Конспект образовательной деятельности по рисованию в технике граттаж «Северное сияние» в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Мартынова Алена Геннадьевна

Образовательные задачи:

- учить детей новому приему работы в изобразительной деятельности - в технике граттаж;

- формировать у детей интерес к новой технике рисования;

- формировать познавательный интерес к природным явлениям.

          Развивающие задачи:

- развивать у детей чувство цвета и композиции; творческое воображение и фантазию, интерес к природному окружению, мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные задачи:

- воспитывать самостоятельность, активность и творчество в применении новых способов рисования; аккуратность при выполнении работы;

- формировать желание рассматривать свои работы, оценивать свои работы и работы сверстников;

- вызывать чувство восхищения природными явлениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_alena.docx18.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по рисованию

в технике граттаж «Северное сияние»

в подготовительной к школе группе

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – граттаж «ЦАП ЦАРАП» - (процарапывание основы острым предметом для получения изображения).

Программное содержание:

Образовательные задачи:

- учить детей новому приему работы в изобразительной деятельности - в технике граттаж;

- формировать у детей интерес к новой технике рисования;

- формировать познавательный интерес к природным явлениям.

          Развивающие задачи:

- развивать у детей чувство цвета и композиции; творческое воображение и фантазию, интерес к природному окружению, мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные задачи:

- воспитывать самостоятельность, активность и творчество в применении новых способов рисования; аккуратность при выполнении работы;

- формировать желание рассматривать свои работы, оценивать свои работы и работы сверстников;

- вызывать чувство восхищения природными явлениями. 

Материалы: фартуки по количеству детей, клеенки на стол, заготовки для работы по количеству детей: картонные листы, тонированные в чёрный цвет, шпажки, салфетки (бумажные, влажные).

Оборудование: светящиеся звездочки (на каждого ребенка), чёрная коробка для проектора, проектор северное сияние, сундук для заготовок, светящиеся прищепки, колонка с музыкой, мольберт, алгоритм рисования, сундук.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята, давайте с вами познакомимся! Я «Хранительница северных чудес», у меня для вас есть сюрприз. Когда я сегодня ехала к вам в гости, прямо с неба начали падать звёзды (достаёт светящуюся звездочку), я, конечно же, их собрала, и одну из них вам сейчас покажу. Вот посмотрите на нее. Эта звездочка поможет нам познакомиться с вами. Меня зовут…… Теперь я передам звездочку тому, кто стоит рядом, и ты назовешь свое имя (дальше ребята передают звезду друг другу по кругу, называя имена. В конце звезда попадает в руки воспитателю). (Дети встают в круг, передают звёздочку).

Воспитатель: Вот мы и познакомились, очень приятно! Ребята я очень люблю волшебство, а вы любите? (ответы детей)

У меня есть волшебная коробка, но она не простая, я загадаю вам загадку, если вы её отгадаете, увидите, что в ней спрятано.

Загадка:

 Как красивы полюса,

Там сверкают небеса!

Яркий всполох там и тут,

Только это не салют.

Как называется это явление прекрасное? (Северное сияние) (Ответы детей) 

Воспитатель: Ребята, вы хотите увидеть Северное сияние? Я вам принесла небольшой «Кусочек северного сияния». Подходите к столу и садитесь на стульчики. А в какое время года можно его увидеть? Вы видели у нас в посёлке такое явление? (ответы детей)

Какими цветами озаряется северное небо во время северного сияния? (ответы детей)

Совершенно верно! В ясные морозные ночи Северное небо, неожиданно окрашивается в разные цвета, настолько яркие, что становится светло, как днем. Это явление называют северным сиянием.

Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы себе на память оставить кусочек северного сияния?? (ответы детей)

 Я предлагаю изобразить вам его. Нравится вам такая идея? Чем бы вы хотели нарисовать это волшебное небесное сияние? (Ответы детей, слушаю каждого ребенка)

Замечательно. Давайте, посмотрим, что у нас есть для рисования. (Открываем сундучок)

Увы…. Я не вижу здесь ни красок, ни карандашей. Но зато……Посмотрите, что у нас есть? Листы бумаги черного цвета и палочки. Может быть, кто – то из вас знает, как рисовать ими? Может быть кто – то уже так рисовал? Оказывается, палочкой тоже можно рисовать? Может кто- то из вас знает, как называется такая техника рисования?

Мы будем изображать северное сияние необычным способом. Способ, которым вы будете работать сегодня, называется «граттаж» или «цап - царапки». Способ выполнения рисунка путём процарапывания острым инструментом.

