Проект "Северная выпечка"
проект (средняя группа)

Пуканова Наталья Валерьевна

Цель проекта – дать представление о выпечке характерной для поморской земли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_severnaya_vypechka.docx33.04 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта проекта.

Полное название проекта: «Северная выпечка».

Авторы проекта: воспитатели МБДОУ № 154 «Колобок».

Пуканова Наталья Валерьевна.

Продолжительность проекта: 2 месяца.

Срок реализации: февраль – март.

Тип проекта: познавательно-творческий, групповой, детско-родительский.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители, музыкальный работник.

Возраст детей: 4- 5 лет.


Актуальность:

  Одной из составляющих духовной культуры людей является любовь к своей Малой родине, любить свою Родину - это значит знать свою историю. Одна из составляющих историй любого народа - это его национальная кухня. Значимое место в северной национальной  кухне отводится выпечке.

Данный проект рассчитан на детей среднего дошкольного возраста. Он охватывает знания и формирует умения в различных предметных областях: ознакомление с окружающим миром, изобразительная деятельность, ознакомление с художественной литературой.

 Проект призван побудить детей к размышлениям, учить сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения. Проект дает возможность детям приобрести навыки первоначальной, элементарной исследовательской деятельности

Проблема:

Как правило, наши дети не знают поморские обычаи, а в частности какая же выпечка характерна для нашей поморской земли. Поэтому, нам хочется в доступной игровой форме донести до детей традиции русской  северной кухни, а в особенности традиции изготовления  выпечных изделий.  Познакомить детей с процессом изготовления северных калачей, плюшек, шанег и т.д. привлекать детей  к изготовлению хлебобулочных изделий.

        

Цель – дать представление о выпечке характерной для поморской земли.

Задачи:

        

Для детей:

  • Образовательные:

- Знакомить детей с историей выращивания хлеба;

- Расширять представления детей о северных изделиях из муки;

- Расширять и активизировать словарь детей, упражнять в словообразовании.

-Расширять творческие способности;

  • Развивающие:

- Развивать коммуникативное поведение детей в трудовой деятельности, основываясь на истории северных обычаев.

- Формировать  представление о свойствах муки, тесто.

  • Воспитательные:

- Воспитывать любовь к Малой Родине.

- Содействовать создания атмосферы дружелюбия и эмоционально положительного настроя у детей;

Для родителей:

- Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;

- Развитие совместного творчества родителей и детей;

- Развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;

- Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

Для педагогов:

- Развитие творческого потенциала ребенка;

- Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.

Форма проведения итогового мероприятия проекта: чаепитие, создание книги" Мамины рецепты"

Продукты проекта:

Для детей: поделка из «мукосолек», занятия, беседы, рассматривание иллюстраций, приобретение необходимых знаний и представление о поморской выпечке, осознанное отношение детей к ценности хлеба, умение решать предложенные задачи в совместной деятельности; овладение детьми необходимыми коммуникативными умениями и навыками взаимодействия со взрослыми и детьми, стремление детей проявлять любознательность.

Для педагогов: реализация основной цели проекта, её полное отражение в проекте, систематизация знаний детей о поморской выпечке.

Для родителей: приготовление северных выпечек, сбор рецептов любимой выпечки, установление эмоционального контакта с детьми, продуктивное взаимодействие родителей с детьми в процессе совместной деятельности.


Краткое содержание проекта:

Знакомство с выпечкой  проводили поэтапно.

Этапы проекта:

  1. Подготовительный:

- Вызвать интерес детей и родителей к выбранной теме проекта через беседы с ними;

- Рассматривание иллюстраций поморской выпечки;

- Оформление книжного уголка в группе по теме;

- Оформление уголка для родителей по русским народным сказкам и пословицам о видах поморской выпечке;

- Подбор наглядно-дидактического материала;

  1. Основной:

- Реализация плана проекта с детьми, родителями, педагогами;

- Беседа с детьми о хлебобулочных изделиях Поморья;

- Беседа о традициях северной кухни;

- Как растет пшеница и рожь (беседа, презентация);

- Подборка стихов, загадок пословиц, рассказов о хлебе;

- Сюжетно-ролевая игра «Пекарь»;

- Художественно-продуктивная деятельность («Козули»);

- Лепка «Северные калачи» (пластилин);

- Театрализованная игра «Поморские посиделки»;

- Лепка «Северные калачи» («мукосолька»);

- Совместное приготовление теста;

  1. Заключительный:

-подведение итогов проектной деятельности;

-представление материалов проекта на педсовете;

-изготовление кулинарной книги «Мамины рецепты»;

-Чаепитие с родителями;

Ожидаемые результаты проекта:

- Развитие творческой активности детей;

- Овладение детьми необходимыми коммуникативными умениями и навыками взаимодействия со взрослыми и детьми;

-Стремление детей проявлять любознательность (познавательная,

поисковая, творческая, игровая);


Перспективное планирование

Мероприятия

Задачи

Содержание

Методы и приёмы

Ответственный

февраль

1.

Хлебобулочные изделия Поморья.

- Активизировать словарь детей (колос, рожь, комбайн, сеялка);

- Учить составлять рассказ по картинкам, передавая свои наблюдения;

- Беседа с детьми;

- Рассматривание иллюстраций, альбомов;

2.

Традиции северной кухни.

- Обогатить словарь детей народными частушками, загадками, считалками;

- Воспитывать любознательность интерес к истории;

- Беседа;

- Презентация «Северная кухня»;

3.

