"Использование регионального компонента в развитии речи детей дошкольного возраста»
консультация (подготовительная группа)

выступление на методическом совете

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №16»

Консультация на тему:

«Использование регионального компонента в развитии речи детей дошкольного возраста»

                                                                  Выполнила: Воспитатель Горенюк Е.А

                                 

                                         

                                                Алейск 2025г

Чем дальше в будущее входим.

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим…

В.С.Шефнер

В соответствии с ФГОС ДО образовательная область «Речевое развитие» включает семь задач:

• владение речью как средством общения и культуры;

• обогащение активного словаря;

• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

• развитие речевого творчества;

• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Все эти задачи, в комплексе, решаются при использовании регионального компонента.

Сегодня мы рассмотрим часть материала, который используется в работе с детьми 5-7 лет в речевых играх.

1. Словесные игры

Игра «Назови профессию»

Цель: формировать умение образовывать существительные от гла-голов, развитие внимания, ловкости.

Ход игры.

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет глагол: «Воспиты-вает…» Ребенок продолжает: «Воспитатель».

Копилка слов: Учит - …учитель; строит - …строитель; грузит - …грузчик; сторожит - …сторож; летает - …лётчик; танцует - …танцор; поёт - …певец; продает - …продавец и т. д.

На доске могут быть картинки с изображением людей дан-ных профессий.

Игра «Что чем делают?»

Цель: закреплять представления детей о предметах и их использо-вании в трудовых процессах; употребление существительных в да-тельном падеже;

Ход игры.

На столе разложены картинки – орудия труда, в перевернутом виде. Дети по очереди берут, называют предмет и рассказывают, что этим предметом можно делать.

Например: ребенок берет картинку – лопата и говорит: «Это лопа-та. Лопатой можно копать».

Игру можно провести в форме лото. Ведущий берет картинку и описывает действия, которые можно выполнить с данным пред-метом, а дети отгадывают: «Этим предметом можно копать (лопа-та). Этим предметом можно строгать доски (рубанок)».

Игра «Кому что нужно для работы?»

Цель: закреплять представления детей о предметах и их использо-вании в трудовых процессах; уточнить и расширить знания о профессиях.

Ход игры.

Дети делятся на две группы. По сигналу воспитателя нужно разложить картинки – орудия труда к картинке – нужной профессии. Затем дети по очереди объясняют свой выбор. За каждый правильный ответ команда получает фишку.

2. Художественное слово. Знакомство с произведениями алтайских писателей:

«Алёшкины мысли», Роберт Рождественский. Цикл детских стихотворений, написанный от лица внука автора, Алексея. 

«Как букашечка маму искала», Ирина Цхай. Книга для детей от 5 лет, в которой ребёнок помогает букашечке найти свою маму и знакомится с систематикой насекомых.

«Воробьиные качели», Василий Нечунаев. Книга, в которой собрана серия простых и интересных стихотворений о детях, птицах, животных и т. Д

«Мой друг Сенька», Владимир Свинцов. Короткие рассказы о приключениях щенка Сеньки, в которых обсуждается доброе отношение к животным. 

«Крошка ёжик», Т. В. Крюкова. Книга о путешествии героя Ежика, который знакомился с различными животными.

 «Жатва». Василия Шукшина, жРассказ о знойном лете 1942 года, когда мужчин забрали на фронт, а подросткам приходится жать пшеницу.

3. Разучивание стихов об Алтайском крае 

1. Алтайский край, любимый край!

И как тебя б снега не заносили,

Проснутся март, апрель и май

И зацветут поля родной Сибири

2. Наш Алтай – краса Сибири,

 Нету места лучше в мире,

 И народ такой красивый,

 Добрый и трудолюбивый.

3. Алтайский край, ты вдохновляешь

На подвиги людей труда!

Цвети, сторонушка родная,

И здравствуй долгие года.

4. Заклички.

В современном детском словаре нет понятия заклички, а благодаря региональному компоненту все с удовольствием кличут: солнце, дождик, радугу, мороз, весну, осень и т.д. Получается, в игровой форме, происходит и автоматизация звуков, дикции, развитие звуковой и интонационной культуры речи.

Солнышко, солнышко. 
Загляни в оконышко! 
Твои детки играют, 
Воробышков пугают, 
А малину рвут И нам не дают — 
Медведю по ложке, 
А нам ни крошки!

