Методическая разработка игры –викторины для детей старшего дошкольного возраста и их родителей «Путешествие по Санкт-Петербургу».
методическая разработка (подготовительная группа)

Трушникова Ирина Николаевна

Наша викторина призвана открыть дошкольникам двери в удивительный мир Петербурга. . Она пробудит желание путешествовать с родителями по Петербургу, пройтись по его проспектам, ощутить величие архитектурных ансамблей, его исторического прошлого.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_-_viktorina_puteshestvie_po_spb.docx187.3 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка игры –викторины для детей старшего дошкольного возраста и их родителей «Путешествие по Санкт-Петербургу».                                                                                                               Авторы: воспитатели: Трушникова Ирина Николаевна и Куропаткина Елена Владимировна

Цель: воспитание патриотических и гражданских чувств, любовь к родному городу Санкт-Петербургу.             Актуальность

   27 мая 2025 года Санкт-Петербург отметил свой 322-й день рождения.  К сожалению, родители не так часто посещают музеи, ходят с детьми в театры, обращают внимание на великолепные виды нашего города, достопримечательности, которые отличают его от других городов России. Наша викторина призвана открыть дошкольникам двери в удивительный мир Петербурга. Задания не только расширят их кругозор, они разовьют логическое мышление, наблюдательность и общую эрудицию. Викторина – не просто развлечение, это окно в мир знаний, возможность вместе с родителями познакомиться с достопримечательностями Санкт-Петербурга. Она пробудит желание путешествовать с родителями по Петербургу, пройтись по его проспектам, ощутить величие архитектурных ансамблей, его исторического прошлого.

   Гражданское воспитание позволяет решать следующие основные задачи:                

  • воспитание любви к своей малой родине;
  • приобщение ребенка к традициям и обычаям места, где он живет;
  • развитие интереса и патриотического отношения к Родине;
  • приобщение детей к историческим ценностям родного города;
  •  воспитание толерантности и нравственно-эстетических качеств;
  • всестороннее развитие личности;
  • продолжать развивать внимание, память, мышление детей, умение сравнивать;
  • совершенствовать связанную речь дошкольников, обогащать их словарный запас;
  • развивать навыки коллективного взаимодействия, сопричастность к общему делу.

Предварительные организационные мероприятия:

  • родителям совместно с детьми-участниками мероприятия предлагается придумать названия и эмблемы команд;
  • сфотографировать детей в Петербурге у какого- либо памятника или символического обьекта города.

Предварительная работа: 

  • ознакомление детей с основами Петербурговедения в условиях ДОУ;
  • создание развивающей среды в группах, направленной на ознакомление дошкольников с основами истории Санкт-Петербурга;
  • чтение книг о Санкт-Петербурге;
  • рассматривание иллюстраций с изображением достопримечательностей города;
  • работа с родителями – экскурсии по городу с детьми в выходные, посещение музеев, театров;
  • создание альбома фотографий о городе в контакте группы «Путешествие по Санкт-Петербургу».

Условия и особенности реализации игры: мероприятие проводится в группе.                                   Участники игры: дети старшего дошкольного возраста и их родители.                                                                           Материалы и оборудование:                                                                                                                                         - Ноутбук, экран, проектор или телевизор, флеш карта, видеоролик «Достопримечательности Санкт-Петербурга», аудиозапись «Петербург – город мой» (минус);

  • пазлы, лото, вопросы для родителей (Человека Рассеянного)
  • 4 листочка со стихами о Санкт – Петербурге;
  • лист с вопросами для воспитателя, для команд (4 простых карандаша, листы для ответов);
  • для конкурса – карточки с вопросами викторины о Санкт-Петербурге;
  • Чемодан (зонтик, карта Санкт-Петербурга, кораблик, фотоаппарат), сковорода, плащ;

Ход игры – викторины.

    Дети заходят в группу и становятся полукругом лицом к экрану.  Родители сидят за столиками. Звучит музыка (гимн Санкт – Петербурга).                                                                                                 Воспитатель:                                                                                                                                                                           Здравствуйте дорогие родители и дети! Сегодня мы собрались на интересную, познавательную викторину «Путешествие по Санкт – Петербургу».  Наш город называют культурной столицей России. Какими же должны быть жители одного из красивейших городов мира? Прежде всего, они должны знать свой город, любить его, заботиться о его красоте. А еще с малых лет детям нужно дать почувствовать себя петербуржцами: воспитанными, добрыми, внимательными к другим людям.                                                                                 Наша игра сегодня посвящена прекрасному городу, в котором мы все живем – это Санкт-Петербург.

