дополнительная образовательная программа "Родничок"
рабочая программа (средняя, старшая, подготовительная группа)

образовательная программа "Родничок" разработана для краеведческого кружка, содержит планирование на три года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx274.64 КБ

Предварительный просмотр:

                               

C:\Users\user\Desktop\тит.jpg

Пояснительная записка

Программа предназначена для работы с детьми  дошкольного возраста. Она интегрируется с  основной общеобразовательной программой, реализуемой в дошкольном образовательном учреждении, может являться основой для разработки части Программы, формируемой участниками образовательного процесса (образовательные области «Социализация», «Познание»,  «Художественное творчество»)

Цель программы

Развитие у детей интереса к родному краю, его истории, природе и культурным традициям народа; формирование на этой основе духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к своей малой Родине.

Задачи:


1. Формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему.
2.Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, улице, краю, стране.
3.Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.
4.Развивать бережное отношение к городу (достопримечательности, природа).
5.Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

6. Формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, селу.              

Принципы построения программы

Краеведческий принцип. Отбор содержания  по изучению истории родного края идет на основе непосредственных наблюдений за явлениями окружающей жизни, посещения краеведческих музеев, встреч с интересными людьми и др.

Принцип научности. Программа строится на основе научных источников известных краеведов Смоленщины, содержание материалов адаптировано с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

Принцип доступности и посильности. Содержание каждого раздела программы строится от простого к сложному. Задачи и содержание усложняются с учетом возраста и уровня развития детей, ориентации на интересы, эмоциональную и мотивационную сферу ребенка.

Принцип наглядности. Программа предоставляет большие возможности для реализации этого принципа, так как содержанием работы является ближайшее окружение и достаточное его сопровождение: фотографии, альбомы, книги, предметы быта и др.

Принцип интеграции. Программа строиться с учетом принципа интеграции с основной частью общеобразовательной программы и интеграцией      образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

Культурологический принцип. Содержание программы направлено на формирование у ребенка представлений о социальных, духовно-нравственных и эстетических ценностях, ориентацию на интересы, эмоциональную и мотивационную сферу ребенка.

Эстетический (художественный) принцип. Программа предполагает использование музыки, фольклора, произведений литературы и искусства, что способствует развитию у детей эстетического отношения к окружающему миру.

Нравственный принцип. Отбор природного, исторического, литературного материала способствует воспитанию любви и привязанности к малой Родине, чувства сопереживания и сопричастности к людям, событиям, истории родного края, выработке эмоционально-нравственного и действенного отношения к окружающему миру.

Принцип вариативности. Структура и объем программы предполагает вариативное их использование в зависимости от местности, особенностей культуры, быта и т.д. Педагогу предоставлена возможность выбора тем, форм, методов работы с детьми.

Комплексно-тематический принцип. Все  разделы программы, мир природы, мир культуры и мир истории, взаимосвязаны между собой и направлены на формирование у детей целостного представления о своей малой Родине.

Образовательная деятельность

Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, двигательной, чтения) через:

  -непосредственно образовательную деятельность;

  -образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

  -самостоятельную деятельность детей;

  -взаимодействие с семьями детей.

 Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от культурных и региональных особенностей, контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения,   от квалификации педагога.

         Формы организации образовательной деятельности           

        Образовательная деятельность осуществляется как в процессе организации различных видов детской деятельности, так и в ходе режимных моментов:

-экскурсии по улицам города (поселка), в природу;

-рассказы воспитателя об интересных фактах и событиях;

-беседы;

-чтение и обсуждение произведений детской и научно-популярной литературы;

-просмотры презентаций, фильмов;

-занятия в мини - музеях и библиотеке микрорайона

-игры дидактические,  сюжетно-ролевые, подвижные,  театрализованные;  

-создание альбомов, мини -  книг и др.;

  -проектная деятельность,

  -познавательно-исследовательская деятельность, конструирование;

  - викторины;

-создание макетов, коллекций и их оформление;

  -оформление выставок работ народных мастеров, книг с иллюстрациями, фотоматериалов, детского творчества и др.;

  -продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

  -слушание и обсуждение народной, классической музыки смоленских композиторов, пение, танцы, хороводы Смоленского края;

-развлечения, праздники и др.;

  -участие в праздниках, фестивалях, конкурсах, акциях.

Самостоятельная деятельность детей

 В дошкольном учреждении можно организовать (если позволяют условия) Центр, мини-музей, выставку материалов  о родном крае.

