МузейНая педагогика в ДОУ
статья

Агеева Татьяна Михайловна

В статье раскрывается вопрос об использования музейной педагогики в дошкольном образовательном учреждении. Раскрываются особенности организации образовательной зоны «Чувашская изба» как приобщение дошкольников к национально-духовным традициям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynaya_pedagogika.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Агеева Татьяна Михайловна, Павлова Ольга Анатольевна

МБДОУ «Детский сад №130» г. Чебоксары, Россия.

Ageeva Tatiana Mikhailovna, Pavlova Olga Anatolyevna

MBDOU "Kindergarten No. 130" Cheboksary, Russia.

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В ДОШКОЛЬНОМ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ:

МИНИ-МУЗЕЙ «ЧУВАШСКАЯ ИЗБА»  

MUSEUM PEDAGOGY IN A PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION: MINI-MUSEUM "CHUVASH HUT"

Аннотация. В статье раскрывается вопрос об использования музейной педагогики в дошкольном образовательном учреждении. Раскрываются особенности организации образовательной зоны «Чувашская изба» как приобщение дошкольников к национально-духовным традициям.

Annotation. The article discusses the use of museum pedagogy in preschool educational institutions. The article reveals the peculiarities of the organization of the educational zone "Chuvash hut" as an introduction of preschoolers to national and spiritual traditions.

Ключевые слова: музейная педагогика, чувашская изба, дошкольный возраст, дошкольное образовательное учреждение.

Keywords: museum pedagogy, Chuvash hut, preschool age, preschool educational institution.

Введение. Музейная педагогика выходит за рамки обычных музейных посещений, представляя собой новаторский подход, органично включенный в художественно-эстетическое воспитание подрастающего поколения. Это продуманная система, которая обеспечивает всестороннее взаимодействие ребенка с самобытным предметным миром музея, полным культурных значений и символов. В отличие от простой демонстрации экспонатов, эта среда пробуждает эмоциональный отклик, побуждает к творческим поискам и способствует формированию цельного взгляда на мир. Инновационность заключается в создании условий для глубокого погружения, а не поверхностного ознакомления.

Обзор литературы. Проблемы музейной педагогики отражены в трудах ученых, которые формулируют идею об образовательном назначении музея в его художественно-эстетическом аспекте (Г. Кершен-штайнер, А. Лихтварк, А. Рейхвейн, К. Фолль, А.Б. Бакушинский, И.В. Гревс, А.Л. Закс, П.Ф. Каптерев, М.А. Разгон, Б.Е. Райков, Н.И. Романов, Б.А. Столяров и др).

Материалы и методы: аналитический обзор психолого-педагогических исследований, обобщение передового психолого-педагогического опыта.

Полученные факты, результаты и их обсуждение.

Музейная педагогика для детей дошкольного возраста – это не просто экскурсия, а целенаправленная образовательная программа, глубоко интегрированная в процесс развития личности ребенка. В отличие от пассивного созерцания экспонатов, она предполагает активное взаимодействие с культурным наследием, закладывая фундамент для будущей культурной компетентности.

Детский сад, как первый этап социализации и образования, играет в этом процессе решающую роль, предоставляя уникальную возможность введения ребенка в мир музея еще до начала школьного обучения. Эта ранняя социализация с культурой формирует устойчивый интерес к искусству и истории на всю жизнь. Успешная музейная педагогика для дошкольников основывается на нескольких ключевых принципах.

Во-первых, это глубокое понимание возрастных особенностей детей. Программы должны учитывать не только возраст, но и когнитивные способности, уровень развития речи, индивидуальные интересы и особенности восприятия. Например, для детей 3-4 лет подходят короткие, насыщенные яркими впечатлениями экскурсии с использованием интерактивных элементов, ориентированных на развитие сенсорного восприятия. Для старших дошкольников (5-7 лет) можно создавать более сложные программы, включающие элементы исследовательской деятельности и проблемного обучения.

Во-вторых, эффективная музейная педагогика опирается на игровые методы обучения. Игры, ролевые упражнения, творческие мастер-классы, квесты и интерактивные выставки превращают посещение музея в захватывающее приключение, стимулируя познавательную активность и усиливая запоминание информации. Например, ребенок может «стать» археологом, раскапывая «артефакты» (имитацию) или «реставратором», восстанавливая фрагменты картины. Использование мультимедийных технологий, виртуальной реальности и аудиогидов, адаптированных под возрастную категорию, значительно повышает эффективность образовательного процесса.

