Сценарий развлечения "Загадки русской избы" совместная деятельность детей и родителей
план-конспект занятия
Сценарий развлечения "Загадки русской избы" совместная деятельность детей и родителей
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий развлечения совместной деятельности детей и родителей «Загадки русской избы»
(подготовительной группы)
«Загадки русской избы»
Цель развлечения:
Выделить особенности строения предметов быта, сделанных из дерева, связать его качества и свойства с их назначением.
Задачи:
1. Развивать интерес к русским народным промыслам (деревянная посуда, мебель, утварь)
2. Дать представление об использовании деревянных ложек, как музыкального инструмента.
3. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам, к нашему историческому прошлому.
4. Привлекать ребёнка к народной музыке, учить двигаться в характере музыки.
Оборудование: Музыкальный материал: Песня «Пошла млада за водой», «Как у наших у ворот», «Здравствуйте», «Ах вы сени». Магнитофон, ложки, матрёшки, люлька, деревянная посуда, деревянная повозка, деревянный сундук
Ход развлечения
Дети под веселую музыку заходят в зал «Ах вы сени» их встречает хозяйка в русском народном костюме.
Хозяйка:
Здравствуйте, дети!
Кто из вас сидит – грустит?
Наше развлечение поднимет ваше настроение.
Дети закрывают глаза, звучит металлофон.
Хозяйка:
Где мы оказались?
(Демонстрация изображения русской избы)
Хозяйка:
Да, мы стоим около деревенского дома или как раньше говорили изба.
Из чего она сделана и почему?
(Ответы детей, уточнение)
Хозяйка:
Избы рубили из сосны или ели, значит они бревенчатые, рубленые.
Рубили прямые ровные деревья, обрубали ветки, получались бревна, из них ставился сруб (от слова рубить).
Избы строили, не используя гвозди.
Затем прорубали окна, крыли крышу, покрывали ее соломой, зимой, когда не хватало корма скоту, солома с крыши могла пойти на прокорм.
Отгадайте загадку.
Открываем дверь, что видим?
Кто в дом не идет, меня за руку берёт (дверь)
Хозяйка:
Посмотрите, дверь в избу низкая, а порог высокий
Подумайте, почему так делали дверь?
(Ответы детей, обобщение предположений)
Хозяйка.
(Демонстрация иллюстрации сеней)
Посмотрите - это сени, помещение между жилой частью дома и крыльцом, можно сказать в коридор, у нас в группе - это раздевалка.
Хозяйка:
А теперь вместе, под музыку войдём в сени.
(Звучит русская народная песня «Ах вы сени», дети выполняют музыкально-ритмические движения)
Хозяйка:
Проходим сени, открываем дверь в горницу (комнату). Нас встречает хозяйка, что мы скажем?
(Ответы детей)
(Дети встают и исполняют танец-приветствие «Здравствуйте»)
Хозяйка:
Посмотрите, что видите в горнице?
(Ответы детей)
Хозяйка:
Скамья, в старину называли лавка, была прибита к стене, и ее нельзя было передвигать. Переносная лавка называется – скамья.
Лавку мастерил сам хозяин из толстых и широких досок. У каждого члена семьи было свое место.
Посмотрите, что делает хозяин?
(Ответы детей)
Хозяйка:
С ней можно по грибы ходить,
А можно ягоды собрать,
Её нетяжело носить,
И очень запросто сломать!
Что это (корзина)
(Показ плетёной корзины)
Хозяйка:
Какая мебель в горнице? Из чего она сделана?
(ответы детей)
Хозяйка:
Отгадайте загадки про русскую избу.
Четыре братца
Под одной крышей стоят (стол)
(Показ иллюстрации деревянного стола)
Хозяйка:
За столом собиралась вся семья, обсуждались все вопросы.
Место хозяина дома называлось большим местом. Остальные члены семьи садились за стол в порядке старшинства.
Посмотрите посуду, которая стоит на столе, из чего она сделана? Из дерева?
(ответы детей)
Отгадайте загадку:
Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю.
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду (ложка)
Хозяйка:
В старину деревянными ложкам ели суп, кашу, а сейчас на ложках играют. Люди, которые играют на ложках, называют ложкарями.