Как растет пшеница и рожь

- Уточнить представление детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом;

- Беседа;

- Презентация;

- Просмотр диафильма «От зерна до каравая»;

Мероприятия

Задачи

Содержание

Методы и приёмы

Ответственный

март

1.

«Игры»

- Расширять знания детей о труде работников пекарни;

- Формировать умение детей объединяться в игре, уметь договариваться между собой;

- Учить творчески отражать в игре полученные знания;

- Сюжетно-ролевая игра «Пекарня», «Магазин. Хлеб»;

2.

Художественно-продуктивная деятельность

- Формировать навыки изображения колосков и хлебобулочных изделий;

- Рассматривание иллюстраций;

- Показ приёмов рисования;

- Анализ деятельности;

4.

Театрализованная игра «Поморские посиделки»

5.

Лепка «Северные калачи» («мукосолька»)

- Упражнять в лепке различные хлебобулочные изделия (пряники, козули, кренделя);

- Рассматривание иллюстраций;

- Показ приёмов лепки;

- Анализировать свою работу;

6.

Совместное приготовление теста

- Познакомить детей с новым материалом (тесто);

- Рассматривание иллюстраций;

- Показ приёмов приготовления теста;

- Анализировать свою работу;

7.

Итоговое мероприятие совместно с родителями «Мамины рецепты»

- Создание книги любимых рецептов совместно с родителями

- Беседа;

- Показ презентации детей в проекте;


Список литературы:

  1. «Хлеб - всему голова» [сайт] – URL: www.kraushka.ru (сайт посвящен хлебу, его видам и способам выпечки, описаны также и другие хлебобулочные изделия: печенье, ватрушки, кексы, куличи, вафли и т.д.)
  2. Алмазов, Б. А. Наш хлеб: научно-художественная книга / рис. и оформл. Д. Плаксина. – Л.: Детская литература, 1985. – 207 с., ил.
  3. Давыдова, М.А. Сценарии музыкальных календарных и фольклорных праздников [Текст]/М.А. Давыдова. - Москва: Вако, 2007.-64с.
  4. Ежикова, Т.А. В гости праздник к нам пришёл [Текст]// Т.А. Ежикова, Т.Я. Кляйн.- Волгоград: Учитель, 2001.-46с.
  5. Митяев, А. «Ржаной хлебушко – калачу дедушка»/А. Митяев.- М.: Детская литература, 1990.-15с.
  6. Ожегов, С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений [Текст]/ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.- М.: Азбуковник, 2001.- 940с.
  7. Подшибякина, С.Ю. Хоровод круглый год /С.Ю. Подшибякина.- Волгоград: Учитель, 2004.-48с.
  8. Пословицы русского народа: сборник В. Даля: в 2-х т. Т.2/послесл. В. Аникина; худож. Г. Клодт.-М.: Художественная литература, 1989.-447с., ил.
  9. Смирнова, Н.С. Красна изба …/ Н.С. Смирнова, М.В Тихонова.- Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2000.-48с.
  10. Хлеб //Что такое? Кто такой: в 3-х т. Т.3/ред. С.П. Алексеев, А.Г. Алексин. В.Г. Болтянский и др.-4-е изд., прераб.-М.: Современная педагогика, 2001.-С.236-238
  11. Хлеб - всему голова [страница сайта]//Кулинарный Эдем. Рай для гурмана:.- – URL:httpHYPERLINK "http://www.kedem.ru/history/20090114-bread/"://HYPERLINK"http://www.kedem.ru/history/20090114-bread/"wwwHYPERLINK"http://www.kedem.ru/history/20090114-bread/".HYPERLINK"http://www.kedem.ru/history/20090114-bread/"kedemHYPERLINK "http://www.kedem.ru/history/20090114-bread/".HYPERLINK "http://www.kedem.ru/history/20090114-bread/"ruHYPERLINK "http://www.kedem.ru/history/20090114-bread/"/HYPERLINK "http://www.kedem.ru/history/20090114-bread/"historyHYPERLINK "http://www.kedem.ru/history/20090114-bread/"/20090114-HYPERLINK "http://www.kedem.ru/history/20090114-bread/"breadHYPERLINK "http://www.kedem.ru/history/20090114-bread/"/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей "Сладкая выпечка"

Вкусное печенье можно испечь и украсить вместе с ребёнком....

Совместная деятельность взрослого и детей: выпечка весеннего печенья «жаворонки»

В конспекте содержится материал по знакомству детей с традицией выпечки птиц из теста ко дню весеннего равноденствия....

Презентация "Обрядовая выпечка"

Показан опыт работы с детьми с народными традициями - обрядовая выпечка жаворонков и тетерок....

Участие детей нашей группы в конкурсе "Выпечка печенья"

Тема: Выпечка печенья по сказке "Серебрянное копытце"Цель:Формирование художественного вкуса ребенка.Задачи: повысить интересы детей к творчеству....

Конспект взаимодействия с семьями воспитанников по теме: «Формирование познавательно - речевого развития у детей средней группы». Практикум в форме совместной деятельности детей и родителей «Гость группы» (выпечка печенья)

Цель: привлечение родителей к образовательной деятельности дошкольного учреждения, в частности, формирование у родителей способности оказания помощи в личностном становлении ребенка и в развитии позна...

Знакомство со славянским праздником «День весеннего равноденствия») выпечка «Жаворонков» для подготовительной группы

Знакомство со славянским праздником «День весеннего равноденствия» (Красная горка) Изготовление выпечки «Жаворонков» для подготовительной группы.Цель: Знакомство детей со Славянским праздником «День в...