Степные просторы Донского края
план-конспект занятия (старшая группа)

Гнутова Лилия Викторовна

Воспитание нравственно- патреотическое воспитание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_ekologiya.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

нод по региональному компоненту

«Степные просторы Донского края»

Средняя группа «Жемчужинка»

 

       

         

           

                                                             

                                                                                         

Цель: совершенствовать формированию  у детей  представления о растительной и животной среде родного края.

Задачи:

Обучающие:

-Формировать представления об особенностях степной зоны и обобщить их.

- Закреплять знания о животных степной полосы.

- Учить сравнивать, обобщать, отвечать на вопросы.

- Активировать и пополнять словарный запас детей.

Развивающие:

- Развивать логическое мышление при решении проблемных

ситуаций.

-Развивать познавательно – исследовательские умения (ставить цель, выдвигать гипотезы).

- Развивать внимание, наблюдательность, память.

- Развивать связную речь.

Воспитательные:

- Воспитывать бережное, чуткое отношение к природе родного края.

-Умение видеть и понимать красоту в окружающем.

-Воспитывать бережное отношение к братьям нашим меньшим.

-Доброжелательное отношение друг к другу.

-Воспитывать умение слушать.

Демонстрационный материал: картины степных зон в разное время года, картинки животных степей, пазлы ,венок для «феи», карточки-лото для детей в подарок, контейнеры с землей, палочки, стаканчики с водой.

 

 

                                           

                                                         

       

          Ход  непосредственно образовательной деятельности.

Дети заняты игровой деятельностью. Вдруг раздается музыка и появляется степная фея. Здравствуйте, ребята!  Я, фея степей. Хочу пригласить вас в свои владения. (делаем движения соответственно тексту)

                                      Крепко за руки возьмемся

                                      И зайдем в зеленый дом.

                                      Дом открыт со всех сторон,

                                      Чудеса увидишь в нем.

Как вы думаете, что это за дом? (степь)

Посмотрите на картины и скажите, что же такое степь? ( Это огромное поле, травянистые равнины, нет лесов, но есть кустарники.) Давайте вспомним, какая зима в степи? (холодная, ветреная). А лето?( Жаркое, сухое, солнечное. Дожди идут редко и мало.) Ребята, как вы думаете, здесь много деревьев?(да, нет) А мы сейчас проверим, кто прав. Проведем небольшой опыт.

Опыт:

Вода в степи проливается в виде(дождя) и впитывается куда?( в землю) Растения пьют воду с помощью чего?(корней) Значит, нам нужно полить землю и посмотреть, для каких корней ее будет достаточно. Возьмите контейнеры с землей и полейте ее из стаканчиков водой.( Дожди в степи редкие и быстро испаряются) Возьмите палочки и раскопайте землю. Глубоко пропиталась земля?(нет)

Вспомним, какие у деревьев корни.(глубоко уходят в землю) Дойдет ли до них дождевая вода?(нет)

Вывод:

Деревья в степи расти не могут, им не хватает влаги.

А у травы какой корень?(не глубокий, маленький) Как вы думаете, им хватит воды?(да)

Вывод:

Травы, растущие в степи, способны переносить засуху и быстро восстанавливаются после дождей.

Богат и разнообразен растительный мир наших степей.

Как вы думаете, а в какое время года степь особенно прекрасна? Почему?(Особенно красива степь весной, когда сойдет снег. В это время степь покрывается разноцветными огоньками цветущих растений.)

Чего нельзя делать, чтобы не нарушить красоту Донской степи?(Нельзя рвать цветы, потому что можно повредить луковицы и корни растений, и они исчезнут.)

Раз  в степи много травы, то должны быть и животные, жизнь которых связана с травами.

Смотрите:

                               В коричневой шубке зверек:

                               Не ласка, не мышь, не хорек.

                               В защечных мешочках зерна

                               С полей натаскал он сполна.

Кто это? (хомяк) Найдите картинку хомяка, но они у меня не простые, состоят из двух половинок. Юля и Женя, найдите их и соедините. (дети находят и прикрепляют к магнитной доске)

Предлагаю поиграть с хомячком.

                                  Хомка – хомка, хомячок,

                                  Полосатенький бочок.

                                  Хомка раненько встает,

                                  Щеки моет, шейку трет.

                                  Подметает хомка хатку

                                  И выходит на зарядку.

                                  Раз, два, три, четыре, пять!

                                  Хомка хочет сильным стать!

(делаем движения соответственно тексту)

Убежал наш хомячок. А за ним, смотрите?

