Конспект образовательной деятельности «Формирование представлений о традициях родного края на примере народной куклы»
методическая разработка (старшая группа)
Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа, родного края Белгородчины.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Формирование представлений о традициях родного края на примере народной куклы»
Цель:
знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа, родного края Белгородчины.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с историей и видами народных кукол;
- формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами;
- формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной, продуктивной;
- закрепить знания детей о куклах-оберегах;
- привлекать внимание детей к народной игрушке – кукле;
- изготовить традиционную народную игровую куклу;
- совершенствовать мелкую моторику (скручивание, заматывание, завязывание узлов).
Развивающие:
- расширить музыкальный кругозор на фольклорной основе;
- развивать творческие способности через приобщение к народным традициям и прикладному искусству;
- развивать фантазию, мышление, внимание.
- Приобщать к истокам устного народного творчества через познавательно-речевую, музыкальную, продуктивную деятельность.
Воспитательные:
- дать возможность ребенку ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда;
- привить бережное отношение к культурным традициям своего народа;
- воспитывать ценностное отношение к истории своего народа, к истории родного края.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое и познавательное развитие.
Используемое оборудование:
музыкальное сопровождение, проектор, экран, ноутбук, презентация, куклы обереги, сундук, макет «русская печь», лавочка.
Ход образовательной деятельности:
Создание атмосферы заинтересованности.
Под музыку воспитатель (мастерица) в русском народном костюме и дети входят в зал, встают в полукруг.
Мастерица: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте, с ними поздороваемся по старинному русскому обычаю.
Дети: - Здравствуйте, гости дорогие! (отдают низкий поклон).
Мастерица: - Ребята, сегодня у нас с вами необычная встреча. Я приглашаю вас в свою избу-мастерскую.
Эй, честные господа,
Ко мне пожалуйте, сюда.
Проходите, присаживайтесь на самые удобные места.
Дети под музыкальное сопровождение проходят в избу-мастерскую, садятся на лавочку.
Мастерица:
Посидим рядком поговорим ладком.
Дорогие ребята! Мы с вами живем в огромной и красивой стране. Скажите, как она называется?
Дети: Россия.
Мастерица: Наша Родина – матушка-Россия. Так с любовью называли её наши предки. А родной край для нас, где мы с вами родились - Белгородская область.
Мастерица: А хотите ли вы, ребятки, увидеть, как жили в старину на Руси? А именно в Белгородской области. (Да, хотим)
слайд: Есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по блюдечку, всю Россию увидим и наш родной край.
«Катись, катись яблочко по блюдечку,
Покажи нам Русь-матушку да нашу Белгородскую землю» (мастерица обращает внимание на большой экран, на котором на слайдах показаны различные фрагменты деревенского быта. Дети садятся на лавки вокруг экрана).
По каждому слайду ведётся небольшой рассказ:
- слайд: «Столетиями на Руси, да и в нашем родном Белгородском крае стояли бесчисленные деревушки с маленькими избёнками, колодцами, огородами.
Жители этих деревушек работали в поле и на огороде,
- слайд: занимались ловлей рыбы, животноводством, сбором ягод и грибов, охотой,
- слайд: пекли пироги в жарких русских печах. Нелёгкой была эта жизнь, не так уж много было в ней красоты и радости. И люди создавали радость своими руками!
- слайд: Серые фасады домов расписывали невиданными цветами и травами,
- слайд: украшали окна деревянной резьбой,
- слайд: Вытачивали из лесных коряжин оригинальные посудины,
- слайд: плели кружева, вышивали на полотенцах и, конечно же,
- слайд: мастерили своими руками кукол, вкладывая в них частичку своего тепла, души. Их берегли, хранили, передавая из поколения в поколение».
Сегодня мы с вами на одно мгновение вернёмся в тот мир, где жили наши бабушки и прабабушки.
Посмотрите, у меня в мастерской сундук бабушкин стоит.
Мне кажется, он много тайн хранит.
К сундуку я сейчас пойду
Может, что-нибудь в нём найду.
Мастерица заглядывает в сундук.
