Игра - викторина "Колесо истории"
учебно-методический материал
Игра - викторина с педагогами ДОУ или родителями. (Региональный компонент)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.59 КБ |
Предварительный просмотр:
СЛАЙД 1 «Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». А.С. Макаренко
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период формирования всех личностных качеств. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям, развитие нравственности, патриотизма определит дальнейшее поведение и образ мыслей взрослого человека, гражданина. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. И для решения этой задачи необходим поиск расширенного содержания и разных форм работы через взаимосвязь разных видов деятельности и интеграцию образовательных областей.
СЛАЙД 2 На сегодняшний день система дошкольного образования, воплощая результаты новейших достижений науки и практики, обновляет содержание образования и воспитания детей. Появилось множество инновационных программ, направленных на реализацию основных Образовательных областей. Кратко выделим задачи патриотического воспитания в образовательных областях. (Зачитываю задачу, вместе определяем образовательную область)
Социально-коммуникативное развитие. Воспитывать у детей чувство любви и привязанности к малой родине, родному дому, проявлять на этой основе ценностные идеалы, гуманные чувства, нравственные отношения к окружающему миру и сверстникам.
Познавательное развитие. Приобщать детей к истории родного края, формировать представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с природой.
Речевое развитие. Развивать речь, мышление, первичное восприятие диалектной речи через знакомство с культурой родного края.
Художественно-эстетическое развитие. Приобщать детей младшего дошкольного возраста к музыкальному творчеству родного края, воспитывать любовь к родной земле через слушание музыки, разучивание песен, хороводов.
Физическое развитие. Развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость, смекалку, ловкость через традиционные игры и забавы.
Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, труде, быту.
СЛАЙД 3 Психофизиологические особенности детей-дошкольников таковы, что раздробленность содержания различных образовательных областей и сориентированность на выработку узкоспециализированных представлений заметно снижают эффективность решения задач дошкольного образования в целом. А взаимообогащение разных образовательных областей позволяет, напротив, решать данные задачи на качественно новом уровне:
создает комфортные условия детской жизнедеятельности,
полного раскрытия его индивидуальных способностей,
развивает познавательную мотивацию и общую готовность к успешному образованию в дальнейшем.
Таким образом, образовательные области способны обогащать друг друга, раскрывать аспекты одного и того же явления или понятия, обеспечивая при этом целостность восприятия. Патриотические чувства формируются через знакомство со словестным, музыкальным и изобразительным искусством, чтение художественной литературы. Ведь использование музыки способно расширить чувственный опыт детей, усилить их эмоции при чтении литературных произведений, создать настроение в процессе изобразительной, математической или любой другой деятельности.
СЛАЙД 4 Патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи с нравственным, умственным, экологическим, трудовым, эстетическим и физическим воспитанием. Работа по нравственному воспитанию должна проводится регулярно и в системе. Большую роль отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми.
К организованным формам патриотического воспитания можно отнести:
- познавательные занятия, включающие в себя комплекс различных видов деятельности;
- разнообразные экскурсии на тему известных памятных дат истории страны;
- наблюдения.
Патриотическое воспитание детей педагог, как правило, реализует в совместной деятельности с родителями и ближайшими родственниками своих воспитанников, которая базируется на основе главного принципа - координации совместных усилий детского образовательного учреждения и семьи.
Формы совместной деятельности педагога ДОУ и дошкольников могут включать:
- беседы с детьми о родном городе и о родной стране;
- рассказы педагога с подробными объяснениями и показом необходимых объектов;
- коллективное творчество, в том числе, изображение тех или иных объектов на патриотическую тему;
- обсуждение с детьми наиболее интересных рисунков;
- разучивание патриотических песен и стихотворений, чтение сказок на военно-патриотические темы;
- ознакомление дошкольников с русским народным творчеством;
- участие в общественно-полезном труде, в том числе с родителями;
- обязательное награждение детей за активное участие во всех проведённых мероприятиях;
- демонстрация воспитателем на личном примере общественно-полезных действий, информирование детей о своих патриотических взглядах;
- совместное проведение различных спортивных и военно-патриотических игр;
- одной из форм деятельности по нравственно – патриотическому воспитанию, который можно проводить абсолютно во всех областях и интегрировать между собой является метод педагогического проектирования.