Дождик, дождик, пуще! 
Дам тебе гущи, 
Хлеба краюшку, 
Щей черепушку,
Дам тебе ложку — 
Кушай понемножку!

5. Считалки.

Не только в развитии речи они играют значимую роль, но помогают в социализации ребёнка, развитии памяти, коммуникативных качествах, проявить артистические способности и т.д.

Дождик, дождик, поливай,
Никого не пропускай!

Будет туча, будет гром,
Выходи скорее вон!


На дороге скрючив ноги
На гвоздях сидели йоги.
Тридцать дней не есть, не пить
Все равно тебе водить.

Раз, два, три, четыре.
Жили мышки на квартире.
Чай пили, чашки мыли,
По три денежки платили.
Кто не хочет платить,
тому и водить.

Начинается считалка,
На берегу сидела галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей.

Прилетела стрекоза,
Как горошины глаза,
А сама как вертолёт,
Влево, вправо, взад, вперед

6. Детские загадки: (развитие логического мышления, слуха)

Алтайские народные загадки о природных явлениях:

«Женщина в красной шубе убежала через гору» — солнце.

«Хочу увидеть — не показывается, хочу схватить — не даётся» — воздух.

«От основания неба бумага пришла, тысячи народов кланялись» — ветер.

«Едет рысью — не догнать, в землю войдёт — не найти» — молния.

«Проходит — не видно, кричишь — дразнится» — эхо.

«День и ночь поёт, её никто не остановит» — река.

«Спустилась с неба, воткнулась в землю» — радуга.

«Один говорит: «Тепло нужно, другой говорит: «Холод нужен» — лето и зима.

«Через реку лежит зеркало» — лёд.

Загадки из стихотворения Геннадия Пыжанкина «Люби и знай наш край Алтай»:  

У ней растут иголки,
Иголки малость колки,
Зелень в них даже в метель,
А деревья зовут — ель..
Листья осенью слетели,
Ягоды заледенели,
Ягод кисти, как рубины,
У кустарника — рябины.
На рябину не похожий,
Есть другой кустарник тоже,
Кисти ягод, как рябины,
Горьки ягоды — калины..
Летом серый, зимой белый,
Бегством скачет вправо, влево,
Скачет в гору без оглядки,
Что сверкают только пятки,
Скачут, греясь на полянке,
Те зверьки зовутся — зайки..
Птица эта серовата
И порою воровата,
И живёт вблизи людей,
Эта птица — воробей.
Из воробьиных эта птица,
А петь какая мастерица!
Трели по округе всей,
Эта птица — соловей.
На зиму улетает птица,
Весной опять к нам возвратиться,
Заселит снова дом-дворец,
Птенцов растить, это — скворец.
Больно щиплет он за пятки,
Убегаешь без оглядки,
С длинной шеей, их боюсь.
Птиц зовут конечно — гусь.
Была гаденьким утёнком,
С длинной шеей, очень тонкой
Царь Гвидон позвал обедать,
С царь-девицей, это — лебедь

7. Подвижные игры с текстом.

Это, пожалуй, самый любимый вид деятельности у детей. В играх развивается артикуляция, дикция, память, координация в пространстве, коммуникативные качества, выдержка, артистические способности, ритм речи и т.д.

Игра «Раю – раю»

Для игры выбирают двух детей – ворота; остальные играющие – мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

Раю – раю. Пропускаю,

А последних оставляю.

Сама мать пройдёт

И детей проведёт.

В это время дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребёнка и шепотом спрашивают у него два слова – пароль (например, один ребёнок – перо, другой – кнопка). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встаёт в команду к тому ребёнку, чей пароль он назвал. Когда мать остаётся одна, ворота громко спрашивают у неё: щит или стрела? Мать отвечает и встаёт в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.

Правила игры: Дети не должны подслушивать или выдавать пароль.

Используя в своей работе материал по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное – педагог должен быть патриотом своей Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста

Наша речь – не только средство общения, но и орудие мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей и регуляции собственного поведения.   Одной и...

Использование приёмов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»...

Использование игр, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста

Развитие речи в игровой форме - интересно и эффективно...

Сценарий мастер-класса для педагогов с использованием мультимедийной презентации по теме: "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"

Метод мнемотехники, как способ развития речи памяти и мышления дошкольников, обеспечивающий эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....