Деловая игра с педагогами "Патриотическое воспитание дошкольников"
методическая разработка
Деловая игра с педагогами "Патриотическое воспитание дошкольников"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступающий 1.
Слайд №1 На современном этапе развития образования, когда у подрастающего поколения появляется все больше возможностей узнать об окружающем его мире, изучение родного края становится одним из ведущих факторов воспитания патриотизма. Проблема патриотического воспитания дошкольников обсуждается в настоящее время все чаще. Модернизация образования, выстраивая образовательные модели, отмечает необходимость проводить их с учетом регионального опыта и местных условий.
Слайд №2 О важности данной проблемы говорится в целом ряде документов, в том числе, в Законе Российской Федерации «Об образовании», один из целевых ориентиров которого направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций
Формирование гражданственности неразрывно связано с патриотическим воспитанием. Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания в системе образования является краеведение. Воспитание любви к природе, к семье, к родному краю начинается с дошкольного возраста. И коллектив детского сада определил что, именно внедрение регионального компонента, то есть, такого направления как «Региональный компонент», будет определять содержание вариативной части Образовательной программы ДОУ, формируемой участниками образовательного процесса. Актуальность разработки и включения данного направления в воспитательно-образовательный процесс ДОУ заключается в том, что в период обновления дошкольного образования, значительно возрастает роль народной культуры как источника развития творческого потенциала детей и взрослых, их нравственно-патриотического воспитания.
Слайд № 3 Региональный компонент в ДОУ является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств, раскрывает связи родного края с Родиной. Региональный компонент разнообразен, многолик и охватывает все отрасли знаний. Чувство патриотизма начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям, это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Ребёнок восхищается и изумляется тем, что видит, это вызывает отклик в его душе, а впечатления, пропущенные через детское восприятие, играют огромное значение в становлении личности патриота. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Поэтому большое значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природо-экологическим своеобразием своего родного региона. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный период времени, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Концептуальным подходом в разработке данного блока является раннее формирование культуры ребенка, его личности, начиная с дошкольного возраста.
Слайд № 4 Приступая, к работе по ознакомлению детей с родным городом, мы определили следующие пути решения поставленных задач: (таблица на слайде)-подготовка педагогического коллектива
-введение и освоение новых форм работы с детьми по данному направлению с учетом доминирующих целей базовой программы, разработка перспективных планов
- взаимодействие с родителями под девизом: их знания и любовь к Изобильненскому району должны передаваться детям;
- взаимодействие с социумом включает в себя тесный контакт с культурно-образовательными учреждениями социума: музеем Изобильненкого района, библиотекой и др.
- создание микро- и макроразвивающей среды по данной теме, как то: уголки природы в группах, мини – музей истории и архитектуры, мини-музей русского быта, пособия и материалы для родительского стенда, подбор наглядного материала по теме, электронные презентации и банк данных.
хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном.
Слайд № 5 Важным условием эффективной реализации Регионального компонента дошкольников является, на наш взгляд, тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Мы глубоко убеждены, что семья – это источник, дающий силу для духовного развития ребенка, помогающий ему адаптироваться в обществе, найти себя в жизни. На этапе посещения ребенком дошкольного учреждения семья не должна уходить на второй план, передавая все приоритеты социальной адаптации, образования и развития детей педагогам. Для успешного вхождения ребенка в мир социальных отношений необходимо интегрировать усилия детского сада и семьи в этом направлении и значительно повысить роль семьи как проводника социализации.
В нашем детском саду реализуются разнообразные формы сотрудничества с семьей: анкетирование, родительские собрания, консультации, оформление стендовой информации, совместные праздники, выпуск буклетов, листовок, выставки народно-прикладного творчества, совместные акции и т. д.
Опыт работы педагогов детского сада по данному направлению показывает, что в системе руководства патриотическим воспитанием, одним из наиболее эффективных и приемлемых является интегрированный метод, или метод проектов, так как он позволяет сочетать интересы всех его участников: педагогов, родителей, детей. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей с одной стороны использование разнообразных методов обучения, а с другой стороны – интегрирование знаний, умений. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания; развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в окружающем мире. Совместное творчество не только расширяет кругозор ребенка, но и воспитывает чувство любви к родному краю, уважение к людям другой национальности.