Воспитатель: Ребята, но перед тем как мы приступим к работе, я предлагаю вам немножко поиграть. Помните в самом начале я вам рассказала, что по дороге к вам, прямо с неба стали падать звёзды? Я для каждого из вас собрала по звёздочке, чтобы поиграть с ними. Согласны? (ответы детей)

Давайте пройдем на коврик и поиграем.

Физ.минутка «Звёздочки»

 В небе звездочки блестят (показывают полет)

Весело играют

И с ребятами они

Поиграть желают (приседаем)

Ну-ка звездочки светлей (ручки подняли по очереди)

В небе засияйте (помахали ручками)

Звездную карусель

В небе начинайте (покружиться)

Молодцы ребята, вот мы с вами немножко поиграли, а теперь давайте пройдём к столам, вы займете места  и я вам покажу, как можно рисовать в технике «граттаж».

Задуманный рисунок нужно процарапывать заостренной деревянной палочкой. Сначала я продумаю композицию своего рисунка. В нижней части своего рисунка палочкой процарапываю тонкую линию, это земля. Вот так. Теперь нарисую северное сияние в небе, рисую с помощью волнистых линий, процарапываю сильнее, использую сильный нажим. Я процарапываю палочкой, и изображение становится ярким, отчетливым. После того как я процарапала черную краску, видим цветную, она и будет изображать северное сияние. А на нижней части рисунка, обратите внимание линии  будут белыми, это будут деревья, дома, животные. Излишки черной краски убираю о салфетку (снизу вверх на край стола)

 Вот и готов мой рисунок. Как вы думаете, смогла ли я передать красоту северного края? (ответы детей)

Я уверена, что у вас получится не хуже. А чтоб не забыть последовательность, я приготовила для вас таблицу, где изображено, что и как вы должны будете сделать.

Обсуждение последовательности рисования

Расскажите, с чего вы начнете рисовать?

Что вы нарисуете потом?        

Лист бумаги можно расположить горизонтально, как сделала я, или вертикально, по своему желанию.

Приступим? (раздает листы и палочки)

Самостоятельная деятельность детей

Дети надевают фартуки, садятся за столы и выполняют рисунки в технике «Граттаж».

В ходе выполнения рисунка, воспитатель помогает тем, кто затрудняется, напоминания о том, чтобы рисовали аккуратно, использовали сильный нажим. В середине практической части можно использовать легкую пальчиковую гимнастику или самомассаж рук, чтобы размять руки, снять напряжение.

Рефлексия.

Вы сегодня прекрасно работали, настоящие художники! А у настоящих художников, должна быть своя галерея. Встанем в полукруг, так чтобы были всем видны ваши работы.

- Кто хочет нам рассказать о своем сиянии?

- С какой новой техникой вы познакомились?

- Какими необычными инструментами пользовались в этой технике?

- что было сложнее всего в работе выполнять? Что легче?

- Как вы думаете ребята, у нас получилось задуманное?

- Спасибо вам ребята!

А на память о нашей с вами встрече, вам останутся эти чудесные рисунки. Ну а мне пора возвращаться в свою чудесную северную страну, чтобы придумать для вас и для других ребят новое волшебство. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная непосредственная образовательная деятельность по рисованию в технике граттажа «Северное сияние»

Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – граттаж(процарапывание основы острым предметом для получения изображения)....

конспект образовательной деятельности "В гостях у писателя С.Я. Маршака" в подготовительной к школе группе

Конспект образовательной деятельности "В гостях у писателя С.Я. Маршака"...

Конспект образовательной деятельности. Тема: «Приключения в тридевятом царстве, в стране Школяндия» Подготовительная к школе группа

Воспитательные: - Воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, отзывчивость, доброту, бережное отношение к результатам своего труда и труда взрослых, желание помочь и довести начатое дело до ...

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию ко Дню матери в подготовительной к школе группе «Подарок маме!».

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию ко Дню матери "Подарок маме" в подготовительной к школе группе. Дети изготавливают аппликацию из пластилина, в т...

Конспект образовательной деятельности с элементами технологии продуктивного чтения-слушания для детей подготовительной к школе группы по произведению Сергея Михалкова «Мой щенок»

Цель: Ознакомление с произведением  Сергея Михалкова «Мой щенок». Задачи: Обучающие: Познакомить с произведением; обогащать словарный запас детей.Развивающие: Развивать спос...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте и познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы Тема: «Вулкан и вулканолог»

Цель: Создание благоприятных условий для использования элементов познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности в обучении грамотности. Удовлетворить потребность детей в познани...