Главные вкладки

    Конспект по ознакомлению детей с природой Донского края Тема: «Донская аптека».
    план-конспект занятия (старшая группа)

    Цель: Создать условия для ознакомления детей с лекарственными растениями Донского края.

    Задачи:

    Познакомить детей с растениями: чабрец, подорожник, крапива, одуванчик, ромашка; их внешним видом, значением в нашей жизни, посредствам включения детей в беседу и игровую ситуацию.

    Способствовать развитию мышления, памяти, внимания, используя иллюстративный материал и давая характеристику каждому растению.

    Воспитывать интерес и внимательное отношение к растениям, посредствам ознакомления с их особыми лечебными свойствами.

    Предполагаемый результат:

    Узнавание детьми растений по внешнему виду.

    Умение детей описать растение по внешнему виду.

    Знания детей о лечебных свойствах растений.

     

    Ход занятия:

     

    Воспитатель: Ребята, сегодня утром сорока принесла нам это письмо! Хотите узнать, кто нам его прислал? (да)

    Послушайте Они бывают разные:

    загадку. Если вы её разгадаете, то поймёте от кого оно:

    Полезные, опасные,

    Красивые, пахучие.

    С листьями, колючие.

    Лекарства заменяют

    И лакомством бывают,

    И чаем нас напоят,

    И даже дом построят,

    Земли они творенья

    Зовём мы их… (растения)

    Воспитатель:  Ребята, а что мы называем растениями? (травы, кусты, цветы, деревья)

    - Где мы можем встретить много различных растений? (в лесу, в парке, в огороде, степи).

    -В каком краю мы с вами живем? (Донском)

    - А кто из вас знает основные природные зоны Донского края? (степь, лес)

    Воспитатель: Степь – это сообщество растений и животных. В степи растет множество различных трав высоких и пониже.

    ( слышится плач – появляется лисичка, держится за колено).

    Воспитатель: Здравствуй, лисонька, что случилось?

    Лиса: Я играла с зайчишкой в догонялки, упала и поранила коленку. Ой-ой-ой, больно!

    Воспитатель: Ребята, что делать? (нужно помочь лисичке).  – Что мы будем делать, как лечить ранку? (помазать йодом)

    — Молодцы, ребята! Сейчас найдём йод в нашей аптечке и полечим лисичку.

    Лиса: Нет! Я боюсь йода, он жжется! Моя мама-лиса мои ранки лечит травкой   и листиками.

    Воспитатель: Это что же за травка и листики такие?

    Лиса: А вы попробуйте, догадайтесь!

    Вдоль дорожек его встретишь,

    Ранки, ссадины излечишь.

    Сорвёшь листочек осторожно,

    Кто нас лечит? (подорожник) – показ картинки

    Воспитатель: Ребята, кто из вас пользовался подорожником? (ответы детей)

    Сейчас у нас какое время года? (весна) . Мы можем найти подорожник весной ? Я шла в д/с и нашла это растение. Посмотрите вот оно.

     Подорожник люди использовали с давних времён как кровеостанавливающее, ранозаживляющее средство.

    Воспитатель рассматривает с детьми лист: темно-зеленого цвета, широкий округлый гладкий лист с выраженными продольными жилками. А вот как выглядит все растение на картинке. Широкие округлые листья собраны в розетку с прожилками зеленоватым колоском на тонких стебельках. 

    Воспитатель: Садись лисичка, сейчас мы полечим твое колено. (воспитатель прикладывает лист к коленке и с помощью детей бинтует его)

    Воспитатель гладит лисичку, лисичка благодарит детей.

    Воспитатель: Лисонька, какая у тебя шёрстка мягкая и блестящая.

    Лиса: Хотите узнать, что помогает моей шёрстке быть такой красивой? (да). – Угадайте:

    Растёт зелёною стеной,

    Её обходят стороной.

    Колючая и злая дива,

    А зовут траву?…  Крапива (Показ картинки)

    Воспитатель: Да, людям есть, за что благодарить лекарственное растение – крапиву. В ней есть вещества, убивающие микробов, а отвар крапивы укрепляет волосы.

    Воспитатель: Рассмотрите на картинке крапиву: Травянистое растение. Листья с зубчатыми краям. Листья растения, как и стебли, часто покрыты жгучими волосками. Цветки мелкие, с колосками.

    Воспитатель: Кто запомнил название этого растения? (крапива)

    Лиса: Кто угадает моё любимое лекарственное растение? Оно такого же золотистого цвета, как моя шубка.