Слайд №6 Поиск содержания, средств, методов, осуществляемый сегодня педагогами в целях совершенствования патриотического воспитания дошкольников, появление новых программ и исследований - явление несомненно позитивное. Чем активнее поиск и больше идей, тем быстрее выйдем на новый уровень понимания одного из сложнейших направлений воспитательной работы дошкольного учреждения. Но все идеи, мысли и эксперименты требуют серьезного осмысления как теоретиками, так и практиками.
Выступающий 2.
Слайд №7 Сегодня мы с вами проведём деловую игру по нравственно-патриотическому воспитанию, в процессе которой выявим уровень наших с вами знаний по нравственно – патриотическому воспитанию.
И по традиции мы должны разделиться на две команды.
Давайте выберем жюри и придумаем названия для наших команд?
На ринге встречаются две команды:
1 команда «---»; 2 команда «---».
Игра состоит из нескольких раундов.
Ваша задача: давать правильные ответы и выполнять задания, а также соблюдать педагогический такт.
Команда, победившая в каждом раунде, получает по 1 баллу.
Итак, начинаем нашу игру!
Выступающий 1.
Народная мудрость гласит: «Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети.
Старость неотвратима. Смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от беды».
Воспитывая ребенка, все члены семьи надеются вырастить из него достойного человека. Каждый хочет гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни.
- Перед началом деловой игры предлагаю провести разминку для команд- участниц:
Разминка «Мудрые мысли»
На каждом столе лежат карточки с пословицами, поговорками, афоризмами, высказываниями великих людей, разделенные пополам. Надо собрать каждое высказывание (играет музыка).
«Воспитание - лучший припас к старости» (Аристотель).
«Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости» (Эмиль Золя).
«Любовь к родителям - основа всех добродетелей» (Цицерон).
«Нет места милее родного дома» (Цицерон).
«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители - пример тому» (Себастьян Брант).
«Кто людям добра желает, тот сам его добывает»
«Не привыкай к безделью, учись рукоделью»
Своя земля и в кулачке родная»
«Уважай отца, и мать будет в жизни благодать»
«Очень важно с малых лет учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином» (В. А. Сухомлинский).
Выступающий 2.
Станция № 1. Эрудиты
«Узнай родной наш край»
Участникам предлагается узнать памятные и исторические места нашего края (района, области).
Участникам показывают иллюстрации, на которых изображены Изобильненского района. (презентация).
Станция № 2 Логика
Прежде чем стать патриотом России, надо знать традиции России, своего края, города, семьи, жить их интересами и заботами.
(на столах лежат карточками и вариантами предполагаемых ответов)
- Предлагаю участникам команд открыть карточки, прочитать текст и сказать название одного направления из трёх предложенных вариантов-ответов
по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников.
Н А П Р А В Л Е Н И Я
Экологическое; Историко-краеведческое; Культурное
Природа является важным фактором в воспитании нравственно- патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.
Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого. Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.
- А сейчас слушаем ответы команд. Зачитайте текст карточки и определите название вашего направления по нравственно-патриотическому
воспитанию. (Ответы команд)
Спасибо нашим командам за правильные ответы. Действительно, работа по патриотическому воспитанию многогранна, разнопланова, она ведётся по трём направлениям – это экологическое, историко-краеведческое и культурное.
Выступающий 1.
Станция № 3 «Знатоки природы нашего края»
С чего начинается Родина… с родной природы. Кто не любит свою природу, тот не любит Отчизну свою. Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни. Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые
высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине. Задание:
Следующее задание для наших команд состоит из игры «Исключи лишнее из списка…». Задания находятся в листочках.
Назовите лишних птиц, которые не водятся у нас: синица, снегирь, чёрный ворон, сорока, сойка, поползень, свиристель, клёст, глухарь, дятел, орлан - белохвост, филин, стерх, гусь, грач, ласточка, соловей, тукан, сова, кукушка, куропатка, дрозд.
Исключите лишние лекарственные растения, которые не растут у нас: Клюква, Брусника, Голубика, Зверобой шиповник, Лимонник, Мать-и-мачеха, мята, Элеутерококк, Одуванчик лекарственный, Полынь, Элеутерококк,
Календула, Пижма обыкновенная, Ромашка аптечная, Смородина чёрная, Пустырник
Выступающий 2
Станция № 4 Игровая
С чего начинается Родина… с изучения традиций, национальных
праздников, народных игр и культуры…- Ни один народный праздник не проходит без веселья, игр, состязаний.
