Проектная деятельность «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через художественную литературу»
проект (средняя группа)
Проектная деятельность по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через художественную литературу» направлена на формирование у дошкольников основ патриотизма, любви к Родине и уважения к её истории и культуре посредством знакомства с произведениями художественной литературы. Цель проекта — развитие эмоциональной отзывчивости, чувства гордости за свою страну и понимание общечеловеческих ценностей. Основные задачи включают: - Формирование представлений о традициях, обычаях и культурных особенностях российского народа. - Развитие умения сопереживать героям литературных произведений. - Воспитание уважительного отношения к старшим, близким людям и представителям разных народов. - Стимулирование интереса к чтению книг и развитию речи. Методы и формы работы: чтение и обсуждение сказок, рассказов, стихов отечественных авторов, проведение тематических занятий, организация игровых ситуаций, создание книжных уголков и иллюстраций детьми. Оценка результатов осуществляется через наблюдение за поведением и высказываниями детей, участие в мероприятиях и творческими работ.ами.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 269.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 184»
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Название проекта: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством художественной литературы»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ:
« СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Выполнил: воспитатель,
Абрамова С.И.
г. Оренбург
СОДЕРЖАНИЕ
- Актуальность
- Приоритеты
- Вид проекта
- Продолжительность проекта
- Участники проекта
- Цель проекта
- Задачи проекта
- Ожидаемые результаты проекта
- Планирование проекта
- Принципы проекта
- Направления проекта
- Содержание проекта
- План работы на сентябрь – сентябрь 2024- май 2025 гг.
- Содержание работы
- Вывод
- Актуальность проекта
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.
Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, селу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего села, традиции предков.
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств. Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины. Период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальнейших. Вместе с тем, она обретает новые характеристики и соответственно, новые подходы к её решению.
Реализация инновационных подходов к патриотическому воспитанию дает более наглядный результат.
2. Изучив и применив в своей работе новые методы, я наметила следующие приоритеты:
1. С самых ранних лет у ребенка нужно воспитывать любовь к тому месту, где он родился и живет, развивать красоту окружающей природы, желание узнать больше об истории родного края, формировать стремление оказать посильную помощь людям, живущим рядом.
2. Для сохранения фольклорного наследия в диалоге поколений нужно возвращение и сбережение вековых нравственных ценностей, в первую очередь народного творчества, которое, обеспечивая преемственность в постижении имеющихся материальных богатств, поможет предотвратить деградацию нашего Отечества.
3. Эффективным педагогическим средством являются сказки, сочетающие воспитательный и познавательный потенциал. Слушание и обсуждение сказки с последующей её драматизацией дает детям возможность понять этнопсихологические особенности людей, узнать традиции и обычаи народов, познакомиться с бытом и укладом их жизни.
Сказка преподает урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.
С помощью сказки мы воспитываем у детей:
- ВОЛЮ – сложное и многогранное качество личности.
- ВЕРУ В СЕБЯ – умение противостоять неудачам.
- СМЕЛОСТЬ – самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.
- ТРУДОЛЮБИЕ – нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.
- НАСТОЙЧИВОСТЬ – терпение и выдержку при достижении цели.
- ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ – умение держать слово.
- ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ – умение определять цель и настойчиво добиваться её.
- ДОБРОТУ И ЧЕСНОСТЬ.
4. В нравственно – патриотическом воспитании, особенно на современном этапе огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старейших членов семьи (участников ВОВ, тружеников тыла, детей войны) необходимо прививать такие понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагам»,» трудовой подвиг» и т. д.
Важно подвести ребенка пониманию того, что наш народ победил врагов потому, что все любили свою Отчизну.
Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названии городов, улиц, в их честь воздвигнуты памятники.
Каждый год в День Победы желательно приводить детей к памятнику погибшим воинам. Конечно дети ещё слишком малы, чтобы понимать трагедию тех лет, но их поражает огромное количество плит с именами погибших солдат. Они сами становятся участниками скорбного ритуала возложения цветов, минуты молчания.
Это не может не оставить следа в сердце, в памяти.
И это тоже приобщение к истории страны.
- Вид проекта: тематический
- Продолжительность проекта: долгосрочный
- Участники проекта:
педагоги, воспитанники, родители (законные представители) воспитанников
- Цель: формирование представления о патриотизме у дошкольников средствами художественной литературы.
7. Задачи:
1.Формировать у ребенка знания об истории своего города, края, о символике родного края (флаг, герб, нетрадиционные символы)
2.Развивать у детей познавательный интерес, потребность в познании культурно – исторических ценностей через знакомство с художественной литературой.
3.Воспитывать ценностное отношение и гордость о героях своей страны.
4. формирование отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду и селу;
- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям);
- восхищения произведениями народного творчества;
- культуры общения, поведения;
- гражданско – патриотических чувств через изучение символики России, традиций, истории народа;
- чувства собственного достоинства как представителя своего народа.
