Правовой марафон ко Всемирному дню прав ребенка с участием педагогов ДОУ «Уроки Права в новом веке»
консультация по психологии

Сергеева Светлана Николаевна

Актуальность правового воспитания в том, чтообщество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений – это необходимое условие гармоничного существования современного человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 18 «Рябинка»

457040, Челябинская область, г. Южноуральск, ул. Космонавтов, дом 7 «А», телефон  8(35134)42022

Правовой марафон

 ко Всемирному дню прав ребенка

с участием педагогов ДОУ

«Уроки Права в новом веке»

Дата  проведения:  22.11.2023

Время   проведения: 13.00

Материал предоставила:

Сергеева Светлана Николаевна

педагог-психолог

                                                                                    высшей  квалификационной  категории

Южноуральск, 2023

Цель: Повышение правовой культуры педагогов для усиления их ответственности и сознательного отношения к воспитанию детей в процессе активного педагогического общения.

Задачи:

  • расширить знания педагогов о содержании документов, регулирующих права ребенка;
  • ознакомить педагогов с формами работы по правовому воспитанию с детьми и их родителями.

Ход проведения:

Педагог-психолог:  Уважаемые коллеги!

   Сегодня мы проводим правовой марафон знатоков права, который отражает актуальную тему – это права и обязанности ребенка. Своё выступление хочу начать с римской поговорки, которая гласит: «Ни тот дурак, кто не знает свои права, а тот, кто не умеет ими пользоваться».

   Актуальность правового воспитания в том, чтообщество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений – это необходимое условие гармоничного существования современного человека.

Имеем право мы иметь права,

Но ведь моралью люди связаны.

Поэтому, чтобы достойно жить,

Мы очень многое обязаны.

    Проблема защиты прав детей широко обсуждается во всем мире. Ребенок должен знать свои права, гарантированные законами той страны, в которой он живет, а дошкольное детство - это наиболее благоприятный период для этого.

     В дошкольном возрасте закладываются основы отношения ребенка к другим людям, культуре, природе, религии своего и других народов. И здесь проводниками для него выступают взрослые. В дошкольном учреждении – это воспитатели, весь педагогический коллектив - основные участники правового воспитания детей.

    -  Что же такое право? Право — это нормы и правила, устанавливаемые и охраняемые государством, регулирующие отношения людей в обществе.

      Предполагаем, что вы уже знаете свои права, и документы которые гарантируют их вам. Возможно, для некоторых мы сегодня откроем, что-то новое и надеемся нужное.

  -  Уважаемые педагоги, ответьте «Какие законы и документы регулируют права ребёнка?» (ответы педагогов)

      Существует целый ряд нормативно – правовых и организационных материалов по правам ребёнка.

Выделяют три уровня законов:

Международные:

  •   Международная декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, имела 10 принципов;                            
  • Конвенция ООН о правах ребенка (20 ноября 1989) 54 статьи;(в этот день в 1989 году была принята Конвенция о правах ребенка, в которой провозглашены права ребенка, права и обязанности родителей и других лиц, которые несут ответственность за жизнь, развитие и защиту детей. Документ состоит из преамбулы, 3 частей и 54 статей)
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990);

В Российской Федерации принят ряд законодательных актов:

  • Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ);
  •    Конституция РФ;
  •   Семейный кодекс РФ (ст.60 -1996);
  •   Гражданский кодекс РФ;
  •   Трудовой кодекс РФ;
  •    Уголовный кодекс РФ;
  •    Закон «Об образовании»

Организационно-распорядительные документы ДОУ:

  •    Устав ДОУ (представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей);
  •    Договор между ДОУ и родителями, где должны быть оговорены условия, при которых педагоги сохраняют за собой право защиты ребенка от всех форм физического и психического насилия. Это должно помочь родителям понять, что ребёнок находится под защитой образовательного учреждения, т. е. Государства

Вспомним правовые даты в календаре:

  • 21 век - Век ребёнка
  • 1 июня - Международный день защиты детей
  • 4 июня – Международный день детей – жертв агрессии
  • 4 ноября –  День народного единства
  • 20 ноября – Всемирный день прав ребёнка
  • 10 декабря – День прав человека

Педагог-психолог: Предлагаем педагогампровести  «Блиц-опрос»

Задание: педагоги быстро, не задумываясь, отвечают на вопросы ведущего(участники должны выбрать правильный ответ из трех вариантов и поднять карточку с выбранной буквой)

  1. В каком году была принята Конвенция ООН «О правах ребёнка?

