насколько это возможно. Русская народная игра имеет многовековую историю. Игры сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя национальные традиции русского народа. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, в салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; катались на лошадях по деревням с песнями и плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству. Помимо сохранения народных традиций игры оказывают большое влияние на воспитание характера, силы воли, интереса к народному творчеству у подрастающего поколения и развивают физическую культуру. Русские народные игры доставляют детям
большое удовольствие, заставляют много двигаться и требуют ловкости, находчивости, смекалки и упорства. Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками, прибаутками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший игровой фольклор.
С помощью русских народных игр решаются следующие задачи воспитания и развития детей дошкольного возраста: Знакомство с народными праздниками, входящими в русский народный календарь, с историей их возникновения; Развитие координации движений, мышечного тонуса, артистических умений; Развитие инициативы, организаторских и творческих способностей у детей.
Функции русской народной игры: исторически, прежде всего, развлекательная, потом воспитательная, коммуникативная. Также народная игра - это отличное средство эмоциональной разгрузки для ребенка. Самые разнообразные народные игры могут быть использованы для формирования культуры общения у детей дошкольного возраста. Включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, педагог ненавязчиво. Целенаправленно вводит детей в мир народной культуры. Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, празднично-игровые.
Уважаемые коллеги, основным условием успешного внедрения русских народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства.
Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.
При выборе игр для детей следует учитывать следующие факторы:
- Возраст играющих. Для младших дошкольников следует выбирать наиболее простые игры, постепенно усложняя их к старшему возрасту за счет введения новых
элементов и более сложных правил. Начинать надо с игр с песенным и стихотворным сопровождением, хороводов, в котором участие педагога обязательно. Детям еще сложно контролировать свои движения, поэтому пример взрослого необходим.
- Место для проведения игр. Народные игры могут проводиться в группе, в зале, на воздухе. Если они проходят в помещении, его необходимо хорошо проветрить.
- Количество участников игры. Необязательно проводить игры сразу со всей группой, особенно если помещение небольшое. Можно разделить детей на подгруппы. Участие в игре должно быть интересно для каждого ребенка.
- Инвентарь для игр должен быть подготовлен заранее в достаточном количестве.
- Знание правил игры.
Объясняя детям правила, воспитатель должен встать так, чтобы его все видели. Лучше всего для этого встать в круг вместе с детьми (действие очень многих народных игр происходит в круге - хоровод, но не в его середину. Объяснение воспитателя должно быть кратким и понятным. Его следует сопровождать показом отдельных элементов и всего игрового действа. Выбор водящего лучше всего делать с помощью считалок, которые нравятся детям. Тот из игроков, на кого выпадает последнее слово считалки, начинает водить. Игра должна быть вовремя закончена. Оснований для этого много: интерес детей к игре, физическая нагрузка, полученная во время игры, режимные моменты дня. Необходимо закончить игру раньше, чем она надоест детям, чтобы у них сохранилось желание поиграть в нее еще раз. Любая игра завершается подведением итогов. Главное здесь - это мнение детей. Воспитатель обращается к детям с вопросами: понравилась ли игра, что в ней было наиболее интересного, кто из детей был самым ловким и быстрым.
А сейчас, уважаемые коллеги мы предлагаем Вам окунуться в мир русских народных игр, превратиться в детей и немного поиграть.
Игра 1 «Бабушка Маланья».
В эту игру можно играть как всей группой, так и небольшими подгруппами. С помощью считалки выбирается ведущий, который встает в середину круга, на него надевают фартук и платок (бабушка Маланья). Игру можно начинать вводить с младшей группы (3-4 года).
Цель игры: Приучать детей, слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом, учить детей, двигаться в заданном направлении, доставить детям радость. Эта игра может также использоваться как корректирующая для снятия эмоционального напряжения.
Материалы: фартук и платок.
Ход игры: Дети идут хороводом, имитируя движения и приговаривая: У Маланьи у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей(дети встают лицом в круг)
И все без бровей.(дети закрывают ладонями брови) Вот с такими глазами, (широко раскрывают глаза) Вот с такими ушами, (показывают уши, как у слона) Вот с такой головой, (соединяют руки над головой) Вот с такой бородой! (показывают длинную бороду) Они не пили, не ели,
Целый день сидели, (дети присаживаются)
Друг на друга смотрели, (поворачивают голову в разные стороны)
Делали вот так!
При последних словах ведущий показывает какое-либо движение, а игроки пытаются повторить. Кто лучше всех скопировал движение, становится ведущим. Движение должно быть забавным.
Игра 2 «Кукушка»
Игру начинают со среднего возраста (4-5лет). С помощью считалки выбирается ведущий, который встает в середину круга. Ему завязывают платком глаза.
Цель игры: развивать слуховое внимание, учить детей двигаться в заданном направлении, доставить детям радость.
Материалы: платок.
Ход игры: Дети стоят в кругу. В центре водящий с закрытыми глазами. Дети идут по кругу и поют:
К нам кукушка в огород. Прилетела и поет.
Ты кукушка не зевай, Кто кукует, отгадай.
Дети останавливаются. Воспитатель показывает на того, кто будет куковать. Ребенок пропивает «Ку-ку». Водящий должен угадать по голосу. Тот, чей голос узнали, становится водящим.
Уважаемые коллеги, завершить мастер-класс хочется известным изречением: если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и чем играют его дети. Многое из того, что было характерно для быта русского народа, с веками исчезло, но кое – что сохранилось лишь в детских играх. Народные игры – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. К сожалению, народные игры почти исчезли из обычной жизни людей, поэтому наша с Вами задача, как педагогов, сделать этот вид деятельности частью жизни детей в детском саду, тем самым сохраняя наши народные традиции. Воспитателям раздаются картотеки русских народных игр, подобранных в соответствии с возрастом детей. Практическая значимость данных картотек заключается в том, что они создают условия возрождения народных игровых традиций и помогают делать досуг детей содержательным и полезным.
Список используемой литературы:
1. Бойчук И.А., Попушина Т.Н. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2009
2. Князева О.Л, Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам народной культуры С. Петербург Издательство «Акцидент» 1997.
3. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие.- М.: Айрис-пресс, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русская народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к культурному наследию России
В статье рассказывается о значимости народной игрушки как элемента культурного наследия, формирующего нравственно- патриотические чувства детей дошкольного возраста...

Мастер-класс для педагогов «Фольклорные игры Алтайского края как средство приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре и традициям русского народа»
Мастер-класс для педагогов«Фольклорные игры Алтайского края как средство приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре и традициям русского народа»...

Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре и языку коми народа
тематический план работы по этнокультурному напрвлению в группах дошколного возраста в детском саду...
Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к национальным и культурным традициям коми народа»
laquo;Любовь к родном краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь эта любо...

Русские народные игры как средство приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям
XXI век - время больших перемен, когда над человечеством нависла угроза духовного оскуднения личности....

Мастер-класс для педагогов на тему "Русские народные игры как средство приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре и традициям русского народа"
Мастер-класс для педагогов на тему "Русские народные игры как средство приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре и традициям русского народа"...

Русский народный хоровод как средство приобщения детей дошкольного возраста к народному творчеству
Материал нацелен на углубление знаний и навыков педагогов в области использования хороводов при работе с дошкольниками для знакомства с народной культурой. Для достижения этой цели необходимо решить р...