                                    Выходя из норки в степь

                                    Будет столбиком стоять

                                    И прерывисто свистеть,

                                    На заре весну встречать.

Кто это? (суслик) Ваня и Даша найдите половинки картинки и покажите нам суслика. Молодцы. А что говорят про суслика?( Если он вылез из норки и засвистел, значит пришла весна.)

                                     А это кто, две пары ног имеет,

                                     В норке целый день он спит.

                                     Солнце сядет и стемнеет…

                                     Он охотиться идет. (тушканчик)

А кто такой тушканчик? ( Его называют земляным зайцем, потому что он похож на зайца. А «земляной» - живет под землей и только по ночам выходит из норы пастись и бегать.) Степа и Ксюша, покажите нам тушканчика.

Всех их называют грызунами, тат как питаются травой и семенами, живут в норах под землей. Потому что нора надежное убежище от хищников, и в ней не жарко летом, и тепло зимой.

Живет в степи и более крупное животное. А какое, вы узнаете, сложив пазлы.(дети складывают и получается картинка сайгака)

Ребята, что знаете об этом животном? ( У него длинные рога, которые помогают защищаться от врагов. Нос похож на маленький хобот, который зимой согревает холодный воздух, а летом- очищает от пыли, чтобы дышать чистым воздухом.) Какие вы молодцы! Еще каких степных животных вы знаете?(ушастый еж, заяц-русак, степная лиса, волк  т.д.)

Ребята, а хотите узнать, как общаются степные животные?(да)

Превращаю вас в степных зверей.

                                      Влево, вправо повернись

                                      И в зверей все превратись.

(игра проводится под музыку « В мире животных»)

Приветствовать будем жестами.

Встаньте парами по кругу и поздоровайтесь друг с другом.(трутся носиками)

Спросите, как дела?( соединяют ладони)

Общих друзей не встречали?( трутся спинами)Нет? Да? (мотают головой)

Вы рады друг другу?(обнимаются)

                                         Влево, вправо повернись

                                         И в ребят все превратись.

Понравилось вам быть зверятами? (да)

А какие отличительные признаки зверей вы знаете?( У них четыре лапы, тело покрыто шерстью; есть жилище, где выращивают детенышей)

В последнее время всех животных степей стало гораздо меньше. Что надо сделать, чтобы они не исчезли совсем? (Беречь. Охранять. Занести в Красную книгу.) Правильно. А кого мы заносим в Красную книгу? (редких животных, птиц, цветы степей)

Какие вы все молодцы! Хочу на память о нашей встрече подарить « кусочек степи».(раздаю степные пейзажи) А какого зверька хотите «поселить», выберите сами.(дети берут любую картинку со степным животным)

До свидания, ребята! До следующей встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система деятельности по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края. Тема: «Родной свой край люби и знай»

Данный материал направлен на знакомство  детей со своим родным, Донским краем, в старшей группе детского сада.Цель моей деятельности – воспитание у детей патриотических чувств, любви и...

Конспект открытой НОД по ознакомлению с природой в средней группе на тему: «Крым степной – ты лучший край, наш дом родной!»

Цель: Систематизировать знания детей о России, о малой родине- Республике Крым. Расширять знания детей о растительном и животном мире Крымской степи, о заповеднике «Лебяжьи острова». Задачи...

На просторах Донских много разных народов живет!

Донская земля богата не только своими бескрайними просторами степей, лесов, полей, рек. Одно из главных богатств нашего края – это его народ, который представлен, множеством национальностей, их ...

Конспект по ознакомлению детей с природой Донского края Тема: «Донская аптека».

Цель: Создать условия для ознакомления детей с лекарственными растениями Донского края.Задачи:Познакомить детей с растениями: чабрец, подорожник, крапива, одуванчик, ромашка; их внешним видо...

ПРОЕКТ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ ДОНСКОГО КРАЯ «ЛЮБЛЮ ТЕБЯ Я КРАЙ ДОНСКОЙ» (средняя группа)

ПРОЕКТ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ ДОНСКОГО КРАЯ«ЛЮБЛЮ ТЕБЯ Я КРАЙ ДОНСКОЙ»(средняя группа)...

Конспект занятия "Степные просторы края родного"

Занятие «Степные просторы края родного»Цель: Знакомство детей с разнообразием природного мира степи (на примере Стрелецкой степи, заповедника им. В.В. Алёхина )Задачи: Расширять представле...

«Степные просторы Донского края» средний возраст

ПЛАН-КОНСПЕКТ НОДпо теме курса повышения квалификации«Инновационные подходы к педагогическому процессу в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС» «Степн...