Виртуальная экскурсия "Коренной народ Хакасии"
компьютерная программа (подготовительная группа)

Чертыкова Екатерина Антоновна

Образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром с использованием виртуальной экскурсии.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Виртуальная экскурсия «Коренной народ Хакасии»


Предварительный просмотр:

Приложение Б.

Технологическая карта занятия по ознакомления с окружающим миром с использованием виртуальной экскурсии

Тема: «Коренной народ Хакасии»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Цель: формирование представлений о культуре и быте коренного народа Хакасии (хакасов) через ознакомление с традиционным жилищем, ремеслом, традициями и обычаями.

Задачи:

Образовательные: познакомить с традиционным жилищем хакасов – юртой, ее особенностями и устройством; а также с ремеслом, традициями и обычаями хакасского народа.

Развивающие: развивать познавательный интерес к культуре и истории своего края.

Воспитательные: воспитывать уважение и интерес к культуре и традициям коренного народа Хакасии, формировать чувство гордости за свой край и его богатую культуру.

Словарная работа: юрта  - традиционное жилище хакасов;

Планируемый результат занятия: дети знают, как выглядит традиционное жилище хакасов, также каким ремеслом они занимались, какие традиции и обычаи есть у коренного народа Хакасии.

Подготовительная работа: Чтение «Легенда о городе Абакан»

Материалы и оборудование: мультимедийная презентация «Коренной народ Хакасии», компьютер, проектор

Ход:

Таблица Б.1.

Этап

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая

деятельность детей

Планируемые результаты

1

Организационный этап

Создать условия для мотивации детей к предстоящей деятельности

-Ребята, совсем недавно мы познакомились с легендой об Абакане. Расскажите, о чем она была.

Какие молодцы, запомнили легенду об Абакане!

А вы знаете, какой коренной народ проживает в нашей республике?

Приемы:

1.Наглядно-зрительные: показ слайдов

2.Словесные приёмы: пояснение.

Рассказывают легенду об Абакане

Дети замотивированы на предстоящую деятельность

Продолжение Приложения Б.

Таблица Б.1.

1

Организационный этап

Создать условия для мотивации детей к предстоящей деятельности

-Верно, коренной народ  нашего края – это хакасы. Сегодня я предлагаю вам поближе познакомиться с ними и узнать, где они живут, как выглядит их жилище традиционное, а также какие у них есть традиции и обычаи.

Приглашаю вас в виртуальную экскурсию – «Коренной народ Хакасии!»

Приемы:

1.Наглядно-зрительные: показ слайдов

2.Словесные приёмы: пояснение.

Рассказывают легенду об Абакане

Дети замотивированы на предстоящую деятельность.

2

Основной этап

Познакомить с традиционным жилищем хакасов – юртой, ее особенностями и устройством; а также с ремеслом, традициями и обычаями хакасского народа. Развивать познавательный интерес к культуре и истории своего края.

Прежде чем отправиться на экскурсию, давайте настроимся на уважительное и внимательное отношение к культуре нашего коренного народа, чтобы узнать как можно больше интересного!

Первое с чем я вам предлагаю познакомиться – это традиционное жилище, кто-нибудь знает или может видел традиционное жилище хакасов?

Видео-экскурсия в юрту

 - Ребята, посмотрите, как выглядит жилище хакасов. Это – юрта. Она круглая и сделана из войлока. Как вы думаете, почему юрта круглая? Юрта круглая, потому что так ее легче переносить с места на место. Хакасы – кочевники, они часто переезжали со своими стадами, поэтому им нужно было такое жилье, которое можно легко собрать и разобрать.

Посмотрите, что находится в центре юрты?

В центре юрты находится очаг. Как вы думаете, зачем нужен очаг в юрте? Здесь готовят еду и обогревают юрту зимой. Дым от

Приемы:

1.Наглядно-зрительные: показ слайдов

2.Словесные приёмы: пояснение, объяснения, вопросы

Отправляются в виртуальную экскурсию «Коренной народ Хакасии»

Познакомились с традиционным жилищем хакасов.

Продолжение Приложения Б.

Таблица Б.1.

2

Основной этап

Познакомить с традиционным жилищем хакасов – юртой, ее особенностями и устройством; а также с ремеслом, традициями и обычаями хакасского народа. Развивать познавательный интерес к культуре и истории своего края. Воспитывать уважение и интерес к культуре и традициям коренного народа Хакасии.

очага выходит через отверстие в центре юрты. Дымоход – выход к богу, космосу.

Юрты делились на две половины. Правая от входа считалась женской, на этой стороне находились предметы домашней кухни. Здесь было рабочее место хозяйки. Левая сторона была мужской. Здесь сосредотачивались предметы хозяйского значения, которыми пользовались мужчины.

- Что вы видите на половине женщины?

Вокруг стен поставлены в два ряда сундуки, обтянутые сафьяном разных цветов, окованные в решетку белым железом. Здесь ставился стол, около него стояли стулья. Около этого стола для принятия пищи членами семьи ставился небольшой столик на низких ножках (чир – стол, который помещался на женской половине юрты.

