Проект "Горнодобывающая промышленность Урала"
проект (подготовительная группа)
Вид проекта: познавательно- исследовательский.
Региональный компонент.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.46 КБ |
Предварительный просмотр:
План мероприятий по реализации проектной деятельности по теме
" Горнодобывающая промышленность Урала" в подготовительной к школе группе.
Вид проекта: познавательно- исследовательский
Участники проекта: дети подготовительной группы (6-7 лет), педагоги, родители.
Продолжительность проекта: долгосрочный
Актуальность проекта:
Разработка полезных ископаемых в регионе началась в очень далекие времена. Уже в III тыс. до н.э. на Урале существовала развитая первобытная металлургия. Русские, поселившиеся в крае, обнаружили здесь многочисленные древние рудники - "чудские копи".
Урал - «редчайшее место и по мастерам и по красоте». Невозможно познать красоту Урала, если не побывать на удивительных, чарующих тишиной и покоем уральских прудах и озерах, в сосновых борах, на легендарных горах. Здесь на Урале, веками жили и трудились талантливые мастера, только здесь мог изваять свой каменный цветок Данила-мастер, и где-то здесь уральские мастера видели Хозяйку медной горы. Живя в этом замечательном месте, богатом полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой родного края и страны. На протяжении веков наш край славился полезными ископаемыми, с которыми дети и даже взрослые, к сожалению, не знакомы.
Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатствам.
В дошкольном возрасте особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой, расширяет мировидение ребёнка, его личностный рост. Поэтому нужно сформировать у дошкольника умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающего мира и самостоятельно применять знания в практической деятельности. Нужно научить ребенка устанавливать причинно-следственные связи в живой и неживой природе, формируя у них бережное отношение к окружающему миру.
Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательного, практически-деятельного отношения к природным объектам, повышение экологической грамотности, расширять знания о профессии геолога, ювелира, камнереза. Формировать представление о камнях, как части неживой природы.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с разнообразием камней в природе, их особенностями, свойствами через игровую и экспериментальную деятельность;
- Создать условия для экспериментирования и опытов.
- Познакомить с разнообразием камней в природе, их особенностями, свойствами.
- Расширять представления об окружающем мире.
- Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, навыков экспериментирования.
- Расширять знания детей о профессиях, связанные с камнями: камнерез, ювелир, геолог.
Развивающие:
- Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, навыков экспериментирования;
- Развивать мыслительные способности дошкольников: анализ, сравнение, обобщение;
- Развивать творческие и коммуникативные способности детей.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей бережное отношение к объектам неживой природы;
- Воспитывать такие качества, как внимательность, аккуратность, ответственное отношение к выполнению заданий;
- Воспитывать у детей умение работать в группах.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
- Знают о свойствах камней, об особенностях их внешнего вида.
- Имеют представления о пользе камня в природе и жизни человека.
- Расширяют представления о профессиях: геолог, ювелир, камнерез.
- Проявляют интерес к окружающему миру.
- Умеют наблюдать и экспериментировать.
- Умеют анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Для педагогов:
- Внедрение инновационные технологии, современные формы и новые методы работы.
- Повышают свой теоретический и профессиональный уровень в вопросе организации поисково-исследовательской деятельности детей.
- Совершенствуют предметно – пространственную развивающую среду.
Для родителей:
- Вовлечение в реализацию проекта.
Методы и приемы:
- Словесные: вопросы, пояснения, художественное слово.
- Наглядные: иллюстрации, мультимедийные презентации, коллекции минералов и изделий из камней.
- Практические.
Словарная работа: камнерез, ювелир, минералы, сказ, каменных дел мастер, змеевик, малахит, кристаллы, геолог(старинное название: старатель).
Этапы реализации проекта: сентябрь 2019 - апрель 2020.
I этап- подготовительный
- Информирование родителей о проекте.
- Составление плана проекта.
- Подготовка теоретического и практического материала в рамках проекта (подбор литературных произведений (сказы Бажова П.П. «Огневушка- поскакушка», «Голубая змейка», «Каменный цветок», «Хозяйка Медной горы» ; Рыжова И.Н. «О чем шептались камушки» и др.; создание альбомов для рассматривания «Минералы: сокровища Земли», «Энергия камней», иллюстрации, открытки с изображением камней- самоцветов, украшений из них, создание мультимедийных презентаций «Богатство Уральской земли», «Камни и минералы» и т.д.).
II этап - основной: организационно- практический
- Работа по плану проекта.
Работа с детьми
1.Непосредственно образовательная деятельность.
2.Беседы познавательного характера.
3.Просмотр мультфильмов, презентаций.
4.Опытно- экспериментальная деятельность.
5.Дидактические игры, сюжетно-ролевые игры.
6.Экскурсия в краеведческий музей
7.Встреча с интересными людьми.
8.Продуктивная деятельность.
9.Слушание музыки.
10.Игры- драматизации.
11.Чтение художественной литературы, отгадывание загадок.
12.Подвижные игры, физкультминутки.
Работа с семьями воспитанников
- Консультации «Кладовая Земли», «Богат наш край Уральский!»
- Помощь в оформлении группового мини- музея «Кладовая Урала».
- Помощь в составлении тематических альбомов.
- Присутствие на открытых мероприятиях по теме проекта.
План мероприятий по реализации проектной деятельности
по теме " Горнодобывающая промышленность Урала" в подготовительной к школе группе "Рябинка"" на 2019 - 2020 учебный год
Основной этап:
Месяц | Мероприятия, направленные на работу с детьми | Мероприятия, направленные на работу с сотрудниками ДОУ | Мероприятия, направленные на работу с родителями |
