КОНСПЕКТ мастер-класса для педагогов
методическая разработка (старшая группа)

Рачкова Екатерина Александровна

«Приемы ознакомления старших дошкольников с родным городом»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 29 городского округу города Райчихинска Амурской области

КОНСПЕКТ

мастер-класса для педагогов

«Приемы ознакомления старших дошкольников с родным городом»

Разработала - воспитатель высшей

квалификационной категории

Рачкова Е.А.

г. Райчихинск

2023г.

   

Цель: познакомить педагогов с реализацией темы патриотического воспитания дошкольников посредством ознакомления с родным городом в образовательном процессе детского сада. 

Задачи: 

  1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использование в практике методов и приёмов патриотического воспитания детей посредством ознакомления с родным городом;
  2. Познакомить педагогов с приемами работы в рабочей тетради «Райчихинск – город мой родной»; 
  3. Вызвать у участников интерес к демонстрируемым приёмам; 
  4. Развивать творческую активность педагогов. 

План.

  1. Актуальность темы.
  2. Практикум «Освоение алгоритма по реализации содержания патриотического воспитания дошкольников посредством ознакомления с родным городом».
  3. Игровой тренинг.

Оборудование:  карточки с зашифрованными пословицами, простые карандаши – 8 шт., ваза, 10 цветов, рабочая тетрадь 

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ  Уважаемые коллеги!

Хотя я и  являюсь коренным жителем города Райчихинска и мне всегда была интересна история  этого города, многое из его прошлого стало для меня открытием. Полученные знания, пытаюсь передать своим воспитанникам. Предлагаю вашему вниманию  мастер-класс на тему: «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста». 

Но для начала вспомним определения слов, которые нам сегодня понадобятся. Что такое патриотизм? (Ответы присутствующих.) 

ПАТРИОТИЗМ – ЭТО

Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины. 

                                                       С.И.Ожегов. Словарь русского языка

Патриот – человек, любящий своё Отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и свершающий подвиги во имя интересов своей Родины.

 

Что такое Родина для вас? Какой мысленный образ возникает у вас при произнесении этого слова? (Ответы.)

У каждого из вас свой образ Родины.

В настоящее время стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает педагогов на формирование у дошкольников «первичных представлений   о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках». Таким образом, от педагогов требуется глубокая работа по воспитанию у детей патриотизма, гражданственности, уважения к правам и свободам человека. 

Как показывает практика дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе и крае. 

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что работа по нравственно – патриотическому воспитанию детей является актуальной задачей нашего дошкольного образовательного учреждения.

 Сегодня я предлагаю вам познакомиться с  методами и приёмами, которые могут применяться для знакомства дошкольников с родным городом.

Для участия в мастер-классе приглашаю желающих педагогов.

Наш город просто невозможно не любить: ведь он древний и современный,  растущий и развивающийся. А когда сам любишь свой город, хочется, чтобы его любили все, кто в нем живет, в том числе и подрастающее поколение – наши дети!

Я предлагаю вам, используя «Разноцветный алфавит» разгадать зашифрованные пословицы о Родине. В этой игре буквы алфавита представлены эталонами цветных форм – квадрат, треугольник, овал, ромб, цветок, звезда, плюс, прямоугольник.  Например: буква А – красный квадрат, М – желтый кружок и т.д.

      Я уверена, что вы без труда расшифруете спрятанные пословицы, приступайте!

       Задания такого характера используются с детьми старшего дошкольного возраста и помогают детям овладеть мыслительными операциями, действиями, важными в плане общего интеллектуального развития. Пользуясь шифром, дети декодируют название города, в котором они живут, название улиц, животных и растений родного края. Кроме того, разгадывание зашифрованных слов способствует эффективному усвоению знаний о родном крае. На начальном этапе такие задания вызывают определенную трудность: у детей ещё недостаточно сформировано умение сравнивать, классифицировать, рассуждать и здесь нужно помнить о том, что мыслительные умения, как и всякие другие, вырабатываются в процессе многократных упражнений. 

– Какие пословицы у вас получились? Озвучьте их.

  • Родина любимая, что мать родимая.
  • Жить – Родине служить.

Из этих пословиц видно, как русский человек любит свою Родину. 

Но в большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок: деревня, улица, дом, где он родился. Это малая Родина. 

Не смотря на то, что наш город небольшой, в нем много домов.

– Для чего нужны дома?

 (Да, дом это жилище, которое защищает нас в непогоду от жары и холода, ветра, дождя и снега.) 

– А в нашем городе дома какие?

 (Высокие, низкие, деревянные, кирпичные,  панельные, многоэтажные, новые, старые, красивые.)
– Но первые дома в городе были построены с использованием дерева. Скажите, строить дома из дерева это хорошо или плохо? 

Хорошо: они полезны для здоровья человека, в них приятно жить, дерево хорошо сохраняет тепло.
– А я говорю, что строить дома из дерева это плохо.

 Почему? Дерево быстро горит, возможны пожары, быстро вырубаются леса, т.к. нужно много материала, можно поселить мало людей.

В нашем городе на сегодняшний день проживают много  горожан, поэтому нужны многоэтажные дома. Строить такие дома хорошо. Почему? Они быстро строятся, можно заселить много людей, занимают малую площадь.
А я говорю, что строить такие дома плохо, почему? Большой шум, плохие соседи, небезопасно.

Предложенная словесная игра «Хорошо – Плохо» является элементом системы ТРИЗ. Дети, играя по системе ТРИЗ, не только закрепляют знания о родном городе, но и видят мир во всем его многообразии, многогранности. ТРИЗ учит дошкольников находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится им и в школе, и во взрослой жизни.

