ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГОРОДАХ РОССИИ ПОСРЕДСТВОМ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ
методическая разработка (подготовительная группа)
Одним из фундаментов патриотического воспитания является целенаправленное ознакомление детей с родным городом и городами России. Коллекционирование для ребенка 6-7 лет является не только видом деятельности, но и игрой. Через коллекционирование мы поддержим познавательный интерес ребенка и сформируем представления о городах России
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.06 КБ |
Предварительный просмотр:
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ И ИННОВАЦИИ
90
FORMATION OF THE BASIC FOUNDATIONS OF CITIZENSHIP IN OLDER
PRESCHOOL CHILDREN THROUGH CULTURAL PRACTICES
© 2022
N.Z. Serdobolskaya, Deputy head of educational and methodical work
ANO DO «Planetadetstva «Lada» detskiy sad № 115 «Salute», Togliatti (Russia),
metod115@pdlada.ru
L.V. Damm, kindergarten teacher
ANO DO «Planetadetstva «Lada» detskiy sad № 115 «Salute», Togliatti (Russia),
metod115@pdlada.ru
L.A. Filatova, kindergarten teacher,
ANO DO «Planetadetstva «Lada» detskiy sad № 115 «Salute», Togliatti (Russia),
metod115@pdlada.ru
УДК 37.013
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГОРОДАХ РОССИИ
ПОСРЕДСТВОМ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ
© 2022
Е.Ю. Тагаева, воспитатель
АНО ДО «Планета детства «Лада», детский сад № 134 «Веснушки»,
Тольятти (Россия), tagaevaelena830@gmail.com
О.Н. Нечаева, воспитатель
АНО ДО «Планета детства «Лада», детский сад № 134 «Веснушки»,
Тольятти (Россия), onechaef@gmail.com
Н.А. Шарамкова, воспитатель
АНО ДО «Планета детства «Лада», детский сад № 134 «Веснушки»,
Тольятти (Россия), natasharamkova@mail.ru
В научных исследованиях педагогов и психологов отмечена проблемы
недостаточности развития патриотического воспитания, а именно актуализации
представлений у детей 6-7 лет о городах России. Данная проблема остро стоит не только
на уровне ДОУ и региона, но и на уровне Российской Федерации. На основе исследований
Л.И. Божович, Л.А. Венгера, А.В. Запорожец, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной,
Е.О. Смирновой определен наиболее синзитивный период для формирования
представлений о городах России, а именно возраст 6-7 лет. Так как именно в этот период
раскрывается понятие познавательной активности, познавательного интереса, которые
являются немаловажным аспектом в развитии ребенка [1, с. 243-248]. В соответствии с
изменившейся ситуацией в стране необходимо формировать человека с определенными
духовно - нравственными ориентирами и начинать с дошкольного возраста. Одним из
фундаментов патриотического воспитания является целенаправленное ознакомление
детей с родным городом и городами России.
Ребенок активно осваивает окружающий его мир, задает вопросы, пытается получить
ответы через различные источники (у родителей, воспитателя, в книгах, телепередачах,
компьютере). Расширению кругозора способствует собирание различных предметов,
которые превращаются в коллекции. Коллекционирование для ребенка 6-7 лет является не
только видом деятельности, но и игрой. Через коллекционирование мы поддержим
познавательный интерес ребенка и сформируем представления о городах России.
В возрасте 6-7 лет у детей повышается возможность познать историю создания
предметов, и предметного мира в целом [3, с. 245 - 250]. Благодаря собранию коллекций
предметов дети получают возможность знакомиться с каждым из них, приобретать знания
о его сенсорных особенностях, свойств и качеств. Учатся систематизировать и
классифицировать предметы. Этот период благоприятен для формирование таких качеств
патриотического воспитания как причастность к истории Отечества, ответственность за
сохранение исторического и культурного наследия и использования коллекционирования
для формирования представлений о родном городе и городах России.
На основе всего выше изложенного в исследовании по теме «Формирование у детей
6-7 представлений о городах России» определена цель, предмет, объект, гипотеза
исследования.
На основе цели, предмета и объекта выдвигаем гипотезу исследования:
формирование у детей 6-7 лет представлений о городах России посредством
коллекционирования возможно, если:
- определен объект коллекционирования (значки, магниты, машинки, куклы), и его
основание коллекции (города – герои, достопримечательности, курортные).
- происходит поэтапное осуществление коллекционирования: этап создания,
оформления и презентации коллекции;
- приобщение родителей в совместную деятельность с детьми по
коллекционированию: созданию, оформлению и презентации коллекции значков с
изображением городов России.
Сформулированы задачи исследования. Выделено три этапа исследования.
Первый этап – поисково-аналитический (2017-2018гг.). Анализ теоретических
данных с целью изучения степени научной разработанности исследуемой проблемы.
Второй этап – опытно-экспериментальный (2018-2019гг.). Проведение
формирующего и контрольного этапов эксперимента.
Третий этап – заключительно – обобщающий (2019г.). Анализ, систематизация и
обобщение результатов полученных опытным путем; оформление материалов и списка
используемой литературы в диссертационном исследовании.
На первом этапе исследования проведен анализ теоретических данных с целью
изучения степени научной разработанности исследуемой проблемы. Изучен опыт работы