Сентябрь | Аналитический сбор информации, подготовка наглядных пособий и материалов в рамках проекта (подбор литературных произведений (сказы Бажова П.П. «Огневушка- поскакушка», «Голубая змейка», «Каменный цветок», «Хозяйка Медной горы» ; Рыжова И.Н. «О чем шептались камушки», Г.Шатаева "О геологах", детских стихов, загадок про камни, пословицы и поговорки о камнях, стихи Л. Татьяничевой "Малахит", "Гордое имя - Урал". создание мультимедийных презентаций «Богатство Уральской земли», «Камни и минералы». | Информирование родителей о проекте. | |
Октябрь | Освещение темы проекта. Посещение детского города мастеров "Мастерславль" Создание макета"Уральские горы" Просмотр мультимедийной презентации «Богатство Уральской земли». Игра "Камень, ножницы, бумага. Опыты- эксперименты: "Меняют ли камни цвет" Беседа " Нужен ли человеку камень?" НОД "Удивительные камни". Чтение художественной литературы: Г.Шатаева "О геологах". | Консультация по изготовлению макетов Взаимодействие со специалистами: слушание музыки С. Прокофьева «Танец русских самоцветов» из балета (музыкальный руководитель) | Привлечение родителей (Семьи Фалиных) к созданию макета |
Ноябрь | Экскурсия в городской краеведческий музей: посещение выставки "Полезные ископаемые Уральского региона." Просмотр презентации «Камни и минералы». Встреча с интересными людьми: рассказ о профессии геолога. НОД «Профессия геолог». Беседа познавательного характера: «Откуда берутся камни?». Просмотр мультфильма: «Малахитовая шкатулка». Чтение художественной литературы П.Бажов "Малахитовая шкатулка" Опыты- эксперименты:" Что можно сделать из камня" Дидактическая игра: «Кому что нужно для работы» Организация детских представлений: инсценировка отрывка из сказа П.Бажова "Медной горы хозяйка". | Педсовет на тему"Реализация регионального компонента в ДОУ по ознакомлению детей дошкольного возраста с ранней профориентацией" | Консультации «Кладовая земли Урала». Встреча с интересными людьми: рассказ о профессии геолога. |
Декабрь | Создание лэпбука по профориентации Создание картотеки Просмотр мультимедийной презентации «Камни и минералы» Рассматривание коллекции"Полезные ископаемые". Просмотр мультфильма: «Серебряное копытце», НОД «Знакомство с профессией ювелир» Беседа «Самоцветы Урала"». Чтение художественной литературы: П. Бажов "Серебряное копытце" Опыты- эксперименты: «Камни и их свойства», Дидактическая игра: «Кому что нужно для работы». Продуктивная деятельность: | Взаимодействие со специалистами: новогодний праздник по теме "В гости к хозяйке Медной горы" по мотивам сказов П. Бажова(музыкальный руководитель) | Привлечение родителей в создании альбом "Драгоценные камни" Консультации «Богат наш край Уральский!» |
Январь | Создание картотеки по теме Открытие мини - музея «Кладовая Хозяйки Медной горы», обогащение музейных экспонатов Чтение художественной литературы: Сказка И. Н. Рыжовой «О чем шептались камушки» НОД «Удивительное в камне». Дидактические игры: «Уральский сувенир». Беседа: "Драгоценные камни". Просмотр мультфильмов: «Огневушка - поскакушка» (по мотивам сказов Бажова П.П.) Продуктивная деятельность: -Лепка из соленого теста «Малахитовые бусы» (моделирование ювелирных изделий). Игровые ситуации «Ювелирная мастерская» | Создание картотеки по теме. Подвижные игры: «Царь горы» Инструктор физ. культурой Подвижные игры: «Мы- скалолазы»: Инструктор физической культуры | Привлечение родителей к созданию мини - музея «Кладовая Хозяйки Медной горы» |
Февраль | Беседа «Камни и минералы». Просмотр мультфильма: «Каменный цветок». Знакомство с электронными играми Опыты- эксперименты: «Вулкан», «Тонет- не тонет». Подвижная игра: «Мы- скалолазы». Физкультминутка: «Как я камушек брала». Слушание музыки из мюзикла "Хозяйка медной горы". НОД"Профессия геолог". Сюжетно- ролевая игра: "Юные геологи" Чтение художественной литературы: "Загадки о камнях". | Взаимопосещение по группам Демонстрация материалов | Консультация для родителей: "Расскажите детям о полезных ископаемых". |
Март | Продуктивная деятельность: Пластилинография "Каменный цветок" Чтение художественной литературы: стихи, пословицы об Урале, о камнях. Опыты- эксперименты: «Рисующие камни». Просмотр мультфильма "В гостях у гномов". Просмотр мультимедийной презентаций: «Камни и минералы». Дидактическая игра"Про что я говорю" Беседа: «Какую пользу приносят камни?» Физкультминутка"Стоит гора- старушка..." Игра "Морские камушки". НОД"Профессия камнерезчик"". | Семейные проекты по профориентации | |
Апрель | Мини - викторина "Эти удивительные камни". НОД"Простые и ценные камни в природе". Чтение художественной литературы: Л. Татьяничева "Малахит", "Гордое имя - Урал". Продуктивная деятельность: коллективная работа «Гора самоцветов» (обрывная аппликация, украшение ракушками). Дидактическая игра «Собери узор», «Уральские мотивы». Опыты- эксперименты "Почему камни бывают разноцветными". Сюжетно- ролевые игры: «Ювелирная мастерская», «Ювелирный магазин». НОД "Камни, которые подарило нам море". | Итоговый фестиваль профессий. | Буклет"Роспись на камнях" |
III этап - заключительный
- Оформление материалов, полученных в процессе реализации проекта(выставка работ детского творчества)
- Презентация продукта проекта: мини- музей «Кладовая Хозяйки Медной горы»
- Изготовление макета "Уральские горы".
Литература :
- Градусова Л.В., Савко Н.А., Тропинская Е.Н. «Знакомим дошкольников с родным краем» (из опыта работы): методическое пособие. - Магнитогорск: МаГУ, 2007г.,48с.
- Иванова И.А. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2004г.,56с.
- Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду»: сценарии занятий- М.: ТЦ Сфера, 2004г.,144с.
- Корнилова В.М. «Экологическое окно» в детском саду: методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2008г.,128с.
- Масленникова О.М., Филипенко А.А. «Экологические проекты в детском саду» Волгоград, «Учитель», 2008г.,232с.
- Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду.-М.: Линка-Пресс,2008г., 256с.
- Федотова А.М. Познаем окружающий мир, играя: сюжетно- дидактические игры для дошкольников.-М.:ТЦ Сфера,2014г.,112с.
- Челябинская область. Краткий справочник: авторы-составители Гитис М.С., Моисеев А.П., Челябинск, АБРИС,2004г.,112с.
- Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. Прогулки в природу-М.: Просвещение, 2003г,112с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