а) 1924 г.;

б) 1957 г.;

в) 1989 г.

  2. Какому событию посвящена дата 20 ноября в календаре мировых дат?

а) Всемирный день прав ребёнка

         б) принята Конвенция ООН о правах ребенка

        в) День прав человека

 3.  Ребёнок – это человек, достигший определенного возраста  ( в России)…

а) 14 лет ;

б) 16 лет ;

в) 18 лет

4. Сколько статей в Конвенции о правах ребёнка?
а) 45;
б) 37;
в) 54.

5. Кто несёт ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребёнка?
а) Органы управления РФ;
б) Органы местного самоуправления;
в) Родители и другие лица, воспитывающие ребёнка.

Правильный ответ

"Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей" (Семейный кодекс РФ, с. 63, п. 1).

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть при влечены к различным видам юридической ответственности

  1. В каком возрасте человек в нашей стране получает паспорт?

       а)18;
б) 14;
в)18.

7. Имеет ли право ребёнок на доходы, полученные им?
а) Нет, ребёнок не должен работать.
б) Да, если они получены не в результате правонарушения.
в)Нет, имуществом ребёнком должны заниматься родители.

8. Кто будет вызван в суд в качестве ответчика, если в образовательном учреждении нарушены права и свободы детей и дело дойдёт до судебного разбирательства?
каком возрасте человек в нашей стране получает паспорт?

а) Заведующий как представитель образовательного учреждения;
           б) Заведующая как должностное лицо этого учреждения;
           в) Работник образовательного учреждения, допустивший нарушение

В соответствии с законом РФ "Об образовании" ответственность за нарушение прав и свобод воспитанников должно нести образовательное учреждение. Представлять его должен руководитель этого учреждения или иное уполномоченное должностное лицо. Постановление суда будет обращено к образовательному учреждению, а не к конкретным должностным лицам, несущим ответственность за деятельность образовательного учреждения, и не к лицам, непосредственно нарушившим права и свободы воспитанников. Руководитель же образовательного учреждения по результатам решения суда должен принять меры по устранению отмеченных судом нарушений и возмещению ущерба, причиненного образовательному учреждению действиями его работников.


9. В чём разница в правах детей Африки и России?
(права всех детей равны)

Педагог-психолог: Уважаемые коллеги! Уча других, учись и сам! Трудно опровергнуть данное высказывание. Каждый человек в современном мире, а тем более педагог, воспитатель, должен знать свои права, соблюдать и защищать их от посягательств. В противном случае чему мы можем научить других, не обладая знаниями сами?

     Предлагаю поделиться на команды в соответствии с цветом на ваших карточках

Упражнение № 1 Правовая пиктограмма

Пиктограмма – это рисунчатое письмо, в котором зашифровано какое-то послание. Вот и мы подготовили для вас ребусы. Ваша задача их расшифровать. Каждый ребус связан с выборами и избирательной компанией. (приложение 1)

Упражнение № 2 «Правовые перевертыши»

Дети не всегда четко умеют выразить свои мысли, поэтому в любом случае вы должны научиться их понимать. Вам нужно отгадать по «перевертышу» название известного фильма, в котором идет речь о нарушении прав. (подбор антонимов) (приложение 2)

 

Задание командам:

1. Не бойся велосипеда – «Берегись автомобиля»- право на личную собственность;

2. В симфоническом оркестре не только мальчики – «В джазе только девочки»- право на свободу слова;

3. До свидания, наш дядя - «Здравствуйте, я Ваша тетя!»- право на свободу выбора;

4. Свободный чукча - «Кавказская пленница» - право на неприкосновенность личности;

5. Кошка Муська и обычная ходьба - «Пес Барбос и необычный кросс»- право на благоприятную окружающую среду;

6. Грустное утро - «Карнавальная ночь» - право на досуг;

7. За миром стоит много молодежи - «В бой идут одни старики»- право на жизнь;

8. Маленькое постоянство - «Большая перемена»- право на образование

Упражнение № 3 «Анаграммы»

Задание: педагогам выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков – за пять минут отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм

Карточка №1.

