Знакомство с культурой и бытом хантыйского народа
материал

Чумакова Елена Ивановна

 

 

 

История заселения и происхождения культуры народов манси

 

Есть на планете уголок,

         Что мне дороже, чем иные.

         Где между лентами дорог

         Лежат озера голубые.

         Где сосны стали как в строю,

         Волну кондинскую сторожат

         Кто побывает в том краю,

         Забыть его уже не сможет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eistoriya_kultury_narodov_mansi.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

 КУ ХМАО – ЮГРЫ

«Урайский специализированный Дом ребенка»

Методический материал для работы с детьми дошкольного возраста  

   Национально – региональный  компонент

«Наш дом – Север»

Тема

 «История заселения и происхождения

культуры народов манси»

Подготовили воспитатели:  Чумакова Е.И. Фирсова А.М.  

История заселения и происхождения культуры народов манси

Есть на планете уголок,

        Что мне дороже, чем иные.

        Где между лентами дорог

        Лежат озера голубые.

        Где сосны стали как в строю,

        Волну кондинскую сторожат

        Кто побывает в том краю,

        Забыть его уже не сможет.

        Дорогие гости сегодня вы познакомитесь с историей края и культурой народа заселявшим древнюю кондинскую Землю от начала и до сегодняшнего дня.

        Ученым и путешественникам, писавшим в конце XIX – начале XX вв. о Западной Сибири, вся ее территория, особенно таежная зона, виделась огромным болотисто-лесным захолустьем, где редкое население влачило унылую, неизменную во времени жизнь. Выработанный стереотип оказался живучим. Многие до сих пор убеждены в том, что таежное население Западной Сибири всегда значительно отставало от своих более развитых соседей на западе и юге. Но это убеждение было ошибочным. По данным исследований ученых Западная Сибирь была густо заселена. Появление первых людей на этой территории относится к периоду позднего или верхнего палеолита. Но когда же пришел сюда народ ханты и манси? Каково же их происхождение и как далеко, вглубь могут увести подобные изыскания?

        Обь-Иртышская культурно-историческая общность явилась той базой, на которой сформировались предки и угорских, и самодийских народов Западной Сибири. В I тыс. до н.э., возможно несколько ранее, с юга, из степей Казахстана в Западную Сибирь пришли племена; говорившие на угорских языках. Угры разводили скот и были кочевниками. Они осемелировали местное население, но восприняли форму хозяйства и культуру аборигенов, приспособленные к местным условиям. Формирование ханты также как и манси и венгров, родственных им по языку, относящиеся к угорской группе финно-угорской семьи, завершилось лишь к концу I тыс. до н.э., но предки манси и венгров жили западнее предков ханты. Несколько древне венгерских племен в первые века нашей эры ушли на Запад, на Дунай, где образовали свое государство. В культуре обских и дунайских угров можно найти немало общего одно из них запорное рыболовство, широко известное ханты и манси, а также предкам современных венгров.

        Постепенно аборигены Западной Сибири приобрели значительный опыт жизни в суровых условиях. Научились защищать свои селения от непогоды, зимней стужи, диких зверей и набегов соседей. Уже в конце эпохи неолита появились первые укрепления поселения-городища. С одним из таких городищ Вам сегодня предстоит познакомиться. Постепенно оборонительные системы усложнялись, разнообразились, появились массовые городища. С глубокой древности до недавнего времени обские угры строили как наземные, так и углубленные в землю жилые и хозяйственные постройки. Манси делятся на четыре группы: западные, восточные, южные и северные. Западные манси в XVI-XVIII вв. проживали по рекам Пелым, Лозьва и Сосьва. Южная группа манси занимала бассейны рек Тавда, Тура, Средняя Кама, Чусовая и верховья реки Уфа. К восточным манси относится население реки Конды и ее притоков. Северная группа манси занимает бассейн Северной Сосьвы с притоком Ляпин и верховья Лозьвы и Пелыма.

        Большая часть населения ведут таежный, полуоседлый образ жизни. Основным родом занятия коренного населения была охота и рыболовство, так как территория, где проживают последние столетия манси, - это зона тайги с множеством водоемов в виде рек и озер.

        Охотничий промысел включал добычу мясных и пушных зверей. Медведя промышляли только в крайних случаях. Пушная охота имела издавна товарное значение на первом месте были, добыча белки, соболя, лисы и бобра. Способ ловли был разнообразный: охотились луком и стрелами, копьем, устанавливали, черканы, слопцы, капканы. С глубокой древности аборигены знали крючковые снасти. Простейшая рыболовная сеть была в ходу уже в эпоху неолита. Также добывали рыбу с помощью острогов. Очень эффективным видом рыбного промысла было запорное. Характерной особенностью  в промысловых видах деятельности является использование природных материалов (дерево, корни, прутья, сучья, песок, камень, трава, ветки и т.п.)

