Сценарий урока мужества "Подвиг твой в веках застывший!"
методическая разработка (старшая группа)
Воспитание гражданина- умного, честного, ответственного- невозможно без взгляда на исторические события прошлого.
Память- это то, что создает единство народа.
Урок мужества, посвященный дню снятия блокады Ленинграда,
погружает ребят в особенности проживания того периода ленинградцами.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока мужества, посвященный дню снятия блокады Ленинграда «Помним подвиг твой, в веках застывший».
Цель: воспитание у дошкольников чувства глубокого уважения и благодарности к подвигу ленинградцев в дни блокады в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг, чувства гордости за народ – победитель, защитивший свое Отечество.
Задачи:
- Способствовать формированию исторической памяти и преемственности поколений на основе знаний истории своего города в период блокады.
- Развивать творческие способности учащихся, навыки выразительного чтения.
- Воспитывать интерес к героическому прошлому своей страны.
- Способствовать воспитанию общечеловеческих нравственных ценностей.
Слайд 1( панорама города, звучит отрывок «Крейсер Аврора» —минусовка).
Ведущий Ребята, вы знаете, в каком городе живете? Как он называется?
(ответы)
Ведущий А знаете ли вы, что у нашего города были другие имена? (ответы)
Ведущий Ленинград. Под этим именем город встретил самое страшное время для всей страны: Великую Отечественную войну.
Слайд 2( фото жителей и защитников города).
Вам, героическим защитникам Ленинграда, Вам, участникам прорыва и снятия блокады любимого города, Вам, пережившим страшную 900-дневную блокаду, Всем ныне живущим и павшим смертью храбрых … ПОСВЯЩАЕТСЯ.
Слайд 3 ( разрушенный город, звучит отрывок из 7 симфонии Д.Д. Шостаковича. Ведущий говорит на фоне музыки).
Ведущий 22 июня, мирное небо заполнили вражеские самолеты и звуки падающих снарядов. Это фашисты напали на нашу страну. Гитлер- главный командующий врагов решил, что завоюет русских так же быстро, как и другие страны. А Ленинград он решил стереть с лица земли. Бросив в бой огромные силы, фашисты вышли на ближние подступы к городу, отрезали Ленинград от всей страны.
Слайд 4 ( блокадное кольцо)
8 сентября 1941 года фашисты прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокирован с суши.
Читают дети
Горят Бадаевские склады.
В огне пожаров Ленинград.
Пришел он —Первый день блокады.
Все ближе полчища врага,
Гудят воздушные тревоги.
Сегодня утром пала Мга —
И все отрезаны дороги.
В кольце, В осаде Ленинград.
Не умолкает канонада.
Опять летят. Опять бомбят.
Пылает Первый день блокады.
Их будет много — девятьсот,
Но город наш, со смертью споря,
Все одолеет, все снесет:
Обстрелы, холод, голод, горе.
С тех пор прошли уже года.
Исчезли с улиц баррикады.
Но день тот с нами навсегда —
Жестокий Первый день блокады!
Слайд 4 ( хлеб, норма)
Ведущий У войны оказалось ещё одно лицо: голод. Запасы продовольствия таяли с каждым днём. Еду выдавали по карточкам. Норма выдачи хлеба рабочим составляла 250 граммов, а служащие и дети получали по 125 граммов. Показ детям кусочка хлеба.
Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из бобов, отрубей, целлюлозы, добавляли опилки , кору сосны и березы, дикорастущие семена.
Читают дети
Кусочек блокадного хлеба
Кусочек блокадного, чёрного хлеба.
Засохший и маленький, как уголёк.
Когда рвали бомбы, фашистские, небо,
Его выдавали на детский паёк.
Алексей Маров
Ленинград
Весна идет, и ночь идет к рассвету.
Мы все теперь узнали на века:
И цену хлеба – если хлеба нету,
И цену жизни – если смерть близка…
Александр Гитович
Слайд 6 (дорога Жизни)
Ведущий В ноябре 1941 года началось движение по Ладожской ледовой дороге.- Дороге Жизни.
Она позволила подвозить боеприпасы, продукты, вывозить детей и больных из блокадного города. За 102 дня работы ледовой трассы по ней было доставлено в Ленинград более 200 т грузов. Хлеб доставляли теперь не только по воздуху, но и по ледовой дороге через Ладожское озеро. Это сделало возможным повысить нормы выдачи хлеба.
