Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через художественную литературу
статья (средняя группа)

Чумаченко Любовь Геннадьевна

Консультация для воспитателей о патриотическом воспитанию детей дошкольного возраста через познавательное чтение определенных детских книг. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чумаченко Любовь Геннадьевна

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через художественную литературу

 Патриотизм — это не только преданность своему народу, Отечеству, — это уважение, сохранение культурной самобытности каждого народа, живущего в России.

Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.

Целью патриотического воспитания является развитие в личности высокой социальной активности, активной гражданской позиции, высокой духовности, воспитание в детях позитивных качеств и высоких моральных ценностей, способности проявлять их в интересах Отечества; воспитание преданного отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы, любящего свою Родину патриота. 

Рассмотрим основные этапы патриотического воспитания, выделенные исследователями.

Первый этап – базовый (предварительный) – на этом этапе происходит формирование нравственных представлений, чувств, опыта поведения.

Второй этап – художественно-ознакомительный. На этом этапе происходит ознакомление с народными искусствами и промыслами, традициями, национальными праздниками, народными играми, устным (сказками, былинами, поговорками и пословицами).

Третий этап – когнитивно-эмоциональный. На этом этапе происходит развитие интереса к своей стране, малой родине. В том числе к ее истории, достопримечательностям, известным людям, прославившим свой город.

Четвертый этап – эмоционально-действенный. Он заключается в формировании желания и умения реализовать отношения и полученные знания в разных видах деятельности. Чтобы воспитать чувство патриотизма у дошкольников, педагоги должны использовать различные методы организации деятельности детей.

В своей работе педагоги могут использовать разные формы воспитания: целевые прогулки, к памятникам, монументам, в краеведческий музей. Так же используются различные формы работы с детьми - это рассказы воспитателя, беседы с детьми о славной истории родной страны и родного город; наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь горожан, изменения в облике города, района, улицы, воздвигаемых новостройках); демонстрация тематических слайдов, видеороликов, иллюстраций; знакомство с русским фольклором – сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми; знакомство с творчеством отечественных писателей, композиторов и художников. Именно художественная литература помогает решить поставленную задачу.

С помощью художественных произведений можно влиять на развитие и становление личности ребенка, формировать интерес к национальной культуре своего народа, развивать патриотические чувства к Родине.

Произведения устного народного творчества помогут сформировать у детей такие понятия, как «Родина», «Малая Родина». Для этого можно использовать пословицы и поговорки о Родине.

Приобщение детей к культурным традициям нашего народа проходит в проведении народных праздников (Масленица, Святки, Пасха), в знакомстве с закличками.

Большую помощь в ознакомлении с историей возникновения и становления Руси окажут легенды. Легенда становления Белгорода, как засечной черты России. Особый интерес у детей может вызвать легенда о символике нашего города.

Дошкольный возраст – это возраст, когда ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Удачно выбранная и выразительно рассказанная сказка, обязательно найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств.

Познавательные рассказы о А.С. Пушкине, совмещенные с чтением его произведений, предоставляют возможность детям увидеть в его произведениях отношение героев к Родине. Например, в произведении А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» показано прямое отношение к родине через тридцать три богатыря, которые своей службой защищали родину от врагов.

Упоминание о богатырях в народных сказках, такие как «Соловей Разбойник», «Финист-ясный сокол», «Никита-Кожемяка», и в многих других произведения.

При знакомстве детей с улицами своего города можно обратить внимание на то, что многие улицы названы в честь людей, прославившихся своей деятельностью. Так же улицы носят имена героев. О героях Великой Отечественной войны дети узнают из рассказов. Стихи и рассказы о войне действуют на сознание детей вдохновляюще. Дети сопереживают и сочувствуют героям, они пропускают через себя всю жестокость и беспощадность войны, негодуют против нападений на беззащитных людей. Читаем произведения: М. Исаковский «Здесь похоронен красноармеец», А. Твардовский «Рассказ танкиста», Л. Кассиль «Памятник советскому солдату», С. Алексеев «Ночной таран».

Привлечь интерес к миру природы родного края помогут следующие произведения: В. Бианки «Синичкин календарь», «Лесные домишки», Л.Н. Толстой «Дуб и орешник», Г. Снегирев «Ласточка», И. Соколов – Микитов «Лисья нора».

Кроме непосредственной образовательной деятельности, литературные произведения даются детям во многих других формах. Очень охотно дети воспринимают сюжеты, разыгранные с помощью настольного и перчаточного театра. По знакомым сказкам и рассказам нужно организовывать спектакли, инсценировки по мотивам известных (или только что прочитанных) произведений. Переживая сюжет от первого лица, ребенок глубже постигает мотивы действия персонажа и впитывает способы поведения.

Художественная литература является действенным способом воспитание патриотизма у детей, так как она не только сообщает ребенку о данной моральной норме, а благодаря художественному слову воздействует на чувства и сознание ребенка, в том числе и на воспитание патриотизма.

Классическая художественная литература создана на основе истинных духовных ценностей, в том числе в ней воспеваются такие качества личности, как патриотизм. Задача педагога - прочитать произведение детям и помочь им раскрыть смысл книги, усвоить ее нравственное содержание. Работа, направленная на осознание детьми морального смысла действий литературных героев, побуждает дошкольников делать собственные выводы, включаться в поиск доказательств, характеризующих образ литературного героя. При этом у детей не только закрепляются знания о моральных нормах, но и пробуждаются соответствующие чувства, что влияет на более глубокое осознание значимости поступков, соответствующих нормам морали.

Слушая или читая художественную литературу, направленную на воспитание моральных качеств, в том числе патриотизма, ребенок находит в литературе эталоны любви к Родине. Как правило, в детской литературе мало полутонов, поступки зачастую делятся на плохие и хорошие, честные и бесчестные.

Русская детская литература имеет множество прекрасных образцов, которые могут способствовать всестороннему развитию ребенка и формированию патриотизма у детей. Например, в этом отношении бесценным представляется творчество прекрасных детских писателей - Л.Н. Толстого, К.И. Чуковского, С.А. Михалкова. Особенно сильное воспитательное воздействие на развитие патриотизма у детей оказывают рассказы, в которых главными героями являются сами дети и описываются такие жизненные бытовые ситуации, которые, скорее всего, происходили почти со всеми детьми. Чтобы поговорить с детьми на тему «Наши защитники в мирные дни» для чтения с детьми подойдет стихотворение С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое».

Целое занятие можно посветить чтению стихотворения С. Михалкова «Дядя Степа», а затем беседе по нему. Чтению отрывка из этого стихотворения о службе в армии побудит в детях чувство гордости за свою армию. Стихи о Великой Отечественной Войне – являются важной составляющей патриотического воспитания. Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, А. Барто о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания. Сила ритмического поэтического слова действует на сознание детей вдохновляюще. В дошкольных организациях используется целый ряд комплексов по патриотическому воспитанию с использования художественных произведений: педагогические проекты, игротека, концерты, досуги и конечно же является непосредственная образовательная деятельность. Каждый комплекс направлен на воспитание ребенка дошкольного возраста, в это время дети начинают переживать, ставят себя на место героев произведения.

Воспитательный потенциал художественной литературы велик, так как идеалы русской литературы, художественные образы, воплощенные в литературных героях, играют важную роль в формировании патриотических чувств как стержня, определяющего отношение человека к людям и самому себе.

Литература.

1. Атемаскина Ю. Формирование положительного образа родного дома // Дошкольное воспитание. 2006. №10. С. 75–81.

2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / под ред. А.М. Виноградовой. М., 1980. 187 c.

3. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 2005. №1. С. 18–27.