сценарий осеннего праздника для старших дошкольников на основе регионального компонента «ВСТРЕТИТЬСЯ ПОСЛЕ ДОЛГОЙ РАЗЛУКИ» или «ВЫЛГЫК’ААНМАТ»
методическая разработка

Светлана Алексеевна Некрасова

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение  

«Детский сад «Ладушки»  городского округа Анадырь»

 

 

 

 

 

 

сценарий  осеннего праздника для старших дошкольников

на основе регионального компонента

 

 

 

«ВСТРЕТИТЬСЯ ПОСЛЕ ДОЛГОЙ РАЗЛУКИ»

или

«ВЫЛГЫК’ААНМАТ»

 

image

 

 

 

 

подготовила: музыкальный руководитель Некрасова С.А.

 

 

 

 

2025 г. Анадырь

Цель:

Познакомить детей с традициями и культурой осеннего периода в северном регионе - Чукотским осенним праздником Вылгык’аанмат.

Задачи:

 - формировать духовно-нравственные отношения к культурному наследию своего народа;

- расширять  знания детей  о национальных традициях ;

 - воспитывать уважение и любовь к родному краю, интерес к обычаям и истории своей малой родины;

- развивать музыкально-творческие способности детей.

Под звучание традиционной чукотской мелодии дети входят в зал, рассаживаются на места.

Ведущая (в национальной Чукотской одежде)

- Добрый день, ребята, жители чукотки! Добрый день - Чукотка, мой край родной! Как выразить свою любовь к Родине, к чукотской земле!? Каждый выражает её по-разному: кто своими стихами, кто песнями, кто разным трудом своим. И мы постараемся сегодня показать, как трепетно мы любим свою малую родину, свой город, свой дом – свою Чукотку!

Осень в северном краю, листьев нет, лишь мох как вьюга,
В небе тучи друг за другом, и клин птиц, летящий к югу...

          Осень к нам идёт, сказку за собой ведёт…

Все дети берут шумовые инструменты, каждый звучит после своей фразы.

мелодекламация «ОСЕННЯЯ СКАЗКА»

Тихо бродит Осень по дорожке - осень в золотой одёжке (играют бубны).

Где листочком зашуршит ( целлофаноные листочки),

Где дождинкой зазвенит (колокольчики).

То раздастся громкий стук - тук -тук -тук,

Кто-то делает дупло, чтобы было в нем тепло !(ложки или деревянные палочки)

Ветерок вдруг налетел по деревьям зашумел,

Громче завывает - тучки собирает(бутылочки с крупой).

Дождик - динь! Дождик - дон! Капель звонкий перезвон!( треугольники)

Всё звучит! Всё поёт!

Все дети:

Это Осень к нам идёт! (все инструменты вместе).

Осень (входит с корзиной в руках)

Вы обо мне? А вот и я! Привет осенний вам, друзья!
Вы рады встретиться со мной? Вам нравится наряд лесной?
Я пришла на праздник к вам петь и веселиться.

Я хочу со всеми здесь крепко подружиться!

Осенними дарами поделиться...

«ЧТО У ОСЕНИ В КОРЗИНКЕ» Чугайкиной Арины

Что у осени в корзинке? Тра-ла-ла-ла-ла-ла-ла!

Листьев яркие картинки. Тра-ла-ла-ла-ла-ла-ла!

Шишки, жёлуди, орехи – тра-ла-ла-ла-ла-ла-ла! 

 

Осень-раскрасавица, всем ребятам нравится!- хлопают в ладоши

Всем ребятам нравится!- поднимают обе руки вверх перед собой и

опускают, разведя в стороны

Осень

- А какие признаки осени вы знаете?

Ведущая

- Сейчас расскажем, дорогая Осень!

осенняя кричалка «ЭТО ОСЕНЬ К НАМ ПРИШЛА»

Ведущая

Что случилось ,почему, стало холодно в лесу

Дети

Это осень к нам пришла , дождь и ветер принесла.