педагогов ДОУ по формированию у детей 6-7 лет представлений о городах России
посредством коллекционирования. В основном представлен опыт использования
коллекционирования как культурной практики и направлен на освоение мира
общественных отношений, либо изучение фольклора и художественной литературы [2, с.
187].
На втором этапе проведен констатирующий эксперимент. Целью констатирующего
этапа экспериментальной работы было выявление наличия у детей 6-7 лет представлений
о городах России.
Обобщив и проанализировав полученные в ходе констатирующего эксперимента
результаты, мы пришли к выводу, что высокий уровень представлений у детей 6-7 лет о
городах России у детей экспериментальной группы 5 детей (23%) и контрольной группы
7 детей (33%); средний уровень представлений у детей 6-7 лет о городах России у детей
экспериментальной группы 10 детей (48%) и контрольной группы 12 детей (57%); низкий
уровень имеет 6 детей ребенка (29%) экспериментальной группы и 3 детей (10%)
контрольной группы.
Таким образом, результаты диагностики детей 6-7 лет в констатирующем экспери-
менте по выявлению у них наличия представлений о городах России по разработанным
нами критериям – когнитивному, деятельностному, мотивационно – ценностному и выде-
ленным показателям.
Результаты диагностики у детей 6-7 лет представлений о городах России показали,
что у детей экспериментальной (100%) и контрольной группы (100%) средние или низкие
знания о геральдике городов России; у большинства детей экспериментальной (88 %) и
контрольной группы (91%) сформированы навыки познавательной деятельности, в
частности коллекционирования; многие дети экспериментальной (74%) и контрольной
группы (86%) эмоционально – положительно относятся к городам России и рассказывают
о них.
Проведенное исследование позволило выявить у детей 6–7 лет средний уровень ин-
тереса к городам России, и низкий уровень знаний о городах России.
Анализируя полученные данные необходимо сказать, что нужна целенаправленная и
комплексная работы с дошкольниками по формированию у детей 6-7 лет представлений о
городах России.
В соответствии с полученными данными и выдвинутой целью и гипотезой
определены следующие задачи формирующего эксперимента: 1) формировать у детей
знания и представления городах России в процессе коллекционирования; 2) организовать
психолого-педагогический процесс взаимодействия взрослых и детей направленный на
формирование представлений о городах России; 3) включить родителей в совместную
деятельность по созданию, оформлению и презентации коллекции с изображением
городов России. 4) отобрать предметы для коллекционирования в соответствии с
направленностью (достопримечательности, геральдика, памятные места), назначением.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Божович, Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте» [Текст] /
Л.И. Божович – СПб.: Питер, 2008 – 400 с.
2. Дыбина, О.В. Программа патриотического воспитания дошкольников
«Я живу на Самарской земле» [Текст] / О.В. Дыбина - Ульяновск: Издатель Качалин
Александр Васильевич, 2014. - 210 с.
3. Вераксы, Н.Е. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная
программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,
М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
4. Дыбина, О.В. Коллекционирование: учебно-методическое пособие [Текст] /
Е.А. Сидякина, М.А. Дружинина, Е.Б. Панченко. – Ульяновск: Издатель Качалин
Александр Васильевич, 2015. – 94 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о духовной культуре народов среднего Поволжья посредством праздников.
Так как Самарская область является многонациональным субъектом РФ, то возникает острая потребность в организации целенаправленной работы по формированию поликультурной личности, сочетающей в себе сист...

ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРАЗДНИКОВ
Приобщение подрастающего поколения к истокам культуры Среднего Поволжья....

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования».«Пути формирования у детей 5-6 лет представлений о государственных символах России в условиях введения ФГОС ДО»
Знакомство с историей России – одна из составляющих патриотического воспитания. Любовь к Родине – самое дорогое, глубокое и сильное чувство. Нельзя полюбить Отчизну, не зная её историю, ку...

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДРУЖБЕ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Статья на тему: "Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о дружбе посредством художественной литературы"...

«Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений об объектах окружающего мира посредством использования игровых технологий»
Методическая разработка на тему "Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений об объектах окружающего мира посредством использования игровых технологий" ориентиров...
«Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений об окружающем мире посредством игровой деятельности»
laquo;Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений об окружающем мире посредством игровой деятельности»...

Терренкур «Символы России» как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о символах России.
Патриотическое воспитание детей через игру. Формирование у детей патриотических чувств и любви к своей Родине. Физическое развитие....