образовательная программа «Наш дом — Южный Урал» ,проект:мини-музей «НАШ ДОМ – ЮЖНЫЙ УРАЛ»
Областная образовательная программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики «Наш дом — Южный Урал» содержательно раскрывает один из путей социально-личностного ...
Комплексно-тематическое планирование«В гостях у Хозяйки Медной горы» (неделя Урала, уральские горы, сказы Бажова, культура и традиции нашего края, народы, животный и растительный мир Урала)
Воспитывать патриотические чувства, приобщать к культурному наследию родного края; формировать чувство гордости за свой родной край. Формировать представления об Уральском писателе-сказителе П. Б...

Педагогический проект "Красота Урало-Сибирской росписи" (приобщение детей к истокам народной культуры Сибири и Урала через знакомство с Урало-Сибирской росписью)
Проект "Красота Урало-Сибирской росписи" направлен на обновление содержания педагогической работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста от 6 до 8 лет по образовательной области ...
Дидактическое пособие "Дикие животные Южного Урала"(экологическое образование дошкольников в рамках реализации программы "Наш дом - Южный Урал"
Дидактическое пособие...

Проект. Урал промышленный. Северский гранитный карьер
Интересно, каким чудом удаётся из огромной скалы получить маленькие камешки? И какое волшебство помогает нашим уральским героям-рабочим совершать больше подвигов? Оказывается, е...

Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с промышленными предприятиями Курской области на тему ««Промышленная карта Курской области для дошкольников»
laquo;Мы - будущее большого карьера»Разработан воспитателями МДОУ «Детский сад №2 комбинированного вида «Капитошка» г.Железногорска:Возгриной М.А.Соболевой Н.В.Вид...

«Легенда родного края. Как появилась улица Промышленная?» «Легенда родного края. Как появилась улица Промышленная?»
Методика проведения занятия«Легенда родного края. Как появилась улица Промышленная?»Вид деятельности: познавательная, речевая.Тема: «Легенда родного края. Как появилась улица Промышл...
