Этнические ремесленные традиции
проект (старшая группа)

Васюченко Галина Валерьевна
Цель: приобщить детей к этническим ремесленным традициям бурятского народа через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого посредством знакомства с ремеслом валяния из шерсти

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Этно-проект21.25 КБ

Предварительный просмотр:

 Этнические ремесленные  традиции

   

История:

  1. Валяние-самая древняя техника изготовления текстиля на Земле.
  2. История валяния связана также с легендой о Великом Потопе.  В ней рассказывается о том, как в Ноев ковчег были согнаны разные звери, в числе которых были и овцы. Им приходилось находиться в маленьких помещениях, их шерсть падала прямо на пол, по которому они ходили. Куски шерсти то и дело попадали под копыта животным, после Потопу овцы были выпущены и поверхность пола оказалась покрытой первым валяным ковром.
  3. В условиях кочевого быта войлок был незаменим: он являлся

строительным материалом для жилища, шел на изготовление

одежды, защищавшей от холода, дождя и жары.

Люди валяли  из шерсти дома, одежду: стельки, бурки и мужские головные уборы, предметы интерьера: ковры, дорожки, подушки, скотоводческое снаряжение, утварь и прочее.

Люди спали на войлоке, одевались в войлочную одежду, коней укрывали войлочной попоной. Войлок оберегал их от злых духов и вражеских стрел, спасал от жары и холода. Они использовали свалянную шерсть даже в кузнечном деле и медицине (при лечении переломов костей) и др.

На Руси войлок появился в эпоху монголо-татарского ига. Гораздо позже, около двухсот лет назад, в России научились валять из шерсти валенки. Но кроме валенок на Руси изготавливалось также сукно, которое было достаточно популярным, войлок для хозяйственных нужд и валяные шапки.

8. Войлок служил – покрытием каркаса юрты, застилали пол и нары, завешивали стены. Буряты ценили белый войлок. "Белая юрта" является символом света, добра, нравственной чистоты. Кроме ручного способа, буряты раньше валяли войлок при помощи лошади.

К выделке войлока после мойки, сортировки и битья шерсти

приступают на следующий день или через несколько дней. Для

этого готовую к валянию шерсть равномерно раскладывают на

заранее подготовленной подстилке - кожа или холст или брезент…

Когда шерсть разложена ровным слоем, ее спрыскивают

горячей сывороткой или водой. Иногда шерсть накрывают куском

старого войлока (так делают тувинцы) или посыпают травой (по

бурятской технологии).

Затем подстилку с шерстью наматывают на гладко выструганный вал и туго обвязывают веревкой (иногда сверху обертывают кожей и ещё раз обвязывают веревкой).

Большой войлок для покрытия юрт катают на лошадях. Всадники делают пять – шесть рейсов на расстоянии 2 – 3 километра. Для катания войлока выбирают ровное место, без камней и бугорков.

Если войлок небольшой, его валяли вручную.

Валяние вручную глубокой осенью или зимой проводили

в юрте. В этом процессе участвует пять – шесть человек: все

садятся рядом, одновременно давят на валик с шерстью, толкают

его от себя, затем притягивают, снова отталкивают и т.д.

9. Проект:  «Тёплая шерстинка»

Цель: приобщить детей к этническим ремесленным традициям бурятского народа через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого посредством знакомства с ремеслом валяния из шерсти

Задачи:

для детей:

-  познакомить детей с историей развития ремесла;

- познакомить с техниками работы с шерстью;

- привлечь интерес детей к работе с шерстью и замотивировать на достижение запланированного результата;

-  развивать мелкую моторику, точность движений пальцев рук;

для родителей:

-  повысить активность участия родителей в жизни детского сада.

Тип проекта: практико-ориентированный, краткосрочный, творческий.

Возраст воспитанников, на которых рассчитан проект 5- 6 лет.

10.Мастер-класс:  Изготовление шара в технике мокрое валяние

-Вы любите отгадывать загадки? Тогда отгадайте загадку:

1)Ходят модницы за речкой

- Кудри белые колечком.

А зимой из их кудряшек

Бабушка носочки вяжет.

(Овечки).

-Правильно, это овечки или баран.

- Какую пользу людям приносят овечки?

- Из шерсти вяжут носочки, варежки, изготавливают валенки и многое другое.

- А кто-нибудь видел шерсть? (показ шерсти, дать потрогать детям). Какая она?

