Конспект по Краеведению в старшей группе «Ай - да, масленица!»
план-конспект занятия (старшая группа)

Диева Елена Геннадьевна

Цель: Привитие интереса у детей к национальной культуре через знакомство с обычаями, народными праздниками.

Задачи:

Образовательные

* расширять знания детей о Масленице как о русском народном празднике.

*формировать у детей понятие о традициях празднования Масленицы

* закрепить последовательность дней масленичной недели, традиционных развлечений в эти дни

* расширять и активизировать словарь: заигрыш, лакомка, разгул, посиделки, прощённое воскресенье

Развивающие

*развивать логическое мышление, память

*развивать речь, познавательную активность

воспитательные

*воспитывать у детей  любовь, уважение к традициям и обычаям русского народа   

*воспитывать интерес к русскому фольклору

*воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия в совместной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maslenitsa_starshaaya_gruppa.docx24.68 КБ
Package icon maslenitsa_2.zip2.27 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект по Краеведению в старшей группе

«Ай - да, масленица!»

Цель: Привитие интереса у детей к национальной культуре через знакомство с обычаями, народными праздниками.

Задачи:

Образовательные

* расширять знания детей о Масленице как о русском народном празднике.

*формировать у детей понятие о традициях празднования Масленицы

* закрепить последовательность дней масленичной недели, традиционных развлечений в эти дни

* расширять и активизировать словарь: заигрыш, лакомка, разгул, посиделки, прощённое воскресенье

Развивающие

*развивать логическое мышление, память

*развивать речь, познавательную активность

воспитательные

*воспитывать у детей  любовь, уважение к традициям и обычаям русского народа  

*воспитывать интерес к русскому фольклору

*воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия в совместной деятельности

Оборудование:

- ноутбук, проектор, презентация «Масленица», рус. нар. мелодии

-музыкальные инструменты (рубель, колокольчики, трещотки, ложки, маракасы)  

-мишень, "снежки"

-чучело Масленицы, цветные ленты

-обруч гимнастический

-кухонная утварь

-чёрные треугольники (имитация угля)

-чёрная ткань

-пазлы «Забавы на масленицу»

-султанчики красные и жёлтые

Ход деятельности

Педагог и дети берутся за руки и встают в круг.

"Мы хотим всё знать!

Мы хотим играть!

Мы хотим творить!

Вместе веселее жить!!!"

Воспитатель: "Ребята, я к вам  сегодня пришла и сюрприз принесла. Это неживое существо. Оно сделано для праздника. Напоминает куклу. Догадайтесь, что это?"

 Ответы детей.

-Вы правы.  Чучело - это прощальный образ зимы.

Воспитатель: "Здравствуй, Масленица, дорогая!

Наша гостьюшка годовая!

Приезжай на конях вороных,

На саночках расписных.

Вот такие песни распевали и делали соломенное чучело, а потом ходили с ним по деревне.

Ну, а чего нашей гостьюшке не хватает?"

Ответы детей.

Воспитатель: "Вот и одежда. Одёжка на диво: удобна и красива! Ленты цветные возьмите, на рукава повяжите!"

Дети наряжают Масленицу.

Воспитатель: " Вот какая получилась красавица! И я к вам в гости собиралась и красиво наряжалась! Да и пустимся в пляс сейчас!"

Дети с педагогом пляшут под русскую народную мелодию.

 Воспитатель: "Поплясали от души. Ай да, умнички! Посидите, отдохните. А что вы знаете о  празднике Масленица?"

Ответы детей.

 -Мы сейчас с вами всё узнаем об этом празднике. Смотрите на волшебный экран".

Показ слайдов презентации "Масленица". Воспитатель комментирует изображение вместе с детьми.

понедельник - встреча Масленицы (показ )

-  Мы тоже встретим Масленицу ласковыми словами, очень приветливо. (дети говорят Масленице разные добрые, приветливые слова)

вторник- заигрыш; в этот день проходят игры, забавы, угощение блинами. (показ  мнемокартинки)

-А какие забавы проходили вы узнаете, когда соберёте картинку.

Дети собирают  картину  под "Камаринскую" из пазлов на тему "забавы на масленицу" и говорят, что на ней изображено.

среда - лакомка; в этот день лакомились вкусными сладкими блинчиками. (показ)

-У масленицы герой один. Круглый, вкусный и зовут его ......

-А вы с чем любите блины есть?

-Какие продукты нужны для блинов?

Ответы детей.

-Давайте с вами испечём блины (пальчиковая гимнастика "Блины")

-Блинцы, блинчики, блины как колёса у Весны. Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Ответы детей.

четверг-разгул; строили снежные крепости, города, играли в снежки, брали крепости с "боем", это самый весёлый день Масленицы. (показ)

- И мы тоже с вами позабавимся! Поиграем в игру "Снежный тир".

 Дети играют снежками, попадая в мишени. (под музыкальное сопровождение)

пятница, суббота - вечерки, посиделки; ходили в гости к родным, знакомым. (показ )

Дети встают у стола, накрытого скатертью и на нём находится кухонная утварь, «блины», чашки, самовар и т.д.), рассматривают угощения, делают имитационные движения: пьют чай, болтают, кушают.

Воспитатель: "Кто- то блинчики съедает, кто- то много так болтает, кто- то чай тут распивает, кто-то песни распевает. А давайте - ка с вами поводим хоровод.  (хоровод "Ой, бежит ручьём вода")

  Ой, бежит ручьём вода –
Нету снега, нету льда.
Ой, вода! Ой, вода!
Нету снега, нету льда.
Ой, вода! Ой, вода!
Нету снега, нету льда.

