Конспект по Краеведению в старшей группе «Ай - да, масленица!»
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: Привитие интереса у детей к национальной культуре через знакомство с обычаями, народными праздниками.
Задачи:
Образовательные
* расширять знания детей о Масленице как о русском народном празднике.
*формировать у детей понятие о традициях празднования Масленицы
* закрепить последовательность дней масленичной недели, традиционных развлечений в эти дни
* расширять и активизировать словарь: заигрыш, лакомка, разгул, посиделки, прощённое воскресенье
Развивающие
*развивать логическое мышление, память
*развивать речь, познавательную активность
воспитательные
*воспитывать у детей любовь, уважение к традициям и обычаям русского народа
*воспитывать интерес к русскому фольклору
*воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия в совместной деятельности
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.68 КБ | |
| 2.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по Краеведению в старшей группе
«Ай - да, масленица!»
Подписи к слайдам:
Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо — голубым , а солнце — ярким. В это время на Руси устраивались народные гулянья. Назывался этот праздник — Масленица.
Веселый и разгульный, длился он целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых , пляски , песни. В народе недаром его величали широкой Масленицей.
Главное угощение праздника — это блины, древний языческий символ возврата к людям солнца и тепла.
Народ предается масленичным удовольствиям, катаниям с гор на санках, кулачным потехам. Ребятишки, приготавливая к Масленице ледяные горы, поливая их водой, приговаривают: «Душа ли ты, моя Масленица , перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широкий двор, на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться.
Во всю Масленицу пекут блины, оладьи. От этого и произошла поговорка: «Не житье, а масленица». Что же самое главное в Масленице? Ну, конечно, блины! Без них нет и Масленицы. Хозяйки пекли блины каждый день из гречневой или пшеничной муки.
Главная участница Масленицы — большая соломенная кукла по имени Масленица. Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. А рядом с санями скакали вприпрыжку, бежали , дразнились , выкрикивали шутки ряженые.
Понедельник — встреча. Делали куклу — Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.
Вторник — заигрыш . Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни,шутили . В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели,поездки на лошадях.
Среда — лакомка. Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами.
Четверг — широкий, разгуляй-четверток . В этот день было больше всего развлечений. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Съезжали с гор на санях, лыжах. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы , пели частушки.
Пятница — тещины вечерки. На тещины вечерки зятья угощали своих тещ блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.
Суббота — золовкины посиделки. В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова.
Воскресенье — прощенный день. Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали пополю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: «Прости меня , пожалуйста ». «Бог тебя простит», — отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили : «Прости меня». Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию (краеведение) в старшей группе. Тема НОД: «Заповедники Крыма».
Аннотация. Данный конспект занятия имеет цель: воспитывать у детей любовь к Родине, гордость за родную природу. Формировать экологическую культуру у детей, сознание того, что природу нужно беречь. Рас...

Конспект занятия по краеведению в старшей группе на тему : « Башня с часами Хлудовской мануфактуры XIX века».
Приобщать детей к духовным ценностям, через знакомство с культурным наследием родного города, его историческим прошлым. Воспитание любви и уважения к родному городу и людям, гордости за свой род...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по экологическому воспитанию с элементами краеведения "Лесная аптека"
: Формировать представление о пользе лекарственных растений, о правилах их сбора. Развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, умение наблюдать, сравнивать и делать простейши...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по краеведению "Мальчик с пшеничными волосами. С.А.Есенин"
Данный конспект занятия интегративного типа знакомит детей с детством рязанского поэта. дети в доступной игровой форме получают новое знание по краеведению через произведения С.А.Есенина....

Конспект НОД по краеведению в старшей группе детского сада «Крым наш общий дом»
Занятие составлено с учётом регионального компонента программы "Крымский веночек"...

Конспект занятия по краеведению в старшей группе «Природа в опасности. Красная книга Нижегородской области».
формирование у воспитанников представления о Красной книге Нижегородской области, ответственное и доброе отношение к родной природе, убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости...

Конспект по краеведению в старшей группе детского сада «Мой город – Медвежьегорск». ( «Городок у Дивьей горы»).
Цель: расширять представление детей о родном городе.Задачи.Образовательные:- закреплять и уточнять знания детей об улицах, о достопримечательностях города- активизировать в речи детей упот...
