Проект "Горнодобывающая промышленность Урала"
проект (подготовительная группа)

Дворникова Ирина Николаевна

Вид проекта: познавательно- исследовательский.

Региональный компонент.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_hozyayka.docx33.46 КБ

Предварительный просмотр:

План мероприятий по реализации проектной деятельности по теме

" Горнодобывающая промышленность Урала" в подготовительной к школе группе.

Вид проекта: познавательно- исследовательский

Участники проекта: дети подготовительной группы (6-7 лет), педагоги, родители.

Продолжительность проекта: долгосрочный

Актуальность проекта:

Разработка полезных ископаемых в регионе началась в очень далекие времена. Уже в III тыс. до н.э. на Урале существовала развитая первобытная металлургия. Русские, поселившиеся в крае, обнаружили здесь многочисленные древние рудники - "чудские копи".

Урал - «редчайшее место и по мастерам и по красоте». Невозможно познать    красоту Урала, если не побывать на удивительных, чарующих тишиной и покоем уральских прудах и озерах, в сосновых борах, на легендарных горах. Здесь на Урале, веками жили и трудились талантливые мастера, только здесь мог изваять свой каменный цветок Данила-мастер, и где-то здесь уральские мастера видели Хозяйку медной горы. Живя в этом замечательном месте, богатом полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой родного края и страны. На протяжении веков наш край славился полезными ископаемыми, с которыми дети и даже взрослые, к сожалению, не знакомы.

Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатствам.

В дошкольном возрасте особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой, расширяет мировидение ребёнка, его личностный рост. Поэтому нужно сформировать у дошкольника умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающего мира и самостоятельно применять знания в практической деятельности. Нужно научить ребенка   устанавливать причинно-следственные связи в живой и неживой природе, формируя у них бережное отношение к окружающему миру.

Цель проекта:  формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательного, практически-деятельного отношения к природным объектам, повышение экологической грамотности, расширять знания о профессии геолога, ювелира, камнереза. Формировать представление о камнях, как части неживой природы.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей с разнообразием камней в природе,  их особенностями, свойствами через игровую и  экспериментальную деятельность;
  • Создать условия для экспериментирования и опытов.
  • Познакомить с разнообразием камней в природе,  их особенностями, свойствами.
  • Расширять представления об окружающем мире.
  • Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, навыков экспериментирования.
  • Расширять знания детей о профессиях, связанные с камнями: камнерез,  ювелир, геолог.

Развивающие:

  • Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, навыков экспериментирования;
  • Развивать мыслительные способности дошкольников: анализ, сравнение, обобщение;
  • Развивать творческие и коммуникативные способности детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей бережное отношение к объектам неживой природы;
  • Воспитывать такие качества, как внимательность, аккуратность, ответственное отношение к выполнению заданий;
  • Воспитывать у детей умение работать в группах.   

Ожидаемые результаты:

Для детей:

  • Знают о свойствах камней, об особенностях их внешнего вида.
  • Имеют представления о пользе камня в природе и жизни человека.
  • Расширяют представления о профессиях: геолог, ювелир, камнерез.
  • Проявляют интерес к окружающему миру.
  • Умеют наблюдать и экспериментировать.
  • Умеют анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

 Для педагогов:

  • Внедрение инновационные технологии, современные формы  и новые методы работы.
  • Повышают свой теоретический и профессиональный уровень  в вопросе организации поисково-исследовательской деятельности  детей.
  • Совершенствуют предметно – пространственную развивающую среду.

Для родителей:

  • Вовлечение в реализацию проекта.

Методы и приемы:

  • Словесные: вопросы, пояснения, художественное слово.
  • Наглядные: иллюстрации, мультимедийные презентации, коллекции минералов и изделий из камней.
  • Практические.

 Словарная работа: камнерез, ювелир, минералы, сказ, каменных дел мастер, змеевик, малахит, кристаллы, геолог(старинное название: старатель).

Этапы  реализации проекта: сентябрь 2019 - апрель 2020.

I этап- подготовительный

  • Информирование родителей о проекте.
  • Составление плана  проекта.
  • Подготовка теоретического и практического материала в рамках проекта (подбор литературных произведений (сказы Бажова П.П. «Огневушка- поскакушка», «Голубая змейка», «Каменный цветок», «Хозяйка Медной горы» ; Рыжова И.Н. «О чем шептались камушки» и др.; создание альбомов для рассматривания «Минералы: сокровища Земли», «Энергия камней»,  иллюстрации,     открытки с изображением камней- самоцветов, украшений из них,   создание мультимедийных презентаций «Богатство Уральской земли», «Камни и минералы» и т.д.).

II этап - основной: организационно- практический

  • Работа по плану проекта.

 Работа с  детьми

1.Непосредственно образовательная деятельность.

2.Беседы познавательного характера.

3.Просмотр мультфильмов, презентаций.

4.Опытно- экспериментальная деятельность.

5.Дидактические игры, сюжетно-ролевые игры.

6.Экскурсия в краеведческий музей

7.Встреча с интересными людьми.