        В традиционном быту манси характерным являлось то, что отношения в коллективе и между отдельными людьми, строились на полном взаимном доверии. Все жилища, хозяйственные постройки, звероловные и рыболовные ловушки не охранялись, были доступными для каждого. Никто не посягал на чужую собственность, а у человека отсутствовало чувство социальной опасности.

        Утварь и все необходимое изготавливалось в каждой семье, с соблюдением половозрастного принципа разделения труда: обработка дерева, кости, металла – дело мужское; обработка бересты, кожи, изготовление сухожильных нитей, раскрой ткани – дело женское.

        Основной пищей манси еще в недавнем прошлом была рыба и мясо (сырое или вареное; самое распространенное – это мясо и рыба в мороженом виде). Собирательство также играло не маловажную роль, из дикорастущих собирали бруснику, клюкву, морошку, кедровые орехи, травы и коренья.

        Все сферы жизни традиционного мансийского общества были пронизаны религиозными верованиями и связаны с многочисленными обычаями и обрядами. Многие ученые отмечают, что у манси вера в богов занимает важное, но не главное место, поскольку непосредственно к ним обращаются очень редко. Ближе к человеку находится мир духов, выступающих посредниками между миров богов и миром людей. В системе верований манси, именно вера в духов играет доминирующую роль. У манси было принято приносить жертвы и делать дары духам-покровителям. Манси, подарившие своим духам нарядные дорогие подарки, не извлекали их обратно для своих нужд.

        Богам же в свою очередь посвящали различные мифы, легенды, сказки. В священной сказке о возникновении земли говорится, о том, что первая женщина, проживающая на торфяном клочке, родив сына человека и вырастив его, сообщает сыну, что она и его отец будут жить на Небесах. Отныне она будет называться Калтащь-Эква, а ее муж – Нуми Торум.

        Некоторые животные у манси имеют большое почтение. Самым ярким представителем священных животных является медведь. Ему посвящают праздники и медвежьи игрища. У каждого поселения был покровитель, который защищал и оберегал его. По мировоззрению ханты и манси души умерших людей вселяются либо в дерево, либо в птицу, зверя, траву, цветок, камень.

        С древних времен у манси существуют специальные сакральные места – священная земля. На таких местах сооружали культовые амбары. По представлениям манси территория священной земли является местом обитания духа. Как правило, шайтанское место расположено далеко от поселения и существуют специальные нормы поведения на таком месте. Ночевать у культовых амбаров нельзя было и брать, с этих мест, что либо строго запрещалось.

        Религиозные представления манси были довольно широки. Издавна манси язычники. Поклонялись духу земли, воды, огня, неба и т.д. идеи христианства среди них не распространялись. Но в 1715 году по указу Петра I кондинские манси приняли христианство. Началось строительство церквей и часовен. На территории Кондинского района их было четыре: в Леушах, Нахрачах, Шаиме и Сатыге.

        Идеология православия не привилась коренным народам Севера, люди в церковь не ходили и молитвы не знали. Но чтобы манси все же посещали церковь, попы местных церквей наименовали их «домами» того или иного духа. Поэтому манси церковь называли «священным домом».

        Изучение религий обских угров заметно опережало изучение верований многих народов Сибири. Первые научные описания культуры манси были сделаны в XVIII в. К этому времени относится значительная часть публикаций, в которых нашли отражение все стороны жизни народа. В основном это работы путешественников, часто носящие описательный характер. В конце XIX начале XX в. появилась первая плеяда исследователей, чьи труды стали ныне классическими, прежде всего: Б.Мункачи, К.Ф.Карьялайнен, А.Каннисто. Не умоляя вклад и других авторов: С.В.Патканов, К.Д.Носилов, М.Б.Шатилов. Огромное значение в изучении культуры манси имели труды В.Н.Чернецова. В его работах нашли отражение этногенез, этническая история, социальная организация, мировоззрение и обряды.

        Позднее именно исследования на территории Кондинского района позволили обнаружить около 400 археологических объектов-поселений, могильников, городищ, многие из которых уникальны. Первые исследования в бассейне реки Большая Учинья с целью выявления объектов археологического наследия, были проведены в 1977г. разведочной группой Тобольского музея-заповедника под руководством Малышкина. В 1978г. проводились исследовательские работы отрядом Омского государственного университета под руководством А.И.Петрова. В 1992г. разведочным отрядом ПНИАЛ УрГУ (г. Екатеринбург) под руководством А.А.Погодина было проведено сплошное натурное обследование. В результате были обнаружены и исследованы 40 объектов археологического наследия, датируемые от эпохи мезолита до этнографической современности. В их числе: 4 городища, 20 поселений и 16 место нахождений.

