Конспект зангятия по окружающему миру "Целебные травы Алтайского края" (старшая группа)
план-конспект занятия (старшая группа)

Наталья Васильевна Юдина

Конспект занятия по окружающему миру "Целебные травы Алтайского края" (старшая группа)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 239 г. Барнаул

Конспект  занятия

По окружающему миру

«Целебные травы Алтайского края»

в старшей группе.

        Подготовила:

Юдина Н.В.

воспитатель группы

г. Барнаул      2025 год

НОД  «Целебные травы родного края» в старшей группе.

Цель: 

Познакомить детей с некоторыми лекарственными травами Алтайского края, их внешним видом и простейшими полезными свойствами

Задачи:

1.  Образовательные

-  Узнать названия 3-4 распространенных лекарственных растений Алтая (ромашка, мята, подорожник, иван-чай).

    -   Узнать простые и понятные полезные свойства этих трав (помогают при простуде, успокаивают, лечат ранки).

    -  Формировать представление о том, что природа (травы) может быть полезной для здоровья.

    -  Закрепить понятие "Алтайский край" как родной регион с богатой природой.

2.  Развивающие:

    -  Развивать наблюдательность (рассматривание трав, сравнение).

    - Развивать тактильные и обонятельные ощущения.

    - Развивать речь, обогащать словарь (названия трав: ромашка, мята, подорожник, иван-чай; свойства: успокаивает, лечит, заживляет, пахнет; понятия: лекарственные травы, настой, отвар, Алтай).

    -  Развивать мелкую моторику (работа с травами, аппликация/раскраска).

3.  Воспитательные:

    - Воспитывать интерес и бережное отношение к природе родного края.

    - Воспитывать понимание важности здоровья.

    - Формировать навыки безопасного поведения (травы можно использовать только со взрослыми!).

    - Воспитывать умение слушать и работать в группе.

Материалы и оборудование:

1.  Наглядность:

    - Крупные, четкие фотографии или рисунки трав: ромашка аптечная, мята перечная, подорожник большой, иван-чай (кипрей узколистный). Можно использовать плакат "Лекарственные травы Алтая".

    -  Реальные высушенные образцы этих трав (в баночках/мешочках для безопасности и сохранности).

    - Небольшая веточка свежей мяты (для запаха).

    - Лист подорожника (свежий или гербарий).

    - Иллюстрации Алтайских гор, луга.

2.  Для деятельности:

    -  Заготовки для аппликации или раскраски с контурами трав (ромашка, подорожник, иван-чай).

    -  Цветная бумага, клей, карандаши, фломастеры.

    - "Волшебные мешочки" с кусочками сухих трав (мята, ромашка) для игры на узнавание по запаху.

    -  Кукла или игрушечный зверек с "больным горлышком" или "ранкой".

    - Чистая вода в прозрачном кувшине, чайные пакетики с мятой или ромашкой (для демонстрации, не для питья детьми!).

3.  Прочее: 

Музыкальное сопровождение (спокойная мелодия природы), мольберт или доска для крепления картинок.

Ход занятия:

Вводная часть.  (5-7  минут)

  1. Приветствие и настрой:

"Здравствуйте, мои юные друзья! Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие на волшебный Алтайский луг! Что мы там можем увидеть? (Ответы детей: цветы, траву, бабочек, жучков). Да, а еще там растут особенные травки – волшебные, целебные!"

  1. Актуализация знаний: 

"Вы когда-нибудь болели? Чем вас лечили? (Ответы детей: таблетки, сироп, мазь). А знаете ли вы, что еще может помочь выздороветь? Сама природа! Особенные травы – лекарственные. Они растут и у нас на Алтае!"

  1. Постановка цели:

 "Сегодня мы узнаем, какие волшебные травки растут в нашем Алтайском крае, как они выглядят и чем они полезны для здоровья."

Основная часть (15 мин)

1.  Знакомство с травами (Демонстрация картинок и гербариев):

    Ромашка аптечная: "Посмотрите на этот белый цветочек с желтой серединкой. Кто знает, как он называется? (Ромашка). Правильно! Это Ромашка аптечная. Она растет на полях и лугах Алтая. Если у вас болит горлышко или животик, можно попить теплый отвар ромашки (показать сухие цветки, можно опустить пакетик в воду – вода чуть пожелтеет). Он успокаивает и помогает бороться с микробами. Понюхайте, какой у нее нежный запах? (Дать понюхать сухие цветки)."

    Мята перечная: "А это какая травка? У нее такие интересные листочки с зубчиками. (Показать картинку и свежую веточку). Это Мята! Понюхайте ее (дать аккуратно понюхать свежую мяту). Какой сильный, свежий, прохладный запах! Мята очень хорошо успокаивает. Если выпить мятный чай перед сном (показать пакетик), то будет легче заснуть. А еще мята освежает ротик."

    Подорожник большой: "Ребята, а вы видели такую травку с широкими листьями и такими стрелочками-цветочками? Она растет прямо у дороги! (Показать картинку и лист). Это Подорожник! Он настоящий лекарь. Если вы упали и поранились, сорвите чистый листик подорожника (только там, где нет машин и грязи!), помните его немного в руках, чтобы выделился сок, и приложите к ранке. Он остановит кровь и поможет ранке быстрее зажить! (Можно продемонстрировать на кукле/игрушке)."

