Использование технологии «Коллаж» Т. Большовой для развития речи детей дошкольного возраста
статья (старшая группа)

выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kollazh.docx17.6 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд

Использование технологии «Коллаж» Т. Большовой для развития речи детей дошкольного возраста

2 слайд

На сегодняшний день в речи детей существует множество проблем, которые Вы видите на слайде.

Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. Так же овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе.

Но на сегодняшний день снижается эмоциональная вовлеченность современных детей в занятия (всему виной гаджеты), поэтому необходимо сделать процесс обучения для них интересным, занимательным, развивающим. Все это требует поиска новых форм работы для повышения эффективности обучения дошкольников.

Сегодня мы поговорим об одном из направлений мнемотехники – это методика «Коллаж» коллаж Большовой Т.В.

3 слайд

Коллаж в переводе с французского обозначает "Всякая всячина". Коллаж - это лист картона, на котором изображены картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Кажущийся беспорядок наложенных на картон картинок и составляет суть коллажа.
В конечном итоге коллаж - это рассказ, запечатлённый в изобразительном материале. Каждый элемент коллажа — это слово или фраза, коллаж целиком - это текст, рассказанный с помощью изобразительных цитат.

4 слайд

Коллаж помогает формировать и систематизировать знания детей об окружающем мире, совершенствовать монологическую речь, умение связно, последовательно излагать содержание усвоенной информации, составлять логические высказывания, доказывать правильность своего ответа, развивать у детей умение с помощью изображения на коллаже составлять небольшие описательные рассказы, развивать умственную активность детей, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

5 слайд

1.Игры со звуками:

Найди заданный звук в начале, середине, в конце

Найди самое короткое (длинное) слово

Найди слово, где два(три) слога.

2. Задания для развития грамматического строя речи:

Назови только живые (неживые предметы)

 Найди слова, к которым подходит слово ОН (ОНА, ОНО) Кто? Что?

 Игра «Один - много». Измени слово так, чтобы вместо одного предмета появилось много (ласточка- ласточки, пчела-пчелы)

 Закончи предложение «Рад кому? чему?» (белке, волку), «Иду к кому? Чему?» (елке, клоуну). Закрепление формы дательного падежа.

 Закончи предложение «Вижу кого? Что?» (белку, волка). Закрепление формы винительного падежа.

3. Задания для развития памяти и мышления

 Назови животных, растения и т.д.

 Назови предметы, которые могут быть в лесу, в городе, дома и т.д.

 Назови все слова, кроме животных и т.д.

4. Задания для развития связной речи

Составь предложения по картинкам

Составь рассказ по картинкам

Составь сказку по картинкам 

На основе коллажа можно также отгадывать загадки, сказки, стихи, помещая главного героя или предмет не сразу, а в конце разбора картинок.

6 слайд

Как же работать в этой методике?:
1.Детям предлагается рассмотреть коллаж и назвать, какие картинки они на нем видят (дети старших групп уже могут самостоятельно под руководством педагога составить и изготовить коллаж.
2. Составляется сюжет с использованием всех картинок (младший возраст – воспитатель, старший – самостоятельно).
3. Коллаж содержит буквы, цифры, картинки, по ним воспитатель задает наводящие вопросы. Пример: «Почему они здесь изображены?»
4. Составление предложений или рассказа по картинкам.

7 слайд

Разбор коллажа, установление ассоциативных связей: Воспитатель: Кто нарисован в центре? (Ёжик)

А почему около ежа нарисован лес?

 Дети: Ёж – дикое животное. Он живет в лесу.

Установление аналогичным путем других ассоциативных связей: Человек – у ёжика есть голова, туловище, 4 лапки. Иголки – все тело ежа покрыто иголками. Лягушка, мышь, ягоды – ёж питается лягушками, мышами, ягодами. Снежинка и гнездо – всю зиму ёж спит в гнезде. Большой кружок и маленький – у ежа есть детеныши – ежата.

Рассказ – описание: Ёж – дикое животное. Он живет в лесу. У ёжика есть голова, туловище, 4 лапки. Все тело ежа покрыто иголками. Ёж питается лягушками, мышами, ягодами. Всю зиму ёж спит в гнезде. У него есть детеныши – маленькие ежата.

8 слайд

Мы с детьми составляли коллажи на тему: «Весна», «Жизнь в деревне», «Жизнь в городе», «Поход в лес».

9 слайд

Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование коллажей в ОД по развитию речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Символы, образы, максимально приближены к речевому материалу. Коллажи используются для обогащения словарного запаса, при обучении составлению описательных рассказов, пересказов, а также при автоматизации звуков.

Таким образом, с помощью коллажей можно достичь следующих результатов:

1.Вызвать у детей желание пересказывать рассказы, составлять рассказы — как на занятии, так и в повседневной жизни.

2. Расширить знания об окружающем мире.

3. Активизировать словарный запас.

4. Помочь детям преодолеть робость, застенчивость, научиться свободно держаться перед аудиторией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование сюжетно-ролевых игр как средство развития речи детей дошкольного возраста

В статье рассказвыается о различных сюжетно-ролевых играх, и об их пользе и необходимости их включения в образовательный процесс...

Использование продуктивной деятельности на занятии по развитию речи детей дошкольного возраста.

Материал из опыта работы воспитателя детского сада. Здесь рассказывается об использовании продуктивной деятельности на занятиях по развитию речи детй младшего и среднего возраста....

Презентация по теме: "Использование мнемотехники в коррекционной работе по развитию речи детей дошкольного возраста"

Данная презентация предназначена для родителей дошкольников. Из презентации можно узнать об основных понятиях мнемотехники, этапах и результатах работы по развитию речи детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей по теме: «Использование мнемотехники в коррекционной работе по развитию речи детей дошкольного возраста».

Данная консультация предназначена для родителей дошкольников. Из консультации можно узнать об основных понятиях, этапах и результатах работы по развитию речи с использованием мнемотехники....

Проект: «Использование модульной технологии в педагогической деятельности по развитию речи детей дошкольного возраста. Модуль «Мой дом – моя Мордовия».

Проект и отчет о использовании модульной технологии в педагогической деятельности по развитию речи детей дошкольного возраста....

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи детей дошкольного возраста.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи детей дошкольного возраста. Слайд 1 ТемаИспользование технологии «СИНКВЕЙН»в ра...