Формы и методы работы по использованию национального компонента в воспитательно-образовательном процессе
консультация (старшая группа)
Описан опыт работы по использованию национального компонента в воспитательно-образовательном процессе
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы и методы работы по использованию национального компонента в воспитательно-образовательном процессе.
В образовательной политике Российской Федерации огромное внимание уделяется проблеме использования национального компонента в воспитательно-образовательном процессе детей дошкольного возраста. Так, в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в приоритетных задачах основной образовательной программы детского сада обозначено «формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине».
В ФОП ДО описаны планируемые результаты освоения Федеральной программы в дошкольном детстве. Содержание знаний и представлений о малой Родине расширяется в каждой возрастной группе: к четырем годам ребенок знает об объектах ближайшего окружения: о родном населенном пункте, его названии, достопримечательностях и традициях; к пяти годам ребенок имеет представления о малой родине, названии населенного пункта, улицы, некоторых памятных местах; к шести годам ребенок проявляет познавательный интерес к населенному пункту, в котором живет, знает некоторые сведения о его достопримечательностях, событиях городской и сельской жизни. К концу дошкольного возраста дошкольник обладает элементарными представлениями об обществе, его национально-культурных ценностях, государстве и принадлежности к нему.
В Федеральной Адаптированной Образовательной Программе дошкольного образования указано, что даже программа обследования ребенка с тяжелыми нарушениями речи формируется каждым педагогическим работником в соответствии с национальными и этнокультурными особенностями ребенка.
В детском саду национальный компонент пронизывает все формы и направления воспитательно-образовательного процесса. Дети знакомятся с национальной культурой, искусством, детской художественной литературой. Ознакомление с национальной культурой осуществляется через все виды деятельности ребенка-дошкольника: игровую, учебную, изобразительную, музыкальную, речевую, двигательную и др. Использование национально- регионального компонента, ведется по нескольким направлениям: эмоционально-патриотическому, когнитивному и деятельностному (поведенческому) компонентам.
Содержанием воспитательно-образовательной работы по реализации национального компонента с дошкольниками являются следующие направления: формирование отношения:
1.К природе родного края, родной страны;
2.К людям, населяющим республику, страну;
3.К моральным ценностям, традициям, обычаям, культуре;
4.К государственному устройству.
Отношение к природе родного края является важным фактором для воспитания у детей патриотических чувств. Проводимые различные мероприятия и формы работы по данному направлению направлены на:
– воспитание эмоционально-положительного отношения к природе, развитие у дошкольников умения видеть и понимать её красоту;
– воспитание интереса к родной природе, желание больше узнать о природе своего края;
–воспитание бережного отношения к природе, желание трудиться в природе, стремление к созиданию.
На слайдах вы можете увидеть, примеры форм работы с дошкольниками и семьями воспитанников, которые можно проводить в рамках каждого направления.
В процессе осуществления второго направления работы, направленного на формирование отношения к людям, населяющим республику, страну, решаются следующие задачи:
– воспитание уважения к своей нации, понимание своих национальных особенностей;
– формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (к сверстникам, их родителям, соседям и другим людям);
– рассказывать детям о замечательных людях, прославивших свой край.
Реализовывая третье направление работы, нацеленного на формирование у детей дошкольного возраста отношения к моральным ценностям, традициям, обычаям, культуре, можно проводить следующие формы работы:
– на занятиях и во время свободной деятельности совместно с детьми изучать сказки народов, проживающих на территории Чувашии; стихотворения и рассказы чувашских писателей, обязательно обсуждать поступки, черты характера главных героев.
–знакомить с образами мировой культуры, которые хранят в себе вневременные человеческие ценности.
Для формирования отношения к государственному устройству у дошкольников, можно использовать следующие формы и методы работы:
– беседы об истории и функциях государственных символов России (гимна, флага и герба), важнейших исторических событиях Отечества, создание совместных стенгазет. Каждую беседу проводить в доступной для воспитанников форме, сопровождая стихами, сказками, вопросами и заданиями. Приглашать в группу для бесед представителей разных профессий, например, сотрудника полиции, который расскажет о функциях полиции, правилах поведения детей;
– дидактические игры, например, такие как «Угадай флаг страны», «Гербы городов Чувашии», «Достопримечательности Чувашской Республики», «Достопримечательности города Новочебоксарска». Они помогают формировать и закреплять представления о государстве, родной республике.
Таким образом, для реализации национального компонента воспитательно-образовательном процессе воспитателями используются различные формы и методы работы, основанные на учете современных достижений науки и народных традиций, включающие в себя создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Формы и методы работы по развитию познавательно - исследовательской деятельности детей в процессе ознакомления с природой»
Цель: ознакомить педагогов с опытом работы по использованию современных технологий по развитию познавательно - исследовательской деятельности детей в процессе ознакомления с природой...

Календарно-тематический план по использованию регионального компонента в воспитательно-образовательной работе старшей группы
Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в усл...

Презентационный материал к презентации «Система работы по реализации регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО».
На нас, педагогов-дошкольников, возложена великая миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордится ею. И, прежде всего, необходим...

«Система работы по реализации регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОО»
Целью разработки мероприятий по внедрению регионального компонента в работу ДОО- является повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольной организации в процессе формирования значимости...

Выступление на тему «Эффективные формы и методы работы по использованию STEM-технологий с детьми дошкольного возраста. Из опыта работы» 2022 г.
Выступление на тему «Эффективные формы и методы работы по использованию STEM-технологий с детьми дошкольного возраста. Из опыта работы» на семинаре № 1 «Использование...
Консультация для педагогов «Использование регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе в средней группе»
В «Концепции модернизации российского образования» отмечена большая роль регионального компонента, позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, ...