Нужно всегда помнить, что воспитатель является для детей образцом для подражания и поэтому педагогу важно вести себя безупречно с тем, чтобы показывать пример подрастающему молодому поколению. Воспитатель обучает детей правилам жизни в социуме, расширяя их кругозор и формируя у них духовные и нравственные качества. А, значит и сам педагог должен постоянно самообразовываться, искать новую информацию и средства её передачи детям.
СЛАЙД 5 Игра-викторина: «Колесо истории»
СЛАЙД 6 Физминутка
СЛАЙД 7
1.Русская изба.
Какой из предметов в крестьянской избе называли Божьей ладонью?
(это стол – поэтому нельзя было стучать по столу и садиться на него).
СЛАЙД 8
Какое дерево сажал крестьянин недалеко от места, выбранного для строительства избы? ( Березу – считали счастливым деревом, верили, что она оберегает от зла, приносит здоровье и защищает от молнии).
СЛАЙД 9
В какое время года крестьяне рубили деревья для строительства избы? (Зимой, в крещенские морозы, когда древесина становилась сухой).
СЛАЙД 10
- Как называется предмет, который стал прообразом ныне действующего свадебного обряда?
(Лучина и светец.) Свое жильё предки освещали лучиной. При минимальном освещении людям приходилось готовить, вязать, учиться. Лучина стала прообразом современного свадебного обряда с горящей свечой — передачи «семейного очага» жениху и невесте. Лучина долгие века была единственным источником света в деревенских избах и домах. В захолустных местностях и особенно в бедняцких жилищах этот способ освещения удерживался до Октябрьской революции. На изготовление лучины шли сосна, берёза, осина, дуб, клён, ясень. Для получения тонких (около 70 см длиной) лучин полено распаривали в печи. Лучину закрепляли в светец — специальное приспособление, вбивавшееся нижним заострённым концом в стену или в деревянную подставку. На Руси светцы начали использовать в X веке. Из-за нехватки металла первые подставки для лучины делали из старых подков. Они имели форму вилки с тремя или четырьмя зубцами. Противоположная часть была заострена и загнута под углом, который позволял вставлять её в деревянную стену. Под лучину ставили сосуд с водой. Вода отражала и множила свет, а также предохраняла от пожара, который могли вызвать падающие угольки. Чтобы получить больше света, одновременно жгли несколько лучин.
2. Старинный гардероб
СЛАЙД 11
- От какого животного происходит название старинного женского головного убора женщины - кокошник?
(Так на Руси называли и курицу-наседку, и петуха.)
Свое название головной убор Кокошник (образовано от КОКОШЬ) приобрел из-за того, что его форма схожа с куриным гребешком.
Характерная черта кокошника — гребень, форма которого в разных губерниях была различной. Отличались головные уборы разных сословий лишь формой и материалами. Крестьянки обычно носили расшитый бисером убор, в то время как аристократки щеголяли в расшитых золотом, драгоценными камнями кокошниках. А сзади все барышни повязывали лентами.
СЛАЙД 12
Почему рубаха – косоворотка получила такое название? Причины пошива косоворотки, вместо прямоворотки?
По одной из версий, застёжка располагается не по центру, потому что при таком крое цепочка с нательным крестом не выпадают из рубахи. По другой версии, такой покрой — это дань военной традиции: именно на левую сторону застёгивалась кольчуга, так было проще защитить шею от удара.
День косоворотки в России отмечается ежегодно 12 июля.
Праздник связан с почитанием святых Петра и Павла. На Руси именно в этот день начинался сенокос, и в честь праздника родители дарили сыновьям новые косоворотки.