Ведущая

Листья почему летят, пожелтел и парк , и сад

Дети

Это осень к нам пришла , дождь и ветер принесла.

Ведущая

Птицы стройной вереницей улетели за границу...

Дети

Это осень к нам пришла , дождь и ветер принесла.

Ведущая

Небо словно прохудилось , тучи в небе появились...

Дети

Это осень к нам пришла, дождь и ветер принесла.

Ведущая

Дни короче , ночь длиннее и по вечерам темнее...

Дети

Это осень к нам пришла, дождь и ветер принесла.

Ведущая

С ветки лист летит. кружится и ковром везде ложится

Дети

Это осень к нам пришла , дождь и ветер принесла.

Ведущая

Дети все собрались в зале этот праздник отмечая...

Дети

Это осень к нам пришла , праздник детям принесла!

Осень (входит с корзиной в руках)

-А какие признаки осени нашего северного края вы знаете? Чем отличается осень в северных краях от осени в других регионах?

Ответы детей.

Ведущая

- Послушай, сейчас мы расскажем...

СТИХИ ОБ ОСЕНИ

Дети (читают поочерёдно):

Тихо в тундре на рассвете даже речка не шумит,

Даже сам бродяга – ветер лапы вытянул и спит.

 

Тихо в тундре. Тонкий, робкий в лужах стынет синий лед.

Из-за самой дальней сопки солнце рыжее встаёт.

 

И снова осень в северных краях, на белых мхах брусничные узоры
И вижу я завистливые взоры вслед на юг летящим стаям в небесах.

На Севере пестреет осень, но ветер уж срывает лист
И прочь легко его уносит, шепнув тихонечко: «Смирись»…

 

Уже затянет скоро лужи прозрачно -тонким, хрупким льдом,
Всё замирает перед стужей, как будто погружаясь в сон.

 

Прекрасно буйство диких красок, как заключительный аккорд
В предчувствии деньков ненастных, что наступают каждый год.

 

Вот, заметёт дороги снегом, мороз пройдётся по земле,
И отразится прямо в небо сияньем северных огней…

 

Зеленоватым ярким светом вдруг загорятся небеса
Померкнут сразу же при этом любые в мире чудеса.

 

И ты под северным сияньем шепнёшь: «Судьбу благодарю! -
Потом добавишь с обожаньем, - моя Чукотка, я тебя люблю!»

Ведущая

- Дорогая Осень, наши дети и песни об осени знают, вот послушай...

песня «СВЕТИТ СОЛНЦЕ ЛАСКОВО

1. Светит солнце ласково, нежно улыбается

Это в гости к нам пришла осень-раскрасавица.

Яркая, зелёная, жёлтая и красная,

Но всегда весёлая, и всегда прекрасная!

2. Всё раскрасила вокруг красками красивыми.

Оглянись вокруг давай, насладись картинкою.

Яркою, зелёною, жёлтою и красною,

Но всегда вёселою и всегда прекрасною!

Ведущая (рассказ сопровождается показом слайдов на экране)

- На чукотке осенью проводится праздник  «Вылгык’аанмат» или «Встретиться после долгой разлуки» в переводе. Проводится он в семьях кочевых чукчей в конце августа или начале сентября, когда оленьи стада возвращаются на стойбище. Первым делом несут ярангу с очагом на новое место, а старый огонь обкладывают камнями. 

Жерди жилища украшают пучками травы ятыквын. Выносят на огнивной доске жертвенное пламя навстречу оленям, при виде стада палят в небо и радостно кричат, принося  жертву божеству и почившим предкам. Праздник заканчивается танцами, песнями  и игрой на бубне яраре и варгане. Часто главный герой праздника на Чукотке - олень. А наши дети  сейчас исполнят песню о дружбе детей с оленёнком.

«ОЛЕНЕНОК» муз. Л. Минько, слова А. Горяевой

1.Оленёнок, оленёнок, как тебя мне не любить ,

Хорошо тебя  с ладошки белым ягелем кормить.

