Конспект по парциальной программе" социокультурные Истоки " Верность родной земле"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Тема осваиваемой социокультурной категории «Традиции праздника»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по социокультурным истокам с детьми подготовительной группы (6-7 лет)
Тема осваиваемой социокультурной категории «Традиции праздника»
Тема «Семейные традиции»
Цель: Дальнейшее освоение социокультурной категории «Традиции праздника».
Задачи : Формировать представление о семейных традициях, знания и понимания смысла пословиц.
—образовательные:
1. Продолжать учить составлять рассказы о своей семье, о семейных традициях.
2. Расширять представление детей о семье, родственных связях.
— развивающие:
- Развивать и обогащать словарный запас детей.
- Стимулировать эмоционально-содержательное общение детей с взрослыми.
— воспитательные:
- Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, чувство гордости за свою семью, интерес к семейным традициям.
- Формировать навыки ответственного поведения в семье, уважение к близким.
Предварительная работа: Чтение рассказа «Семейная радость» О. Абрамова. Беседа с детьми о традициях, разучивание пословиц, поговорок о семье;
Методы и приемы: Наглядно - действенный, словесно-образный, практический.
Оборудование: выставка «Семейные традиции», Д/ Игра «Собери пословицу».
Ход деятельности.
Организационный момент.
Воспитатель вместе с детьми встречают гостей. В руках держит каравай.
-Здравствуйте , гости дорогие. Мы вас встречаем, хлебом солью угощаем. Веселья вам да радости! Будьте как дома! У нас для каждого найдется и местечко, и словечко. Сядем рядком, да поговорим ладком.
Беседа в круге.
- Ребята, пожалуйста, посмотрите на доску и скажите, что мы видим на доске?
- Ромашку!
- Давайте посчитаем, сколько лепестков у ромашки?
- Семь!
- По середине какая буква?
- Я!
- Как вы думаете, какое получится слово, если прочтем?
- Семья!
- Правильно! Получилось слово «семья».
Как говорят в народе «Вся семья вместе так и душа на месте». Ведь семья – одна из самых великих ценностей жизни, к которой нужно относиться очень бережно.
Семья-словечко странное,
Хотя не иностранное.
Как слово получилось
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» - мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
Ромашка – это символ семьи. Белый цвет – как символ чистоты, желтое солнышко домашнего тепла, объединяющее лепестки в крепкую семью.
- Сегодня мы с вами будем говорить о семейных праздниках и традициях. Мы с вами узнаем, какие же семейные традиции хранятся в семье у каждого из вас. На
обратной стороне каждого лепестка есть задание, если мы выполним их, то нас ждет сюрприз. Вы согласны, ребята?
- Да!
Основной этап.
Отрываем первый лепесток. Что такое семья?
- Семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете. Если вам плохо, если вас обидели, кто вас приласкает, кто приголубит, кто утешит? Конечно, ваши мамы, папы, родные и близкие вам люди, те, кто дорог вам больше всего на свете.В хорошей, дружной семье у каждого члена семьи есть свои обязанности. Недаром говориться в народе: «Не нужен и клад, если в семье лад». Давайте поиграем в игру «Какая моя семья».
Дети, передавая по часовой стрелке мягкую игрушку «сердечко», поочередно, называют слова (начинает воспитатель: моя семья счастливая, дети - дружная, большая, крепкая, трудолюбивая, веселая, любимая, заботливая. спортивная, добрая и т. д.)
Дети читают стихотворение Татьяны Бульковской «Что может быть семьи дороже?»
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец.
Родители - во всём мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
На этой сказочной земле! ….
- Молодцы! Первое задание выполнили.
Отрываем второй лепесток. Пословицы и поговорки о семье
- Народ слагал не только стихи, но и пословицы и поговорки о семье. Давайте их вспомним и поиграем в игру «Собери пословицы»
1. Не нужен и клад, коли в семье …. лад.
2. Семья сильна - когда над ней …. крыша одна.
3. Семья в куче - не страшна и ….туча.
4. Вся семья вместе, так и душа ….на месте.
5. За общим столом еда…. вкуснее.
7. У кого сесть бабушка и дед, тот…. не ведает бед.
Игра «Собери пословицы» Дети разбиваются на группы, им предлагают собрать пословицы из их частей. Затем дети обсуждают выбранные ими пословицы.
-Молодцы ребята, справились с заданием.
Третий лепесток. Что такое традиция?
-А кто знает, что такое традиция (отв. детей)
- Традиция — слово не русское, оно переводится с латинского языка как передача, т. е. традиция — это то, что передаётся от одного поколения другому. Сегодня мы встретили гостей, соблюдая традиции русского гостеприимства хлебом – солью. По старинной традиции с хлебом – солью до сих пор в России встречают важного гостья, в знак глубокого уважения. Только добрых и желанных гостей встречали с хлебом-солью.
Хлеб-пожелание благополучия, а соль-защита от врагов
Гость должен отломить кусочек хлеба, посолить его и съесть.