Использование приема ЭМПАТИИ, при котором ребенок, воспринимая предмет, проецирует на него свое эмоциональное состояние, испытывая при этом позитивные или негативные эстетические переживания, дает возможность проникнуть детям во внутренний мир предметов, вещей, учит детей беречь общественное, воспитывает элементы гражданственности и правила поведения в общественных местах. 

-Вы сорванный цветок, что Вы чувствуете?
-Вы затоптанный газон, о чем Вы мечтаете? 

-Вы чистый тротуар, о чем Вы думаете?

-Вы красивое здание, что Вы чувствуете?

Принимая на себя роль того или иного предмета, ребенок учится постигать добро и зло, сопереживать. Этот прием является своеобразным тренингом эмоций, творческого воображения образного мышления и развития речи ребенка. А также помогает воспитывать у дошкольников бережное отношение к тому, что создано в нашем городе человеком и природой.

Использовать  в практике работы пальчиковую гимнастику, которую сейчас и продемонстрирую, повторяйте за мной:
Люблю по городу гулять,

Люблю смотреть, люблю считать.

Красивый фонтан – это раз, 

Площадь Ленина – это два,

Улица Победы – это три,

Широкая, светлая – посмотри.

А четыре – я живу в квартире.

Пять – гуляю в парке я опять.

Шесть – на  сопки я  схожу

И на озеро  гляжу.

Семь – спортивный комплекс,

Новый и красивый он.

Восемь – Церковь, «Горнячок»

Девять – повстречались мне

Памятник большой войне.

Я тихонько постою и цветочки положу!

Десять – милый детский сад,

Где ребятам каждый рад.

Город я свой очень люблю,

Его охраняю и берегу!

Использование пальчиковой гимнастики способствует не только развитию мелкой моторики, но и стимулирует зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь.  

Каждый момент ознакомления детей с родным городом пронизан созданием проблемных ситуаций. Задачи приобщения детей к жизни города, культуре, истории, природе наиболее эффективно могут быть решены в процессе стимулирования умственной активности ребенка. Для решения ситуаций используются проблемные задания с обязательным участием догадок, предположений, вопросов. 

Что бы было, если бы на домах не было номеров?
Что бы было, если бы улицы города не убирались?
 Что бы было, если бы в нашем городе не было деревьев?

Следует помнить, что проблематизация – это не только расширение знаний о родном городе, но и важнейшее условие поддержания высокого уровня умственной активности дошкольников.

А сейчас я предлагаю Вам поработать в рабочей тетради. Вы хорошо знаете историю нашего города. Давно в нем живете, и я предлагаю выполнить задание на внимание и смекалку.  Откройте, пожалуйста, любую страницу и выполните понравившееся задание. Если задание было сложным, и вы не смогли его выполнить, выберите любое другое, а к этому вернетесь позже.

Детям предлагаю работать в тетради после прохождения определенной темы, для закрепления и повторения пройденного материала, для уточнения возникших трудностей.

 Одним из важных моментов в работе по данному направлению является символизация, в процессе которой детям предоставляется возможность эмоционально выразить свое отношение к полученной ранее информации о родном городе. 

Вот сейчас я предлагаю вам подарить нашему городу «Букет красивых пожеланий». Какой же букет без цветов? Ставя свой цветок в вазу, вы скажете свое пожелание, например: «Город Райчихинск , я желаю тебе…» (процветания, благоустройства, добрых и заботливых горожан, чистого воздуха, солнечных дней, смеха детей, культурного роста, спортивных достижений и т.п.).

Получился прекрасный букет!

Много городов у нас красивых,

Их названий и не перечесть.

Только всех милее мне в России

Райчихинск  – спасибо, что ты есть.

– Я надеюсь, что предложенные мной приемы по знакомству детей с родным городом, помогут вам в деле патриотического воспитания, успех которого будет достигнут только тогда, когда сам педагог будет знать и любить историю своей страны, своего города. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своем городе, его архитектуре, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своего микрорайона, своей малой Родины.

Рефлексия. Методика «Неоконченное предложение».

В заключение своего мастер-класса, я предлагаю вам, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана, высказаться одним предложением, по поводу прослушанного. 

  • Сегодня я узнала, что…
  • Было интересно…
  • Я выполняла задания…
  • Я поняла, что …
  • Я приобрела…
  • У меня получилось…
  • Я попробую…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер-класса для педагогов и родителей по теме: «Развитие творческого потенциала детей. Применение методов ТРИЗ в детском саду и дома»

Цели и задачи: • Познакомить педагогов и родителей с технологией ТРИЗ; • Повысить их компетентность в сфере инновационных технологий; • Познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технол...

Конспект мастер-класса с педагогами

Конспект мастер-класса с педагогами...

Конспект мастер-класса для педагогов (рисование нетрадиционными техниками) Тема: «Удивительное рядом»

Мастер-класс для педагогов по рисованию нетрадиционными техниками "Удивительное рядом"...

Конспект мастер – класса для педагогов «Внедрение в практику педагогов ДОУ метода экспериментирования на основе сказки Золушка»

Мастер - класс для педагогов детских садов. Мастер класс разработам на основе сказки "Золушка"  с элементами экспериментальной деятельности....

Конспект мастер-класса (семинара) для педагогов по занятию «Отважные моряки» с использованием образовательных модулей Ф. Фрёбеля

Тема: Занятие по STEM – технологии с использованием образовательного модуля Ф. Фрёбеля.Название НОД: «Отважные моряки»Цели НОД: Представление опыта работы по использованию игрового н...

Конспект мастер-класса в средней группе на тему: Мастер-класс для педагогов «Игры с прищепками»

Игры с прищепками хорошо подходят для малышей от 1 года до 5 лет. Они не только увлекательные и забавные, но и полезные. В таких играх развивается мелкая моторика, что в свою очередь помогает в р...