Проектная деятельность «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через художественную литературу»
проект (средняя группа)

Абрамова Светлана Иделевна

Проектная деятельность по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через художественную литературу» направлена на формирование у дошкольников основ патриотизма, любви к Родине и уважения к её истории и культуре посредством знакомства с произведениями художественной литературы. Цель проекта — развитие эмоциональной отзывчивости, чувства гордости за свою страну и понимание общечеловеческих ценностей. Основные задачи включают: - Формирование представлений о традициях, обычаях и культурных особенностях российского народа. - Развитие умения сопереживать героям литературных произведений. - Воспитание уважительного отношения к старшим, близким людям и представителям разных народов. - Стимулирование интереса к чтению книг и развитию речи. Методы и формы работы: чтение и обсуждение сказок, рассказов, стихов отечественных авторов, проведение тематических занятий, организация игровых ситуаций, создание книжных уголков и иллюстраций детьми. Оценка результатов осуществляется через наблюдение за поведением и высказываниями детей, участие в мероприятиях и творческими работ.ами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_npv_cherez_hl.docx269.09 КБ

Предварительный просмотр:

Picture background

Муниципальное дошкольное образовательное  автономное  учреждение  

«Детский сад № 184»

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Название проекта: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством художественной литературы»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ:

« СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

                         

                           Выполнил: воспитатель,

                                                Абрамова С.И.

                   

                               

г. Оренбург

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Актуальность
  2. Приоритеты
  3. Вид проекта
  4. Продолжительность проекта
  5. Участники проекта
  6. Цель проекта
  7. Задачи проекта
  8. Ожидаемые результаты проекта
  9. Планирование проекта
  10.  Принципы проекта
  11.  Направления проекта
  12.  Содержание проекта
  13.  План работы на сентябрь – сентябрь 2024- май 2025 гг.
  14.  Содержание работы
  15.  Вывод

  1. Актуальность проекта 

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.

Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, селу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего села, традиции предков.

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств. Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины. Период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальнейших. Вместе с тем, она обретает новые характеристики и соответственно, новые подходы к её решению.

Реализация инновационных подходов к патриотическому воспитанию дает более наглядный результат.

2. Изучив и применив в своей работе новые методы, я наметила следующие приоритеты:

1. С самых ранних лет у ребенка нужно воспитывать любовь к тому месту, где он родился и живет, развивать красоту окружающей природы, желание узнать больше об истории родного края, формировать стремление оказать посильную помощь людям, живущим рядом.

2. Для сохранения фольклорного наследия в диалоге поколений нужно возвращение и сбережение вековых нравственных ценностей, в первую очередь народного творчества, которое, обеспечивая преемственность в постижении имеющихся материальных богатств, поможет предотвратить деградацию нашего Отечества.

3. Эффективным педагогическим средством являются сказки, сочетающие воспитательный и познавательный потенциал. Слушание и обсуждение сказки с последующей её драматизацией дает детям возможность понять этнопсихологические особенности людей, узнать традиции и обычаи народов, познакомиться с бытом и укладом их жизни.

Сказка преподает урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.

С помощью сказки мы воспитываем у детей:

  • ВОЛЮ – сложное и многогранное качество личности.
  • ВЕРУ В СЕБЯ – умение противостоять неудачам.
  • СМЕЛОСТЬ – самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.
  • ТРУДОЛЮБИЕ – нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.
  • НАСТОЙЧИВОСТЬ – терпение и выдержку при достижении цели.
  • ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ – умение держать слово.
  • ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ – умение определять цель и настойчиво добиваться её.
  • ДОБРОТУ И ЧЕСНОСТЬ.

4. В нравственно – патриотическом воспитании, особенно на современном этапе огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старейших членов семьи (участников ВОВ, тружеников тыла, детей войны) необходимо прививать такие понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагам»,» трудовой подвиг» и т. д.

Важно подвести ребенка пониманию того, что наш народ победил врагов потому, что все любили свою Отчизну.

Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названии городов, улиц, в их честь воздвигнуты памятники.

Каждый год в День Победы желательно приводить детей к памятнику погибшим воинам. Конечно дети ещё слишком малы, чтобы понимать трагедию тех лет, но их поражает огромное количество плит с именами погибших солдат. Они сами становятся участниками скорбного ритуала возложения цветов, минуты молчания.

Это не может не оставить следа в сердце, в памяти.

И это тоже приобщение к истории страны.

  1. Вид проекта: тематический
  2. Продолжительность проекта: долгосрочный
  3. Участники проекта:

педагоги, воспитанники, родители (законные представители) воспитанников

  1. Цель: формирование представления о патриотизме у дошкольников средствами художественной литературы.

7. Задачи:

1.Формировать у ребенка знания об истории своего города, края, о символике родного края (флаг, герб, нетрадиционные символы)

2.Развивать у детей познавательный интерес, потребность в познании культурно – исторических ценностей через знакомство с художественной литературой.

3.Воспитывать ценностное отношение и гордость о героях своей страны.