        Исследования природных богатств повлекли за собой большой интерес к истории образования деревень Кондинского района. В конце XX в. берут свое начало деревни: Елушкина, Понкутал, Силава, Тап, Пихтовка, Учинья, Леуши, Половинка. Сегодня их уже нет на карте, но история живет. Поселок, где сегодня Вам предстоит побывать назван  Половинка.

Кто окрестил тебя

Так ласково, так чудно?

О, Половинка, милая моя.

Поселок Половинка назван в честь исчезнувшей деревни Половинка, которая существовала до 70-ых годов. Находилась она в 18 км, вниз по реке Конда. В XIX в. родовое угодье местного вогула, уроженца д.Учинья Кауртаева Ивана Андреевича, находилось на половине пути между двух деревень Тап и Учинья. Проезжая Учинские жители остановятся в юрте Ивана Андреевича, обогреются, чайку попьют. Так и назвали ласково деревню Половинка.

 В 1936 году на берегу р. Конда был построен маленький засолочный пункт. В те годы на производстве работало всего 17 человек из числа  репрессированных и местных жителей д. Учинья. К 1942 году, в годы ВОВ, небольшой засолочный пункт стал крупным предприятием «Учинским рыбозаводом».

 Здесь занимались добычей и переработкой рыбы, которая шла на фронт. С древности богатство Кондинской земли привлекали иноземцев. Славилась земля кондинская и дарами природы, на севере в большом количестве водился олень, лось, пушной зверь, дичь, в изобилии произрастали ягоды и кедровые орехи. Богатства Кондинской тайги и определили дальнейшее развитие лесной промышленности. В 1955 г. были сделаны аэросъемки лесного массива. А в 1956 г. заехала первая строительная бригада, что и послужило началом для создания Половинкинского лесного промышленного хозяйства.

В связи с ростом населения появилась необходимость в строительстве новой школы, жилых домов и административных зданий. В 1960г. 1-го сентября прозвенел первый звонок. Примерно 600 учащихся (в каждом классе по 30-36 человек) занимались в новой школе. Здание поселковой администрации переоборудовали из бывшей швейной мастерской в 1992г. В цене поселка располагается торговый центр мини-рынок. В поселковом доме культуры проводят культурно-развлекательные мероприятия и дискотеки. Благоустроенное здание больничного комплекса было сдано в эксплуатацию в декабре 1999г. В 2000г. был открыт приют для престарелых людей.

В поселке Половинка на данный момент проживают 1523 человека из них 310 коренные жители. Среди народа манси бытовали легенды, мифы и сказания. У кондинских манси февраль- месяц обманчивого орла. Март- месяц орла белохвоста. Его почитают за то, что он хитроумно крадет у зимы отрезки времени для солнца, таким образом, увеличивается световой день. «Орел сватался к Матери Огню-Солнцу и, хотя их браку не суждено было случиться, орел каждый год предвещает пробуждение, спасая людей от гибели». В апреле манси с нетерпением ждали прилет «священной» птицы серой вороны. Она священна тем, что главная Богиня Калтащь Эква – подательница жизни  новорожденных и определяющая их дальнейшую судьбу, принимает облик вороны-Уринэквы. Повсеместно ворона – вестница жизни.

В п.Половинка есть замечательное место – Учинский этнографический музей, который сохраняет древние обычаи предков и соблюдает традиционные обряды народа манси.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта группы по знакомству с культурой и бытом народов Севера России.

Паспорт проекта, этапы работы над проектом и фотографии....

Перспективное планирование работы с детьми младшего дошкольного возраста (вторая младшая, средняя группа) по теме «Знакомство детей с жизнью, бытом, традициями народов разных стран»

Перспективное планирование работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.  В лане отражена работа во всех разделах программы, а так же работа с родителями....

Сценарий развлечения "Мой край Башкортостан"( знакомство с культурой и бытом татарского народа)

Сценарий развлечения "Мой край Башкортостан"( знакомство с культурой и бытом  татарского народа)...

Презентация "Северный край" (знакомство с культурой и бытом коренных народов )

В настоящее время, в условиях современной социально - экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальных тр...

ПРОЕКТ «ЗНАКОМСТВО С КУЛЬТУРОЙ И БЫТОМ РУССКОГО НАРОДА»

Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны- России, ее достопримечательностями, воспитание любви и привязаннос...

Знакомство с культурой и бытом русского народа « Русская изба» для детей старшего дошкольного возраста

1.Прививать интерес  к духовной культуре.2. Познакомить детей с русской избой, ее убранством, устройством , с предметами русского быта.3. Знакомить детей  с народным творчеством .4. Воспитыв...

Сценарий развлечения "Мой край Башкортостан"( знакомство с культурой и бытом татарского народа)

Сценарий развлечения "Мой край Башкортостан"( знакомство с культурой и бытом  татарского народа)...