- Дети, в этом сундучке живут необычные куклы, таких кукол не купишь в магазине, да и не было раньше магазинов. Эти куклы сделаны своими руками, а главное с большой любовью. И передавались эти куклы от старших детей к младшим.
Куклы бывали разные: ИГРОВЫЕ, ОБРЯДОВЫЕ, ОБЕРЕГОВЫЕ.
Мастерица: А кто знает, ребята, что такое оберег?
Дети: Это предмет, который защищал людей от разных бед.
Мастерица: Правильно, оберег оберегает человека от несчастий, защищает от болезней, охраняет дом.
Посмотрите – с этой куклой мы с вами уже знакомы. Кто помнит, как ее зовут?
Дети: Это кукла Кувадка.
Мастерица: Правильно, это Кувадка - одна из самых простых обереговых кукол. Ее делали накануне рождения ребенка и вывешивали в избе. А когда ребеночек рождался, кукол подвешивали над колыбелями целыми хороводами или гроздями. Кувадки служили первыми игрушками младенцев. Давайте привяжем нашу Кувадку к колыбельке..
Мастерица: Посмотрите, а вот еще одна обереговая кукла. Зовут ее Пеленашка. Эта кукла защищала ребёнка от зла до крещения. Положите куколку Пеленашку в колыбельку.
Мастерица: Ребята, а как называется эта куколка? С ней мы тоже знакомились.
Дети: Бессонница.
Мастерица: Почему её так называют?
Дети: - Ее делали, чтобы маленькие детки не плакали, когда засыпали.
Мастерица: - Правильно, дети. В старину, когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутков ткани куклу-оберег «Бессоницу» и кидала ее в колыбель, приговаривая:
Сонница - бесонница,
Не играй моим дитятком,
А играй этой куколкой.
А как еще можно успокоить младенца?
Дети: Покачать. Спеть колыбельную.
Мастерица: Давайте и мы покачаем нашу малышку и споем для нее колыбельную.
Дети вместе с мастерицей поют:
Баю, баю, баю, бай
Ты, собаченька, не лай.
Белолоба, не скули
Нашу детку не буди.
Мастерица: Вот и уснула наша малышка. А мы давайте посмотрим, какие еще куклы остались у нас в сундуке.
Мастерица: Посмотрите, это осенняя обрядовая куколка - «Зерновушка».
Ребята, как вы думаете, почему её так назвали? (Ответы).
- Правильно. Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы – мешочек, наполненный зерном. Коли кукла своими руками хозяйкой пошитая будет Зерновушкой зваться, надолго в жилище поселятся богатство, обильность, достаток. Помощницу- Зерновушка ставили в почетный красный угол. Это значит на самое видное, самое главное место в доме.
А сейчас, дети, кукла - Зерновушка, приглашаетвас поиграть. Она будет начинать, а вы заканчивать известную русскую пословицу.
Игра «Добавь недостающее слово и заверши пословицу».
1. Не красна изба углами, а красна … пирогами.
2. Вся семья вместе, так и душа … на месте.
3. Хочешь есть калачи – не сиди на … печи.
4. В гостях хорошо, а дома … лучше.
Мастерица: Молодцы, деточки. Давайте поставим куклу Зерновушку в самый красивый угол в нашей избе.
Ой смотрите. Тут есть еще одна кукла. Эта куколка зовется «Полешко». Хотите узнать почему?
Дети: Хотим.
Мастерица: А вот посмотрите, она и вправду сделана из деревянного полена. С такими куклами играли, они так и называются – игровые куклы.
Ребята, вы хотите научиться делать таких кукол?
Дети: Да, хотим.
Мастерица: Делу – время, а потехе час, не зря так говорят у нас. Хватит дети, забавляться, пора делом заниматься! Перед началом любого дела очень важно убедиться в том, что всё необходимое для работы у вас есть и находится под рукой. Давайте посмотрим, что же вам будет нужно для украшения игровой куклы Полешко. (Заранее подготовлены: полено, лоскутки ткани, цветные нити). Работу старайтесь выполнить красиво и аккуратно, так как потом мы эти куколки будем дарить нашим гостям. Усаживайтесь поудобнее, но сначала вспомним правила создания кукол. Куклы делаются только по доброй воле, с добрыми мыслями, с хорошим настроением и терпением.
Мастерица: У русского народа есть такая поговорка: Глаза боятся, а руки делают. Меня моя бабушка научила делать кукол, а я научу вас. Бабушка говорила, что делать куклу очень просто. Главное – было бы желание. Желание у вас есть, значит у вас все получится.
Надо взять брусочек (объяснения сопровождается показом). с одного конца повяжем платочек, затем замотаем нашу куколку в одеяльце и обвяжем красивой ленточкой. Вот и готова кукла.
Но сначала давайте возьмем березовые полешки-чурочки в руки и с ними поиграем. Берем чурочку в руки и начинаем
Березовую чурочку