Посмотрите, какие красивые ложки, узорчатые.
(Дети рассматривают ложки)
Послушайте, какой звук слышится при игре ложками.
(детям раздают ложки: они играют и танцуют под музыку «Как у наших у ворот»)
Хозяйка:
Потанцевали мы, устали, пора отдохнуть и попить чай.
А где же нам взять воды, нет в деревне водопроводов?
(ответы детей)
Хозяйка:
Загадка
Три братца пошли в речку купаться,
Двое купаются, а третий на берегу валяется (коромысло и ведра)
И мы с вами пойдём за водой.
Посмотрите, кто пошёл за водой (Емеля)
(Демонстрация иллюстрации ведер, коромысла, Емели из сказки «По щучьему веленью»)
Хозяйка:
И мы вместе с вами пойдём за водой.
(Исполняют хоровод. «Пошла млада за водой»)
Хозяйка:
Наступил вечер, всем пора спать, посмотрите, что вы видите? Из чего сделана люлька?
(Демонстрация деревянной люльки, рассматривание иллюстрации люльки)
Хозяйка:
На Руси из дерева делали игрушки.
(Дети встают и рассматривают матрёшек, деревянную машинку, деревянные игрушки)
Хозяйка:
Нам надо отправляться обратно в наш любимый детский сад, но сначала, скажите, из какого материала делали утварь, мебель игрушки на Руси? Скажем спасибо хозяевам за гостеприимство.
Итог: Что Вам понравилось во время путешествия?
Конспект развлечения в подготовительной к школе группе «Русский сувенир»
Цель: 1.Приобщение детей к истокам русской народной культуры и духовности на основе фольклора.
2. Формирование положительных эмоции и отклика в душе ребенка на народное творчество.
Предварительная работа:
Беседы с детьми о традициях русского народа, посещение мини - музея «Русская изба». Разучивание потешек, пословиц, стихов, танцев, сценических движений.
Атрибуты русской избы: печка, прялка, веретено, пряжа, пяльцы, сундук, люлька, самовар, предметы утвари. Гуашь, кисточки, трафареты ложек, вода, салфетки. Магнитофон кассеты, диски с музыкальными записями, музыкальные инструменты.
Костюмы: сарафаны, косоворотки, кокошники, платки.
Ход развлечения.
(В зал под русскую народную мелодию «Полянка» входят педагоги - «хозяйки» с детьми. Дети выполняют перестроение змейка, встают полукругом.)
1 хозяюшка:
Здравствуйте, люди добрые, рады видеть всех у нас в горнице!
Нам ли сидеть по домам, да в окна глядеть
Давайте устроим праздник радостный
По обычаю по - старинному «посиделками» называются у нас сегодня гостей со всех, волостей
Давайте с ними поздороваемся.
Приветствие:
1 хозяюшка:
На завалинках, в светелке
Иль на бревнышках каких,
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
2 хозяюшка:
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод.
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
1 хозяюшка:
А играли как! В горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом эти посиделки
Были праздником души!
2 хозяюшка:
Пожалуйте гости дорогие! Веселья вам да радости!
1 хозяюшка:
Проходите, будьте как дома!
Гости (дети): Не беспокойся, хозяюшка
Мы дома не лежим и
В гостях не стоим
(3 ребенка проходят на лавочку, садятся)
2 хозяюшка: У нас для каждого найдется
И местечко, и словечко.
Гость:
Гости, люди подневольные, где
посадят, там и сидят.
(девочка и мальчик садятся на стульчики).
1 хозяюшка: Редкий гость никогда не в тягость.
Гость: Дома сидеть - ничего не высидеть.
Решили на людей посмотреть, да себя показать (Группа детей проходит и садится на лавочку)
2 хозяюшка:
Давненько мы вас ждем, дожидаемся, праздник без вас не начинаем.
Гость:
Туда голуби летают, где их не привечают!
(Группа детей проходит и садится на стульчики)
1 хозяюшка:
Удобно ли вам, гости дорогие. Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли место хватило.
Гость: Гостям то, известное дело, хватило место, да не тесновато ли хозяевам.
2 хозяюшка: В тесноте да не в обиде. Сядем рядком, да поговорим ладком.