       В нашей интеллектуальной игре учувствуют 4 команды (команды заранее придумывают  название и эмблему своей команды, по правилу название команды должно быть связано с Петербургом).

1 – команда «Аврора»!    2 – команда «Кораблик»!                                                                                             3 – команда «Грифоны»! 4 - команда «Сфинксы»

                       

                         (стихотворение от команды про Петербург – читают родители)

                                                      1. Мы очень любим город свой.
Сияет солнце над Невой,
Или дожди стучат в окно –
Его мы любим все равно.
Мы в этом городе живем.
И он растет, и мы растем.

2. Среди болот, дорог и вьюг,                                          Как исполин из сказки,

Явился миру Петербург,

Волной любви обласкан!

Его скульптуры и дворцы,

Фонтаны, скверы, парки,

Его ограды и мосты,

Кораблик на Фонтанке.

3.Плывёт в высоком небе

Кораблик золотой,

Плывёт он днём и ночью

Над царственной Невой.

На шпиль Адмиралтейства

Кораблик водружён.

И всем ветрам и бурям

Всегда послушен он.

4. У красавицы Невы

Ожерелье из листвы

Из гранитов самых лучших

Сшито платье на века.

Но совсем не белоручка

Знаменитая река:

Баржи, лодки, пароходы

На себе несет Нева.

                ВоспитательМолодцы, родители!                                                                                                                                                              А теперь – проводится игра - викторина «Что я знаю о Санкт-Петербурге?».  

Воспитатель - Сейчас я попрошу вас внимательно прослушать правила игры:

  • Каждая команда отвечает на 1 вопрос.                                                                                  
  • Если вы готовы ответить, поднимайте руку.
  • Не выкрикивать, не подсказывать.
  • Если игроки не знают ответ, право ответить получают участники другой команды.
  • За каждый правильный ответ команда получает 1 пазл
  • Родители, прочитавшие стихотворение получают 1 пазл для своей команды.

Викторина «Путешествие по Санкт-Петербургу».

1.Самый широкий мост в Санкт-Петербурге и один из самых широких в мире?

1. Синий

2. Как называется мост через канал Грибоедова, которые удерживают чугунные львы.

2. Львиный

3. Про какой мост писали, что «Крылатый лев сидит с крылатым львом».

3. Банковский

4. Какой мост соединяет Адмиралтейский и Васильевский острова. 

4. Дворцовый мост

2 пазл

1.  Самый маленький необычный памятник Санкт-Петербурга

5. Чижик - Пыжик 11 см

2. Памятник, который расположился на одной из скамеек Измайловского сада.

6. Петербургский ангел

3.  Этот памятник на Малой Садовой -  бронзовый человек с собачкой?

7. Фотограф

4. Этот памятник говорит о том, кто доставлял в бочках воду?

8. Памятник Водовозу

3 пазл

1. Этот мемориал представляет собой скульптуру в виде двух, согнутых полукругом железобетонных арок.

9. Разорванное кольцо

2. Памятник каменной ромашки с лепестками, на котором — слова из детской песни "Пусть всегда будет солнце».

10. "Цветок жизни"

3. В блокадные годы они указывали путь груженым грузовикам на Ладожском озере.  

11. Памятник Блокадной регулировщице

4.  Назовите памятник устройству, по которому жители Блокадного Ленинграда получали сигналы воздушной тревоги.

12. Памятник Ленинградскому громкоговорителю.

4 пазл

1. Место, откуда начал строиться город на Неве.

13. Петропавловская крепость

2.  В каком музее находятся – локомотивы и вагоны XIX и XX веков в единственном экземпляре. 

14. Музей железных дорог России

3. Где можно узнать о нашей Вселенной?

15. Планетарий

4. Назовите музей, который находится в Зимнем Дворце.

16. Эрмитаж

5 пазл

1. Самый большой остров города?

17. Васильевский

2. На этом острове находится ботанический сад?

18 Аптекарский

3. На этом острове находится парк развлечений?