Миссия Дня косоворотки — укрепление национального единства русского народа и всех коренных народов Российской Федерации, продвижение положительного образа русской культуры и русского образа жизни за рубежом.
СЛАЙД 13
- Какие 2 элемента одежды служили оберегом у мужчин и женщин на Руси?
Вышивка служила оберегом. Даже повседневная и траурная одежда обязательно красиво вышивалась. Только вдовьи рубахи и сарафаны не были вышиты. Большое значение придавалось и поясу. Он служил оберегом, талисманом и охранял человека от всего дурного.
СЛАЙД 14
- Первые пелёнки новорождённых детей в семьях на Руси?— отцовская косоворотка, в неё закутывали появившегося на свет младенца. Для новорождённых девочек такой пелёнкой служила материнская рубаха.
СЛАЙД 15
3. Музыкальное наследие
Русские народные музыкальные инструменты появились очень давно, что свидетельствует о культурном богатстве наших предков. Они впитывали звуки окружающего мира, создавали из подручных материалов свистульки и передавали свои эмоции с помощью волшебных мелодий. На Руси даже самый маленький ребёнок умел создавать простые инструменты и играть на них. Многие из музыкальных приспособлений наших предков используются и по сей день.
СЛАЙД 16
4. Вкусные факты
- Что это за растение?
Знали ли вы, что из иван-чая можно приготовить вкуснейший полноценный «таежный обед». Из корней этого растения можно добыть муку для хлеба, а молодые побеги вполне могут заменить капусту, а если отварить корни иван-чая, то получится второе блюдо. Свежие листья этого растения пойдут на салат, а из высушенных листочков получится отличная ароматная заварка.
- Какой овощ кормил на Руси людей, заменяя картофель?
СЛАЙД 17
Интересно будет узнать, что до появления картофеля, людей на Руси кормила репа. Этот овощ считался «вторым хлебом». Из репы получались вкусные, простые и экономичные блюда. Примером тому может послужить пареная репа, простота этого блюда нашла своё отражение во фразеологизмах «Проще пареной репы» и «Дешевле пареной репы, дешевле некуда». А знаете ли вы, как сытна каша из пареной репы с толокном, как наварист суп с репой и как свеж кисель из репы?
-Блюдо деревенских бедняков на Руси?
СЛАЙД 18
В наши дни мало кто ответит на вопрос что такое «тюря». А раньше люди знали аж три вида тюри - бедняцкую, детскую и лечебную. Бедняцкую тюрю готовили из чёрствого хлеба, залитого квасом. Детской тюрей называли белый пшеничный хлеб, залитый горячим молоком. Лечебную тюрю готовили для простуженных и людей с низким иммунитетом - это был хлеб, залитый вином.
- Какое блюдо в старину называли «Размазня»?
СЛАЙД 19
Каша - это еще одно блюдо, о котором мы много не знаем. Кашей в старину назывался традиционный свадебный обряд, возможно, отсюда и пошла поговорка «с ним каши не сваришь». Знали ли вы, что черной кашей называли кашу из гречневой крупы, а шрапнелью российские солдаты прозвали перловку? Кашу готовили по-разному, в зависимости от густоты она могла быть вязкой, крутой или жидкой. Интересен тот факт, что у вязкой каши было народное название - размазня. Сейчас мы этим словом иронически называем нерешительного, вялого и мягкотелого человека.
- Для чего на русских свадьбах в конце застолья раздавали маленькие пряники?
СЛАЙД 20
Пряники, казалось бы, простое русское лакомство. Забавно, что на русских свадьбах существовал один обычай: когда торжество подходило к концу, гостям раздавали маленькие пряники, которые назывались «разгоняи». Этим обычаем гостям вполне прозрачно намекали на то, что пора расходиться по домам.
СЛАЙД 21
Уважаемые коллеги, наше колесо истории не могло прокатиться мимо нашего любимого города Михайловска.
-Как эта картинка связана с историей нашего города?