Работа с книгой. А теперь я предлагаю заглянуть в наши замечательные книги «Семейные традиции». ( книгу на странице 6)
Чтение. Отрывок рассказа Ольги Сергеевны Абрамовой «Семейная радость».
-О какой традиции говорится в рассказе «Семейная радость»? (имя наречение)
Ребята, что дается человеку при рождении? (рассказ ребенка о своем имени)
Ресурсный круг
Четвертый лепесток. Какие семейные традиции вы знаете?
(ответы детей)
- Есть еще такая семейная традиция отдыхать с семьей. На улице светит ярко солнце и я предлагает поиграть.( Дети стоят в кругу и, проговаривая текст, выполняют движения.)
Мама с папой – моя родня. Взявшись за руки, идут в центр круга
Нет роднее родни у меня. Не отпуская рук, идут из круга спиной
И сестрёнка родня, и братишка, Держась за руки, идут по кругу, проговаривая
И щенок лопоухий Тишка. текст и в конце останавливаются
Я родных своих очень люблю. Рисуют двумя руками в воздухе сердце
А ещё есть друг у меня, Разворачиваются в пары и жмут друг другу
Друг Серёжка мне тоже родня. правую руку
Я к нему прибегаю с утра, Бег на месте, лицом в круг, держа друга за руку
Без него мне игра не игра. Играют друг с другом в ладушки
Все секреты ему говорю, Показывают, как шепчутся друг другу на ушко,
Всё на свете ему подарю. Проговаривая текст. В конце обнимаются.
Работа с карточками
Воспитатель: Ребята у вас на столах лежат картинки. Внимательно их рассмотрите и отметьте знаком + те, на которых изображены семейные традиции, которые вы соблюдаете дома.
Воспитатель: Еще раз внимательно рассмотрите эти картинки. Выберите те, на которых изображены семейные традиции, которые вы соблюдаете дома. Расскажите друг другу, почему вы выбираете именно эти иллюстрации.
Пятый лепесток. Какая любимая традиция в вашей семье?
Индивидуальный этап.(Рассказ детей о семейных традициях по картинкам)
- Вот какие замечательные традиции в вашей семье.
Шестой лепесток. Какие семейные традиции были в России?
-Сейчас мы с вами ненадолго перенесемся во времена наших бабушек и дедушек, вспомним, какие были тогда обычаи и традиции.
-В старые времена был такой обычай у русских людей, коротали они зимние вечера вместе, устраивали посиделки возле русской печи. В печи готовили еду, пекли хлеб, сушили ягоды. Женщины и молодые девушки по вечерам шили, вышивали вот такие салфеточки, подушечки и пряли вот за такой прялкой (показ прялки) а за работой песни распевали. Кто за прялкой сидит, кто из глины посуду лепит (показ посуды) другие ложки вытачивают (показ), лапти плетут, то песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот так работа у них и спорилась .А еще была традиция изготавливать различные обереги для сво их жилищ. Ни один дом на Руси не обходился без оберегов. Их придумали для защиты людей и жилищ от бед. Подкова – одно из древнейших и самых известных талисманов удачи, успеха и богатства.
Седьмой лепесток. Сюрприз.
-Ребята, я предлагаю вам дома вместе с родителями сделать оберег для вашего дома, чтобы он всегда оберегал вашу семью . Желаю вам проявить свою фантазию и расписать вот такие подковы- обереги.
Рефлексия.
Что интересного вы узнали сегодня на занятии?
Воспитатель: Семейные традиции, нужны потому, что они укрепляют семью. Соблюдая семейные традиции, люди чувствуют себя частью семьи, они осознают, что точно так же поступали их отцы и деды и чувствуют себя одним из многих поколений семьи, на место которых со временем придут следующие поколения.
Благодарю всех вас за участие!
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект активного занятия по программе «Истоки» на тему «Верность родной земле»
Данное занятие направлено на первоначальное освоение дошкольниками духовно-нравственной категории «вера»....

Конспект проведения занятия с детьми старшей группы по программе "Социокультурные истоки". Категория - «Вера». Тема - «Верность родной земле».
Конспект проведения занятия с детьми старшей группы по программе "Социокультурные истоки". Категория - «Вера». Тема - «Верность родной земле»....

Открытое занятие по Истокам. Верность родной земле.
Цель ООД: Формирование представления о героизме защитников Отечества, от русских богатырей Древней Руси до земляков, проживающих в мкр. Югорск-2, о верности родной земле - Родине. Задачи ООД: 1. Перво...

Конспект открытого занятия по программе "Социокультурные истоки" "Верность родной земле" в подготовительной группе.
Конспект открытого занятия с детьми и родителями по программе "Социокультурные истоки" "Верность родной земле"...
Конспект итоговое занятие по теме: «Верность родной земле»
Конспектитоговое занятие по теме: «Верность родной земле»...

Анализ парциальной образовательной программы духовно- нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста «Верность родной земле» («Истоки») Авторы: И.А Кузьмин, О.С. Абрамова, С. М. Зырьянова
Образовательная программа разработана для детей дошкольного возраста 3–4, 4–5, 5–6, 6–7 лет; представляет собой апробированную воспитательно-образовательную и дидактическую сис...