Длинноногим, лупоглазым появился ты на свет

Полюбил его я сразу и сказал ему - «Привет!»

В тундре на тропе зелёной скачем вместе он и я,

Мой дружочек оленёнок, с ним большие мы друзья!

2. Мордочкой своей уткнётся  нежно он в ладонь мою,

Мягкой шёрсткой прикоснётся, песенку ему спою,

И про тундру, и про ветер , и про чум, про синь озёр,

И про как солнце ярко светит, про красу вечерних зорь.

Ведущий:

- Каждый народ имеет свои национальные игры. На Севере есть свои методы и приёмы в воспитании детей. Они должны хорошо видеть и слышать - всему этому учился с самого детства.

Пастухи возле яранги, вдруг решили поиграть.

В силе, ловкости и смелости. Счастье надо испытать.

Взяли палку не большую, тянет каждый на себя.

игра: «ПЕРЕТЯГИВАНИЕ ПАЛКИ».

Правила: Два участника садятся на пол лицом к друг другу. Ступни ног одного участника упираются в ступни ног другого. Оба они берутся за палку. По команде палку начинают тянуть на себя. Побеждает тот, кто оторвал противника от пола. Если противник выпустил палку из рук, это считается поражением.

игра: «КТО БЫСТРЕЕ ЗАМОТАЕТ ВЕРЁВКУ НА ПАЛКУ».

Два участника встают напротив друг друга, взяв в руки палки соединённой одной верёвкой. Участники должны намотать верёвку на палку до середины, кто быстрее.

Ведущая:

- Край, в котором мы живём, осенью дарит свои дары...

Дети  (в шапочках ягод)

Морошка

Маленькие бусы янтаря растворились в отблесках болот.

Они будто манят меня вдаль, и зовут отправиться в поход.

И когда лежит она в руке, будто маленькое солнце обжигает.

Может быть она и у него маленькую долю забирает…

или

Где прохладно, у дорожки, растёт ягода морошка,

А на каждой веточке яркая розеточка

Красным пламенем горит, листик, словно малахит.

Поскорей сверни с дорожки, набирай себе морошки! 

Осень:

Эх, морошка, вот бы мне сейчас в это солнце на ладони.

Обожгла бы руку я тому, кто меня зачем-то тронет…

Брусничка

Брусника ковром устилает весь лес, и лес для меня постепенно исчез.

И вижу я только брусничный ковёр, и радует сердце природный простор.

Хочу всю бруснику с собою забрать из ягод ковёр прямо дома соткать…

или

У брусники вкус особый: то ли кислый, то ли нет.

Сколько ты её ни пробуй, не найдёшь на то ответ.

А зелёные листочки не желтеют и зимой.

Приносили мы из тундры эту ягоду домой.

Голубика

Вдруг, из по кусточка, глянули глаза, сами голубые словно бирюза!

Это голубика смотрит снизу вверх может быть и рвать её это просто грех?

И рука не тянется ягоду сорвать, может она хочет что-то рассказать?

Ладно, не пугайтесь, милые глаза, пусть сияет вечно ваша бирюза!

или

Что за ягода такая — голубая — голубая?

На болоте, там и тут эти ягоды растут.

Ягодка как капелька, чуть продолговатенька,

На кустике качается, голубикой называется.

И полезна, как черника, голубая голубика. 

Осень:

У болота, на опушке громко спорят две подружки.

Кто полезнее, вкусней и о том, кто красивей...

«ЯГОДКИ КОКЕТКИ»

1.Спор затеяли в саду ягоды различные:

Кто из них румянее, а кто же симпатичнее?

Рассудите, взрослые, рассудите, детки,

Чтоб не перессорились вдруг ягодки – кокетки!

                 Проигрыш.

2.Спор решили просто мы: выйдя в сад с лукошком,

Все собрали ягодки до последней крошки.

Рассудили взрослые, рассудили детки:

Все в лукошке оказались ягодки – кокетки!