По дну озера был проложен энергетический кабель, а также трубопровод,
снабжавший Ленинград горючим.
Грузовики шли по льду под постоянными бомбежками, поэтому этот путь прозвали еще и “Дорогой смерти”.
Читают дети
ЛАДОЖСКИЙ КУРГАН
Над Ладожским курганом стынет иней,
Над Ладожским курганом тишина.
Искрится снег голубовато-синий,
И что-то шепчет старая сосна.
Молчит курган, торжественно-спокоен,
Молчит курган, закованный в гранит.
Склоняются знамена, как от боли,
Колышет ветер цепи возле плит.
И обелиск величественно-строгий
Напоминает нынче всем живым
О той суровой Ладожской дороге,
Которую мы в памяти храним! В. Чазова
Слайд 7 (звук метронома, изображение метронома)
Ведущий Но город жил! Слышите? Это звучит метроном. Его называли сердцем города. Его ритмичный стук- 70 ударов в минуту- говорил, что небо над городом чистое, а ускоряющийся ритм и звуки сирены оповещали о воздушной тревоге. Время бомбежек жители пережидали в бомбоубежищах.
Но ленинградцы продолжали трудиться – работали административные
учреждения, типографии, поликлиники, детские сады, театры, библиотека, продолжали работу ученые.
Слайд 8 ( дети на заводе, дети на крышах домов)
Ведущий Наравне со взрослыми работали дети и подростки, заменившие ушедших на фронт отцов. Дети собирали металл, дежурили в госпиталях. Они были даже там, где детям совсем не место. Маленькие ребята дежурили на холодных крышах и чердаках, готовые погасить падающие зажигательные бомбы и уже начавшиеся из-за них пожары. Они таскали наверх песок, которым засыпали пол толстым слоем, чтобы предотвратить возгорание и наполняли огромные бочки водой, в которую можно было бросить упавшую бомбу. «Часовые ленинградских крыш» – так их называли.
Читают дети
Мальчишкам и девчонкам Ленинграда
Мальчишки и девчонки Ленинграда,
Война у вас детство украла.
Лишила родных и близких.
Мы вам поклонимся низко.
Вы повзрослели так рано.
Работали ночью и днём.
За ваши душевные раны
Низкий поклон…
Н.Алексеева
Слайд 9 ( холод, вода с Невы)
Ведущий К бомбежкам и голоду присоединился страшный холод. Первая блокадная зима была самой суровой из всех, что видели жители. Грелись у печек и буржуек. Сжигали все - от разобранных деревянных домов до мебели и книг. Вода перестала поступать в дома. По льду, по заснеженным улицам люди ходили за водой на набережную Невы, брали воду из водопроводных люков и на саночках везли в холодную квартиру.
Слайд 10 ( ласточка, письмо)
И все же, жители осажденного Ленинграда ждали хороших вестей с фронта, не теряли связи со своей страной. Весной 1942 года множество ленинградцев носило на груди жетон – ласточку с письмом в клюве. Только птица не знала преград, чтобы попасть в осажденный город. Поэтому именно ласточка была выбрана символом ожидания добрых вестей. Это был ответ на заявления фашистов, что во время блокады в город даже птица не пролетит...
Читают дети
«Блокадная ласточка»
Маленькую ласточку из жести
я носила на груди сама.
Это было знаком доброй вести,
это означало: «Жду письма».
Этот знак придумала блокада.
Знали мы, что только самолет,
только птица к нам, до Ленинграда,
с милой-милой Родины дойдет. О.Берггольц.
Слайд 11 ( ленинградцы не сдавались)
Ведущий Ленинградцы не сдавались. План Гитлера сломить и уничтожить город провалился. Люди всеми силами старались выжить и не дать умереть родному городу: спасали памятники культуры. Адмиралтейскую иглу закрыли маскировочными чехлами. Золотой купол Исаакиевского собора покрасили зеленой краской. Скульптуры укротителей коней с Аничкова моста сняли и закопали в землю. Закопали в землю и скульптуры в Летнем саду. Все вокруг приняло военный вид. Мало того: Ленинград помогал армии, выпуская военную продукцию - заводы продолжали работать. Восстанавливали свою деятельность театры и музеи. Это было необходимо - доказать врагу, а, главное самим себе: блокада Ленинграда не убьёт город, он продолжает жить!
