Степные просторы Донского края
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект
нод по региональному компоненту
«Степные просторы Донского края»
Средняя группа «Жемчужинка»
Цель: совершенствовать формированию у детей представления о растительной и животной среде родного края.
Задачи:
Обучающие:
-Формировать представления об особенностях степной зоны и обобщить их.
- Закреплять знания о животных степной полосы.
- Учить сравнивать, обобщать, отвечать на вопросы.
- Активировать и пополнять словарный запас детей.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление при решении проблемных
ситуаций.
-Развивать познавательно – исследовательские умения (ставить цель, выдвигать гипотезы).
- Развивать внимание, наблюдательность, память.
- Развивать связную речь.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное, чуткое отношение к природе родного края.
-Умение видеть и понимать красоту в окружающем.
-Воспитывать бережное отношение к братьям нашим меньшим.
-Доброжелательное отношение друг к другу.
-Воспитывать умение слушать.
Демонстрационный материал: картины степных зон в разное время года, картинки животных степей, пазлы ,венок для «феи», карточки-лото для детей в подарок, контейнеры с землей, палочки, стаканчики с водой.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Дети заняты игровой деятельностью. Вдруг раздается музыка и появляется степная фея. Здравствуйте, ребята! Я, фея степей. Хочу пригласить вас в свои владения. (делаем движения соответственно тексту)
Крепко за руки возьмемся
И зайдем в зеленый дом.
Дом открыт со всех сторон,
Чудеса увидишь в нем.
Как вы думаете, что это за дом? (степь)
Посмотрите на картины и скажите, что же такое степь? ( Это огромное поле, травянистые равнины, нет лесов, но есть кустарники.) Давайте вспомним, какая зима в степи? (холодная, ветреная). А лето?( Жаркое, сухое, солнечное. Дожди идут редко и мало.) Ребята, как вы думаете, здесь много деревьев?(да, нет) А мы сейчас проверим, кто прав. Проведем небольшой опыт.
Опыт:
Вода в степи проливается в виде(дождя) и впитывается куда?( в землю) Растения пьют воду с помощью чего?(корней) Значит, нам нужно полить землю и посмотреть, для каких корней ее будет достаточно. Возьмите контейнеры с землей и полейте ее из стаканчиков водой.( Дожди в степи редкие и быстро испаряются) Возьмите палочки и раскопайте землю. Глубоко пропиталась земля?(нет)
Вспомним, какие у деревьев корни.(глубоко уходят в землю) Дойдет ли до них дождевая вода?(нет)
Вывод:
Деревья в степи расти не могут, им не хватает влаги.
А у травы какой корень?(не глубокий, маленький) Как вы думаете, им хватит воды?(да)
Вывод:
Травы, растущие в степи, способны переносить засуху и быстро восстанавливаются после дождей.
Богат и разнообразен растительный мир наших степей.
Как вы думаете, а в какое время года степь особенно прекрасна? Почему?(Особенно красива степь весной, когда сойдет снег. В это время степь покрывается разноцветными огоньками цветущих растений.)
Чего нельзя делать, чтобы не нарушить красоту Донской степи?(Нельзя рвать цветы, потому что можно повредить луковицы и корни растений, и они исчезнут.)
Раз в степи много травы, то должны быть и животные, жизнь которых связана с травами.
Смотрите:
В коричневой шубке зверек:
Не ласка, не мышь, не хорек.
В защечных мешочках зерна
С полей натаскал он сполна.
Кто это? (хомяк) Найдите картинку хомяка, но они у меня не простые, состоят из двух половинок. Юля и Женя, найдите их и соедините. (дети находят и прикрепляют к магнитной доске)
Предлагаю поиграть с хомячком.
Хомка – хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щеки моет, шейку трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать!
(делаем движения соответственно тексту)
Убежал наш хомячок. А за ним, смотрите?
Выходя из норки в степь
Будет столбиком стоять
И прерывисто свистеть,
На заре весну встречать.
Кто это? (суслик) Ваня и Даша найдите половинки картинки и покажите нам суслика. Молодцы. А что говорят про суслика?( Если он вылез из норки и засвистел, значит пришла весна.)
А это кто, две пары ног имеет,
В норке целый день он спит.
Солнце сядет и стемнеет…
Он охотиться идет. (тушканчик)
А кто такой тушканчик? ( Его называют земляным зайцем, потому что он похож на зайца. А «земляной» - живет под землей и только по ночам выходит из норы пастись и бегать.) Степа и Ксюша, покажите нам тушканчика.
Всех их называют грызунами, тат как питаются травой и семенами, живут в норах под землей. Потому что нора надежное убежище от хищников, и в ней не жарко летом, и тепло зимой.
Живет в степи и более крупное животное. А какое, вы узнаете, сложив пазлы.(дети складывают и получается картинка сайгака)
Ребята, что знаете об этом животном? ( У него длинные рога, которые помогают защищаться от врагов. Нос похож на маленький хобот, который зимой согревает холодный воздух, а летом- очищает от пыли, чтобы дышать чистым воздухом.) Какие вы молодцы! Еще каких степных животных вы знаете?(ушастый еж, заяц-русак, степная лиса, волк т.д.)
Ребята, а хотите узнать, как общаются степные животные?(да)
Превращаю вас в степных зверей.
Влево, вправо повернись
И в зверей все превратись.
(игра проводится под музыку « В мире животных»)
Приветствовать будем жестами.
Встаньте парами по кругу и поздоровайтесь друг с другом.(трутся носиками)
Спросите, как дела?( соединяют ладони)
Общих друзей не встречали?( трутся спинами)Нет? Да? (мотают головой)
Вы рады друг другу?(обнимаются)
Влево, вправо повернись
И в ребят все превратись.
Понравилось вам быть зверятами? (да)
А какие отличительные признаки зверей вы знаете?( У них четыре лапы, тело покрыто шерстью; есть жилище, где выращивают детенышей)
В последнее время всех животных степей стало гораздо меньше. Что надо сделать, чтобы они не исчезли совсем? (Беречь. Охранять. Занести в Красную книгу.) Правильно. А кого мы заносим в Красную книгу? (редких животных, птиц, цветы степей)
Какие вы все молодцы! Хочу на память о нашей встрече подарить « кусочек степи».(раздаю степные пейзажи) А какого зверька хотите «поселить», выберите сами.(дети берут любую картинку со степным животным)
До свидания, ребята! До следующей встречи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система деятельности по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края. Тема: «Родной свой край люби и знай»
Данный материал направлен на знакомство детей со своим родным, Донским краем, в старшей группе детского сада.Цель моей деятельности – воспитание у детей патриотических чувств, любви и...