Ребёнок (выходит с большим зонтом, рассказывает)

Я в Анадыре живу - осень здешнюю люблю!

Если дождик проливной, зонтик я беру с собой!

Очень яркий и большой жётло-красно-голубой!

Кто не повстречается - очень удивляется.

Говорит кругом народ - «Вот так чудо зонт идёт»!

Даже чуточку обидно, что меня совсем не видно...

Ведущая (обращает на зонт в виде гриба)

- Посмотрите , это не просто зонт, это настоящий гриб...

музыкальная с движениями «ИГРА С ЗОНТИКОМ»

Правила: на первую часть музыки дети движутся  друг за другом поскоками вокруг Осени, стоящей с зонтом в центре круга, на вторую «прячутся» под зонт. Игра повторяется три раза.

Осень:

- Славно мы повеселились, поплясали, порезвились, вспомнили осенние приметы нашей малой родины. А теперь пришла пора расставаться нам, друзья!.

По окончании можно вручить гостинцы Осени: например, корзину с фруктами, и попросить Осень вместе сфотографироваться с детьми и гостями праздника.

 

 

 

Приложение:

Тихо в тундре на рассвете даже речка не шумит,

Даже сам бродяга – ветер лапы вытянул и спит.

 

Тихо в тундре. Тонкий, робкий в лужах стынет синий лёд.

Из-за самой дальней сопки солнце рыжее встаёт.

 

И снова осень в северных краях, на белых мхах брусничные узоры
И вижу я завистливые взоры вслед на юг летящим стаям в небесах.

На Севере пестреет осень, но ветер уж срывает лист
И прочь легко его уносит, шепнув тихонечко: «Смирись»…

 

Уже затянет скоро лужи прозрачно-тонким, хрупким льдом,
Всё замирает перед стужей, как будто погружаясь в сон.

 

Прекрасно буйство диких красок, как заключительный аккорд
В предчувствии деньков ненастных, что наступают каждый год.

 

Вот, заметёт дороги снегом, мороз пройдётся по земле,
И отразится прямо в небо сияньем северных огней…

 

Зеленоватым ярким светом вдруг загорятся небеса
Померкнут сразу же при этом любые в мире чудеса.

 

И ты под северным сияньем шепнёшь: «Судьбу благодарю! -
Потом добавишь с обожаньем, - моя Чукотка, я тебя люблю!»

 

 

Где прохладно, у дорожки, растёт ягода морошка,
А на каждой веточке яркая розеточка
Красным пламенем горит, листик, словно малахит.
Поскорей сверни с дорожки, набирай себе морошки! 

 

 

У брусники вкус особый: то ли кислый, то ли нет.
Сколько ты её ни пробуй, не найдёшь на то ответ.
А зелёные листочки не желтеют и зимой.
Приносили мы из тундры эту ягоду домой.

 

 

Что за ягода такая — голубая — голубая?
На болоте, там и тут эти ягоды растут.
Ягодка как капелька, чуть продолговатенька,
На кустике качается, голубикой называется.
И полезна, как черника, голубая голубика

 

 

Я в Анадыре живу - осень здешнюю люблю

Если дождик проливной, зонтик я беру с собой,

Очень яркий и большой жётло-красно-голубой!

Кто не повстречается - очень удивляется.

Говорит кругом народ - «Вот так чудо зонт идёт»!

Даже чуточку обидно, что меня совсем не видно...

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vstretitsya_posle_dolgoy_razluki_ili_vylgykaanmat.doc177 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение  

«Детский сад «Ладушки»  городского округа Анадырь»

сценарий  осеннего праздника для старших дошкольников

на основе регионального компонента

«ВСТРЕТИТЬСЯ ПОСЛЕ ДОЛГОЙ РАЗЛУКИ»

или

«ВЫЛГЫК’ААНМАТ»

IMG_256

подготовила: музыкальный руководитель Некрасова С.А.

2025 г. Анадырь

Цель:

Познакомить детей с традициями и культурой осеннего периода в северном регионе - Чукотским осенним праздником Вылгык’аанмат.

