Проект: "Воинская слава казака"
проект (подготовительная группа)

Гринь  Наталья Владимировна

Проект: "Воинская  слава казака"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

МБДОУ ДС №46 «Алёнушка»

Проект:

«Воинская слава казака»

Разработала: Воспитатель по казачеству

первой квалификационной категории

Гринь Наталья Владимировна

г. Белая Калитва

2025г.

 Тип проекта: творческий.

Содержание проекта: педагог по казачеству, педагоги, семьи участников проекта, обучающиеся группы, их родители, сотрудники МБДОУ.

Срок проведения: в течении недели.

                                       Актуальность проблемы:

Не малое внимание уделено аспекту знакомства детей с истории возникновения и развития донского казачества. Развитие творческого потенциала детей средствами фольклора и слово творчества связанных с передачей традиций бытующей в Ростовской области.  Большое значение имеет развитие интереса у детей и коллекционированию, желанию собирать и добавлять. Добывать информацию о предметах; старинных фотографиях, игрушках, предметах быта и другое.  Совместно с воспитателем и родителями. Данная работа способствует развитию гордости за героическое прошлое героев-казаков, развитие интереса, обрядам, развития   чувства коллективного творчества.

Цель проекта: Знакомство с историей памяти войсковой казачьей славы.

Задачи: формирование интереса к истокам культуры родного края; сохранение и развитие казачьей культуры; развитие гражданского, военно-патриотического, духовно-нравственного и толерантного воспитания подрастающего поколения.  Побуждать к изучению культурно-исторических традиций Донского казачества и особенностей Донского края.

воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и любви к Дону и Отечеству;

Задачи проекта: 

1. Отследить эффективность проекта как формы работы с детьми и родителями.

2. Прививать у детей и их родителей, интерес к истории и культуре казаков.

 3. Отследить динамику формирования знания об истории казачества у детей и родителей.

 Предполагаемый результат:

 1. Выявить родителей, связанных с историей казачества

2. Собрать фотографии, предметы быта литературу по истории казачества для пополнения мини-музея казачьего быта.

 3. Получить передовой педагогический опыт по активизации детей.

 4. Познакомить детей с казаками – атаманами Донского казачества прошлого и настоящего. Познакомить с портрета атамана М. Платова, И.Краснощекова и действующим атаманом Усть – Белокалитвинского казачьего Юрта Н.А. Тимошенко. Вместе с детьми прочитать литературу об атаманах прошлых лет и их заслугах.  Предложить детям рассказать о том, что они знают о воинах казаках, объявить конкурс среди детей и их родителей на лучший рассказ о казачестве с использованием семейных реликвий или другого материала, об истории и традициях казачества.

Подготовительная работа: «Встреча с интересными людьми. Встреча с наставником из казачьего Усть – Белокалитвинского Юрта», «Экскурсия в казачий им. М. Платова кадетский корпус», «Экскурсия в историко – краеведческий музей г. Белая Калитва», «Экскурсия по аллеи Славы 70 лет Победы», беседы о героях – казаках;  просмотр ИКТ презентации «Атаманы Донского края», «Экскурсия в музей  православной культуры», «Посвящение в казачата»,  прошли обряд «Причастия»; Рассматривание иконы, Герба РФ, Флага ВВД; Флага России; Д\И «Собери казака в поход», Д\И «Казак – рождается воином», Д\И «Одежда казаков», Д\И «Моя малая Родина»; Рассматривание альбомов: «Знаки и отличия Донского казачества», «Оружия казаков», «Ордена и наград атаманов Донского казачества»; Чтение стихотворения «Лампасы»,  чтение сказки «Сказка о Платове», заучивание пословиц  и поговорок об атаманах и казаках,  заучивание заповедей казаков;  слушание и подпевание  Гимна Всевеликого Войска Донского;  Разучивание и пение Гимна России; Разучивание казачьих песен: «Если хочешь быть военным», «Приезжайте в гости к нам», казачьи П\И: «Конь- огонь», «Папаха», «Не урони папаху», «Атаман и кот», «Казачок бежит по кругу», «Нагайка», забавы казаков -«Шермиции»

 Участники мероприятия: педагоги, обучающиеся, родители.