19. Крестовский

4.. На каком острове много скульптур зайцев?

20.На Заячьем

6 пазл

1. Где находится золотой ангел?

21. На Петропавловском соборе

2. Где находится серебряный ангел?

22. На Исаакиевском  соборе.

3. Где находится бронзовый ангел?

23. На Александровской колонне.

4. Сколько скульптур ангелов в Санкт - Петербурге: 30, 300 или 3000?

24. Более 3000

Воспитатель: А теперь попросим наших детей рассказать нам считалочку «Люблю по городу гулять» (выходят дети)

Считалочка:

Люблю по городу гулять,
Люблю смотреть, люблю считать.
Невский – раз, Зимний – два,
Три – красавица Нева,
А четыре – мост Дворцовый,
Пять – гуляю по Садовой,
Шесть – к Исаакию схожу
И на купол погляжу.
Семь – конечно, Летний сад,
Как красив его наряд.
Восемь – крепость у Невы,
были там, наверно, вы.
Девять – повстречался мне
Медный всадник на коне.
Десять – из-за поворота
Вижу Нарвские ворота.

Воспитатель:  Я приглашаю на конкурс капитанов команд «Конкурс капитанов» (дети)

1.Кто является основателем нашего города? 

Петр I

2. Какая река самая главная в городе? 

Нева

3. На чем стоит наш город? 

Болото, острова

4. На каком острове стали закладывать наш город?

на Заячьем

7 пазл

  Воспитатель: Молодцы, капитаны! Быстро и правильно отвечали на вопросы. А наша игра  продолжается.У команд есть лист бумаги и карандаш.

    Впереди у нас игра «Вспомните и напишите символы города Санкт – Петербурга» (музыкальное сопровождение)

               

     Воспитатель: прочитайте, пожалуйста, какие символы вы вспомнили и записали.

   Официальные символы Санкт-Петербурга: Флаг. Герб. Гимн.

  Некоторые неофициальные символы Санкт-Петербурга: «Медный всадник», Ангел на шпиле Петропавловского собора Петропавловской крепости; Кораблик на шпиле АдмиралтействаРостральные колонныАлександровская колонна, Крейсер «Аврора». 

    Воспитатель: Молодцы, команды получают 8 пазл! 

     И сейчас я попрошу детей спеть замечательную песню о нашем городе «Петербург – город мой сл. И. Шевчука, муз. Е. Зарицкой – дети исполняют песню.

   Воспитатель:  а сейчас нас ждет следующая игра-задание «Кто больше назовет?». Как называются жители нашего города Петербурга? (Петербуржцы)                                                                                                         

   Я предлагаю командам называть улицы в Санкт-Петербурге, которые они знают. Побеждает та команда, которая вспомнит больше названий улиц нашего города.

Воспитатель: Молодцы, команды получают 9 пазл! 

(Если дети не называют улицу Бассейная, то ведущий называет ее сам.) Вбегает Человек Рассеянный (бегает по залу под музыку): Мне кажется, я слышал, что вы сказали «Улица Бассейная». Я что, уже попал на нее? (Останавливается и взглядом обводит зал.) Ой, где я? Почему так много детей собралось? Куда я попал? Мне на улицу Бассейную надо. Там мой дом, я там живу (грустно). А это не мой дом. Что-то я совсем растерялся. Ой, ой, ой – не пойму я – в Ленинграде я еще или нет?
  Воспитатель: Подождите! Подождите! Для начала – здравствуйте!
Человек Рассеянный: Здравствуйте!
  Воспитатель: Вы, наверное, Человек Рассеянный с улицы Бассейной? Вы попали в детский сад на игру- викторину. Только Вы не в Ленинграде сейчас, а в Санкт-Петербурге. Это раньше наш город Ленинградом назывался. Вы, наверное, о-о-о-очень долго проспали в вагоне, вот и не сразу поняли, где Вы.
Человек Рассеянный: Да! Так, наверно, и произошло. Что же мне теперь делать? Как мне попасть домой на Бассейную улицу. Мне очень-очень надо домой!
   Воспитатель: Человек Рассеянный, Вы, пожалуйста, не торопитесь. Давайте лучше вместе с ребятами погуляем по городу и послушаем, что они нам расскажут. Вы хотите с ними отправиться в путешествие по городу?