 В группе следует выделить место для краеведческого уголка, оснащенного материалами, накопление и обновление которого идет в течение всего года в соответствии с образовательной деятельностью. Это  позволит детям выбирать занятия по интересам: рассматривать иллюстрации, фотографии, слушать музыку, рисовать, конструировать, играть, экспериментировать и др.

 Материалы для совместной со взрослыми  и самостоятельной деятельности детей:

 -книги, альбомы, фотографии, иллюстрации, слайды, видеофильмы, аудиозаписи;

          -атрибуты старины: домашняя утварь, элементы костюма Смоленской губернии, изделия смоленских мастериц, смоленская игрушка, смоленская керамика и др.;

          -атрибуты для сюжетно-ролевых, театрализованных, подвижных игр;

          -материалы для продуктивной деятельности;

          -карты, схемы, макеты;

 -постоянно действующая выставка: детского (совместно со взрослыми) творчества, изделий народных мастеров, материалов к памятным датам и др.;

 -уголок природы, гербарии, материалы для экспериментирования;

          -коллекции

Формы взаимодействия с родителями

          -разработка планов (проектов) маршрутов выходного дня к историческим, памятным местам;

          -совместные экскурсии в музеи, по городу, (поселку);

          -создание совместных проектов (разработка планов мероприятий) праздников, важных для города (поселка) событий и их реализация;

         -участие в акциях по уборке скверов, парков, защите исторических памятников или памятных мест и др.;

         -организация совместных выставок, посвященных истории родного края.

Планируемые показатели освоения программы:

- у детей  развит интерес к родному краю;

- дети имеет  некоторые представления об истории, природе и культурных традициях народа;

-  дети испытывают чувство сопричастности к своей малой Родине, гордятся ею.          

            -  у детей сформировано позитивное, заботливое отношение к природе, людям, своему городу, поселку.

                  Календарно-тематическое планирование

Средняя группа 2024 - 2025

Месяц

Тема

Программные задачи

Дата

Сентябрь

1-2. Ознакомительные беседы.

З.Экскурсия  «Мой сад».

4.Итоговое мероприятие:

«Мой сад»

Диагностирование детей. Сбор материалов к занятиям и изготовление дидактических игр.

Прогулка по территории детского сада и по групповым помещениям.

Выставка рисунков по теме: «Мой сад»

Октябь

1.Что такое город?

2.Наши предки.

3.Экскурсия по близлежащим улицам.

4.Итоговое мероприятие: «Город,в котором мы живем.»

Дать представление о городе как о поселении, помочь представить, как выглядел Смоленск в старину.

Дать представление о людях, проживающих на Смоленщине в далекие времена.

Знакомство с названием улиц в нашем микрорайоне и их местоположении.

Рассматривание фото, иллюстраций о родном городе;

беседа о наших предках.

Ноябрь

1.Семья.        

2. Мама, папа, я – дружная семья.

3.Рассматривание бабушкиного альбома.

4.Рисование по теме «Моя семья»

Воспитывать привязанность ребенка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи, познакомить с понятием «семья».

Закрепить умение определять наименование родственных отношений между близкими членами семьи.

Способствовать развитию эмоционально-ценностного отношения к членам своей семьи.

Учить детей отображать свои представления об окружающих, близких людей.

Декабрь

1.Игрушки бабушек и дедушек.

2.Зимние праздники. Святки.

3.Хороводы.

4.Игры.

Привлечь внимание детей к народной игрушке, сформулировать у них интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с яркой, народной игрушкой.

Дать представление о том, какие праздники были у наших предков, о правилах проведении коляды.

Познакомить детей с хороводами на Смоленщине: из кого они состояли и как проводились

Познакомить ребят с играми нашего прошлого.

Январь

1.Дома наших предков.

2.Внутренний вид избы и её утварь.

3. Экскурсия в мини – музей старины».

4. Чай из бабушкиного самовара.

Привлечь внимание детей к жилищам наших предков, их видам, месторасположением.

Продолжать знакомить с жилищем, разъяснить понятие горница, рассказать об её устройстве; воспитывать интерес к особенностям русского характера к русским традициям.

Продолжать прививать интерес к быту наших предков, дать представление о старинной посуде.

Уточнить и обобщить понятие «посуда» закрепить знание о современной и старинной посуде.

Февраль

1.Смоленская крепостная стена.

2.Военное прошлое.

3. Герб и флаг области.

4. Аппликация «Современный  флаг Смоленской области».

Познакомить с историей строительства крепостной стены.

Дать представление о защитниках нашей земли; воспитывать чувство гордости и уважения к военной истории.