 Задачи:

Образовательные: познакомить обучающихся с историей возникновения донского казачества, учить отличать воинов, казаков по одежде. Знакомить детей с героями – казаками.

Развивающие: Развивать творческий потенциал детей по средствам фольклора и словотворчества связанных с передачей художественных традиций, бытующий в Ростовской области. Развивать интерес к истории казачества, обычаям, традициям наших предков – казаков.  Развивать интерес к старинным предметам, предметам быта.  Формировать интерес к подлинным предметам старины, развивать способность извлекать информацию из различных источников.

 Воспитывающие: Воспитывать гордость за героическое прошлое казаков, интерес к родным традициям и обрядам, развивать чувство коллективного творчества.

 Материал: музыкальный зал оформлен в виде казачьей станицы, кухонная утварь лавки, предметы быта, посуда, оружие казаков – шашки, нагайки.

Ход мероприятия:

                                   «Воинская слава казака». 

                    (Под казачью песню дети заходят в зал).

Казачка 1: Здорово ночевали, гости дорогие! 

                    Старые, да молодые, веселые, да удалые!

Дети и гости: Слава Богу!

Казачка 2: Милости просим в Донскую станицу,

         Будем сегодня плясать и веселиться!

Средь полей бескрайних 

Живёт народ – казачий,

Их роду нет конца.

Им любо то, что свято,

Ведь дружбою богаты,

Гостеприимством, песнями, отвагами сильны!                

                                    Казачья песня «Вороной»

(казачата по одному делают шаг вперёд и рассказывают стихотворения).

Ребенок 1: Станица, родина моя,

                  Для нас ты много значишь!

                 Прими же ты от нас поклон,

                  Земной поклон тебе, казачий! (дети кланяются).

Ребенок 2: Хранили, казаки, Россию,

Свой дух крепили, Родину любя.

Родные степи, край, что сердцу милый, Нам пасть в бою не страшно за тебя!

Ребенок 3: Много было под конями ветра.

               Шли они в пустынях и лесах

                  Память о казачестве бессмертна,

                 Подвиги казачества в сердцах.

Ребенок 4: Вольный Дон, степные просторы,

               Как красив твой осенний наряд

                   Здесь мой прадед казачку встретил

                   Много лет уж тому назад.

Ребенок 4: Тут жили наши предки,

                     Рос виноград в саду,

                     Родные станицы, разливы пшеницы,

                       И я тоже здесь живу.

Ребенок 5: Казаком родиться, не каждому дано

                   Безо всяких традиций, а просто – суждено!

                    Раз так, наденешь форму и встанешь в общий строй,

                     Для казака – как норма: хранить людской покой!

                   Казачья песня «Если хочешь быть военным».

Казачка: Ох, и славно играют песни наши казаки! А сейчас посмотрим, что еще о казаках знают.

            

  Голове не будет страха, если есть на ней … /папаха/

  Кому - плащ, кому - тужурка, казаку – казачья…. /бурка/

  Что удобней для ноги: туфли или… /сапоги/

1.А кто же главный у казаков? - (Атаман)

2.А каких атаманов знаете? (И.М. Краснощеков, М.И. Платов, Н.А. Тимошенко)

3. А как называется собрание у казаков? (Круг)

4. Где собирались казаки на собрание? – (На Майдане)

5. А что больше всего любят казаки? (свободу, волю)

6. А что выкрикивают казаки, если согласны с выбором? - (Любо!)

7. Как называется головной убор казака? - (Папаха) (Фуражка)

Казачка: Ай, да казаки в «Папаху» играть!