8.Продуктивная деятельность.

9.Слушание музыки.

10.Игры- драматизации.

11.Чтение художественной литературы, отгадывание загадок.

12.Подвижные игры, физкультминутки.

Работа  с  семьями воспитанников

  1. Консультации «Кладовая Земли», «Богат наш край Уральский!»
  2. Помощь в оформлении группового мини- музея «Кладовая Урала».
  3. Помощь в составлении тематических альбомов.
  4. Присутствие на открытых мероприятиях по теме проекта.

План мероприятий по реализации проектной деятельности

по теме " Горнодобывающая промышленность Урала" в подготовительной к школе группе "Рябинка"" на 2019 - 2020 учебный год

Основной этап:

Месяц

Мероприятия, направленные на работу с детьми

Мероприятия, направленные на работу с сотрудниками ДОУ

Мероприятия, направленные на работу с родителями

Сентябрь

Аналитический сбор информации, подготовка наглядных пособий и материалов  в рамках проекта (подбор литературных произведений (сказы Бажова П.П. «Огневушка- поскакушка», «Голубая змейка», «Каменный цветок», «Хозяйка Медной горы» ; Рыжова И.Н. «О чем шептались камушки», Г.Шатаева "О геологах", детских стихов, загадок про камни, пословицы и поговорки о камнях, стихи Л. Татьяничевой "Малахит", "Гордое имя - Урал".

создание мультимедийных презентаций «Богатство Уральской земли», «Камни и минералы».

Информирование родителей о проекте.

Октябрь

Освещение темы проекта.

Посещение  детского города мастеров  "Мастерславль"

 Создание макета"Уральские горы"

Просмотр мультимедийной презентации «Богатство Уральской земли».

Игра "Камень, ножницы, бумага.

Опыты- эксперименты:

"Меняют ли камни цвет"

Беседа " Нужен ли человеку камень?"

НОД "Удивительные камни".

Чтение художественной литературы: Г.Шатаева "О геологах".

Консультация по изготовлению макетов

 Взаимодействие со специалистами:  слушание музыки С. Прокофьева «Танец русских самоцветов» из балета (музыкальный  руководитель)

Привлечение родителей (Семьи Фалиных) к созданию макета

Ноябрь

Экскурсия в городской краеведческий музей: посещение выставки "Полезные ископаемые Уральского региона."

Просмотр презентации «Камни и минералы».

Встреча с интересными  людьми: рассказ о профессии геолога.

НОД «Профессия геолог».

Беседа познавательного характера: «Откуда берутся камни?».

Просмотр мультфильма:

 «Малахитовая шкатулка».

Чтение художественной литературы

П.Бажов "Малахитовая шкатулка"

Опыты- эксперименты:" Что можно сделать из камня"

Дидактическая игра:

 «Кому что нужно для работы»

Организация детских представлений: инсценировка отрывка из сказа П.Бажова "Медной горы хозяйка".

Педсовет на тему"Реализация регионального компонента в ДОУ по ознакомлению детей дошкольного возраста с ранней  профориентацией"

Консультации «Кладовая земли Урала».

Встреча с интересными  людьми: рассказ  о профессии геолога.

Декабрь

Создание лэпбука по профориентации

Создание картотеки

Просмотр мультимедийной презентации «Камни и минералы»

Рассматривание коллекции"Полезные ископаемые".

Просмотр мультфильма:

  «Серебряное копытце»,

НОД «Знакомство с профессией ювелир»

Беседа «Самоцветы Урала"».

Чтение художественной литературы:

П. Бажов "Серебряное копытце"

Опыты- эксперименты:

«Камни и их свойства»,

Дидактическая игра:

«Кому что нужно для работы». Продуктивная деятельность:
Рисование «Хозяйка Медной горы»

Взаимодействие со специалистами: новогодний праздник по теме "В гости к хозяйке Медной горы" по мотивам сказов П. Бажова(музыкальный руководитель)

Привлечение родителей в создании альбом "Драгоценные камни"

Консультации «Богат наш край Уральский!»

Январь

Создание картотеки по теме

Открытие мини - музея «Кладовая  Хозяйки Медной горы», обогащение музейных экспонатов

Чтение художественной литературы:

Сказка И. Н. Рыжовой «О чем шептались камушки»

НОД  «Удивительное в камне».

Дидактические игры: «Уральский сувенир». 

Беседа: "Драгоценные камни".

Просмотр мультфильмов: «Огневушка - поскакушка» (по мотивам сказов Бажова П.П.)

Продуктивная деятельность:

-Лепка из  соленого теста «Малахитовые бусы» (моделирование ювелирных изделий).

 Игровые ситуации «Ювелирная мастерская»

Создание картотеки по теме.

Подвижные игры: «Царь горы»

Инструктор физ. культурой

Подвижные игры: «Мы- скалолазы»:

Инструктор физической культуры

Привлечение родителей к  созданию мини - музея  «Кладовая  Хозяйки Медной горы»

Февраль

Беседа «Камни и минералы».

