«Степные просторы Донского края» средний возраст
план-конспект занятия (средняя группа)

Овчаренко Ольга Николаевна

ПЛАН-КОНСПЕКТ НОД

по теме курса повышения квалификации

«Инновационные подходы к педагогическому процессу в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС»

 

«Степные просторы Донского края»

        средний возраст

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Овчаренко О.Н.

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: совершенствовать формированию  у детей  представления о растительной и животной среде родного края.

 

Задачи:

Обучающие:

- Формировать представления об особенностях степной зоны и обобщить их.

- Закреплять знания о животных степной полосы.

- Учить сравнивать, обобщать, отвечать на вопросы.

- Активировать и пополнять словарный запас детей.

Развивающие:

- Развивать логическое мышление при решении проблемных ситуаций.

- Развивать познавательно – исследовательские умения (ставить цель,  выдвигать гипотезы).

- Развивать внимание, наблюдательность, память.

- Развивать связную речь.

Воспитательные:

- Воспитывать бережное, чуткое отношение к природе родного края.

- Умение видеть и понимать красоту в окружающем.

- Воспитывать бережное отношение к братьям нашим меньшим.

- Доброжелательное отношение друг к другу.

- Воспитывать умение слушать.

 

Демонстрационный материал: картины степных зон в разное время года, картинки животных степей, пазлы, венок для «феи», карточки-лото для детей в подарок, контейнеры с землей, палочки, стаканчики с водой.

 

 

 

 

Ход  непосредственно образовательной деятельности.

Дети заняты игровой деятельностью. Вдруг раздается музыка и появляется степная фея. Здравствуйте, ребята!  Я, фея степей. Хочу пригласить вас в свои владения (делаем движения соответственно тексту)

                                      Крепко за руки возьмемся

                                      И зайдем в зеленый дом.

                                      Дом открыт со всех сторон,

                                      Чудеса увидишь в нем.

Как вы думаете, что это за дом? (степь)

Посмотрите на картины и скажите, что же такое степь? (Это огромное поле, травянистые равнины, нет лесов, но есть кустарники.) Давайте вспомним, какая зима в степи? (холодная, ветреная). А лето? (Жаркое, сухое, солнечное. Дожди идут редко и мало). Ребята, как вы думаете, здесь много деревьев? (да, нет) А мы сейчас проверим, кто прав. Проведем небольшой опыт.

Опыт:

Вода в степи проливается в виде (дождя) и впитывается куда? (в землю) Растения пьют воду с помощью чего? (корней) Значит, нам нужно полить землю и посмотреть, для каких корней ее будет достаточно. Возьмите контейнеры с землей и полейте ее из стаканчиков водой. (Дожди в степи редкие и быстро испаряются) Возьмите палочки и раскопайте землю. Глубоко пропиталась земля? (нет)

Вспомним, какие у деревьев корни.(глубоко уходят в землю) Дойдет ли до них дождевая вода?(нет)

Вывод:

Деревья в степи расти не могут, им не хватает влаги.

А у травы какой корень? (не глубокий, маленький) Как вы думаете, им хватит воды? (да)

Вывод:

Травы, растущие в степи, способны переносить засуху и быстро восстанавливаются после дождей.

Богат и разнообразен растительный мир наших степей.

Как вы думаете, а в какое время года степь особенно прекрасна? Почему? (Особенно красива степь весной, когда сойдет снег. В это время степь покрывается разноцветными огоньками цветущих растений)

Чего нельзя делать, чтобы не нарушить красоту Донской степи? (Нельзя рвать цветы, потому что можно повредить луковицы и корни растений, и они исчезнут.)

Раз  в степи много травы, то должны быть и животные, жизнь которых связана с травами.

Смотрите:

                               В коричневой шубке зверек:

                               Не ласка, не мышь, не хорек.

                               В защечных мешочках зерна

                               С полей натаскал он сполна.

Кто это? (хомяк) Найдите картинку хомяка, но они у меня не простые, состоят из двух половинок. Юля и Женя, найдите их и соедините (дети находят и прикрепляют к магнитной доске)

Предлагаю поиграть с хомячком.

                                  Хомка – хомка, хомячок,

                                  Полосатенький бочок.