Задачи:

 - формировать духовно-нравственные отношения к культурному наследию своего народа;

- расширять  знания детей  о национальных традициях ;

 - воспитывать уважение и любовь к родному краю, интерес к обычаям и истории своей малой родины;

- развивать музыкально-творческие способности детей.

Под звучание традиционной чукотской мелодии дети входят в зал, рассаживаются на места.

Ведущая (в национальной Чукотской одежде)

- Добрый день, ребята, жители чукотки! Добрый день - Чукотка, мой край родной! Как выразить свою любовь к Родине, к чукотской земле!? Каждый выражает её по-разному: кто своими стихами, кто песнями, кто разным трудом своим. И мы постараемся сегодня показать, как трепетно мы любим свою малую родину, свой город, свой дом – свою Чукотку!

Осень в северном краю, листьев нет, лишь мох как вьюга,
В небе тучи друг за другом, и клин птиц, летящий к югу...

          Осень к нам идёт, сказку за собой ведёт…

Все дети берут шумовые инструменты, каждый звучит после своей фразы.

мелодекламация «ОСЕННЯЯ СКАЗКА»

Тихо бродит Осень по дорожке - осень в золотой одёжке (играют бубны).

Где листочком зашуршит ( целлофаноные листочки),

Где дождинкой зазвенит (колокольчики).

То раздастся громкий стук - тук -тук -тук,

Кто-то делает дупло, чтобы было в нем тепло !(ложки или деревянные палочки)

Ветерок вдруг налетел по деревьям зашумел,

Громче завывает - тучки собирает(бутылочки с крупой).

Дождик - динь! Дождик - дон! Капель звонкий перезвон!( треугольники)

Всё звучит! Всё поёт!

Все дети:

Это Осень к нам идёт! (все инструменты вместе).

Осень (входит с корзиной в руках)

Вы обо мне? А вот и я! Привет осенний вам, друзья!
Вы рады встретиться со мной? Вам нравится наряд лесной?
Я пришла на праздник к вам петь и веселиться.

Я хочу со всеми здесь крепко подружиться!

Осенними дарами поделиться...

«ЧТО У ОСЕНИ В КОРЗИНКЕ» Чугайкиной Арины

Что у осени в корзинке? Тра-ла-ла-ла-ла-ла-ла!

Листьев яркие картинки. Тра-ла-ла-ла-ла-ла-ла!

Шишки, жёлуди, орехи – тра-ла-ла-ла-ла-ла-ла! 

Осень-раскрасавица, всем ребятам нравится!- хлопают в ладоши

Всем ребятам нравится!- поднимают обе руки вверх перед собой и

опускают, разведя в стороны

Осень

- А какие признаки осени вы знаете?

Ведущая 

- Сейчас расскажем, дорогая Осень!

осенняя кричалка «ЭТО ОСЕНЬ К НАМ ПРИШЛА»

Ведущая 

Что случилось ,почему, стало холодно в лесу

Дети 

Это осень к нам пришла , дождь и ветер принесла.

Ведущая 

Листья почему летят, пожелтел и парк , и сад

Дети

Это осень к нам пришла , дождь и ветер принесла.

Ведущая 

Птицы стройной вереницей улетели за границу...

Дети

Это осень к нам пришла , дождь и ветер принесла.

Ведущая 

Небо словно прохудилось , тучи в небе появились...

Дети

Это осень к нам пришла, дождь и ветер принесла.

Ведущая 

Дни короче , ночь длиннее и по вечерам темнее...

Дети 

Это осень к нам пришла, дождь и ветер принесла.

Ведущая 

С ветки лист летит. кружится и ковром везде ложится

Дети 

Это осень к нам пришла , дождь и ветер принесла.

Ведущая 

Дети все собрались в зале этот праздник отмечая...

Дети

Это осень к нам пришла , праздник детям принесла!