1 хозяюшка:
В старые времена был такой обычай у русских людей, коротали они зимние вечера вместе, устраивали посиделки.
Кто за прялкой сидит, кто из глины посуду лепит, другие ложки да плошки вытачивают, то песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот так работа у них и спорилась. Ведь говорят в народе: «От скуки бери дело в руки», а какие вы знаете пословиц и поговорки о труде
Ответы детей: («Умелые руки не знают скуки», «Без труда нет добра», «Дело мастера боится», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»,
«Какова пряха, такова на ней и рубаха»
2 хозяюшка: Правильно говорите. Припасли мы для Вас забавушек на всякий вкус, кому - пляску, кому- песню, кому- роспись затейливую. Ну, красны девицы, да добры молодцы покажите своё умение да сноровку.
(Дети со стульчиков проходят и садятся за три стола у центральной стены. На двух столах лежат трафареты ложек, гуашь, тычки. На третьем столе лежат пяльцы, иглы, нитки. Мальчики расписывают трафареты ложек, а девочки вышивают. В это время звучит песня «Кружева» сл. Л. Головиной муз. А. Шишеловой в исполнении взрослых.)
1 хозяюшка: Добрые молодцы, да красны девицы,
Не засиделись ли вы за работой
Девушки красавицы, пляску заводите, себя покажите.
Танец девочек «Танец с платками» русская народная мелодия - вариация «Светит месяц».
2 хозяюшка: Я вот всё смотрю и радуюсь: как много у нас сегодня гостей!
1 хозяюшка: А много гостей- много новостей.
2 хозяюшка: А каких новостей
1 хозяюшка: Да весёлых, вот послушайте.
(Дети выходят и разыгрывают потешки.)
- Андрейка, детка, о чём плачешь
- Об ворота головой ударился!
- Когда это случилось
- Вчера!
- А что ж ты сегодня плачешь
- Да ведь вчера дома никого не было!
- Здорово, кума!
- Да на рынке была!
- Никак глуха
- Купила петуха!
- Прощай, кума!
- Пять рублей дала!
- Где ты был, брат Иван
- В горнице!
- Что делал
- Петру помогал!
- А Петр что делал
- Да на печи лежал!
- Не колода-лодырь, не пень
- А лежит целый день
- Не жнёт, не косит,
- А обедать просит.
- Иван, иди молотить!
- Живот болит.
- Иван, иди кашу есть!
- Где моя большая ложка
- Хочешь есть калачи, не сиди на печи!
2 хозяюшка: Вижу, ребята поиграть хотят. Сейчас мы убедимся в удали и ловкости наших ребят. Ведь с детства не научишься, всю жизнь намучишься!
Проводится соревнование «Кто быстрее смотает клубочек». Выставляются 4 блюда с клубками, нить немного распущенна, по команде дети наматывают нитки на клубок. Воспитатель хвалит детей за быстроту и ловкость, аккуратность.
Выходит девочка в центр зала с подушечкой и обращается к детям
Гость: Сидела я на посиделках. Сидела,вышивала, вышивала,
Получилась у меня подушечка. Добры молодцы, кто хочет
Себе девицу выбрать?
Русская народная игра «Подушечка»
(Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребенок с подушкой в руках. Под музыку все идут вправо по кругу, водящий стоит в середине. С окончанием музыки, дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий двигается подскоками внутри круга под музыку. С окончанием музыки останавливается и встает перед двумя детьми, стоящими в кругу. Играющие хором считают: «Раз, два, три». На слово «три» дети 3 раза хлопают в ладоши, 2 участника игры поворачиваются спиной друг к другу и бегут по кругу в разные стороны. Первый подбежавший берёт подушечку и поднимает её вверх. Игра повторяется. Дети садятся.)
Гость: Много танцев нам известно, мы их можем танцевать,
А на этих посиделках кадриль хотели бы сплясать.
(Мальчики приглашают девочек на кадриль.)
Исполняется танец «Кадриль» русская народная мелодия, обработка Е.А.Туманян.
1 хозяюшка: А какие посиделки да без семечек.
Где песня льётся, там весело поётся.
Песня «Семечки» сл. В. Темнова, муз.С. Сухова
(исполняет педагог)
(Под музыку в зале неожиданно появляется Домовёнок.)