Прилетели журавли
И соловушки малы.
Журавли, журавли
И соловушки малы.
Журавли, журавли
И соловушки малы.

Мы весняночку поём.
Весну красную зовём.
Ой, поём! Ой, поём!
Весну красную зовём.
Ой, поём! Ой, поём!
Весну красную зовём.

 воскресенье - прощённое воскресенье; проводы Масленицы; куклу из соломы сжигали.(показ )

- Мы с вами тоже самое проделаем. (обруч используется в качестве костра, чёрные треугольники - угли, чучело накрывается чёрной тканью) Дети вместе с педагогом встают вокруг чучела, держатся за руки и поют:

Как на масленой неделе

Птицы по небу летели.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

Птицы по небу летели.

Зиму, вьюгу прогоняли.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

А за ними детвора

 Убегала со двора.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

Раздувайся фитилёк, разгорайся огонёк.

Дети "сжигают" чучело, имитирую поджог с помощью красных и жёлтых султанчиков и  накрывают его чёрной тканью, бросая при этом "угольки" в костёр.

Воспитатель: "Ребята, проводить Масленицу нужно задорно, весело и шумно! Давайте поиграем, пошумим, позвеним от души. А помогут нам в этом музыкальные инструменты. Красны девицы, подходите, инструменты вы берите. Ну, теперь и молодцы спешите".

Далее исполняется игровая импровизация типа шумового оркестра под музыкальное сопровождение.

Воспитатель: "Не всё коту масленица. Всё заканчивается в своё время. Благодарна вам я за весёлые забавы, пляски удалые, слова разумные. Что запомнилось, сказывайте, не робейте".

Ответы детей.

Сюрпризный момент. (подарки детям)

- Одарю вас по-царски. Играйте, не скучайте, меня вспоминайте.



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Масленица

Слайд 2

Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо — голубым , а солнце — ярким. В это время на Руси устраивались народные гулянья. Назывался этот праздник — Масленица.

Слайд 3

Веселый и разгульный, длился он целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых , пляски , песни. В народе недаром его величали широкой Масленицей.

Слайд 4

Главное угощение праздника — это блины, древний языческий символ возврата к людям солнца и тепла.

Слайд 5

Народ предается масленичным удовольствиям, катаниям с гор на санках, кулачным потехам. Ребятишки, приготавливая к Масленице ледяные горы, поливая их водой, приговаривают: «Душа ли ты, моя Масленица , перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широкий двор, на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться.

Слайд 6

Во всю Масленицу пекут блины, оладьи. От этого и произошла поговорка: «Не житье, а масленица». Что же самое главное в Масленице? Ну, конечно, блины! Без них нет и Масленицы. Хозяйки пекли блины каждый день из гречневой или пшеничной муки.

Слайд 7

Главная участница Масленицы — большая соломенная кукла по имени Масленица. Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. А рядом с санями скакали вприпрыжку, бежали , дразнились , выкрикивали шутки ряженые.

Слайд 8

Понедельник — встреча. Делали куклу — Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.

Слайд 9

Вторник — заигрыш . Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни,шутили . В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели,поездки на лошадях.

Слайд 10

Среда — лакомка. Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами.

Слайд 11

Четверг — широкий, разгуляй-четверток . В этот день было больше всего развлечений. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Съезжали с гор на санях, лыжах. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы , пели частушки.

Слайд 12

Пятница — тещины вечерки. На тещины вечерки зятья угощали своих тещ блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.

Слайд 13

Суббота — золовкины посиделки. В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова.

Слайд 14

Воскресенье — прощенный день. Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали пополю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: «Прости меня , пожалуйста ». «Бог тебя простит», — отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили : «Прости меня». Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию (краеведение) в старшей группе. Тема НОД: «Заповедники Крыма».

Аннотация. Данный конспект занятия имеет цель: воспитывать у детей любовь к Родине, гордость за родную природу. Формировать экологическую культуру у детей, сознание того, что природу нужно беречь. Рас...

Конспект занятия по краеведению в старшей группе на тему : « Башня с часами Хлудовской мануфактуры XIX века».

Приобщать детей к духовным ценностям, через знакомство с культурным наследием родного города, его историческим прошлым. Воспитание любви и уважения к родному городу и людям, гордости за свой род...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по экологическому воспитанию с элементами краеведения "Лесная аптека"

: Формировать представление о пользе лекарственных растений, о правилах их сбора. Развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, умение наблюдать, сравнивать и делать простейши...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по краеведению "Мальчик с пшеничными волосами. С.А.Есенин"

Данный конспект занятия интегративного типа знакомит детей с детством рязанского поэта. дети в доступной игровой форме получают новое знание по краеведению через произведения С.А.Есенина....

Конспект НОД по краеведению в старшей группе детского сада «Крым наш общий дом»

Занятие составлено с учётом регионального компонента программы "Крымский веночек"...

Конспект занятия по краеведению в старшей группе «Природа в опасности. Красная книга Нижегородской области».

формирование у воспитанников представления о Красной книге Нижегородской области, ответственное и доброе отношение к родной природе, убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости...

Конспект по краеведению в старшей группе детского сада «Мой город – Медвежьегорск». ( «Городок у Дивьей горы»).

Цель: расширять представление детей о родном городе.Задачи.Образовательные:- закреплять и уточнять знания детей об улицах, о достопримечательностях города- активизировать в речи  детей  упот...