Осень (входит с корзиной в руках)

-А какие признаки осени нашего северного края вы знаете? Чем отличается осень в северных краях от осени в других регионах?

Ответы детей.

Ведущая 

- Послушай, сейчас мы расскажем...

СТИХИ ОБ ОСЕНИ

Дети (читают поочерёдно):

Тихо в тундре на рассвете даже речка не шумит,

Даже сам бродяга – ветер лапы вытянул и спит.

Тихо в тундре. Тонкий, робкий в лужах стынет синий лед.

Из-за самой дальней сопки солнце рыжее встаёт.

И снова осень в северных краях, на белых мхах брусничные узоры
И вижу я завистливые взоры вслед на юг летящим стаям в небесах.

На Севере пестреет осень, но ветер уж срывает лист
И прочь легко его уносит, шепнув тихонечко: «Смирись»…

Уже затянет скоро лужи прозрачно -тонким, хрупким льдом,
Всё замирает перед стужей, как будто погружаясь в сон.

Прекрасно буйство диких красок, как заключительный аккорд
В предчувствии деньков ненастных, что наступают каждый год.

Вот, заметёт дороги снегом, мороз пройдётся по земле,
И отразится прямо в небо сияньем северных огней…

Зеленоватым ярким светом вдруг загорятся небеса
Померкнут сразу же при этом любые в мире чудеса.

И ты под северным сияньем шепнёшь: «Судьбу благодарю! -
Потом добавишь с обожаньем, - моя Чукотка, я тебя люблю!»

Ведущая 

- Дорогая Осень, наши дети и песни об осени знают, вот послушай...

песня «СВЕТИТ СОЛНЦЕ ЛАСКОВО

1. Светит солнце ласково, нежно улыбается

Это в гости к нам пришла осень-раскрасавица.

Яркая, зелёная, жёлтая и красная,

Но всегда весёлая, и всегда прекрасная!

2. Всё раскрасила вокруг красками красивыми.

Оглянись вокруг давай, насладись картинкою.

Яркою, зелёною, жёлтою и красною,

Но всегда вёселою и всегда прекрасною!

Ведущая (рассказ сопровождается показом слайдов на экране)

- На чукотке осенью проводится праздник  «Вылгык’аанмат» или «Встретиться после долгой разлуки» в переводе. Проводится он в семьях кочевых чукчей в конце августа или начале сентября, когда оленьи стада возвращаются на стойбище. Первым делом несут ярангу с очагом на новое место, а старый огонь обкладывают камнями. 

Жерди жилища украшают пучками травы ятыквын. Выносят на огнивной доске жертвенное пламя навстречу оленям, при виде стада палят в небо и радостно кричат, принося  жертву божеству и почившим предкам. Праздник заканчивается танцами, песнями  и игрой на бубне -яраре и варгане. Часто главный герой праздника на Чукотке - олень. А наши дети  сейчас исполнят песню о дружбе детей с оленёнком.

«ОЛЕНЕНОК» муз. Л. Минько, слова А. Горяевой

1.Оленёнок, оленёнок, как тебя мне не любить ,

Хорошо тебя  с ладошки белым ягелем кормить.

Длинноногим, лупоглазым появился ты на свет

Полюбил его я сразу и сказал ему - «Привет!»

В тундре на тропе зелёной скачем вместе он и я,

Мой дружочек оленёнок, с ним большие мы друзья!

Мордочкой своей уткнётся  нежно он в ладонь мою,

Мягкой шёрсткой прикоснётся, песенку ему спою,

И про тундру, и про ветер , и про чум, про синь озёр,

И про как солнце ярко светит, про красу вечерних зорь.

Ведущий:

- Каждый народ имеет свои национальные игры. На Севере есть свои методы и приёмы в воспитании детей. Они должны хорошо видеть и слышать - всему этому учился с самого детства.

Пастухи возле яранги, вдруг решили поиграть.

В силе, ловкости и смелости. Счастье надо испытать.

Взяли палку не большую, тянет каждый на себя.