Домовёнок: Кто это здесь поёт. Мне, Домовёнку Кузе, спать не даёт?
2 хозяйка: Домовёнок, не сердись, дети пришли к нам на посиделки.
Домовёнок: Буду сердиться и вам сейчас здесь всё возьму и водой залью.
1хозяйка: А мы воды не боимся, даже в лужицах будем играть и веселиться.
Домовёнок: А я сейчас проверю!
Русская народная игра «Ай, гу-гу».
(Дети идут по кругу, а водящий, двигаясь подскоками внутри круга, приговаривает:
Ай, гу-гу, ай, гу-гу,
Не кружися на полу!
На полу-то лужица,
Головушка закружится!
Останавливаются и пружинящим шагом подходят к водящему в центр круга со словами:
Ой, вода, ой, вода,
(Имя водящего) в лужице беда!
Дети разбегаются, водящий ловит детей. Ведущий ловит детей, ведущим становится тот кого первым поймали)
Домовёнок: Ну, ничем вас не испугать!
1 Хозяйка: Не старайся нас ничем испугать Кузя.
Пока суть, да дело, все на посиделках, что-то мастерили,
Кто вязал, кто вышивал, кто посуду расписывал.
Домовёнок: А что же вы расписывали?
1 Хозяйка: А угадай!
Гость: Деревянная подружка, без нее мы как без рук
На досуге - веселушка, и накормит всех вокруг
Кашу носит прямо в рот, и обжечься не дает.
Домовёнок: Конечно же это ложка.
Гость: Ложки расписные, звонкие, резные, от зари и до зари, веселятся ложкари.
«Оркестр народных инструментов» русская народная мелодия «Пойду ль, выйду ль я» обработка С.Разоренова
Домовёнок: Ох, и славно вы играли,
Песни пели и плясали,
Вы, ребята молодцы,
Получайте леденцы.
(Вручает корзинку с леденцами. Прощается и уходит.)
Гость: Ох, как славно посидели
Но пора и меру знать,
Отшумели посиделки,
Всем домой пора ступать.
1 Хозяйка: Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь.
Мы прощаемся с гостями,
Говорим: «До новых встреч!»
Дети уходят из зала за воспитателем змейкой под русскую народную мелодию «Барыня»
Методическая разработка семейного развлечения «Русские посиделки» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: знакомство с традициями русской народной культуры.
Задачи:1. Формировать уважение к традициям на Руси;
2.Развивать музыкально-игровое творчество;
3.Воспитывать уважительное отношение к русской культуре.
Предварительная работа: Разучивание русских народных песен, хороводов, игр; обучение игре на русских инструментах. Разучивание загадок, пословиц, частушек; беседа о традициях русского гостеприимства.
Оборудование: Русская изба, прялка, печка, плетень, столы с русской народной утварью, самовар, русские народные костюмы для всех участников, музыкальные инструменты, атрибуты для импровизации сказки "Репка"
Действуюшие лица:
Ведущая "Хозяйка" воспитатель
"Семья Ивановых" - родители и дети одной группы старшего дошкольного возраста
"Семья Петровых" - родители и дети другой группы старшего дошкольного возраста
Ход мероприятия: По разные стороны группы изображены горницы русской избы. Расставлены предметы быта русского народа. Под русскую народную мелодию входят дети и родители. Ведущая хозяйка рассаживает гостей по обе стороны.
Хозяйка: Жили-были в одной деревне «Веселинке» две дружные семейки. Семейка Ивановых (показывает на одну горницу). И семейка Петровых (показывает на другую сторону).Вот однажды, когда на полях закончился сбор урожая овощей и пшеницы, решили они устроить праздник пир на весь мир, повеселиться после сборки урожая.
Входят дети и родители семьи Ивановых с блюдами из овощей.
Родители: Здравствуйте гости дорогие! Отведайте даров наших.
1.Родитель: Гости в избу, красному гостю – красное место.
2.Родитель: Чайку покушать и гармошку послушать милости просим.
Семья Петровых угощает дарами осени - пирогами и вареньем.
Хозяйка: Славный вырос урожай. А когда стол ломится от яств, так и петь хочется. Эх, Россия! края дорогие, здесь люди живут, задушевные песни поют. Исполняется песня «Ты рябина».