Вся система работы построена на принципах систематичности, последовательности, доступности.
8. Ожидаемые результаты проекта:
Дети должны иметь сформированные представление о богатстве русской народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека; Развита эмпатия и таллерантность на основе содержания русских народных сказок.
9. Планирование проекта.
1.Довести до участников проекта важность данной проблемы
2. Составление схемы - реализации проекта .
3. Создание предметно-развивающей среды.
4. Подбор материалов к проекту.
5. Сбор информации в различных источниках о истории России.
6.Подбор народных игр, забав, пословиц, стихов.
7.Подбор коммуникативных игр.
8. Подбор стихотворений русских поэтов и писателей современности.
9. Выставка изделий, продуктов и материалов.
10.Подбор произведений русского народного творчества, картин русских
художников.
11.Составление сказочной карты России.
10. Принципы проекта:
Принцип энциклопедичности - отбор содержания знаний из разных областей действительности (социальный мир, природа, культура).
Принцип систематизации знаний и последовательного проведения работы с детьми.
Принцип индивидуальности - учёт индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка.
Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей;
Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам проекта «Маленький патриот России»;
Принцип наглядности — широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей, репродукций картин художников и т.д.;
Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;
Принцип занимательности — изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
Принцип активности и сознательности всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых и эффективных форм и методов работы с детьми по данной проблеме.
Принцип комплексности и интегрированности - взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
11. Вся система работы проходит в три направления:
1.Работа с педагогами.
Создание «Буккроссинга» для родителей для привлечения внимания к художественной литературы.
- Работа с родителями
Создание уголка «Сказочных предметов»
2.Работа с детьми.
Работа с детьми в этом направлении ведётся в различных видах деятельности и в свободное время. Образовательную деятельность следует проводить в разных формах с акцентом на личный опыт детей.
12. Содержание проекта
Этапы | Формы работы с детьми и родителями | Задачи | Время | Ответственный |
1 | Занятие с детьми по знакомству с русскими народными сказками. | Формировать представление о любви к родине воспитывать, уважение к родным и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу. | В течение года | воспитатель |
2 | Изготовление дидактических пособий, книжных буклетов по теме проекта | Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом. Развивать аккуратность, старательность. | В течение года | Воспитатель |
3 | Реализация акции «Буккроссинг» | Привлечение внимания к чтению художественной литературы родителей и детей | В течение года | Педагоги |
4 | Театрализованные представления | Побуждать детей к творческой самореализации. | В течение года | Воспитатель, педагог - психолог. |
5 | Работа с родителями | Создание выставки "Сказочные предметы», привлечь родителей к чтению. | В течение года | Воспитатель, педагог- психолог |
13. Перспективный план
-"Заюшкина избушка" -"Пузырь, соломинка и лапоть" -"Теремок" | Цель: Вызвать интерес к русским традициям: помощь ближним, уважение к старшим. Воспитывать доброту, любовь друг к другу, окружающему миру, чувство ответственности за все, что нас окружает. |
-"Крылатый, мохнатый да масленый" -"Жихарка" -"Курочка, мышка и тетерев" | Цель: Показать детям силу коллективизма("там, где трудно одному, сделаем с друзьями") Воспитывать дружелюбие, взаиморвыручку чувство товарищества. |
-"Лисичка со скалочкой" -"Лисичка-сестричка и серый волк" -"Лиса и журавль" -"Золотое веретено" | Цель: Познакомить детей с предметами русского быта (скалка, кадка, коромысло и Т.Д.). Воспитывать честность, порядочность, гостеприимство. |
-"Каша из топора" | Цель: Увлечь детей яркостью, красотой, задором, мудростью и находчивостью русского народа. |
-"Хаврошечка" -"Снегурочка" -"Морозко" | Цель: Дать детям представление о роли родителей в судьбе каждого ребенка. Учить детей слушать, уважать и почитать своих родителей, близких и старых людей. Воспитывать трудолюбие, смирение. |
-"Заяц-хваста" -"У страха глаза велики" | Цель: Воспитывать у детей смелость, отвагу, умение прийти на выручку в трудную минуту. |
-"Царевна-лягушка" -"Сивка-бурка" | Цель: Учить сопереживать испытаниям, выпавшим на долю героя. Способствовать зарождению в душе ребенка жажды подвига. |
-"Мужик и медведь" | Цель: Учить применять смелость, находчивость и смекалку в трудных ситуациях. |
-"Два мороза" | Цель: Воспитывать у детей волевые качества характера (бороться и не сдаваться, стоять до последнего). |
ПРЕДАНИЯ И БЫЛИНЫ РУССКОГО НАРОДА
-"Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча" -"Алеша Попович" -"Алеша Попович и Тугарин Змей" | Цель: Формировать понятие "единства всех живущих на земле людей". Воспитывать интерес и желание узнавать историю жизни русских героев. |
14. Содержание работы
Работа по воспитанию гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста велась по двум направлениям.