В-третьих, музейная педагогика должна фокусироваться на развитии критического мышления. Дети не просто пассивно воспринимают информацию, а учатся анализировать экспонаты, сравнивать их, выявлять взаимосвязи, формулировать собственные выводы. Для этого педагоги используют специально разработанные вопросы и задания, стимулирующие мышление и речь. Например, детей можно попросить сравнить два произведения искусства, объяснить, что им понравилось и почему, или представить себя на месте героя исторического события.

В-четвертых, музейная педагогика способствует формированию эстетического вкуса и развитию творческих способностей. После знакомства с экспонатами, дети могут создавать собственные художественные работы, вдохновляясь увиденным. Это может быть рисование, лепка, аппликация, конструирование – любая деятельность, которая помогает закрепить полученные знания и дать ребенку возможность выразить свои впечатления. Важно при этом подчеркивать индивидуальность детского творчества, не стремясь к идеальному подражанию.

В-пятых, нельзя упускать из виду социально-эмоциональный аспект. Музейная педагогика способствует развитию коммуникативных навыков, учит работе в команде, формирует чувство толерантности и уважения к культурному многообразию. Дети учатся слушать друг друга, выражать свои мнения, учитывать позицию других. Работа в группе над творческими проектами укрепляет межличностные связи и способствует формированию командного духа.

Наконец, современная музейная педагогика активно использует цифровые технологии. Виртуальные туры, интерактивные приложения, дополненная реальность – все это расширяет возможности образовательной деятельности и делает ее более увлекательной и доступной. Например, дети могут использовать планшеты для самостоятельного исследования экспонатов, просмотра видеороликов и прослушивания аудиогидов. Цифровые инструменты также позволяют создавать индивидуализированные образовательные траектории с учетом специфических потребностей каждого ребенка.

Наследие каждого народа – это кладезь мудрости, накопленный веками опыт воспитания, пронизанный общечеловеческими ценностями, адаптированными к специфическим условиям жизни конкретного этноса. Эти ценности, зачастую неявные, передаются из поколения в поколение через сказки, песни, игры, обряды, традиционные ремесла и повседневные практики.

В нашем детском саду оборудован дидактический уголок «Чувашская изба», оборудованный по всем канонам чувашской национальной культуры. Представлены иллюстрации народных сказок, ведь чувашские народные сказки часто содержат моральные дидактики, обучая детей доброте, честности, трудолюбию и уважению к старшим – эти качества, хотя и выраженные в конкретных культурных формах, остаются универсальными и значимыми для любого общества.

Наша «Чувашская изба» направлена на формирование национального самосознания, или этнической идентичности – осознания своей принадлежности к определённой этнической группе – начинается с самых ранних лет жизни. Этот период, характеризующийся интенсивным развитием психических функций ребенка, определяет базовые черты его характера и формирование системы ценностей. Социальное окружение, в котором находится ребенок, играет решающую роль: семья, детский сад, развивающие зоны – все это формирует первичное представление ребенка о мире и о своем месте в нем. Именно поэтому приобщением к традициям своего народа мы придаем такое важное значение, в связи с этим и был создан проект «Чувашская изба».

Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) – интенсивное развитие мышления, обогащение словарного запаса, усиление мотивационной сферы, повышенная ориентация на социальные нормы взрослого мира – делают этот период оптимальным для нравственного воспитания с использованием средств народной культуры. Учитывая эти особенности, в этот возрастной период, благодаря занятиям в «Чувашской избе» дети становятся особенно восприимчивы к сказкам, песням, играм, ритуалам и обычаям своего народа. Они не просто усваивают информацию, но эмоционально проживают культурный опыт, присваивают его себе, интегрируя в свою личность.

В контексте воспитания детей в рамках проекта «Чувашская изба» важно разработать системный подход к ознакомлению дошкольников с национальной культурой. Например, в это может включать использование аутентичных материалов: национальные костюмы, посуда, игрушки, музыкальные инструменты. Занятия должны быть интересными и разнообразными, использовать различные формы работы: игры (дидактические, ролевые, народные), творческую деятельность (рисование, лепка, аппликация с использованием национальных мотивов), музыку и песни, рассказывание сказок и легенд, мастер-классы по традиционным ремеслам (плетение, вышивка, гончарное дело).