игра: «ПЕРЕТЯГИВАНИЕ ПАЛКИ».

Правила: Два участника садятся на пол лицом к друг другу. Ступни ног одного участника упираются в ступни ног другого. Оба они берутся за палку. По команде палку начинают тянуть на себя. Побеждает тот, кто оторвал противника от пола. Если противник выпустил палку из рук, это считается поражением.

игра: «КТО БЫСТРЕЕ ЗАМОТАЕТ ВЕРЁВКУ НА ПАЛКУ».

Два участника встают напротив друг друга, взяв в руки палки соединённой одной верёвкой. Участники должны намотать верёвку на палку до середины, кто быстрее.

Ведущая:

- Край, в котором мы живём, осенью дарит свои дары...

Дети  (в шапочках ягод)

Морошка

Маленькие бусы янтаря растворились в отблесках болот.

Они будто манят меня вдаль, и зовут отправиться в поход.

И когда лежит она в руке, будто маленькое солнце обжигает.

Может быть она и у него маленькую долю забирает…

или

Где прохладно, у дорожки, растёт ягода морошка,

А на каждой веточке яркая розеточка

Красным пламенем горит, листик, словно малахит.

Поскорей сверни с дорожки, набирай себе морошки! 

Осень:

Эх, морошка, вот бы мне сейчас в это солнце на ладони.

Обожгла бы руку я тому, кто меня зачем-то тронет…

Брусничка

Брусника ковром устилает весь лес, и лес для меня постепенно исчез.

И вижу я только брусничный ковёр, и радует сердце природный простор.

Хочу всю бруснику с собою забрать из ягод ковёр прямо дома соткать…

или

У брусники вкус особый: то ли кислый, то ли нет.

Сколько ты её ни пробуй, не найдёшь на то ответ.

А зелёные листочки не желтеют и зимой.

Приносили мы из тундры эту ягоду домой.

Голубика

Вдруг, из по кусточка, глянули глаза, сами голубые словно бирюза!

Это голубика смотрит снизу вверх может быть и рвать её это просто грех?

И рука не тянется ягоду сорвать, может она хочет что-то рассказать?

Ладно, не пугайтесь, милые глаза, пусть сияет вечно ваша бирюза!

или

Что за ягода такая — голубая — голубая?

На болоте, там и тут эти ягоды растут.

Ягодка как капелька, чуть продолговатенька,

На кустике качается, голубикой называется.

И полезна, как черника, голубая голубика. 

Осень:

У болота, на опушке громко спорят две подружки.

Кто полезнее, вкусней и о том, кто красивей...

«ЯГОДКИ КОКЕТКИ»

1.Спор затеяли в саду ягоды различные:

Кто из них румянее, а кто же симпатичнее?

Рассудите, взрослые, рассудите, детки,

Чтоб не перессорились вдруг ягодки – кокетки!

                 Проигрыш.

2.Спор решили просто мы: выйдя в сад с лукошком,

Все собрали ягодки до последней крошки.

Рассудили взрослые, рассудили детки:

Все в лукошке оказались ягодки – кокетки!

Ребёнок (выходит с большим зонтом, рассказывает)

Я в Анадыре живу - осень здешнюю люблю!

Если дождик проливной, зонтик я беру с собой!

Очень яркий и большой жётло-красно-голубой!

Кто не повстречается - очень удивляется.

Говорит кругом народ - «Вот так чудо зонт идёт»!

Даже чуточку обидно, что меня совсем не видно...

Ведущая (обращает на зонт в виде гриба)

- Посмотрите , это не просто зонт, это настоящий гриб...

музыкальная с движениями «ИГРА С ЗОНТИКОМ»

Правила: на первую часть музыки дети движутся  друг за другом поскоками вокруг Осени, стоящей с зонтом в центре круга, на вторую «прячутся» под зонт. Игра повторяется три раза.

Осень:

- Славно мы повеселились, поплясали, порезвились, вспомнили осенние приметы нашей малой родины. А теперь пришла пора расставаться нам, друзья!.