                                         Игра «Папаха».

(Под музыку по кругу пускается папаха. На ком музыка останавливается, тот должен надеть папаху и проскакать по кругу. Стоящие дети по кругу хлопают в ладоши и кричат - Любо! Любо! Любо!)

                                          (дети сели).

(Звучит музыка выходят дед – казак и его баба с корзиной, разговаривают)

Дед: Опять ты меня баба на базар тащишь.

Баба:А як же, старый, сала надобно купить пару фунтов, да не-е - мало, фунтов пять.

Дед: Как же я табе все это дотащу, можеть коня еще купим, то моя кобылка уж совсем стара стала.   Я бы тогда на бричке, сколько хошь довезу тебе.

Баба: Ишь ты коня схотел!  Ой, че то мы идем, идем, эй, милая (обращается к казачке ведущей) базар далече иль как?

Казачка 1. Здорово ночевали люди добрые, а базар в другой стороне.                                                                

Баба: А куды это мы попали?                                                                                        

            Казачка 2: В детский сад «Алёнушка».  У нас здесь казаки удаль и ловкость                                                                                 свою показывают.

           Дед: Так я тоже казак, давай баба тут останемся, да посмотрим какие нынче казачата, а на базар апосля пойдем.

               Баба: Да и то правда, давай поглядим, можеть наша помощь понадобится, мы то все знаем о казаках, да о обычаях казачьих, подскажем че не так.

Казачка 1.: Проходи матушка, садись, удобно тебе? А Ты отец вот тут присаживайся. Старшим –уважение и почет.

Дед: Я в ентом деле знаток! Тоже хочу испытать казачат.

Казачка 2: Конечно отец, мы только рады будем!

Дед: А ну-ка хлопцы скажите мне, кто для казака друг родной и товарищ дорогой?  

Дети. Конь.

Казачка: Застоялся наш «Огонек», а ну – ка хлопцы, да девчата выходите, удаль свою покажите!

                                        Игра «Конь - огонь»

(Дети стоят по кругу ведущий скачет на коне со словами: «У меня есть конь! Этот конь –огонь, догони меня, моего коня!». Над кем остановился становятся спинами друг к другу и кричат: 1,2,3, - беги! Кто первый добежит до коня, тот и выиграл).

Дед: Любо, скачуть! Любо!  Да хлопчики, без коня казак не мог воевать – Родину защищать, не мог землю пахать. Казак без коня кругом сирота!

                                  (поет и на бабу смотрит).

Баба: Да ладно старый, купим коня, не причитай.

Дед: Вот у меня баба, усе понимает. Ну не можеть жить казак без коня и шашки!  Не зря же народ гутарит: «Где казак, там и слава!»

Казачка 1. А мы сейчас покажем, что такое шашка, когда она в казачьей руке очутилась!  

                            Танец с шашками и нагайками.

Дед: Лихо владеют шашками казаки!

Казачка 2: Не только шашкой махать казаки мастера, но и казачьи заповеди соблюдают всегда! Хлопцы, да девчата выходите, да заповеди расскажите!

1. Честь и доброе имя для казака дороже жизни.

2. Казаки все равны в правах.

3. По тебе судят обо всем казачестве и твоем народе.

4. Служи преданно своему народу, а не вождям.

5. Держи слово, слово для казака дорого.

6. Чти старших, уважай старость.

7. Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа.

8. Сам погибай, а товарища – выручай!

9. Будь трудолюбив – не бездействуй!

10. береги свою семью, служи ей примером!

Дед: Молодцы, всё-то вы знаете 

Баба: Кто в казачьих семьях занимался домашним хозяйством?

Дети: Хозяйки – казачки, девчата.

Баба: Верно! Хозяйка в дому, что пчела в саду. Не та хозяйка, что много говорит, а та что щи варит.  