Ребенок —    к о р ё н б е

Страна – а р а н с т

Документ – к у н т е м о д

Закон – к о н з а

Согласие – С И Л А Г О С Е

Карточка №2.

Конвенция – В Е Н К Я И Ц О Н

Право – В О Р А П

Медицина – Д Е М И Н А Ц И

Отдых – Д Ы Х О Т

Мнение – Н Е М Е Н И

Упражнение № 4 «Права в сказках»

Педагог-психолог: Определите, в какой сказке, о каких правах идет речь… просмотрев видео материал советских мультфильмов (видеоролик)

      Таким образом, знание и понимание прав ребенка позволяет осуществить полноценное развитие ребенка при условии совместных усилий семьи и детского сада.  Обе команды проявили себя эрудитами в разрешении ситуаций. Давайте мы с вами подведем итог нашей встречи, прочитав стихотворение «Как хорошо, что есть права» Е. Смирновой

1. Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает. 
И в нем важны нам все права, 
Они великой силой обладают —
2. Чтоб нас никто не мог побить, 
Украсть, унизить и обидеть.

Как хорошо, что есть права!

Права останутся навеки.
3. Не отнимешь у ребенка 
Права вечного на отдых. 
Есть в Конвенции об этом
Специальная статья.
4. Папа, мама, ты и я — 
Называемся «семья». 
И для нас Семейный кодекс
Выпускается, друзья!

5. Есть еще такое право

Помнить, думать и творить

И другим свои раздумья,

Если хочешь, подарить.

6. Я росточком не доволен

И пока не так силен,

Но не смей мне делать больно,

Есть у нас такой закон.

7. Если жар, все тело ломит

И совсем не до игры,

То позвать врача на помощь

Тоже право детворы.

8. Чтоб с наукой подружиться,

С книжкой в маленькой руке

Правом пользуюсь учиться

На родимом языке.

9. Подросла, взяла я книжки

И пошла я в первый класс.

В школу ходят все детишки –

Это право есть у нас.

10. Я могу свой детский праздник

Как и взрослый отмечать.

Если я проголодаюсь –

Пищу вправе получать.

11. Будь ты слабом или сильным,

Белым, черным – все равно

Ты родился быть счастливым

Это право всем дано


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "Правила поведения за столом и уроки этикета"

Культура поведения за столом – это часть общей культуры человека. Её надо воспитывать с самого раннего возраста.Существуют строгие правила поведения во время еды. Как и все другие, эти правила не выду...

Авторский конспект занятия по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему: « ВАШИ ПРАВА ДЕТИ"

Авторский конспект  занятия по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста  на  тему: « ВАШИ ПРАВА ДЕТИ" Цели1.    Уточнить знания детей о гражданск...

Урок права «Права ребёнка» (консультация для родителей средней группы)

laquo;Права  ребёнка» (консультация для родителей средней группы)...

Конспект ООД Единого урока прав человека в младшей группе детского сада на тему: «Права ребёнка»

Цель: познакомить детей с правом на имя, научить применять это право в жизни.                                ...

Занятия по правовому воспитанию для детей дошкольного возраста; «Знакомство с конвенцией о правах ребенка»,

Задачи: 1.    Образовательные: дать детям общее представление об их правах, учить рассуждать, делать выводы.2.    Развивающие: развивать правовое мировоззр...

Занятия по правовому воспитанию для детей дошкольного возраста; «Знакомство с конвенцией о правах ребенка»,

Занятия по правовому воспитанию для детей дошкольного возраста; «Знакомство с конвенцией о правах ребенка»,...