Воспитание патриотизма, уважительного отношения к флагу и гербу нашей области.

Март

1.Лапти  - обувь наших предков.

2. Как одевались в старину.

3. Русский народный костюм.

4. Волшебный сундучок.

Познакомить детей с видами обуви наших предков.

Познакомить со словами, обозначающими предметы старинной одежды.

Расширить знание детей об истории и особенностях русского народного костюма.

Рассматривание одежды наших бабушек и дедушек.

Апрель

1.Головные уборы.

2. Волшебный сундучок.

3.Космический квест «Космический полёт»

4. Рисование на тему «Космическое пространство».

Познакомить детей с головными уборами наших предков.

Рассматривание украшений наших бабушек.

Рассказать о полете в космос Ю.А. Гагарина.

Квест «Космический полёт»

Способствовать развитию эмоционально-ценностного отношения к своей Родине.

Май

1.Виртуальная экскурсия «Почему Смоленск – город – герой»

2.Диагностическое занятие

3. Итоговое занятие. Устное народное творчество Смоленского края

Виртуальная экскурсия. Беседа.

Развлечение  (итоговое)  «Что мы узнали и чему научились». Увлечь детей яркостью, красотой, задором устного народного творчества.

Календарно-тематическое планирование

Старшая группа

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Сентябрь

Диагностика.

Беседа с детьми о летнем отдыхе – страна большая, наш город - ее часть.

Первые упоминания о Смоленске.

Развлечение «День рождение города» с использованием поэтических , музыкальных произведений, произведений искусства местных  поэтов, художников, композиторов.

Октябрь

Смоленская крепостная стена. (Выставка рисунков “Древний Смоленск”.)

Символика нашего города.

Тайна имени твоего.

Моя семья. (Выставка рисунков “Семейный альбом для утёнка Тима”.)

Ноябрь

Твоя родословная.

-//_____//_____//-

-//_____//_____//-

 Храмы нашего города.

Декабрь

Знакомство со сказками

 Смоленского края.

“Как чистота красоту

       понесла

на высоту. “

Ремёсла наших предков.

Семейные и современные праздники.

Культурные заведения Смоленска.

Январь

-//_____//_____//-

Традиции нашего народа.(Рождество).

Пришла  коляда, отворяй ворота.

Красна изба.

Февраль

Как живут в деревне?

Добрые избы.

Здравствуй, русская игра. (Игры: жмурки, мельница, прятки, цапки.)

Хороводы.

Масленица.

Март

Смоленские украсы. (О женских рукоделиях.)

Беседа «Национальная одежда коренных народов Смоленска». (изготовление образцов старинной одежды)

Украшения Смолян

(изготовление  макетов украшений)

Скульптурные памятники Смоленска.

Апрель

Старинные улицы нашего города.

Первый космонавт Земли.

В космос на ракете.

Пасха и пасхальные игры.

Май

Война 1812 года.

Памятные места ВОВ в г.Смоленске.

Сквер Памяти Героев.

Викторина «Умники и Умницы»

                   Комплексно-тематическое планирование

Подготовительная группа

Сентябрь

Диагностика.

Диагностика.

История родного города.

Развлечение “Путешествие по родному городу” с использованием  поэтических , музыкальных произведений.

Октябрь

Альбом рисунков “С чего начинается Родина”.

 Символика нашего города.

Ф.конь. Смоленская крепостная стена.

Парки и скверы в Смоленске.

Ноябрь

Памятники моего города.

Выставка рисунков “Я люблю свой город”.

Смоленская керамика.

Старинная русская одежда.

Декабрь

Русская изба.

Игрушки древних славян.

Смоленская вышивка.

Города Смоленщины.

Январь

         -//-

                -//-

Коляда, коляда, отворяй ворота.

Знакомство с творчеством М.И. Глинки.

Февраль

Смоленский поэт   А.Т. Твардовский.

Смоленские поэт М.В. Исаковский.

Чтение произведений И. Соколова – Микитова.

Заучивание отрывка из  стихотворения А.В. Мишина “Родная сторона”.

Март

Талашкино.

Масленица.

 Сороки.

Посёлок Пржевальское на Смоленщине.

Апрель

Необъятный космос.

   Пасха.

Диагностика.

Диагностика.

Май

Боевые подвиги смолян.

Улицы Смоленска.

Викторина “Люби и знай свою Смоленщину”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет

Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

«Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуального развития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги, направленные на художественно-эстетическое развитие обучающихся»

laquo;Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуальногоразвития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги,направленные...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз».

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Каприз»....