 Просмотр мультфильма: «Каменный цветок».

Знакомство с электронными играми

Опыты- эксперименты: «Вулкан», «Тонет- не тонет».

Подвижная игра: «Мы- скалолазы».

Физкультминутка: «Как я камушек брала».

Слушание музыки  из мюзикла

 "Хозяйка медной горы".

НОД"Профессия  геолог".

 Сюжетно- ролевая игра: "Юные геологи"

Чтение художественной литературы:

"Загадки о камнях".

 Взаимопосещение по группам

Демонстрация материалов

Консультация для  родителей: "Расскажите детям о полезных ископаемых".

Март

Продуктивная деятельность:

Пластилинография "Каменный цветок"

Чтение художественной литературы: стихи, пословицы  об Урале, о  камнях.

Опыты- эксперименты: «Рисующие камни».

Просмотр мультфильма "В гостях у гномов".

Просмотр мультимедийной  презентаций: «Камни и минералы».

Дидактическая игра"Про что я говорю"

Беседа: «Какую пользу приносят камни?»

Физкультминутка"Стоит гора- старушка..."

Игра "Морские камушки".

НОД"Профессия камнерезчик"".

Семейные проекты по профориентации

Апрель

Мини - викторина "Эти удивительные камни".

НОД"Простые и ценные камни в природе".

Чтение художественной литературы: Л. Татьяничева "Малахит", "Гордое имя - Урал".

Продуктивная деятельность: коллективная работа «Гора самоцветов» (обрывная аппликация, украшение ракушками).

Дидактическая игра «Собери узор», «Уральские мотивы».

Опыты- эксперименты "Почему камни бывают разноцветными".

Сюжетно- ролевые игры: «Ювелирная мастерская», «Ювелирный магазин».

НОД "Камни, которые подарило нам море".

Итоговый фестиваль профессий.

Буклет"Роспись на камнях"

III этап - заключительный

  • Оформление материалов, полученных в процессе реализации  проекта(выставка работ детского творчества)
  • Презентация продукта проекта: мини- музей «Кладовая Хозяйки Медной горы»
  • Изготовление макета "Уральские горы".

Литература :

  1. Градусова Л.В., Савко Н.А., Тропинская Е.Н. «Знакомим дошкольников с родным краем» (из опыта работы): методическое пособие. - Магнитогорск: МаГУ, 2007г.,48с.
  2. Иванова И.А. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2004г.,56с.
  3. Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду»: сценарии занятий- М.: ТЦ Сфера, 2004г.,144с.
  4. Корнилова В.М. «Экологическое окно» в детском саду: методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2008г.,128с.
  5. Масленникова О.М., Филипенко А.А. «Экологические проекты в детском саду» Волгоград, «Учитель», 2008г.,232с.
  6. Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду.-М.: Линка-Пресс,2008г., 256с.
  7. Федотова А.М. Познаем окружающий мир, играя: сюжетно- дидактические игры для дошкольников.-М.:ТЦ Сфера,2014г.,112с.
  8. Челябинская область. Краткий справочник: авторы-составители Гитис М.С., Моисеев А.П., Челябинск, АБРИС,2004г.,112с.
  9. Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. Прогулки в природу-М.: Просвещение, 2003г,112с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

образовательная программа «Наш дом — Южный Урал» ,проект:мини-музей «НАШ ДОМ – ЮЖНЫЙ УРАЛ»

Областная образовательная программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики «Наш дом — Юж­ный Урал» содержательно раскрывает один из путей социально-личност­ного ...

Комплексно-тематическое планирование«В гостях у Хозяйки Медной горы» (неделя Урала, уральские горы, сказы Бажова, культура и традиции нашего края, народы, животный и растительный мир Урала)

Воспитывать патриотические чувства, приобщать к культурному наследию родного края; формировать чувство гордости за свой родной край. Формировать представления об Уральском писателе-сказителе П. Б...

Педагогический проект "Красота Урало-Сибирской росписи" (приобщение детей к истокам народной культуры Сибири и Урала через знакомство с Урало-Сибирской росписью)

Проект "Красота Урало-Сибирской росписи" направлен на обновление содержания педагогической работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста от 6 до 8 лет по образовательной области ...

Проект. Урал промышленный. Северский гранитный карьер

Интересно,  каким чудом удаётся из огромной скалы получить маленькие камешки?  И  какое волшебство помогает нашим уральским героям-рабочим совершать больше подвигов? Оказывается, е...

Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с промышленными предприятиями Курской области на тему ««Промышленная карта Курской области для дошкольников»

laquo;Мы - будущее большого карьера»Разработан воспитателями МДОУ «Детский сад №2 комбинированного вида «Капитошка» г.Железногорска:Возгриной М.А.Соболевой Н.В.Вид...

«Легенда родного края. Как появилась улица Промышленная?» «Легенда родного края. Как появилась улица Промышленная?»

Методика проведения занятия«Легенда родного края. Как появилась улица Промышленная?»Вид деятельности: познавательная, речевая.Тема: «Легенда родного края. Как появилась улица Промышл...