Хозяйка: Хорошая песня и сердце лечит! А не потешиться ли вам, не позабавиться. Свое умение показать - по очереди загадки загадать.
Семья Ивановых с детьми загадывает загадки семье Петровых.
Загадки Ивановых:
1. Кривой конь лезет в огонь (кочерга)
2. Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар)
3. Четыре братца под одной крышей живут (стол)
Хозяйка: Молодцы, а теперь очередь скамейки Петровых.
Загадки Петровых:
1.Сама не ест, а всех кормит (ложка)
2.Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето)
3.Бычок рогат, в руках зажат, еду хватает, а сам голодает (ухват)
Хозяйка:
Ох, я знала наперёд
Что вы смекалистый народ
Тары-бары растабары
Есть хорошие товары
Отбивают ритм такой
Сразу в пляс пойдёт любой
Семья Ивановых разбирают музыкальные инструменты.
Дети играют, родители подыгрывают.
Звучит русская народная мелодия «На горе-то калина»
Хозяйка: Инструменты разными бывают,
Семья Петровых перед вами выступает!
Выходят дети и родители.
Звучит русская народная мелодия «Ах вы сени»
Хозяйка: Потешили себя семейки, пора и поплясать решили они, свою удаль показать.
По выбору семье Ивановых предлагают атрибуты: балалайки, платки, венки, гармошки и т.д.
1.«Кадриль» рус. нар. Мелодия
2.«Светит месяц» рус. нар. Мелодия
(импровизация рус. народных движений вместе с детьми)
Хозяйка: Как здорово поплясали наши семейки, захотелось им поиграть, свою ловкость показать.
Играют: Платочек» рус. нар. игра.
Хозяйка:
Из-за леса, из-за гор
Едет дед Егор.
Сам на коровке,
Дети на телятках,
Внучки на козлятках.
Съехали с гор,
Развели костёр,
Кушают кашку,
Слушают сказку.
Родители семьи Ивановых и Петровых одевают атрибуты.
Инсценируется сказка «Репка».
Хозяйка: Вот какие весёлые семейки живут в деревне «Веселинка». И мастера поплясать, поиграть, на инструментах заиграть, да сказку деткам рассказать.
Родитель семьи Петровых: Спасибо вам соседи за проведённый вечер.
Родитель семьи Ивановых: И вам спасибо за компанию. Заходите на огонёк в другой раз.
Под русскую народную мелодию родители с детьми встают хороводом и уходят из зала в групповые комнаты чаёвничать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План совместной деятельности детей, педагогов, родителей по реализации проекта "Святой молитвенник за землю Русскую Сергий Радонежский"
Предположим, что дети, ознакомившись с житием Преподобного Сергия Радонежского, приобретут духовный опыт, станут более доброжелательными, уступчивыми, милосердными....

Сценарий развлечения «Русская ярмарка» (для детей подготовительной логопедической группы)
Закрепление произносительных навыков, полученных на логопедических занятиях; приобщать детей к национальной культуре России; создать условия для обеспечения эмоционально благополучного климата в групп...

Сценарий совместной образовательной- досуговой деятельности детей и родителей ко дню матери «Мама первое слово» для детей средней группы
Этот материал позволит провести необходимую часть работы с семьей при подготовке к празднику " День матери"....

Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" Сценарий совместной театрально-игровой деятельности детей старшей группы и родителей, по русской народной сказке "Репка".
Данный сценарий способствует созданию у детей радостного эмоционального состояния, через театральную деятельность, развивает артистические способности детей....
Сценарии мероприятий для совместной деятельности детей и родителей
Сценарии мероприятий для совместной деятельности детей и родителей (младшая группа)...
Сценарии мероприятий для совместной деятельности детей и родителей
Сценарии мероприятий для совместной деятельности детей и родителей (младшая группа)...
Образовательный маршрут для организации совместной деятельности детей и родителей в сети Интернет "Русские народные сказки"
Образовательный маршрут поможет познакомить ребёнка с русскими народными сказками.Даст возможность услышать и обсудить литератрурные произведения.Просмотр мультфильма " В некотором царстве.....&q...
