Патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФОП ДО
статья (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад «Солнышко»
Выступление на методическом объединении
«Патриотическое воспитание дошкольников
в соответствии с ФОП ДО»
Подготовила: воспитатель
Баженова О.В.
Р.п. Мучкапский
2025 год
Патриотическое воспитание дошкольников
в соответствии с ФОП ДО
Патриотизм – это преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу. Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях современной России. Актуальность заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традициях, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Дошкольное образование, являясь начальным звеном системы образования, призвано формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
Федеральная образовательная программа максимально нацелена на базовые ценности российского народа, на развитие патриотизма у дошкольников. Целью ФОП является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Одним из важнейших направлений в разделе воспитания ФОП является патриотическая направленность. Работа в данном направлении должна начинаться с младшего дошкольного возраста, осуществляться ежесекундно, во всех режимных моментах, начиная от игры и различных бытовых моментов, заканчивая праздниками и развлечениями.
Задачи формирования патриотизма:
3-4 года: обогащать представления детей о действиях, в которых проявляются доброе отношение и забота о членах семьи, близком окружении.
4-5 лет: воспитывать любовь к Родине, уважительное отношение к символам страны, памятным датам; развивать интерес детей к основным достопримечательностям города (поселка), в котором они живут.
5-6 лет: воспитывать любовь и уважение к Родине, к людям разных национальностей, проживающих на территории России, их культурному наследию; знакомить детей с содержанием государственных праздников и традициями празднования, развивать патриотические чувства, уважение и гордость за поступки Героев Отечества; поддерживать детскую любознательность по отношению к родному краю, эмоциональный отклик на проявление красоты в различных архитектурных объектах и произведениях искусства, явлениях природы.
6-7 лет: воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь и уважение к Родине, к представителям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям; расширять представления детей о государственных праздниках и поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, развивать чувство гордости за достижения страны в области спорта, науки и искусства, служения и верности интересам страны; знакомить с целями и доступными практиками волонтерства в России и включать детей при поддержке взрослых в социальные акции, волонтерские мероприятия в детском саду и в городе (поселке); развивать интерес детей к родному городу (поселку), переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями, событиями прошлого и настоящего; поощрять активное участие в праздновании событий, связанных с его местом проживания.
Для решения данных задач и полноценного патриотического воспитания в нашем ДОУ используются разнообразные методы и формы работы с учетом возрастного мировосприятия детей:
- тематические занятия (из блоков «Я и моя семья», «Детский сад», «Родной город. Родная природа», «Родная страна, Родная культура», «Наша армия родная», символика; права и обязанности.)
– рассказ и беседы о поселке, стране, ее истории, о памятных и значимых датах;
– показ иллюстраций, фильмов, слайдов, презентаций, виртуальные экскурсии («Москва-столица нашей Родины», «День музеев» или «Блокадный Ленинград»)
– прослушивание аудиозаписей (птичьих голосов русского леса, частушек, колыбельных, Гимна страны и пр.);
– использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, былин, игр);
– ознакомление с продуктами народного творчества (дымковская игрушка, жестовская роспись подносов, гжельская роспись посуды, павлопосадская роспись платков, вышивка и т.д.);
– чтение художественной литературы о защитниках родной земли, Отечества; знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов.
- Различные досуговые мероприятия и праздники
1. государственно-гражданские праздники – Новый год, День защитника Отечества, День Победы)
- международные праздники – День матери, Международный женский день, День защиты детей;
- народные и фольклорные праздники – Масленица, летние забавы, Осенины;
- православные праздники – Рождество Христово, Пасха;
- бытовые и семейные праздники – дни рождения, выпуск в школу.
– наблюдение за трудом людей в детском саду и в поселке (экскурсии на прачечную, на пищеблок, в пожарную часть, магазин и т.д,)
–целевые прогулки (экскурсии в краеведческий музей, к памятнику Советского солдата в День скорби, возложение цветов к Вечному огню на День Победы).
– организация тематических выставок (к Дню Победы, К Дню защитника Отечества, к Пасхе)
– участие детей в посильном общественно-полезном труде (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т.д.)
- творческие конкурсы, конкурс чтецов (к 80-летию Великой Победы);
- участие в
- проектах («Моя мама лучшая на свете», «День Победы со слезами на глазах»)
- акциях (Окна России, Окна Победы, Письма на СВО, свеча памяти)
- районных мероприятиях (День района, Марафон «Шапкино любо, Бессмертный полк)
Во всех этих мероприятиях активное участие принимают родители наших воспитанников.
Создание предметно-развивающей среды играет немаловажную роль в патриотическом воспитании дошкольников:
Рекомендации по наполняемости патриотического уголка в старших группах:
1. Глобус, физическая карта России, политическая карта, Флаг России, Герб России, Герб родного города, Гимн России, портрет президента РФ.
2. Познавательные книги по патриотическому воспитанию и сменная экспозиция в соответствии с проходимой на занятиях темой.
3. Произведения писателей России в соответствии с программой ДОУ.
4. Произведения русского народного творчества для самостоятельного чтения и рассматривания.
5. Альбомы: «Моя семья», «Мы по городу идем», «О великой отечественной войне» и т. д.
6. Коллекция тематических открыток, значков (О Москве, о памятниках ВОВ, о войне, об армии, праздниках и т. д.)
7. Предметы декоративно-прикладного искусства, иллюстрации, фотографии по теме «Русский быт».
8. Записи сказок и патриотических песен.
9. Игры по патриотическому воспитанию («Кто в какой стране живет?» «Продолжи пословицу», «Узнай достопримечательность»).
10. Атрибуты для с/р игр: фуражки, пилотки, бескозырки, плащи, ремни, бинокли, платки, шали.
11. Элементы русского народного костюма, куклы в национальных костюмах.;
Организация патриотического воспитания в условиях реализации ФОП ДО является важной задачей для дошкольных образовательных учреждений. Патриотизм формируется в процессе активной деятельности детей, совместной работы с семьями и педагогами. Используя разнообразные методы и формы работы, создавая развивающую среду и активно взаимодействуя с социумом и родителями, мы можем заложить основы патриотического воспитания и сформировать у детей положительное отношение к своей Родине. Важно, чтобы этот процесс был увлекательным и интересным для детей, что станет залогом успешного формирования патриотических чувств и гражданских качеств в будущем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Формы работы с родителями По нравственно-патриотическому воспитанию в соответствиии с ФГОС ДО"
В данной презентации освещены формы работы с родителями....
презентация "Формы работы с родителями По нравственно-патриотическому воспитанию в соответствиии с ФГОС ДО"
В данной презентации освещены формы работы с родителями....

ПЛАН проведения месячника военно-патриотического воспитания в соответствии с ФГОС ДО
План мероприятий...

Перспективное планирование по патриотическому воспитанию в соответствии с ФГОС в средней группе.
Методическая разработка по патриотическому воспитанию....

Интеграция образовательных областей и решения задач нравственно-патриотического воспитания в соответствии с ФГОС ДО
Патриотическое воспитание занимает особую роль в формировании подрастающего поколения. Патриотизмом мы называем преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и ...

Особенности организации образовательного процесса по реализации задач патриотического воспитания в соответствии с современными требованиями.
(Из опыта работы)Подготовила: воспитатель Зайцева Марина Владимировна В наше время проблема нравственно- патриотического воспитания очень актуальна, ведь современные дети мало знают о своём родно...