- Да ребята, шерсть овец - материал очень мягкий, тёплый.

Практическая часть.

- Ребята посмотрите вот такие шарики я сделала из шерсти. Не хотите ли вы попробовать?

Давайте сперва повторим правила безопасности.

1. Работаем аккуратно, соблюдаем правила техники безопасности.

2. Аккуратно обращаемся с мылом и мыльным раствором.

3. Руками во время работы не дотрагиваемся до лица.

- Сегодня мы с вами для работы изготовим шарик в технике мокрое валяние.

- Сперва готовим мыльный раствор. Наливаем жидкого мыла в тёплую воду до образования достаточного количества пены.

- Теперь из большого куска шерсти выбираем пучок шерсти, и плотно сворачиваем его в форме шара.

- На столе у нас лежат коврики из полиэтилена. Такой коврик защищает стол от повреждений, а так же помогает ускорить процесс валяния. Окунаем прядь в мыльный раствор, шерсть должна насквозь промокнуть. Обязательно убедитесь в том, что пучок шерсти был скручен в форме шара настолько плотно, насколько это только возможно и сохраните эту плотность.

- Валяйте шарик в ладонях, не прилагая сперва больших усилий. Через некоторое время вы почувствуете как шар становится упругим, по мере этого усиливаете давление ладоней на него.

- Ребята покажите работы.

Ребята, вы хорошо потрудились и смастерили своими руками замечательные шарики.

18. Технология изготовления войлочного полотна

В традиционной культуре сибирских народов шерсть

обрабатывалась вручную. Изготовление войлока – трудоемкая и

сложная работа, непосильная для одного человека или одной семьи.

Поэтому широкое распространение получил коллективный способ

войлочного производства.

Настоящий праздник труда представляли процессы, связанные

с катанием войлока, участниками которого были в основном

женщины. Перед тем как приступить к работе, полагалось дать

«угощение» шерсти, идущей на изготовление войлока. Её кропили

молоком – «сагаалуулха», что означало очищение её от всяческой

скверны. Овечьей шерсти приписывались магические свойства,

поэтому верили, что войлок не всегда сваливается, если какой – то

элемент ритуала не соблюден.

 В заключении хочется сказать, что проект «Тёплая шерстинка» ещё находится в работе, мы познакомились с ремеслом-валяние по мокрому, дети с удовольствием работали с шерстью, у многих получились замечательные шарики и даже коврики. Дети были в восторге от конечного результата в виде браслетов. Этническое ремесло, валяние «по мокрому» необходимо возрождать, так как в наше время, очень быстро все утрачивается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: "Система совместной творческой деятельности детей, педагогов и родителей по ознакомлению с традициями духовно-нравственной и этнической культуры Кубани".

Актуальность, работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями, фотоприложение, используемая литература, рецензия....

Сообщение из опыта работы: "Формирование этнических ценностей через сказку".

Актуальность проблемы. В современных условиях развития общества значительно меняются требования к образованию. Дошкольное образование чутко реагирует на все изменения в обществе. Ведущими р...

«Развитие эмпатии как средство объединения детского коллектива разных этнических групп».

СОДЕРЖАНИЕ: Актуальность проблемы. Дети мигрантов детском саду. Развитие эмпатии как средство обьединения детского коллектива разных этнических групп. Детский игровой проект "Какие...

Аспекты формирование основ национальной и этнической толерантности у подрастающего поколения

Основополагающие документы РФ в области образованияпо данной теме,рассматривается нормативно-правовая база воспитания толерантной личности, актуальность проблемы, личность педагога в поликульту...

ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ, ЕЕ СТРУКТУРА И СВОЙСТВА

ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ, ЕЕ СТРУКТУРА И СВОЙСТВАВыполнил:Прокофьева Л.В.,воспитательПланВведение………………………………………………………...………….3Основное содержаниеПонятие этнической идентичности, структура,...

Система совместной творческой деятельности педагогов, детей и родителей по ознакомлению с традициями социально-нравственной и этнической культуры Кубани

Формирование у детей дошкольного возраста первоначальных представлений о социально-нравственных ценностях – семья, любовь, доброжелательность, сопереживание, справедливость, вежливость, совесть,...

Инновационный проект «Этнические традиции в системе воспитательно-образовательной работы в ДОУ»

организация работы по ознакомлению детей с культурой и традициями кубанского казачества....