Село Шпаковское было официально внесено в "Книгу рекордов Гинесса", как самое большое село в мире. Произошло это событие в 1994 году. Тогда население Шпаковского достигло более 40 000 жителей. После того, как село Шпаковское стало городом Михайловском (1999) первенство в этой категории заняли наши земляки - Ставропольцы из села Александровское.
СЛАЙД22
С середины XIX века и до начала XXI века, станица и село Михайловское (Шпаковское, Михайловск) являлось центром и главой Михайловского благочиния. В состав Михайловского благочиния входили церкви с приходами современных территорий Шпаковского, Грачевского и Красногвардейского районов. Иными словами - Михайловск являлся центром духовной жизни трех современных районов Ставропольского края. Главным храмом этой огромной территории являлся "Храм Всех Святых" в Михайловске. В состав благочиния входили более 40 церквей Шпаковского, Грачевского и Красногвардейского районов. По размерам это благочиние было самым крупным на территории Ставропольского края.
СЛАЙД23
-Что такое «Шпаковский Бам»?
В 1975 году в селе Шпаковском была открыта тогда первая и единственная в СССР сельская детская автодорога, которую наши земляки прозвали "Шпаковский БАМ". Она протянулась от моста на улице Почтовой до остановки «Пруды». Ее назначение первый секретарь районного комитета КПСС Василий Петрович Куксов видел не только в программе развлечения. Здесь дети должны обучаться правилам дорожного движения: дорога для этой цели имела много разметок и установленных знаков. Здесь были остановки – одна не похожая на другую в художественном оформлении. Каждая из таких остановок представляла собой островок зоны отдыха. В качестве транспортного средства для этой дороги использовались тележки-трапы из аэропорта. Такой переоборудованный тягач тащил два маленьких вагончика. Эта благоустроенная зона выглядела столь привлекательно, что ее демонстрировали иностранным делегациям, которые прибывали в наш край.
СЛАЙД 24
- Что изображено на фотографии, и как оно связано с нашим городом?
Село Шпаковское "прославилось" во времена СССР, как село, в котором строился самый большой в стране для сельской местности "Дом Торговли", и он же стал одним из самых больших долгостроев в стране. В 1970-х об этом даже писала главная газета Советского Союза - газета "Правда". Строительство здания нынешнего здания Сбербанка (бывший "Дом Торговли") в Михайловске растянулось на долгие 17 лет (1965-1982).
СЛАЙД 25 - 26
Пословица о нашей родине. 1. (Нет ничего на свете краше, чем родина наша!)
2. (Мы своей земли не отдадим, всех врагов развеем в дым!)
-Коллеги, раз уж мы с вами говорим о нравственно – патриотическом воспитании во всех образовательных областях, скажите, пожалуйста какие образовательные области были интегрированы в моём выступлении сегодня?
Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». И действительно! всё в наших руках, не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей тоже в Наших руках!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра "Колесо истории"
Закрепить знания о родном городе, государственных символах (герб), о многонациональности нашей Родины. Воспитывать патриотические чувства у детей, любовь к родному краю....

Игра "Колесо истории"
Знакомство родителей с историческим прошлым поселка, с основными историческими событиями, памятными местами родного поселения....
Конспект развивающей игры «Ежиные истории».
Цель игры: Развитие воображения как основы творческой деятельности; ассоциативной памяти; умение видеть необычное в обычном; развитие координации, мелкой моторики и коммуникативных к...

Дидактическая игра "Зайкины истории"
Для проекта в средней группе была разработана эта игра. Детям она очень понравилась. Игра позволяет закрепить повадки, рацион питания, место в пищевой цепи и роли зайца в русских народныз сказка...

Конспект открытого занятия - интеллектуальной игры - «Колесо истории» в подготовительной группе
открытое занятие для родителей...

сценарий открытого мероприятия "Интеллектуальная игра "Колесо истории" "Истоки земли сасовской" для детей подготовительной группы
интеллектуальная игра с детьми подготовительной группы по патриотическому воспитанию по родному городу...