                                  Хомка раненько встает,

                                  Щеки моет, шейку трет.

                                  Подметает хомка хатку

                                  И выходит на зарядку.

                                  Раз, два, три, четыре, пять!

                                  Хомка хочет сильным стать!

(делаем движения соответственно тексту)

Убежал наш хомячок. А за ним, смотрите?

                                    Выходя из норки в степь

                                    Будет столбиком стоять

                                    И прерывисто свистеть,

                                    На заре весну встречать.

Кто это? (суслик) Ваня и Даша найдите половинки картинки и покажите нам суслика. Молодцы. А что говорят про суслика?( Если он вылез из норки и засвистел, значит пришла весна.)

                                     А это кто, две пары ног имеет,

                                     В норке целый день он спит.

                                     Солнце сядет и стемнеет…

                                     Он охотиться идет. (тушканчик)

А кто такой тушканчик? (Его называют земляным зайцем, потому что он похож на зайца. А «земляной» - живет под землей и только по ночам выходит из норы пастись и бегать.) Степа и Ксюша, покажите нам тушканчика.

Всех их называют грызунами, тат как питаются травой и семенами, живут в норах под землей. Потому что нора надежное убежище от хищников, и в ней не жарко летом, и тепло зимой.

Живет в степи и более крупное животное. А какое, вы узнаете, сложив пазлы.(дети складывают и получается картинка сайгака)

Ребята, что знаете об этом животном? ( У него длинные рога, которые помогают защищаться от врагов. Нос похож на маленький хобот, который зимой согревает холодный воздух, а летом - очищает от пыли, чтобы дышать чистым воздухом.) Какие вы молодцы! Еще каких степных животных вы знаете?(ушастый еж, заяц-русак, степная лиса, волк  т.д.)

Ребята, а хотите узнать, как общаются степные животные? (да)

Превращаю вас в степных зверей.

                                      Влево, вправо повернись

                                      И в зверей все превратись.

(игра проводится под музыку « В мире животных»)

Приветствовать будем жестами.

Встаньте парами по кругу и поздоровайтесь друг с другом (трутся носиками)

Спросите, как дела? (соединяют ладони)

Общих друзей не встречали? (трутся спинами)Нет? Да? (мотают головой)

Вы рады друг другу? (обнимаются)

                                         Влево, вправо повернись

                                         И в ребят все превратись.

Понравилось вам быть «зверятами»? (да)

А какие отличительные признаки зверей вы знаете? (У них четыре лапы, тело покрыто шерстью; есть жилище, где выращивают детенышей)

В последнее время всех животных степей стало гораздо меньше. Что надо сделать, чтобы они не исчезли совсем? (Беречь. Охранять. Занести в Красную книгу.) Правильно. А кого мы заносим в Красную книгу? (редких животных, птиц, цветы степей)

Какие вы все молодцы! Хочу на память о нашей встрече подарить « кусочек степи».(раздаю степные пейзажи) А какого зверька хотите «поселить», выберите сами.(дети берут любую картинку со степным животным)

До свидания, ребята! До следующей встречи!

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности «Знакомство с птицами родного края».Средний дошкольный возраст.

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности«Знакомство с птицами родного края».(Средний дошкольный возраст)...

На просторах Донских много разных народов живет!

Донская земля богата не только своими бескрайними просторами степей, лесов, полей, рек. Одно из главных богатств нашего края – это его народ, который представлен, множеством национальностей, их ...

Самообразование "Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения к природному миру родного края" средняя группа

Последнее десятилетие на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля, так как мы стали брать от природы все, что нам необходи...

Методическая разработка дидактической игры, направленная на изучение растений и животных Белгородского края. (средний и старший возраст)

Методическая разработка дидактической игры, направленная на изучение растений и животных Белгородского края.(средний и старший возраст)Автор: Мысливченко А.А., воспитатель МАДОУ «ЦРР Д...

Конспект занятия "Степные просторы края родного"

Занятие «Степные просторы края родного»Цель: Знакомство детей с разнообразием природного мира степи (на примере Стрелецкой степи, заповедника им. В.В. Алёхина )Задачи: Расширять представле...

Степные просторы Донского края

Воспитание нравственно- патреотическое воспитание...