Слайд 12 ( Поздравление и Голос Левитана)
Ведущий Прошли долгие дни блокады.
И вот: "Мужественные и стойкие ленинградцы! Вместе с войсками Ленинградского фронта вы отстояли наш родной город. Своим героическим трудом и стальной выдержкой, преодолевая все трудности и мучения блокады, вы ковали оружие победы над врагом, отдавая для дела победы все свои силы». В январе прорвали кольцо блокады.
Слайд 13 ( салют)
Читают дети
Ленинградский салют
В холода, когда бушуют снегопады,
В Петербурге этот день особо чтут, –
Город празднует День снятия блокады,
И гремит в морозном воздухе салют. Татьяна Варламова
Ведущий Стойкость и мужество наших отцов отзывается эхом в сердцах поколений. Их подвиг всегда будет служить примером стойкости и надежды даже в самые тяжелые времена.
Читают дети
После Победы
Спать легли однажды дети –
Окна все затемнены.
А проснулись на рассвете –
В окнах свет — и нет войны!
Можно больше не прощаться
И на фронт не провожать –
Будут с фронта возвращаться,
Мы героев будем ждать.
Зарастут травой траншеи
На местах былых боёв.
С каждым годом хорошея,
Встанут сотни городов.
И в хорошие минуты
Вспомнишь ты и вспомню я,
Как от вражьих полчищ лютых
Очищали мы края.
Вспомним всё: как мы дружили,
Как пожары мы тушили,
Как у нашего крыльца
Молоком парным поили
Поседевшего от пыли,
Утомлённого бойца.
Не забудем тех героев,
Что лежат в земле сырой,
Жизнь отдав на поле боя
За народ, за нас с тобой…
Слава нашим генералам,
Слава нашим адмиралам
И солдатам рядовым –
Пешим, плавающим, конным,
Утомлённым, закалённым!
Слава павшим и живым –
От души спасибо им! С.Михалков
Ведущий В память о героях, сражавшихся за нашу Родину, воздвигнут мемориал Вечный огонь.
Слайд 9 ( вечный огонь).
Читают дети
Вечный огонь
Вечный, памятный огонь-
Как над бездною ладонь.
К нам протянута она
Из беды… Беда- война.
Камни серые молчат,
А под плитами лежат
Кати, Тани, Маши, Вовки…
Мы с тобой на Пискаревке.
Постоим и помолчим…
Мы зовем огонь- святым.
Он- молитва сквозь года,
Чтобы помнили всегда
Всех героев Ленинграда…
Чтобы мы не забывали
Даже тех, кого не знали.
Ведущий Почтим минутой молчания подвиг ленинградцев, подвиг всех воинов, защищавших нашу страну от врага.
Слайд 10 ( Санкт Петербург в наши дни, несколько кликов).
Ведущий Оглянитесь вокруг. Каким красивым остался наш город. Каким красивым он становится день ото дня! Гордитесь им, любите его, берегите его! И помните, тех, кто сохранил его для вас.
С благодарностью к защитникам нашего города ребята исполнят песню «Санкт- Петербург» И. Пономаревой.
