Патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФОП ДО
статья (старшая группа)

Выступление на методическом объединении

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patriotizm.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Солнышко»

Выступление на методическом объединении

«Патриотическое воспитание дошкольников

в соответствии с ФОП ДО»

Подготовила: воспитатель

Баженова О.В.

Р.п. Мучкапский

2025 год

Патриотическое воспитание дошкольников

в соответствии с ФОП ДО

Патриотизм – это преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу. Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях современной России.  Актуальность заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традициях, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Дошкольное образование, являясь начальным звеном системы образования, призвано формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.

Федеральная образовательная программа максимально нацелена на базовые ценности российского народа, на развитие патриотизма у дошкольников. Целью ФОП является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

Одним из важнейших направлений в разделе воспитания ФОП является патриотическая направленность. Работа в данном направлении должна начинаться с младшего дошкольного возраста, осуществляться ежесекундно, во всех режимных моментах, начиная от игры и различных бытовых моментов, заканчивая праздниками и развлечениями.

Задачи формирования патриотизма:

3-4 года: обогащать представления детей о действиях, в которых проявляются доброе отношение и забота о членах семьи, близком окружении.

4-5 лет: воспитывать любовь к Родине, уважительное отношение к символам страны, памятным датам; развивать интерес детей к основным достопримечательностям города (поселка), в котором они живут.

5-6 лет: воспитывать любовь и уважение к Родине, к людям разных национальностей, проживающих на территории России, их культурному наследию; знакомить детей с содержанием государственных праздников и традициями празднования, развивать патриотические чувства, уважение и гордость за поступки Героев Отечества; поддерживать детскую любознательность по отношению к родному краю, эмоциональный отклик на проявление красоты в различных архитектурных объектах и произведениях искусства, явлениях природы.

6-7 лет: воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь и уважение к Родине, к представителям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям; расширять представления детей о государственных праздниках и поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, развивать чувство гордости за достижения страны в области спорта, науки и искусства, служения и верности интересам страны; знакомить с целями и доступными практиками волонтерства в России и включать детей при поддержке взрослых в социальные акции, волонтерские мероприятия в детском саду и в городе (поселке); развивать интерес детей к родному городу (поселку), переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями, событиями прошлого и настоящего; поощрять активное участие в праздновании событий, связанных с его местом проживания.

Для решения данных задач и полноценного патриотического воспитания в нашем ДОУ используются разнообразные методы и формы работы с учетом возрастного мировосприятия детей:

- тематические занятия (из блоков «Я и моя семья», «Детский сад», «Родной город. Родная природа», «Родная страна, Родная культура», «Наша армия родная», символика; права и обязанности.)

– рассказ и беседы о поселке, стране, ее истории, о памятных и значимых датах;

– показ иллюстраций, фильмов, слайдов, презентаций, виртуальные экскурсии («Москва-столица нашей Родины», «День музеев» или «Блокадный Ленинград»)

– прослушивание аудиозаписей (птичьих голосов русского леса, частушек, колыбельных, Гимна страны и пр.);

– использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, былин, игр);

– ознакомление с продуктами народного творчества (дымковская игрушка, жестовская роспись подносов, гжельская роспись посуды, павлопосадская роспись платков, вышивка и т.д.);

– чтение художественной литературы о защитниках родной земли, Отечества; знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов.

- Различные досуговые мероприятия и праздники

1. государственно-гражданские праздники – Новый год, День защитника Отечества, День Победы)

  1. международные праздники – День матери, Международный женский день, День защиты детей;
  2. народные и фольклорные праздники – Масленица, летние забавы, Осенины;
  3. православные праздники – Рождество Христово, Пасха;
  4. бытовые и семейные праздники – дни рождения, выпуск в школу.

– наблюдение за трудом людей в детском саду и в поселке (экскурсии на прачечную, на пищеблок, в пожарную часть, магазин и т.д,)

–целевые прогулки (экскурсии в краеведческий музей, к памятнику Советского солдата в День скорби, возложение цветов к Вечному огню на День Победы).

– организация тематических выставок (к Дню Победы, К Дню защитника Отечества, к Пасхе)

– участие детей в посильном общественно-полезном труде (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т.д.)

-   творческие конкурсы, конкурс чтецов (к 80-летию Великой Победы);

- участие в

  1. проектах («Моя мама лучшая на свете», «День Победы со слезами на глазах»)
  2. акциях (Окна России, Окна Победы, Письма на СВО, свеча памяти)
  3. районных мероприятиях (День района, Марафон «Шапкино любо, Бессмертный полк)

 Во всех этих мероприятиях активное участие принимают родители наших воспитанников.

 Создание предметно-развивающей среды играет немаловажную роль в патриотическом воспитании дошкольников:

Рекомендации по наполняемости патриотического уголка в старших группах:

1. Глобус, физическая карта России, политическая карта, Флаг России, Герб России, Герб родного города, Гимн России, портрет президента РФ.

2. Познавательные книги по патриотическому воспитанию и сменная экспозиция в соответствии с проходимой на занятиях темой.

3. Произведения писателей России в соответствии с программой ДОУ.

4. Произведения русского народного творчества для самостоятельного чтения и рассматривания.

5. Альбомы: «Моя семья», «Мы по городу идем», «О великой отечественной войне» и т. д.

6. Коллекция тематических открыток, значков (О Москве, о памятниках ВОВ, о войне, об армии, праздниках и т. д.)

7. Предметы декоративно-прикладного искусства, иллюстрации, фотографии по теме «Русский быт».

8. Записи сказок и патриотических песен.

9. Игры по патриотическому воспитанию («Кто в какой стране живет?» «Продолжи пословицу», «Узнай достопримечательность»).

10. Атрибуты для с/р игр: фуражки, пилотки, бескозырки, плащи, ремни, бинокли, платки, шали.

11. Элементы русского народного костюма, куклы в национальных костюмах.;

Организация патриотического воспитания в условиях реализации ФОП ДО является важной задачей для дошкольных образовательных учреждений. Патриотизм формируется в процессе активной деятельности детей, совместной работы с семьями и педагогами. Используя разнообразные методы и формы работы, создавая развивающую среду и активно взаимодействуя с социумом и родителями, мы можем заложить основы патриотического воспитания и сформировать у детей положительное отношение к своей Родине. Важно, чтобы этот процесс был увлекательным и интересным для детей, что станет залогом успешного формирования патриотических чувств и гражданских качеств в будущем.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей и решения задач нравственно-патриотического воспитания в соответствии с ФГОС ДО

Патриотическое воспитание занимает особую роль в формировании подрастающего поколения. Патриотизмом мы называем преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и ...

Особенности организации образовательного процесса по реализации задач патриотического воспитания в соответствии с современными требованиями.

(Из опыта работы)Подготовила: воспитатель Зайцева Марина Владимировна В наше время проблема нравственно- патриотического воспитания очень актуальна, ведь современные дети мало знают о своём родно...