4. формирование отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду и селу;

  • воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям);
  • восхищения произведениями народного творчества;
  • культуры общения, поведения;
  • гражданско – патриотических чувств через изучение символики России, традиций, истории народа;
  • чувства собственного достоинства как представителя своего народа.

Вся система работы построена на принципах систематичности, последовательности, доступности.

8. Ожидаемые результаты проекта:

Дети должны иметь сформированные представление о богатстве русской народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека;  Развита эмпатия и таллерантность  на основе содержания русских народных сказок.

9. Планирование проекта.

1.Довести до участников проекта важность данной проблемы

2. Составление схемы - реализации проекта .

3. Создание предметно-развивающей среды.

4. Подбор материалов к проекту.

5. Сбор информации в различных источниках о истории России.

6.Подбор народных игр, забав, пословиц, стихов.

7.Подбор коммуникативных игр.

8. Подбор стихотворений русских поэтов и писателей современности.

9. Выставка изделий, продуктов и материалов.

10.Подбор произведений русского народного творчества, картин русских

художников.

11.Составление сказочной карты России.

10. Принципы проекта:

Принцип энциклопедичности - отбор содержания знаний из разных областей действительности (социальный мир, природа, культура).

Принцип систематизации знаний и последовательного проведения работы с детьми.

Принцип индивидуальности - учёт индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка.

Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей;

Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам проекта «Маленький патриот России»;

Принцип наглядности — широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей, репродукций картин художников и т.д.;

Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;

Принцип занимательности — изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.                                                                                                        

Принцип активности и сознательности всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых и эффективных форм и методов работы с детьми по данной проблеме.

Принцип комплексности и интегрированности - взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

11. Вся система работы проходит в три направления:

1.Работа с педагогами.

Создание «Буккроссинга» для родителей для привлечения внимания к художественной литературы.

  1. Работа с родителями

Создание уголка «Сказочных предметов»

2.Работа с детьми.

Работа с детьми в этом направлении ведётся в различных видах деятельности и в свободное время. Образовательную деятельность следует проводить в разных формах с акцентом на личный опыт детей.

12. Содержание проекта

Этапы

Формы работы с детьми и родителями

Задачи

Время

Ответственный

1

Занятие с детьми по знакомству с русскими народными сказками.

Формировать представление о любви к родине воспитывать, уважение к родным и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу.

В течение года

воспитатель

2

Изготовление дидактических пособий, книжных буклетов по теме проекта

Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом. Развивать аккуратность, старательность.

В течение года

Воспитатель

3

Реализация акции «Буккроссинг»

Привлечение внимания к чтению художественной литературы родителей и детей

В течение года

Педагоги

4

Театрализованные представления

Побуждать детей к творческой самореализации.

В течение года

Воспитатель, педагог - психолог.

5

Работа с родителями

Создание выставки "Сказочные предметы», привлечь родителей к чтению.

В течение года

Воспитатель, педагог- психолог

13. Перспективный план

-"Заюшкина избушка"

-"Пузырь, соломинка и лапоть"

-"Теремок"

Цель: Вызвать интерес к русским традициям: помощь ближним, уважение к старшим. Воспитывать доброту, любовь друг к другу, окружающему миру, чувство ответственности за все, что нас окружает.

-"Крылатый, мохнатый да масленый"

-"Жихарка"

-"Курочка, мышка и тетерев"

Цель: Показать детям силу коллективизма("там, где трудно одному, сделаем с друзьями") Воспитывать дружелюбие, взаиморвыручку чувство товарищества.

-"Лисичка со скалочкой"

-"Лисичка-сестричка и серый волк"

-"Лиса и журавль"

-"Золотое веретено"

Цель: Познакомить детей с предметами русского быта (скалка, кадка, коромысло и Т.Д.). Воспитывать честность, порядочность, гостеприимство.

-"Каша из топора"

Цель: Увлечь детей яркостью, красотой, задором, мудростью и находчивостью русского народа.

-"Хаврошечка"

-"Снегурочка"

-"Морозко"

Цель: Дать детям представление о роли родителей в судьбе каждого ребенка. Учить детей слушать, уважать и почитать своих родителей, близких и старых людей. Воспитывать трудолюбие, смирение.

-"Заяц-хваста"

-"У страха глаза велики"

Цель: Воспитывать у детей смелость, отвагу, умение прийти на выручку в трудную минуту.

-"Царевна-лягушка"

-"Сивка-бурка"

Цель: Учить сопереживать испытаниям, выпавшим на долю героя. Способствовать зарождению в душе ребенка жажды подвига.

-"Мужик и медведь"

Цель: Учить применять смелость, находчивость и смекалку в трудных ситуациях.

-"Два мороза"

Цель: Воспитывать у детей волевые качества характера (бороться и не сдаваться, стоять до последнего).

ПРЕДАНИЯ И БЫЛИНЫ РУССКОГО НАРОДА

-"Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча"

-"Алеша Попович"

-"Алеша Попович и Тугарин Змей"

Цель: Формировать понятие "единства всех живущих на земле людей". Воспитывать интерес и желание узнавать историю жизни русских героев.