Дети исполняют песню «Санкт-Петербург И. Пономарёвой
Дети
Вечный огонь Вечный, памятный огонь- Как над бездною ладонь. К нам протянута она Из беды… Беда- война. Камни серые молчат, А под плитами лежат Кати, Тани, Маши, Вовки… Мы с тобой на Пискаревке. Постоим и помолчим… Мы зовем огонь- святым. Он- молитва сквозь года, Чтобы помнили всегда Всех героев Ленинграда… Чтобы мы не забывали Даже тех, кого не знали. | Мальчишкам и девчонкам Ленинграда Мальчишки и девчонки Ленинграда, Война у вас детство украла. Лишила родных и близких. Мы вам поклонимся низко. Вы повзрослели так рано. Работали ночью и днём. За ваши душевные раны Низкий поклон… Н.Алексеева |
Залпы Победы …Слава вам, которые в сраженьях Отстояли берега Невы. Ленинград, незнавший пораженья, Новым светом озарили вы. Слава и тебе, великий город, Сливший во едино фронт и тыл. В небывалых трудностях который Выстоял. Сражался. Победил. Вера Инбер | Ленинградский салют В холода, когда бушуют снегопады, В Петербурге этот день особо чтут, – Город празднует День снятия блокады, И гремит в морозном воздухе салют. Татьяна Варламова |
ЛАДОЖСКИЙ КУРГАН Над Ладожским курганом стынет иней, Над Ладожским курганом тишина. Искрится снег голубовато-синий, И что-то шепчет старая сосна. Молчит курган, торжественно-спокоен, Молчит курган, закованный в гранит. Склоняются знамена, как от боли, Колышет ветер цепи возле плит. И обелиск величественно-строгий Напоминает нынче всем живым О той суровой Ладожской дороге, Которую мы в памяти храним! В. Чазова | Ленинград Весна идет, и ночь идет к рассвету. Мы все теперь узнали на века: И цену хлеба – если хлеба нету, И цену жизни – если смерть близка… Александр Гитович |
Кусочек блокадного хлеба Кусочек блокадного, чёрного хлеба. Засохший и маленький, как уголёк. Когда рвали бомбы, фашистские, небо, Его выдавали на детский паёк. Алексей Маров | «Блокадная ласточка» Маленькую ласточку из жести я носила на груди сама. Это было знаком доброй вести, это означало: «Жду письма». Этот знак придумала блокада. Знали мы, что только самолет, только птица к нам, до Ленинграда, с милой-милой родины дойдет. О. Берггольц |
Опять война, Опять блокада… А может, нам о них забыть? Я слышу иногда: « Не надо, Не надо раны бередить». Ведь это правда, что устали Мы от рассказов о войне, И о блокаде прочитали Стихов достаточно вполне. И может показаться, Правы И убедительны слова… Но даже если это правда, Такая, правда Не права! Чтоб снова на земной планете Не повторилось той зимы, Нам нужно, Чтобы наши дети Об этом помнили как мы! Я не напрасно беспокоюсь, Чтоб не забылась та война: Ведь эта память- Наша совесть. Она, Как сила, нам нужна. Ю.П.Воронов | Горят Бадаевские склады. В огне пожаров Ленинград. Пришел он — Первый день блокады. Все ближе полчища врага, Гудят воздушные тревоги. Сегодня утром пала Мга — И все отрезаны дороги. В кольце, В осаде Ленинград. Не умолкает канонада. Опять летят. Опять бомбят. Пылает Первый день блокады. Их будет много — девятьсот, Но город наш, со смертью споря, Все одолеет, все снесет: Обстрелы, холод, голод, горе. С тех пор прошли уже года. Исчезли с улиц баррикады. Но день тот с нами навсегда — Жестокий Первый день блокады! |
После Победы Спать легли однажды дети – Можно больше не прощаться Зарастут травой траншеи И в хорошие минуты Вспомним всё: как мы дружили, Не забудем тех героев, Слава нашим генералам, | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка сценария развлечения «Доброта – она от века украшенье человека» для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей.
В предлагаемом материале решаются следующие задачи:o расширять представление детей о влиянии благоприятного психологического состояния (хорошее настроен...

«Уроки по этикету». Сценарий урока по этикету «День рожденье» по произведениям Г.Остера для детей старшего дошкольного возраста.
Разлечение по этикету "Как вести себя в гостях" с инсценировками, песнями, стихами по Г.Остеру....

Конспект Образовательная область «Познание» «Подвиг твой переживет века»
Формировать представления детей о В.О.В. Закреплять знания детей о том, что во все времена народ помнит и чтит память героев – защитников Отечества. Развивать чувство уважения героизмом участников В.О...

Конспект Образовательная область «Познание» «Подвиг твой переживет века»
Формировать представления детей о В.О.В. Закреплять знания детей о том, что во все времена народ помнит и чтит память героев – защитников Отечества. Развивать чувство уважения героизмом участников В.О...
Конспект день победы "Подвиг твой переживет века". Подготовительная группа
Досуг, посвященный ко дню победы 9 мая....

Урок «Природа твой друг – приди с эколятами на помощь».
Цель: прививать у ребят любовь к природе, прививать желание оберегать и сохранять нашу планету. Воспитывать чувство ответственности....

Правовой марафон ко Всемирному дню прав ребенка с участием педагогов ДОУ «Уроки Права в новом веке»
Актуальность правового воспитания в том, чтообщество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, своб...