    Лисичка читает стихотворение:

    «На зеленой хрупкой ножке
    Вырос шарик у дорожки.
    Ветерочек прошуршал
    и развеял этот шар.»

    Воспитатель: Мне кажется, лисонька, я догадалась. А вы, ребята, знаете это растение? (одуванчик)

    Показ картинки и рассматривание одуванчика.

    Воспитатель: Листья у одуванчика продолговатые, глубоко надрезанные голые собраны в прикорневую розетку.

    Цветки с лепестками, похожими на язычок золотисто-желтого цвета. Плоды похожи на маленькие парашюты серого цвета.

    Лиса: Когда у меня плохой аппетит, мама-лиса делает мне салат из листиков одуванчика.

    Воспитатель: Значит, одуванчик тоже лекарственное растение. Он помогает улучшить аппетит.

    Лиса: Послушайте загадку о другом лекарственном растении

    Стоят в поле сестрички:

    Желтый глазок, белые реснички. (ромашки) – показ картинки.

    Воспитатель: Стебель у ромашки высокий, сильно ветвистый. Листья рассечённые. Цветки белые с желтыми серединками.

     

    Воспитатель: Отваром ромашки полощут горло, когда оно болит. Кому мама уже делала такой отвар? (ответы детей)

    Лиса: Моя мама таким отваром меня тоже поила.

    Воспитатель: Да, природа подарила нам много лечебных трав. Многие из них мы видели каждый день, но не знали, что они – лекарства от разных болезней.

    Кто может назвать и показать лекарственные растения, с которыми мы сегодня познакомились? (подорожник, крапива, одуванчик, ромашка)

    Спасибо, лисонька, за интересный рассказ. Теперь мы не только знаем лекарственные травы, но и умеем ими пользоваться.

    Лиса: Ребята, а я хочу проверить, как вы запомнили лечебные растения. Хотите со мной поиграть?

    Игра называется «Беги к растению»

    Кто хочет быть растениями?

    Каким растением ты хочешь быть? А ты? И т.д. (раздает шапочки)

    «Растения» - дети наши растут в степи, а остальные дети пошли гулять в степь. Под музыку дети гуляют по залу. С окончанием музыки лисичка хлопает в ладоши и говорит: «Раз, два, три к ромашке… беги» и т.д. Дети находят растение и становятся в кружок (игра повторяется несколько раз)

    Дети могут поменяться местами и игра повторяется.

    Лиса: Мне пора к мамочке. На прощание хочу угостить вас  лесным чаем. Я купила лекарственную травку – чабрец, в лесной аптеке (даёт коробку) посмотрите здесь нарисована еще одна лечебная травка. Я заварила для вас чай. Мама всегда на ночь заваривает мне ароматный чай. В нем много витамин и всяких полезных веществ. Он применятся при лечении простудных заболеваний. Попробуйте, вам понравится. До свидания. Не болейте.

    (Дети благодарят лисичку за угощение и прощаются).

    Воспитатель:   Предлагаю вам выпить чай из чабреца и угостить им всех наших гостей. (Заваривание чая, чаепитие).

     

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опытом на тему: "Ознакомление детей с природой родного края".

    Обобщение опытом на тему: «Ознакомление детей с природой родного края.» Составила Фендель Галина Николаевна, воспитатель Iкв. категории, МДОУ «Детский сад №29» Каширский район д. Каменка. На зан...

    Проект По ознакомлению детей с природой родного края, формированию у них предпосылок экологического сознания. Старшая группа.

    Формирование у детей познавательного интереса к природе родного края, предпосылок экологического сознания, организация художественно-продуктивной и творческой деятельности, создание в груп...

    «Значение экскурсий в ознакомлении детей с природой местного края» выступление на заседании педагогического совета

    Экскурсия — один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсий ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как человек преоб...

    Педагогический опыт по экологическому воспитанию на тему: «Ознакомление детей с природой родного края».

    Педагогический опыт по экологическому воспитаниюна тему: «Ознакомление детей с   природой  родного края»....

    Анализ работы по ознакомлению детей с природой родного края. (подготовительная группа)

    Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Каждый че...

    Цикл бесед по ознакомлению детей с природой родного края, его коренными жителями.

    Беседы для детей старшего дошкольного возраста с целью формирования представлений о коренных народах Севера, их традициях....

    тема: «Ознакомление детей с природой родного края»

    . Воспитание гуманных чувств детей в процессе ознакомления с природой. Расширять знания детей о природе родного края, знакомить с ее разнообразием, животным и уникальным растительным миром, форми...