14. Содержание работы

Работа по воспитанию гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста велась по двум направлениям.

1. Работа с детьми

2. Работа с родителями

Для более осозного восприятия детьми знаний о традициях русской культуры, её обычаев в работе использовалось многообразие методов и приемов. Разнообразные формы работы : беседы, занятия, сказкатерапия, креативные виды деятельности, игры-драматизации, развлечения, помогали детям почувствовать и научиться понимать особенность национальной культуры ,любить и уважать своих родных ,ценить труд человека ,а через всё это формировать в себе чувство гражданственности - любить Родину. Работа проводиться как на специально организованных занятиях, так и вечерние отрезки времени.

Каждый вид деятельности преследовал решение своих задач и целей.

Так, например, с помощью специально подобранной тематики бесед, мы решали такие задачи как:

  • Сообщение детям знаний о традициях русской культуры.
  • О местах проживания наших предков.
  • О быте русских людей.
  • Об истории мужской и женской одежды.
  • Об истории русской кухни.
  • О народных праздниках.
  • О народных приметах.
  • О героизме русского народа.

Содержание бесед и поставленные вопросы черпали, прежде всего, из русских народных сказок.

Например: познакомив детей со сказкой, Никита Кожемяка, организовали и провели беседу о традициях русской культуры, о героизме народа. Прослушав цикл бытовых сказок, беседа с детьми выстраивалась по вопросам касающихся, русских народных промыслов ,одежды, утвари.

С помощью таких сказок как, Семилетка, Снегурушка, знакомили детей с семейной иерархией на Руси.

Основная работа с детьми проводилась на специально организованных занятиях.

С помощью рассказанных сюжетов, дети усваивали основные жизненные принцип.

  • Что такое хорошо
  • Добро всегда побеждает
  • Уважать старших
  • Слушать родителей

Динамика занятий предполагает постепенное погружение в единый сказочный сюжет. Содержание сказок было специально подобранно таким образом, чтобы перекликались бытовые сюжеты. с героическими поступками. НА занятиях по криативные видам деятельности дети рисовали, лепили аппликатировали сюжеты сказок, характеры героев, их поступки. Педагогом-психологом проводиться цикл занятий по сказкетерапии.Разнообразные игры, психогимнастические этюды, использование музыкальных произведений, все это попугает детям почувствовать и научиться понимать эмоции сказочных персонажей, анализировать их ошибки. Работа воспитателя и педагога - психолога в применении игр-драматизаций, прежде всего, была направлена на умении детей передавать настроение героев, отражать их поступки, владеть мимикой пантомимикой, интонацией. Некоторые сказки были представлены в виде спектаклей для родителей и детей младших групп. Исполняя роли, дети передавали настроение героев, отражали их поступки. Детям была предложена и такая форма работы как посещение музея дети посетили выстовычный центр "Радуга" где вниманию детей была предложена выставка работ художника А. А. Горстка. После выставке с детьми была проведена беседа на тему: "Краски художника при рисовании родины".Детям было предложено нарисовать посещение музея. В работе с родителями использовались различные приёмы работы и прежде всего, привлечение родителей к изготовлению атрибутов для мини-музея. Была предложена вниманию родителей серия консультаций подготовленных воспитателем и педагогом-психологом по работе со сказкой и как с помощью русских народных сказок, прививать любовь к Родине. Итогом нашей работы было обогащение развивающий среды группы за счёт создание в группе мини-музея "В гостях у сказки", и уголка "Город мастеров".В изготовлении атрибутов для мини-музея в "Городе мастеров" принимали участие дети и их родители.

3.Работа с родителями.

Просветительско-образовательная деятельность родителей.

«Дни открытых дверей»,совместные выставки поделок, рисунков. (новогодняя игрушка, поделки из природного материала и др.

консультации на различные темы («Народная мудрость о воспитании», «Традиции моей семьи», «Использование художественной литературы в работе с детьми дошкольного возраста» и др. родительские собрания («Знатоки истории города» - команда родителей и команда детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре».

В последнее время всё чаще педагоги говорят о необходимости воспитания подрастающего поколения на общечеловеческих ценностях и идеалах. Достойное место среди них занимает культура как совокупност...

Консультация для родителей "Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста через художественную литературу"

От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа.  Джон Локк....

Тема самообразованию «Воспитание социально-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через художественную литературу» на 2019-2020 учебный год

Повысить свою педагогическую компетентность в вопросах воспитания социально- нравственных качеств детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

«Воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста через музыкально-образовательную деятельность»

В условиях реализации ФГОС ДО мною были поставлены следующие задачи: • реализовать систему художественно-эстетического воспитания детей с ОВЗ через развитие творческого потенциала и создать условия...

Консультация для родителей. Тема: "Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы".

Богатейшим материалом для патриотического воспитания являются произведения устного народного творчества, которые не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию ...