Семинар - практикум «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям»
методическая разработка

Марина Сергеевна Олехнович

повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам приобщения дошкольников к историческим и культурным ценностям народа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum_ot_7.11.2024_g.docx24.74 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

СЛАЙД 1

Тема: «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям»

СЛАЙД 2

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам приобщения дошкольников к историческим и культурным ценностям народа

Задачи:

1. Выявить проблемы, пути и способы совершенствования работы по нравственно -патриотическому воспитанию дошкольников.

2. Познакомить с многообразием форм, средств и методов ознакомления детей с национальной культурой.

3. Способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов

Оборудование:

Проектор, презентация «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям», стулья по количеству участников семинара,

СЛАЙД 3

План семинара:

1.Введение в тему семинара. Вступительное слово 

2.Патриотическое воспитание определяет методы работы с дошкольниками:

3.Деловая игра «Педагогический экспресс» 

                                            Ход семинара:

Там лазурное небо и снежные горы,

Бескрайних полей золотые просторы.

Закаты как в сказке и звездные ночи,

Рассветы ясны как красавицы очи.

Там свято хранятся традиции предков

И люди плохие встречаются редко.

Там радость так радость! Беда не беда.

Гостям в каждом доме рады всегда.

Там разные нации в мире живут,

Там вечные ценности - знания и труд.

Самая лучшая ты на земле

Родина матушка - слава тебе!

- Задачи по воспитанию нравственного начала у дошкольников решаются во всех видах детской деятельности: в обучающей деятельности, в играх, в процессе труда, в быту, так как воспитывают в ребёнке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма, как качества проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников, процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения.

      Это весьма кропотливая работа, должна быть организована систематически, планомерно, во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.

СЛАЙД 4

Патриотическое воспитание определяет

методы работы с дошкольниками:

  • обустройство патриотических уголков в ДОУ;
  • организация экскурсий по достопримечательностям родного края, посещение музеев, выставок  к памятникам города;
  • организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы, выставки) ;
  • проведение тематических занятий-рассуждений на тему любви к Родине, чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов, передач, слайдов, прослушивание аудиозаписей (гимн страны, патриотические песни о Родине);
  • беседы о родном городе, стране, её истории;
  • наблюдение за изменениями в облике родного города, за трудом людей в детском саду и в городе, селе;
  •  использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры русские народные, сказки, песни, потешки, заклички);
  •  ознакомление с русским народным декоративно – прикладным искусством (роспись, игрушки, вышивка);
  • знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов;
  • участие детей в посильном общественно – полезном труде.
  • проектная деятельность по теме.

Деловая игра «Педагогический экспресс»

-Уважаемые коллеги, как было сказано выше - одной из задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста является формирование любви к своей Родине. Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и самим собой.

Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им дорого и близко. Культура родного края должна войти в сердце ребенка, стать неотъемлемой частью его души

А что такое Родина?

- Давайте все вместе встанем в круг. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте тот образ, который вызывает у вас слово «Родина»

(Включается спокойная релаксационная музыка. Педагоги встают в круг. Закрывают глаза).

- Скажите, пожалуйста, какой образ возник у вас?

(Педагоги по очереди озвучивают свои ассоциации на данное слово).

- Таким образом, у каждого из вас возник свой образ родины, у кого-то они похожи, у кого-то нет. Давайте выведем свое определение слова «Родина», исходя из ваших образов, подберём родственные слова к слову «Родина». (Родина, род, народ, родители, природа, дородный, борода, родник)

Интересный факт: Борода – слово родственное «Родине». Доказано, что волосы заложена генная память рода. Поэтому женщина, носящая косу, в период беременности не должна стричь волосы, через косу она передаёт ребёнку родовую память. Недаром коса похожа на спираль ДНК.

 А мужчины свою родовую память хранили в бороде. Поэтому на Руси мужчины всегда носили бороду.

- А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу «Я горжусь своей родиной, потому что…»

- Вывод: даже взрослому человеку трудно сразу подобрать слова, следовательно, необходима специальная работа, чтобы проблема патриотизма стала для ребенка личностно-значимой.

