Викторина "Путешествие в старину"
занимательные факты (старшая группа)

Белокудренко Светлана Сергеевна

Игра викторина по нравственно-патриотическому воспитанию для старших дошкольников "Путешествие в прошлое старины"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Викторина «Путешествие в старину»

Формируемые компетенции: Познакомить воспитанников с историей и культурой древнеславянского народа (бытом, обычаями, досугом, с русским народным творчеством; развивать коммуникативные навыки, умение действовать в группе, сообща; развивать у детей познавательный интерес, творческие и артистические способности; воспитывать уважительное отношение к культуре и традициям древней Руси, истории своей страны.

Планируемые результаты: У детей закрепятся и систематизируются знания о культуре и быте русского народа; возникнет интерес к дальнейшему знакомству с историческим прошлым нашего народа; сформируется начальная культура.

Ход

Ведущая: Ребята, мы живём с вами в веке инновационных технологий. И наверняка, никто из вас не может себе представить жизнь без сотового телефона, микроволновой печи, компьютера и ещё многих вещей, которыми мы привыкли пользоваться каждый день.

А когда-то, давным - давно, всё было иначе. Люди жили в деревянных домах, в окружении лесов, который давал им кров, кормил, обувал, одевал. И Родина наша тогда называлась по-другому – не Россия, а Русь, и жили здесь славянские племена, - наши далёкие предки. С тех пор прошло много веков. Но не забылись старые традиции, не исчезли обряды, которые передавал наш народ из поколения в поколение. И сегодня мы с вами поиграем в необычную игру, которая называется «квест». Квест – это игра, в которой нужно хорошо подумать, поискать подсказки и решить различные задачи и головоломки. Тема нашей игры «Путешествие в старину».

- Вы готовы? Тогда приступаем. Воспитатель находит конверт, читает содержимое письма:

«В местном краеведческом музее пропали ценные экспонаты, все похищенное спрятано в вашей группе. Да, да в вашей группе. У вас есть ровно 25 минут, чтобы найти похищенное и вернуть в музей. Желаем удачи. А это подсказки для вас. Прощайте!!!!»

-Ну и дела!!! Дети вы знаете что такое музей?

-Музей — это место, где хранятся старинные вещи.

-Что такое экспонаты?

-Экспонаты- это предметы, которые находятся в музее.

Ну, что ж дети давайте приступим к поискам. Для начала, нам нужно прочитать первую подсказку.

Подсказка №1

Оглянитесь - ка, вокруг

Вы должны найти сундук.

Подсказка первая моя -

Рабочее место воспитателя.

(Сундук спрятан под столом воспитателя)

Задание 1. (написано на сундуке). Нужно среди национальных костюмов других народов (украинцев, татар, ханты) найти русский народный костюм. (Детям предлагаются картинки с изображением костюмов разных народов). После выполнения задания находим первые экспонаты – куклы в русских народных костюмах.

Подсказка №2

Дети любят отдыхать, загляни-ка под кровать (сундук спрятан под кроватью)

Задание 2. Становись, честной народ, поиграй в наш хоровод!

Русская народная игра «Золотые ворота».

Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Все дети говорят: Золотые ворота пропускают не всегда. Первый раз прощается, второй – запрещается, а на третий раз не пропустим вас! С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. «Ворота» побеждают, если им удалось поймать всех игроков. После игры находим второй экспонат – павлопосадский платок.

Подсказка 3

Шкаф стоит у стены, в нем рубашка и штаны (сундук спрятан в шкафчике)

Задание 3. Отгадайте загадки

(Слайд с обстановкой русской избы, старинными предметами быта)

Загадки

1) Шуба в избе, рукав на улице (Печь).

- Правильно, ребята. Самое главное в русской избе – это печь. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. Русская печь существует около 4-х тысяч лет. Приготовленные в русской печке кушанья отличались особым вкусом и ароматом.

2) Чем больше я кручусь, тем толще становлюсь (Веретено).

3) Сотни глаз, а сам слепой, засорил глаза мукой (Сито).

4) Два брата пузатеньких под гору бегут. Один горбатенький за вихор держит (Вёдра и коромысло).

5) Он по горнице гуляет, пыль и мусор собирает (Веник).

6) Стоит толстячок, блестящий бочок, шипит, кипит, всем чай пить велит (Самовар).

7) Каким инструментом можно щи хлебать? (Ложкой деревянной).

-Молодцы, все загадки отгадали! А вот и следующий найденный экспонат – расписная деревянная ложка. 

Подсказка 4

Когда мы его открываем, то чистый воздух в квартиру пускаем

(сундук спрятан на подоконнике в группе)

Задание 4. Ответьте на вопросы по русским народным сказкам.

-Какой герой в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (Волк)

-Кого в сказках величают по отчеству – Патрикеевна? (Лиса)

-Какой герой сказки все время лежал на печи? (Емеля)

- Кто развалил теремок? (медведь)

- Из чего напился Иванушка из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (из копытца)

- Из какого предмета лиса угощала журавля? (из тарелки)

- Из какого предмета журавль угощал лису? (из кувшина)

- Кто первым повстречался с колобком? (заяц)

-Какими словами обычно начинаются русские народные сказки (жили - были)

-О каком сказочном герое говорят: «Маслена головушка, шелкова бородушка» (петух)

- Какое животное носит в сказке имя - Михайло Потапыч (медведь)

(Дети с воспитателем находят еще один экспонат – матрешку). 

Подсказка 5

Руки мой перед едой, грязные руки грозят бедой (сундук спрятан под раковиной)

Задание 5 «Русская кухня»

-Какие блюда русской кухни знаете вы? (Щи, каша, пироги, блины.)

Дети получают набор изображений различных блюд. Нужно отобрать те блюда, которые относятся к традиционной русской кухне.

В старину посуду называли словом утварь. Уберите лишние предметы на столе: В старину готовились к обеду так: «На столе стояли миски, тарелки, горшки, ложки, вилки, салфетки». (Дети с воспитателем находят еще один экспонат – горшочек).

-Подсказки закончились, мы выполнили все задания и отыскали похищенные экспонаты. Ребята как вы думаете, где могли находиться эти предметы до того, как они попали в музей? Эти предметы находились в русской избе. Ими пользовались наши прабабушки и прадедушки. Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. Я вас тоже угощаю пряниками.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Старину мы помним, старину мы чтим

мероприятие в форме игры КВН...

КОНСПЕКТ НОД «социализация», «здоровье» «Старину мы любим старину мы чтим» в подготовительной группе

Цель. Развитие физических качеств детей, через русские народные подвижные игры ЗадачиНародные игры способствуют развитию физических и умственных способностей, освоению нравственных норм, правил п...

Конспект досуга в старшей группе совместно с родителями «Старина, старина, до чего ж ты хороша!»

Цель: приобщать детей к русской национальной культуре на основе использования фольклора. Задачи: пробудить интерес к истории и культуре России; способствовать развитию познавательной активности и люб...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Интерьер и предметный мир старинного дома-избы» (экскурсия в музей на свежем воздухе «Комната старины»)

Цель: Познакомить детей с традициями внутреннего обустройства и убранства дома-избы, с народным этикетом приёма гостей. Приобщать к истокам русской народной культуры, через малые формы фольклора. ...

Буклет " Старину мы помним старину мы чтим "

Консультация для родителей ввиде буклета...

Статья "Старину мы помним, старину мы чтим"

В статье размещен материал праздника по народному творчеству, который проводитися в форме соревнования двух команд....