Важно не только преподнести факты, но и показать глубинный смысл традиций, их связь с историей и жизненным укладом народа. Например, в «Чувашской избе» изучение традиционных чувашских узоров может быть сочетано с рассказом об их символическом значении, о мастерстве чувашских ремесленников, о том, как эти узоры использовались в одежде, быту и ритуалах. Рассказы о чувашских героях и легендах воспитывают патриотизм и чувство гордости за свою национальность.

Благодаря организации образовательной зоны «Чувашская изба» система воспитания становится интегративной, связывая знакомство с национальной культурой с другими областями развития ребенка. Например, изучение чувашского языка у нас органично вплетено в игровые занятия, чтение сказок, пение песен.  Обязательно учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и способности.

Работа с родителями также играет важную роль: совместные мероприятия, праздники, выставки помогают создать атмосферу взаимопонимания и поддержки.

Выводы. В заключение, можно сказать, что музейная педагогика для дошкольников – это многогранный и динамично развивающийся подход к образованию, ориентированный на гармоничное развитие личности ребенка через взаимодействие с культурой и искусством. Это не просто знакомство с экспонатами, а глубокое погружение в мир истории, искусства и культуры, способствующее формированию всесторонне развитой и творческой личности. Ключевым моментом является создание атмосферы игры и интереса, что позволяет ребенку легко усваивать знания и получать максимальное удовольствие от процесса обучения. Важно помнить, что эффективность музейной педагогики зависит от профессионализма педагогов, качества программ и учитывания индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Литература

1. Евтушенко С.Г. Музейная педагогика как инновационный подход к художественно-эстетическому воспитанию дошкольников / С.Г. Евтушенко // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2012. – № 1.

2. Иванова Н.М. Музейная педагогика в дошкольном учреждении как трансляция духовной культуры марийского народа / Н.М. Иванова // Наука Удмуртии. – 2015.– № 1 (71). – С. 86–89.

3. Каюрова А.Н. Профориентационная работа с детьми средствами музейной педагогики в дошкольном учреждении / А.Н. Каюрова // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2017. – № 2-10. – С. 57–60.

4. Махалова И.В. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа: учебно-методическое пособие / И.В. Махалова, Е.И. Николаева. –Чебоксары. 2003.

1. Yevtushenko S.G. Museum pedagogy as an innovative approach to the artistic and aesthetic education of preschoolers / S.G. Yevtushenko // Upbringing and education of young children. – 2012. – № 1.

2. Ivanova N.M. Museum pedagogy in preschool institutions as a translation of the spiritual culture of the Mari people / N.M. Ivanova // Science of Udmurtia. – 2015.– № 1 (71). – Pp. 86-89.

3. Kayurova A.N. Career guidance work with children using museum pedagogy in preschool / A.N. Kayurova // Current trends in the development of science and technology.  2017. No. 2-10. pp. 57-60.

4. Makhalova I.V. Education of a healthy child based on the traditions of the Chuvash people: an educational and methodological guide / I.V. Makhalova, E.I. Nikolaeva. – Cheboksary. 2003

Авторы:

Агеева Татьяна Михайловна, Павлова Ольга Анатольевна – воспитатели МБДОУ «Детский сад №130» г. Чебоксары, эл. почта: 89ageev@rambler.ru/

The authors:

Ageeva Tatiana Mikhailovna, Pavlova Olga Anatolyevna – teachers of MBDOU "Kindergarten No. 130" Cheboksary, e-mail: 89ageev@rambler.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по музейной педагогике "Мини-музей Архитектуры"

План работы на год по мини-музею Архитектуры...

Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников через работу мини- музея ДОУ

Прививать  детям любовь к природе  надо с самого раннего возраста. Данная технология раскрывает конкретный пример работы с детьми по формированию экологической культуры у воспитанников ДОУ ч...

Использование музейной педагогики в образовательном процессе ДОУ

Музейная педагогика –одно из направлений работы ДОУ. Приобщать детей к музейной культуре, развивать их эстетическое восприятие и...

Музейная педагогика как основа для создания условий для духовно – ценностного развития ребёнка.

Статья будет интересна для воспитателей, ищущих эффективные формы воспитания детей....

Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната".

С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...

Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната" (2023)

С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...