- Я предлагаю вам сегодня принять участие в деловой игре «Педагогический экспресс».

Мы с вами отправимся в виртуальное путешествие по маршруту «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

 (слайд 6)

Первая станция - 1 конкурс «Разминка»

- Сейчас я буду читать вопросы, а вы называть правильный ответ.

  1. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны (государство).
  2. Символ государства, его суверенитета, установленных размеров и цветов (флаг).
  3. Официальная эмблема государства (герб).
  4. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство (семья).
  5. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется суверенитетом (страна).
  6. Что такое патриотизм? (преданность и любовь к родине, к ее природе, культуре, народу).
  7. Что означает духовно-нравственное воспитание? (развитие нравственных качеств личности).
  8. Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка? (Родители)
  9. Что всегда остается важным для патриотического воспитания в дошкольном возрасте? (Чувство привязанности)

СЛАЙД 6

Зачитаю программные задачи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, вам необходимо определить к какой возрастной группе относится определенная группа задач.

варианты вопросов:

  1.  Имеет первичные представления о себе: знает свое имя, возраст, пол. Имеет первичные гендерные представления (мужчины смелые, сильные; женщины нежные, заботливые). Называет членов своей семьи, их имена. Знает название родного города(поселка). Знаком с некоторыми профессиями (воспитатель, врач, продавец, повар, шофер, строитель).

(2 мл. группа)

  1. Знает свое имя и фамилию, возраст, имена членов семьи. Может рассказывать о своем родном городе (поселке, селе, назвать его. Знает некоторые государственные праздники. Имеет представление о российской армии, ее роли в защите Родины. Знает некоторые военные профессии.

(средняя группа)

  1. Знает и называет свое имя и фамилию, имена и отчества родителей. Знает, где работают родители, как важен для общества их труд. Знает семейные праздники. Имеет постоянные обязанности по дому. Может рассказывать о своем родном городе, назвать улицу, на которой живет. Знает, что Российская Федерация (Россия) – огромная многонациональная страна; что Москва – столица нашей Родины. Имеет представление о флаге, гербе, мелодии гимна. Имеет представления о Российской армии, о годах войны, о Дне Победы.        (Старшая Группа)

СЛАЙД 7

 «Вспомни былое»

написаны старинные слова и современное его значение. Вам необходимо вспомнить и найти значение каждого слова. На это задание отводиться 2 минуты.

1 Брань - битва

2 Живот - жизнь

3 Касатик - ласкательное обращение

4 Орать - пахать.

5 Палица - дубина с окованным набалдашником.

6 Рать - войско

7 Светлица - светлая, чистая комната

8 Седмица - неделя

9 Чадо - Сын или дочь до 12 лет

10 Булат - Оружие из стали

Рефлексия «Все в наших руках»

Предлагаю вам вспомнить основные задачи нравственно - патриотического воспитания

1. Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.

2. Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

3. Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России.

4. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово.

5. Воспитание гражданско- патриотических чувств посредством изучения государственной символики России

Воспитание патриотических чувств у детей в наших руках.

Проект решения семинара:

  • Принять к сведению информацию, полученную на семинаре.
  • Использовать в практической деятельности рекомендации по использованию различных форм и методов приобщения детей к национальной культуре

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педсовет "Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям края, города"

сценарий педсовета с целью повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам  приобщения дошкольников к историческим и культурным ценностям края, города,  систематизация  зна...

Презентация "Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям края, хутора"

патриотическое чувство не возникает само по себе, а является результатом длительного целенаправленного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям»

Семинар предназначен для педагогов ДОУ. Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам приобщения дошкольников к историческим и культурным ценностям народа»...

Проект «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям»

В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями остро встала проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, так как наследование нравственных, патриотических...

Семинар для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям»

Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим возможность оказ...

Семинар для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям»

Семинар для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям»...

"Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям"

Консультация для выступления на педагогическом совете , для воспитателей по патриотическому воспитанию дошкольников....