 Казачка 1: Девочек в казачьих семьях учили вести домашнее хозяйство, шить, вышивать, готовить, кудель прясть, вязать, обшивать всю семью и быть помощницами своим мужьям. А еще казачки любили песни петь и танцевать

                                            (выходят девочки)

Девочка: Мы девчонки непростые,

                   Мы казачки удалые.

                  Учимся мы вышивать,

                   Борщ варить, детей качать.

                    Можем даже станцевать.    

                                 Танец «Молодая молода»

Баба: Гарны, дивчины! Настоящие казачки! Петь, плясать мастерицы!

Казачка: Предлагаю себя показать, да в игру поиграть, казачий говор вспомнить!

                                       Игра «Нагайка»

 (Правила игры: дети становятся в круг. Под звучание казачьей песни передаётся нагайка по кругу. Музыка останавливается, и у кого нагайка в руках, тот выходит в центр круга. Ему называется одно из старинных казачьих слов, а он должен сказать, что оно означает и ударить нагайкой об пол и т.д.) 

Вечерять – ужинать;                                                                                                

Гутарить – разговаривать;                                                                                                                                                                                                                      

Курень- дом; Чирки - спички                                                                                                  

Цыбарка- ведро; Сапетка - корзинка                                                                                                              

Атаман- командир                                                                                                                        

Рушник – полотенце; Завеска- фартук                                                                                                                    

Нагайка –плётка; Глечик - кувшин

Забор – плетень; Круглик – круглый пирог

Узвар – компот из сухофруктов

Бабаня – бабушка; Маманя – мама

Ходики – часы; Кочет- петух

Дед: Любо! Лихость да сноровка у казачат есть! Казачьи законы они знают и старших почитают! Да к тому же хорошо поют и пляшут!  Словом, дух казачий в них живет!  Не даром говорят: «Где казак, там и слава!».

Ребенок: Ответственно и почётно быть казаком.

                  Мы - будущие защитники Родного края

                      И всей нашей страны!

                                Выходят мальчики с шашками.

1Мальчик: Мы – донские казачата,

Мудрых прадедов внучата

С острой шашкой и конем

Мы в бою не подведем!

2 Мальчик: Мы донские казачата,

                      Славных прадедов внучата.

                      Век готовы мирно жить,

                      Дону-батюшке служить!

3 мальчик: Независимый, свободный род казачий очень гордый!

   И не даром на Руси всем знакомы казаки!

4 мальчик: А без шашки и коня    не прожить нам даже дня,

Вот такие мы ребята   все лихие казачата.

                        Песня «Приезжайте к нам на Дон».

Под казачью песню «Ехали казаки домой» дети выходят из зала.

 

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий развлечения "Браво казаки, любо казаки".

На развлечении дети закрепляют полученные знания о традициях, обычаях, фольклоре казаков. В развлечение входят песни, пословицы, танцы, казачьи заповеди, казачьи игры....

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Традиционные костюмы кубанских казаков. Рисование «Одежда казаков»»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательн...

Проект по патриотическому воспитанию «Одежда кубанских и терских казаков» Название проекта «Особенности одежды казаков »

Содержание деятельности:Дать понятие «Казачество» и его значение в роли защитника государстваРассказать об одежде, ее видах и предназначенииПоказать отличия одежды казака – воина и воина армии.А...

Деловая игра для родителей "Казак без службы не казак"

Деловая игра одна из форм повышения  педагогической культуры родителей. Представляю деловую игру "Кузак без службы не казак"....

Конспект занятия для старших дошкольников "Внешний вид и быт казаков. Собери казака в дорогу"

Данный конспект занятия предназначен для старших дошкольников и включает в себя такие формы работы, как рассматривание и примерка на детей фрагментов казачьей одежды. а также раскраски и пазлы по теме...

Статья в газету "Браво казаки, любо казаки"

Данный материал поможет воспитателю, решившему написать статью в газету на тему о патриотическом воспитании дошкольников....