Конспект открытой НОД по ознакомлению с природой в средней группе на тему: «Крым степной – ты лучший край, наш дом родной!»
Цель: Систематизировать знания детей о России, о малой родине- Республике Крым. Расширять знания детей о растительном и животном мире Крымской степи, о заповеднике «Лебяжьи острова». Задачи...

На просторах Донских много разных народов живет!
Донская земля богата не только своими бескрайними просторами степей, лесов, полей, рек. Одно из главных богатств нашего края – это его народ, который представлен, множеством национальностей, их ...
Конспект по ознакомлению детей с природой Донского края Тема: «Донская аптека».
Цель: Создать условия для ознакомления детей с лекарственными растениями Донского края.Задачи:Познакомить детей с растениями: чабрец, подорожник, крапива, одуванчик, ромашка; их внешним видо...

ПРОЕКТ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ ДОНСКОГО КРАЯ «ЛЮБЛЮ ТЕБЯ Я КРАЙ ДОНСКОЙ» (средняя группа)
ПРОЕКТ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ ДОНСКОГО КРАЯ«ЛЮБЛЮ ТЕБЯ Я КРАЙ ДОНСКОЙ»(средняя группа)...

Конспект занятия "Степные просторы края родного"
Занятие «Степные просторы края родного»Цель: Знакомство детей с разнообразием природного мира степи (на примере Стрелецкой степи, заповедника им. В.В. Алёхина )Задачи: Расширять представле...

«Степные просторы Донского края» средний возраст
ПЛАН-КОНСПЕКТ НОДпо теме курса повышения квалификации«Инновационные подходы к педагогическому процессу в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС» «Степн...