1. Работа с детьми
2. Работа с родителями
Для более осозного восприятия детьми знаний о традициях русской культуры, её обычаев в работе использовалось многообразие методов и приемов. Разнообразные формы работы : беседы, занятия, сказкатерапия, креативные виды деятельности, игры-драматизации, развлечения, помогали детям почувствовать и научиться понимать особенность национальной культуры ,любить и уважать своих родных ,ценить труд человека ,а через всё это формировать в себе чувство гражданственности - любить Родину. Работа проводиться как на специально организованных занятиях, так и вечерние отрезки времени.
Каждый вид деятельности преследовал решение своих задач и целей.
Так, например, с помощью специально подобранной тематики бесед, мы решали такие задачи как:
- Сообщение детям знаний о традициях русской культуры.
- О местах проживания наших предков.
- О быте русских людей.
- Об истории мужской и женской одежды.
- Об истории русской кухни.
- О народных праздниках.
- О народных приметах.
- О героизме русского народа.
Содержание бесед и поставленные вопросы черпали, прежде всего, из русских народных сказок.
Например: познакомив детей со сказкой, Никита Кожемяка, организовали и провели беседу о традициях русской культуры, о героизме народа. Прослушав цикл бытовых сказок, беседа с детьми выстраивалась по вопросам касающихся, русских народных промыслов ,одежды, утвари.
С помощью таких сказок как, Семилетка, Снегурушка, знакомили детей с семейной иерархией на Руси.
Основная работа с детьми проводилась на специально организованных занятиях.
С помощью рассказанных сюжетов, дети усваивали основные жизненные принцип.
- Что такое хорошо
- Добро всегда побеждает
- Уважать старших
- Слушать родителей
Динамика занятий предполагает постепенное погружение в единый сказочный сюжет. Содержание сказок было специально подобранно таким образом, чтобы перекликались бытовые сюжеты. с героическими поступками. НА занятиях по криативные видам деятельности дети рисовали, лепили аппликатировали сюжеты сказок, характеры героев, их поступки. Педагогом-психологом проводиться цикл занятий по сказкетерапии.Разнообразные игры, психогимнастические этюды, использование музыкальных произведений, все это попугает детям почувствовать и научиться понимать эмоции сказочных персонажей, анализировать их ошибки. Работа воспитателя и педагога - психолога в применении игр-драматизаций, прежде всего, была направлена на умении детей передавать настроение героев, отражать их поступки, владеть мимикой пантомимикой, интонацией. Некоторые сказки были представлены в виде спектаклей для родителей и детей младших групп. Исполняя роли, дети передавали настроение героев, отражали их поступки. Детям была предложена и такая форма работы как посещение музея дети посетили выстовычный центр "Радуга" где вниманию детей была предложена выставка работ художника А. А. Горстка. После выставке с детьми была проведена беседа на тему: "Краски художника при рисовании родины".Детям было предложено нарисовать посещение музея. В работе с родителями использовались различные приёмы работы и прежде всего, привлечение родителей к изготовлению атрибутов для мини-музея. Была предложена вниманию родителей серия консультаций подготовленных воспитателем и педагогом-психологом по работе со сказкой и как с помощью русских народных сказок, прививать любовь к Родине. Итогом нашей работы было обогащение развивающий среды группы за счёт создание в группе мини-музея "В гостях у сказки", и уголка "Город мастеров".В изготовлении атрибутов для мини-музея в "Городе мастеров" принимали участие дети и их родители.
3.Работа с родителями.
Просветительско-образовательная деятельность родителей.
«Дни открытых дверей»,совместные выставки поделок, рисунков. (новогодняя игрушка, поделки из природного материала и др.
консультации на различные темы («Народная мудрость о воспитании», «Традиции моей семьи», «Использование художественной литературы в работе с детьми дошкольного возраста» и др. родительские собрания («Знатоки истории города» - команда родителей и команда детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре».
В последнее время всё чаще педагоги говорят о необходимости воспитания подрастающего поколения на общечеловеческих ценностях и идеалах. Достойное место среди них занимает культура как совокупност...
Консультация для родителей "Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста через художественную литературу"
От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа. Джон Локк....

Тема самообразованию «Воспитание социально-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через художественную литературу» на 2019-2020 учебный год
Повысить свою педагогическую компетентность в вопросах воспитания социально- нравственных качеств детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)
(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

«Воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста через музыкально-образовательную деятельность»
В условиях реализации ФГОС ДО мною были поставлены следующие задачи: • реализовать систему художественно-эстетического воспитания детей с ОВЗ через развитие творческого потенциала и создать условия...

Консультация для родителей. Тема: "Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы".
Богатейшим материалом для патриотического воспитания являются произведения устного народного творчества, которые не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию ...


