"Волшебная капуста" Конспект занятия по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
опыты и эксперименты (старшая группа)

Ворсина Виктория Александровна

Занятие направлено на развитие познавательной активности, исследовательских умений и самостоятельности участников через практическое исследование объектов и явлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_volshebnaya_kapusta.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Комплекс средняя общеобразовательная школа - детский сад»

МАОУ «КСОШ – ДС»

«Волшебная капуста»

Конспект занятия

по экспериментальной деятельности

                              (для детей старшего дошкольного возраста)

                                                                                                                       Воспитатель:

                                                                                                                    Ворсина В. А.

Тема: «Волшебная капуста»

Цель: развитие у детей старшей группы познавательной активности через детское экспериментирование.

Задачи:

 образовательные:

-упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление;

- продолжать знакомить детей с таким видом изобразительной техники, как «печать листьями»;

- учить объяснять "волшебные явления" с точки зрения науки;

-расширять знания и представления старших дошкольников о капусте, её видах, свойствах и пользе;

-формировать знания о профессиях лаборанта, огородника.

развивающие:

-развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память, тактильную чувствительность;

- развивать у детей фантазию, творческие способности; мелкую моторику рук; чувство композиции, цветовосприятия;

-умение работать самостоятельно и дисциплинировано.

воспитательные:

-воспитывать желание участвовать в совместной деятельности;

-любовь к природе;

- доброжелательность, самостоятельность, дисциплинированность.

Способы организации детей: подгрупповой

Предварительная работа с детьми: рассказ детям о профессии огородника, лаборанта, беседа о технике безопасности при проведении опытов, разучивание хороводной игры под музыку, беседа о белокочанной капусте.

Словарная работа: огородник, эксперимент, реактив, лаборатория, клетчатка, пищеварение, раствор, кислотность.

Методические приёмы:

Словесные: вопросы, художественное слово.

Игровые: превращение в лаборантов, дидактическая игра «Блюда из капусты»,

Практические: выполнение опытов.

Наглядные: мнемотаблица, компютерная презенация.

Оборудование и материалы: папки «исследователей», карточки с символическими изображениями «методов исследования», фломастеры, листочки бумаги 10х10, одноразовые тарелки, стаканы и ложки; разные виды капусты, сок краснокочанной капусты, сок лимона, сода, вода, мыльный раствор, детские энциклопедии с информацией о капусте; одноразовые шапочки, нарукавники – по количеству детей, влажные и сухие салфетки, макет почтовой посылки, мяч, мнемотаблица «Расскажи-ка. Овощи и фрукты».

                                        Ход образовательной деятельности

1. Психологический настрой (1 мин)

В: Дорогие ребята! У нас сегодня необычное занятие: к нам пришли гости. Давайте мы с вами поздороваемся и подарим гостям хорошее настроение.

Д: Здравствуйте! (С ладошки сдувают хорошее настроение гостям).

2. Вводно – организационный этап (2 мин.)

В: А теперь садитесь и послушайте, потому что у меня для вас есть сюрприз. (Вношу посылку.)

Мой знакомый Огородник прислал нам посылку.

Кто такой огородник?

Д: Человек, который выращивает овощи на огороде.

3. Актуализация знаний, восприятие и усвоение нового материала. (4 мин.)

В: Правильно. А для того, чтобы узнать, что в посылке, нам необходимо отгадать загадку:

             Стоит Матрёшка

             На одной ножке,

             Закутана, запутана.

             Что это?

Д: Капуста.

В: Почему вы так думаете?

Д: Потому что листы капусты плотно завиты вокруг кочерыжки.

В: Вы угадали! (Достаю вилок белокочанной капусты)

В посылке есть что-то ещё… (Достаю из посылки разные виды капусты.)

Какие виды капусты прислал нам огородник?

Д: Белокочанная, краснокочанная, цветная, пекинская.

В: Правильно. А теперь давайте поработаем с мнемотаблицей. Кто хочет рассказать о белокочанной капусте?

Д: Это белокочанная капуста. Она светло-зелёного цвета, круглой формы, на ощупь-холодная гладкая, тяжелая. Растёт капуста в огороде. Из неё можно приготовить различные блюда. Очень хорошо! А чтобы вспомнить, какие именно блюда можно приготовить из капусты, давайте сыграем в игру.

Игра «Блюда из капусты».

Вставайте в круг. У меня в руках мяч, кому я брошу его, тот называет одно блюдо из капусты. (Голубцы, пирожки с капустой, борщ, щи, капустный суп, салат и др.)

В: Вот как много различных блюд можно приготовить из капусты! Обратите внимание, что суп из капусты имеет своё название – щи. Щи раньше были, наверное, самой любимой едой, поэтому говорили: «Где щи, тут нас и ищи».

Кто может сказать, чем полезна капуста?

Д: Из неё можно приготовить вкусные и полезные блюда.

В ней много витаминов, которые нужны при борьбе организма с вирусами.

В: А ещё нужно сказать, что каждый вид капусты полезен и интересен по-своему. Предлагаю вам стать учеными и узнать, чем интересна краснокочанная капуста.

4. Продуктивная деятельность (10 мин.)