    Иван-чай (Кипрей): "А это красивый высокий цветок с розово-сиреневыми цветочками. Он часто растет на опушках леса в Алтайском крае. Это Иван-чай или Кипрей. Из его листьев тоже заваривают вкусный и полезный чай (показать сухие листья). Он придает сил и тоже помогает оставаться здоровым!"

2.  Дидактическая игра "Угадай по запаху": Детям предлагается по очереди понюхать "волшебные мешочки" с мятой и ромашкой и угадать, какая трава там спрятана. ("Закрой глазки, понюхай... Что это? Мята? Молодец!").

3.  Физкультминутка "На лугу":

Травки нежные на солнышке тянутся.     (Дети медленно тянутся вверх на носочках)

Ветерок над лугом весело кружится.         (Кружатся на месте)

Закачались ромашки: бело-желтые глазки.   (Наклоны головы вправо-влево)

Подорожник у дорожки машет нам листочком.    (Машут руками, как листочками)

Мята ароматная шепчет: "Не болейте!"     (Делают вдох носом, выдох ртом)

Иван-чай кивает: "Здравствуйте, друзья!"     (Помахать руками)

Мы травы бережем, мы здоровье храним!       (Обнять себя руками)

Заключительная часть (5-7 минут)

  1. Закрепление: 

"Давайте вспомним наших новых друзей-травок! (Показать картинки). Как называется эта белая с желтой серединкой? (Ромашка). Чем она полезна? (Помогает при боли в горле, животике). А эта с прохладным запахом? (Мята). Что она делает? (Успокаивает, помогает заснуть). Какой травкой можно помочь ранке? (Подорожником). А красивый розовый цветок? (Иван-чай). Какой он? (Полезный, вкусный чай)."

2.  Творческая деятельность (Аппликация/Раскраска "Моя целебная травка"): Детям раздаются заготовки. Они могут:

    - Наклеить заранее вырезанные детали (лист подорожника, цветок ромашки, стебель иван-чая).

     - Раскрасить контур одного из растений.

    - Во время работы воспитатель подходит к каждому, спрашивает: "Какую травку ты делаешь? Чем она полезна?".

3.  Итог и рефлексия: "Молодцы! Сегодня мы узнали волшебные секреты Алтайских трав: ромашки, мяты, подорожника и иван-чая. Они наши помощники! Но помните важное правило: **НИКОГДА НЕ РВИТЕ И НЕ ПРОБУЙТЕ ТРАВЫ САМИ!** Они могут быть опасными, или вы можете перепутать травку. Их собирают и используют только взрослые, которые хорошо знают эти растения. Будем беречь природу Алтая и ее волшебные дары!"

4.  Прощание: "Наше путешествие по Алтайскому лугу закончилось. До новых встреч, друзья природы!"

Приложения (рекомендации):

1.  Безопасность:

         - Четко донесите главное правило: травы детям рвать и пробовать на вкус   самостоятельно НЕЛЬЗЯ! Только взрослые знатоки могут их использовать.

         -  Используйте только качественные, безопасные для детей материалы.

         -  Свежую мяту давайте нюхать аккуратно, убедитесь, что у детей нет аллергии (можно просто поднести к группе).

  1. Индивидуальный подход: 

Упрощайте объяснения для детей, которым сложнее. Для более подготовленных можно чуть расширить информацию (например, "ромашка - противовоспалительная", но объяснить это как "борется с микробами, которые вызывают болезнь").

  1. Связь с родителями: 

После занятия можно вывесить краткую информацию о занятии и о важных правилах безопасности при обращении с травами. Предложить родителям вместе с детьми рассмотреть безопасные растения на прогулке (подорожник, одуванчик), обращая внимание на их внешний вид.

4.  Углубление (по желанию/возможностям):

    -   Просмотр короткого (2-3 мин) красивого видеофрагмента об Алтайских лугах.

    -   Чтение стихотворения или короткой сказки о лекарственных травах.

    -   Если позволяет время и условия, организовать "огород на окне" с мятой или аптечной ромашкой.

Важно: Занятие должно проходить в доброжелательной, игровой атмосфере, пробуждая интерес и восхищение природой родного Алтайского края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной к школе группе КВН "Тело человека"

КВН "Тело человека" проводится как итоговое занятие в рамках занятий о здоровом образе жизни.Группа делится  на две команды с разными названиями, предлагаются различные конкурсы с заданиями. Жюри...

Конспект занятия по окружающему миру «Знакомство городским транспортом» средней группе.

Образовательная область: «Познание».Программное содержание. Познакомить детей с основными видами транспортных средств, движущихся по дорогам.Наглядное пособие. Песня В.Леонтьева «Светофор». Картинки с...

Конспект занятия по окружающему миру «Знакомство городским транспортом» средней группе.

Образовательная область: «Познание».Программное содержание. Познакомить детей с основными видами транспортных средств, движущихся по дорогам.Наглядное пособие. Песня В.Леонтьева «Светофор». Картинки с...

Конспект открытого занятия «Зимующие птицы Алтайского края» (Старшая группа)

Уточнить представления детей о птицах Алтайского края, об условиях их жизни. Продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду. Дать представления о значении подкормки для зимующих птиц....

НОД Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром "Природа родного края" (старшая группа)

Цель: формирование представлений о природе родного краяЗадачи приоритетной образовательной области  Познавательное  развитие: вызвать чувство любви к природе родного края; воспитывать бережн...

Конспект интеллектуальной квест- игры «Путешествие по Донскому краю» (старшая группа)

АктуальностьЧто такое «квест», актуальность и особенности проведения с детьмиОгромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности. Она являет...