Я в руках катаю
С чурочкой березовой немного поиграю
Покатаю медленно
А потом быстрее
Березовая чурочка
Руки мне согреет
Снова качу медленно
А потом быстрее
У меня ладошки
Становятся сильнее.
Дети приступают к работе, каждый делает себе куклу «Полешко». По необходимости воспитатель помогает детям.
Мастерица: А сейчас я приглашаю наших мастеров и мастериц вместе с их куклами поиграть.
Засиделись наши ножки
Надо их размять немножко.
В круг скорее все вставайте
С куколкой вместе поиграйте.
Все дети встают в круг, двигаются по кругу и поют.
Идём мы все по кругу по кругу, по кругу
Приветствуя друг друга, друг друга, друг друга
- С куклой ты попрыгаешь?
- Попрыгаю, попрыгаю!
- А ты ножками подрыгаешь?
- подрыгаю, подрыгаю!
- Ты ручками похлопаешь?
- Похлопаю, похлопаю!
- А ты ножками потопаешь?
- Потопаю, потопаю!
Ручками помашем, помашем, помашем
А потом попляшем, попляшем, попляшем!
Мастерица: Молодцы ребята!
Какие красивые куклы Полешко у нас получились!
Ребята, давайте наших кукол подарим гостям, но сначала надо пожелать что-нибудь хорошего и доброго.
Подумайте, чтобы вы доброго и хорошего пожелали человеку, которому сделали куклу?
Начинает мастерица:
«Я хочу вам всем пожелать мира и добра!»
Дети дарят куколки гостям под музыкальное сопровождение.
Мастерица: Уважаемые рукодельницы и мастера, где вы сегодня были, что видели?
Дети: В мастерской народной игрушки.
Мастерица: О каких куклах вы сегодня узнали?
Дети: О «Зерновушке», Полешко, Пеленашке. .
Воспитатель: Чему научились?
Дети: Мы научились мастерить куклу-Полешко.
Мастерица: Вам понравилось в моей мастерской? (Ответы детей)
Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Следующий раз я научу вас делать другую куклу. Какую вы хотите?
Дети отвечают.
Мастерица: Вот и хорошо. Мы должны знать историю своего народа, чтобы передать её своим детям и внукам, так как без прошлого не бывает будущего. А сейчас спасибо за внимание, за работу вашу, за старание.
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям.
Пришло время расставанья.
До свиданья!
Дети.
До свидания!
Список источников:
1. Л.В.Серых Планирование образовательной деятельностипо парциальной программе познавательного развития дошкольников «Здравствуй, мир Белогорья!». Методическое пособие/ Л.В.Серых. Г.А.Махова, Е.А.Мережко, Ю.Н.Наседкина. – Воронеж: Издат-Черноземье, 2017. – 252с.
2.https://www.culture.ru/poems/42188/konyok-gorbunok?ysclid=mgnl4x12c663067590
3. https://disk.yandex.ru/d/Ew2OyY24VGoihQ - ссылка на презентацию
4. https://ok.ru/group/52621706854511/topic/70926806712431
5.https://vk.com/wall-171674265_221716?ysclid=mgnm0bj2qo88314181
6.https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2022/07/04/kukly-iz-babushkinogo-sunduchka
7. https://dou8-novokub.ucoz.ru/master-klass_kukla_poleshko.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательной деятельности тема : Обычаи т традиции родного края
Конспект занятия по познавательной деятельности тема : Обычаи т традиции родного края...

Формирование представлений о природе родного края через проектно-исследовательскую деятельность дошкольников
Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привя...

Формирование представлений о природе родного края у детей дошкольного возраста.
Цель – расширить и углубить знания детей старшего дошкольного возраста о животном и растительном мире родного края через разнообразные формы работы....

Консультация для родителей «Формирование представлений о природе родного края у детей».
Любовь к природе, сознательное и бережное отношение к ней должны воспитываться в детях, с раннего детства в семье. Раннее общение детей с природой родного края поможет выработать и воспитать в их созн...

Сообщение на педагогическом совете, на тему: «Воспитание нравственной личности ребенка через формирование представлений об особенностях родного края»
Моя малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех остается той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать – все....

Конспект образовательной деятельности "Формирование первичных представлений об истории малой Родины. У истоков родного края"
Воспитание любви к своей малой Родины...
«Формирование представлений о природе родного края у детей младшего дошкольного возраста»
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общени...