Человек Рассеянный: Конечно, я хочу в путешествие! Но я хочу и в игру - викторину поиграть… (грустно) Не знаю, что выбрать? (Смотрит на чемодан.) Ой, а вот у меня еще огромный чемодан с очень нужными вещами. Только я не помню, что туда положил и зачем мне эти вещи понадобятся в путешествии по городу.

Воспитатель: сейчас команды помогут тебе разобраться, вынимай по 1 предмету (зонтик, карта СПБ, фотоаппарат, кораблик), а ребята и родители расскажут для чего эти предметы пригодятся!

Воспитатель: молодцы, команды, ответили для чего эти предметы Человеку рассеянному, и получаете          10 пазл! 

Человек Рассеянный: ой, ой, ой1 все картинки - лото перепутались, как же я теперь соберу достопримечательности города!                                                                                                                       Воспитатель: не беспокойтесь, ребята сейчас соберут все картинки - лото (Музеи, Необычные памятники, Памятники Великой Отечественной войны, мосты)

Человек Рассеянный: а я пока с родителями поиграю, задам им трудные вопросы.

1. В честь кого назван Санкт-Петербург? (В честь апостола Петра - небесного покровителя царя ПетраI) 
2. Как называют колонны на Стрелке Васильевского острова? (Ростральные колонны)
3. В каком музее вам расскажут всё о животном мире? (В Зоологическом)
4. Почему на гербе города два якоря? (Санкт-Петербург - речной и морской порт)
5. Назовите самый большой собор Санкт-Петербурга. (Исаакиевский собор)
6. Как петербуржцы узнают, что наступил полдень? (По выстрелу пушки Петропавловской крепости)
7. Раньше этот сад называли “Зверинцем”, а сейчас? (Зоопарк)
8. На каком острове находится Петропавловская крепость? (На Заячьем острове)
9. Назовите год и день рождения Санкт-Петербурга. (27 Мая 1703 года)
10. Сколько раз менялось имя нашего города? (Трижды: Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград) 
11. Для чего разводят мосты? (Чтобы могли пройти большие корабли)
12. Как называется главная площадь Петербурга? (Дворцовая площадь)
13. Как называется главная улица города? (Невский проспект)
14. Когда мы отмечаем День снятия блокады?  (27 января) 
15. Какого числа мы празднуем День Победы? ( 9 Мая)
16. Что венчает шпиль Адмиралтейства? (Кораблик-флюгер)
17. Как называется городской аэропорт? (Пулково) 
18. Какой самый красивый сад в Санкт – Петербурге? (Летний)
19. Как называется главный музей города? (Эрмитаж)
20. Как называются львы с крыльями? (Грифоны).

Воспитатель: дети собрали лото и получают 11 пазл для команды!

Человек Рассеянный: родители тоже молодцы, можно и им пазл получить?

   Воспитатель: конечно, родители за свои замечательные знания о нашем городе получают 12 пазл!!! И теперь пришло время командам собрать свои пазлы!  Расскажите, пожалуйста, что у вас получилось? (Казанский собор, Медный всадник, Летний сад, Зимний Дворец).

  Ребята, давайте поблагодарим гостя и подарим ему карту Санкт - Петербурга, чтобы он всегда находил свою Бассейную улицу. А вам мы дарим магнитики с видами Санкт – Петербурга!!! (вручение)


..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра- лото для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с родным городом Санкт-Петербургом

Сегодня вашему вниманию я представляю свою игру – лото «Петербургские зонтики».    В самом начале хочется рассказать Вам о том, что меня вдохновило для создания этого игрового пос...

"Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей и культурой города Санкт-Петербурга"

Статья о системе работы с детьми и родителями по петербурговедению....

Методическая разработка познавательной игры – викторины для детей старшего дошкольного возраста и родителей «Готовность 01»

Игра-викторина "Готовность 01" направлена на закрепление знаний детей старшего дошкольного возраста о пожарной безопасности в природе....

Собственная методическая разработка Конспект совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста и воспитателя «Достопримечательности Санкт Петербурга» С использованием презентации Power Point  

Интеграция образовательных областей:«Социально-коммуникативное развитие»«Познавательное развитие»«Речевое развитие»«Художественно-эстетическое развитие»...