В: Уважаемые ученые, ваша задача - получить как можно больше сведений о капусте и подготовить, об этом небольшой доклад. Карточки с обозначением методов исследования, это - план наших действий. Давайте вспомним, с чего начать наше исследование?

Кладем на первое место карточку с символом, обозначающим действие

«Подумать самостоятельно». Что нам следует сделать после этого? Так, отвечая на аналогичные вопросы вместе с детьми, постепенно выстраивается вертикальная линия из карточек:

 «Подумать самостоятельно»,

 «Спросить у другого человека»

«Посмотреть в книгах»

«Позвонить знатоку»

«Посмотреть в интернете»,

 «Понаблюдать»

«Провести эксперимент».

В: Давайте договоримся - я буду вашим консультантом. Вы будете собирать всю информацию о капусте, и зарисовывать схематично в папках исследователей, а я на доске мелом.

И так, давайте подумаем, что нам уже известно о капусте? (овощ, растёт на грядках, любят зайцы, козы, кролики и люди).

В: Следующий метод - «Спросить у другого человека». Давайте обратимся к нашим гостям, и узнаем, что они знают о капусте.

1 гость - слово «капуста» произошло от древнеримского слова «КУПРУТУМ», что в переводе означает «ГОЛОВА»

2 гость – во всём мире выращивают 150 видов капусты

3 гость – капуста - это лекарство, которое может излечить человека почти от всех болезней.

Делаем пометки в папках исследователей.

В: Спасибо за помощь. А мы сейчас найдём информацию в книгах и позвоним знающему человеку – нашей медсестре.

В ходе телефонного разговора дети узнают, что капуста – лекарственное растение. Её можно применять при насморке и кашле, при ушибах, ожогах. Так же, она богата витаминами А и С полезна для лучшего роста детей, ведь капустный сок содержит ростовые вещества.

В: следующий метод «Посмотреть в интернете»

Презентация «Всё о капусте»

(где растёт, несколько видов, полезные качества)

Воспитатель приглашает детей в Лабораторию.

5. Динамическая пауза (1 мин.)

Д: Раз, два, три - наклонись,

Раз, два, три – повернись,

Раз, два, три – покружись,

В лаборантов превратись.

(Дети берут стулья и проходят на места.)

Опыт № 1

Воспитатель показывает детям белокочанную капусту, краснокочанную, пекинскую. Дети сравнивают капустные кусочки, рассматривая их под лупой.

Вывод: все листочки с прожилками и если сильно надавить, то выделяется сок.

Опыт № 2

В: А ещё, капуста обладает волшебными свойствами, и сейчас вы это увидите. Перед вами стаканы с прозрачными жидкостями.

У меня есть отвар краснокочанной капусты, он фиолетового цвета, как вы думаете, если я добавлю в каждый стакан с водой этот отвар, что произойдет с водой?

Д: Она станет светло-фиолетовая.

В: Давайте проверим.

В каждый стакан добавляется по столовой ложке отвара.

В первом стакане вода становится розовая,

Во втором стакане - синяя

В третьем стакане - зеленая

И в четвертом стакане – светло-фиолетовая.

В: Ребята, как вы думаете, почему произошла такая реакция? (ответы детей) Дело в том, что я заранее в каждый стакан добавила специальное вещество. В первый стакан я добавила сок лимона, во второй – соду, в третий – стиральный порошок, в четвертый я ничего не добавляла, поэтому вода стала, как вы и говорили, светло – фиолетовая.

Вывод: вещества, содержащиеся в капусте, способны изменить цвет в зависимости от среды, в которую они попадают (Кислая, щелочная и нейтральная).

А сейчас, я предлагаю желающим представить свой доклад по теме «Капуста» (после выступлений проводятся обсуждения и задаются вопросы).

Вывод: капуста улучшает аппетит, полезна при многих заболеваниях, оздоравливает организм человека - капуста очень полезный продукт.

6. Заключительный этап. (1 мин.)

В: Вам понравилось наше занятие?

Что запомнилось больше всего? Чем полезна капуста?

О каком виде капусты мы сегодня узнали? Почему краснокочанную капусту

называют волшебной? Чем она интересна?

7. Рефлексия (1 мин.)

В: Спасибо, ребята! Вы очень хорошо поработали сегодня! Каждый из вас получает звание: «Знаток капусты»! А ещё нас ждёт сладкий сюрприз! (Награждаю детей)

Поблагодарим гостей за внимание!

Д: Спасибо! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Волшебница – вода»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 33СТ. КАВКАЗСКАЯМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН    Конспект  об...

Конспект образовательной деятельности по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Невидимка-воздух»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 33СТ. КАВКАЗСКАЯМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН    Конспект  об...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Свойства песка»

Евгения Сергеевна РостокинаВоспитатель первой квалификационной категорииМБДОУ «Детский сад № 160»г. Нижний Новгород   Занятие по опытно-экспериментальной д...

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Мы - волшебники»

Занятие для детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии опытно-экспериментальной деятельности  «Мы - волшебники»....

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Такое удивительное солнце".

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Такое удивительное солнце"....

Конспект занятия по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Микробы вокруг нас или почему нужно мыть руки?» посвященного Всемирному дню чистых рук....