Я предлагаю вам поиграть в народную подвижную игру: «Поясок - элемент народного костюма»
Команде раздают по три ленточки.
Задание: Пока играет музыка, командам нужно правильно, без ошибок сплести поясок.
Описание игры: Один человек держит за края вместе ленточки, остальные 3 человека держат каждый свою ленточку. Каждый игрок с краю (двух
сторон) по очереди (начинает плести поясок) встаёт между двумя игроками. Так продолжают плести, пока не сплетут поясок.
Выступающий 2
Станция № 5 «Педагогические ситуации»
Предлагаю обсудить несколько педагогических ситуаций, решив предложенные задачи, найти выход из них.
(желающий из участников выбирает карточку с педагогической ситуацией, читает ее, затем идет обсуждение).
Прокомментируйте ситуации и найдите выход.
В феврале в детских садах традиционно проводятся занятия, посвященные Дню защитника Отечества. На одном из занятий в старшей группе воспитатель спрашивает мальчиков, кем бы они хотели служить в армии. Ребята называют различные военные профессии: летчик, моряк, танкист, пограничник, подводник, артиллерист.
Миша в разговоре участия не принимает. Воспитатель побуждает его высказаться тоже: «Миша, а кем бы ты хотел быть?».
Миша: «А я в армию не пойду. Папа сказал, что там делать нечего!».
Педагог приглашает воспитанников подготовительной группы принять участие в организации экспозиции мини-музея. Тема выставки «Наши деды – славные победы». Целый месяц ребята приносили из дома письма и фотографии военных лет, фотоальбомы, предметы военной формы. С энтузиазмом раскладывали эти предметы на полочках, по нескольку раз в день подходили к месту размещения экспонатов выставки, рассматривали их, обсуждали.
В один из дней воспитатель услышала фразу, оброненную кем-то из ребят:
«А Ирина Андреевна (это няня группы, в которой была организованна выставка) сказала, что мы принесли всяких вещей и ей теперь стало неудобно пыль протирать на полочках!»
Вывод: В каждой семье есть проблемы, и это неизбежно, но важно не
закрывать на них глаза, а вместе решать их. Не откладывайте ее решение на
более поздний период, успокаивая себя тем, что ребенок еще маленький, он не понимает. Откладывая решение, вы просто усугубляете ситуацию.
Выступающий 1.
Станция № 6 Смекалистые
Наш город неповторим своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов рассказать ребёнку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.
Придумайте слова-признаки (прилагательные) о нашем городе на каждую букву, которые есть в названии «Изобильный».
И – охраняемый, очаровательный
З –древний, древнерусский, деловой
О – индивидуальный, исключительный, интересный, известный
Б – неприступный, наилучший,
И – целостный, цветущий, цивилизованный
Л – отличный, оригинальный, образцовый
Ь – великолепный,
Н - оживленный
Ы – отличный, оригинальный, образцовый
Й – великолепный,
- На буквы «Ь», «Ы», «Й» - любое прилагательное
Выступающий 1.
Наша земля богата не только природными ресурсами, полезными ископаемыми, талантливыми и выдающимися земляками, наша Изобильненская земля славится людьми: отзывчивыми, добрыми – патриотами своей Родины.
В каждой команде мы запускаем «Огонёк», который символизирует наших воспитанников. Каждый из вас может выразить свои пожелания, напутствия или просто добрые слова о сегодняшнем мероприятии.
Выступающий 2.
Вот и подошла наша деловая игра к концу. Родить патриота нельзя, его можно только воспитать.
И как сказал Антон Семенович Макаренко – всемирно известный воспитатель, педагог, прозаик и драматург.
«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной»
Ведь действительно всё в наших руках, не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей тоже в наших руках!
III ЧАСТЬ
ОТРЫВОК ТЕМАТИЧЕСКО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ С ДЕТЬМИ……
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание в форме деловой игры "Развитие диалогической речи дошкольников в игре"
привлечь внимание родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей. Предложить игры для развития диалогической речи....

Педсовет - деловая игра: «Формирование математических представлений дошкольников как части образовательной деятельности дошкольников в условиях ФГОС»
Цель: Рассмотреть пути и способы совершенствования работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников....

Деловая игра для педагогов ДОУ "Дошкольник, детский сад, игра"
Деловая игра для педагогов ДОУ "Дошкольник, детский сад, игра"...
Родительское собрание в форме деловой игры "Развитие диалогической речи дошкольников в игре"
Показать родителям значимость диалогических умений дошкольников, что является важной предпосылкой их благополучия в социальном и интеллектуальном развитии....

Презентация, деловая игра " Духовно-нравственное воспитание"
Презентация, деловая игра " Духовно-нравственное воспитание"...

Деловая игра с педагогами "Воспитание толерантности"
Деловая игра с педагогами "Воспитание толерантности"...

Деловая игра «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников»
Цель: расширить уровень знаний педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.Задачи: Повысить профессиональную компетентность педагогов по организации работ...