- А что вы заметили на мужской стороне юрты?

На стенах в мужской части висели ножи, кинжалы, лук. В стеллажах хранились наконечники, стрелы, древние писанницы с рисунками.

Ближе к дивану стоят на полках фарфоровые чашки, чайники, медная чистая посуда, самовары.

Слайд-шоу «Ремесло хакасов»

Приемы:

1.Наглядно-зрительные: показ слайдов

2.Словесные приёмы: пояснение, объяснения, вопросы

Отвечают на вопросы

Познакомились с традиционным жилищем хакасов.

Продолжение Приложения Б.

Таблица Б.1.

2

Основной этап

Формировать чувство гордости за свой край и его богатую культуру.

Познакомить с традиционным жилищем хакасов – юртой, ее особенностями и устройством; а также с ремеслом, традициями и обычаями хакасского народа. Развивать познавательный интерес к культуре и истории своего края.

А как вы думаете, чем занимались раньше хакасы? Посмотрите, что находится в юрте, по чему мы можем догадаться?

-Верно, мужчины в основном были охотниками, рыбаками, разводили скот. А женщина была хранительницей очага, следила за домом. А что делали дети? Они играли, но и помогали родителям. А вы любите играть? Тогда предлагаю вам поиграть в игру «Юрта»

Образуют круг и ходят по кругу со словами:

Юрта, юрта – круглый дом,

Побывайте в доме том,

Трудятся отец и мать,

Что мне делать? Отдыхать.

Быть без дела не люблю,

Разожгу костер скорей,

Пусть горит он веселей. (Пляска)

А сейчас я хочу познакомить вас с традициями и обычаями хакасского народа!

  1. Хакасы гостеприимны, гостя встречают с радостью и уважением. Первым делом гостю предлагают чай с молоком (суттiг чай). Чай наливают в пиалу и подают правой рукой. На стол ставят лучшие блюда: мясные, молочные, выпечку. Гостю отводят почетное место в доме (обычно у очага или у стены напротив входа).
  2. Семейные традиции и обряды

Приемы:

1.Наглядно-зрительные: показ слайдов

2.Словесные приёмы: пояснение, объяснения, вопросы

Играют в игру «Юрта»

Познакомились с ремеслом хакасов

Продолжение Приложения Б.

Таблица Б.1.

2

Основной этап

Познакомить с традиционным жилищем хакасов – юртой, ее особенностями и устройством; а также с ремеслом, традициями и обычаями хакасского народа.

На рождение ребенка: Колыбель оберегают амулетами от злых духов.

  1. Праздники и обряды - Чыл Пазы (Новый год): Разжигают костер и прыгают через него, чтобы очиститься от всего плохого.
  2. Спортивные состязания: Устраивают соревнования по национальной борьбе (курес), стрельбе из лука, скачкам на лошадях.

- Ребята, расскажите, были ли вы знакомы с этими традициями и обычаями; или может кто-то расскажет свои традиции и обычаи в хакасской семье?

Приемы:

1.Наглядно-зрительные: показ слайдов

2.Словесные приёмы: пояснение, объяснения, вопросы

Знакомятся с традициями и обычаями хакасского народа

Познакомились с традициями и обычаями коренного народа Хакасии

3

Заключительный этап

Закреплять умения анализировать свою деятельность

Ребята, вот и подошла наша виртуальная экскурсия к концу. Расскажите, о чем мы сегодня говорили? Что вам запомнилось больше всего? Хотели бы побывать в юрте? Можем ли мы ее увидеть своими глазами по-настоящему? А где?

Какие традиции и обычаи вы запомнили?

Методы:

словесный.

Приемы:

1.Словесные приёмы: обсуждение

Дети отвечают на вопросы, рассуждают

Дети знают, как выглядит традиционное жилище хакасов, также каким ремеслом они занимались, какие традиции и обычаи есть у коренного народа Хакасии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виртуальная экскурсия "Быт и традиции народов Украины"

Познакомить детей с культурой и бытом  жителей Украины.   Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям....

Формирование интереса дошкольников к культурному наследию народов Хакасии через музейную педагогику.

" Дело каждого в отдельности всех вместе - приумножать добро, хренить традиции......

Общее родительское собрание по теме «Виртуальная агрессия, виртуальная зависимость»

Цель собрания: привлечь родителей к анализу эмоциональной атмосферы в семье, взаимодействия ребенка со СМИ и компьютером; привести к осознанию того, как данные факторы могут влиять на эмоциональн...

Детские игры народов Хакасии

Дети должны с детского сада знать культуру своего народа...

Конспект. Виртуальная экскурсия "Память Народа"

Виртуальная экскурсия «Память Народа» Цель: Осуществить комплексный подход по знакомству детей с памятниками Великой Отечественной войны и развить на этой основе чувство патриоти...

Виртуальная экскурсия "Заповедные зоны. Животные и растения Хакасии"

Образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром с использованием виртуальной экскурсии....

Виртуальная экскурсия "Хакасия - земля пяти стихий"

Образовательная деятельность по ознакомлению окружающим миром с использованием виртуальной экскурсии ....