По окончании можно вручить гостинцы Осени: например, корзину с фруктами, и попросить Осень вместе сфотографироваться с детьми и гостями праздника.

Приложение:

Тихо в тундре на рассвете даже речка не шумит,

Даже сам бродяга – ветер лапы вытянул и спит.

Тихо в тундре. Тонкий, робкий в лужах стынет синий лёд.

Из-за самой дальней сопки солнце рыжее встаёт.

И снова осень в северных краях, на белых мхах брусничные узоры
И вижу я завистливые взоры вслед на юг летящим стаям в небесах.

На Севере пестреет осень, но ветер уж срывает лист
И прочь легко его уносит, шепнув тихонечко: «Смирись»…

Уже затянет скоро лужи прозрачно-тонким, хрупким льдом,
Всё замирает перед стужей, как будто погружаясь в сон.

Прекрасно буйство диких красок, как заключительный аккорд
В предчувствии деньков ненастных, что наступают каждый год.

Вот, заметёт дороги снегом, мороз пройдётся по земле,
И отразится прямо в небо сияньем северных огней…

Зеленоватым ярким светом вдруг загорятся небеса
Померкнут сразу же при этом любые в мире чудеса.

И ты под северным сияньем шепнёшь: «Судьбу благодарю! -
Потом добавишь с обожаньем, - моя Чукотка, я тебя люблю!»

Где прохладно, у дорожки, растёт ягода морошка,
А на каждой веточке яркая розеточка
Красным пламенем горит, листик, словно малахит.
Поскорей сверни с дорожки, набирай себе морошки! 

У брусники вкус особый: то ли кислый, то ли нет.
Сколько ты её ни пробуй, не найдёшь на то ответ.
А зелёные листочки не желтеют и зимой.
Приносили мы из тундры эту ягоду домой.

Что за ягода такая — голубая — голубая?
На болоте, там и тут эти ягоды растут.
Ягодка как капелька, чуть продолговатенька,
На кустике качается, голубикой называется.
И полезна, как черника, голубая
голубика

Я в Анадыре живу - осень здешнюю люблю

Если дождик проливной, зонтик я беру с собой,

Очень яркий и большой жётло-красно-голубой!

Кто не повстречается - очень удивляется.

Говорит кругом народ - «Вот так чудо зонт идёт»!

Даже чуточку обидно, что меня совсем не видно...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Экологическое воспитание дошкольников на основе регионального компонента"

Выступление на районной конференции дошкольных работников....

Самообразование "Формирование экологического воспитания дошкольников на основе регионального компонента" 2015-2016 г.

Одна из задач экологического образования дошкольников - это воспитание экологической культуры. Экологические знания дети получают непосредственно в общении с природой, что способствует формированию у ...

Отчет по самообразованию "Формирование экологического воспитания дошкольников на основе регионального компонента" 2015-2016 г

Представлен отчет по самообразованию по теме "Формирование экологического воспитания дошкольников на основе регионального компонента"...

Обобщение педагогического опыта "Формирование экологического воспитания дошкольников на основе регионального компонента".

Развитие у детей стремления и желания интересоваться растительным и животным миром родного края....

Экологическое воспитание дошкольников на основе регионального компонента

Этот материал поможет воспитателям ДОУ познакомиться с работой в нашем детском саду, а также взять себе на заметку использование разнообразных форм, методов, приемов и средств по формированию  эк...

Виртуальная экскурсия по краю с целью приобщения к историческим и знаменательным датам и местам России. Патриотическое воспитание дошкольников на основе регионального компонента. Тула – моя историческая Родина.

Знакомство детей с традициями, культурными ценностями русского народа, расширение представления о городах России и достопримечательностями родного города....

Парциальная программа по нравственно – патриотического воспитания дошкольников на основе регионального компонента использование авторской поэзии «Вдоль по улице»

            Цель Программы:Формирование и развитие основ нравственно – патриотического воспитания дошкольников на основе регионального компонента использован...