ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГОРОДАХ РОССИИ ПОСРЕДСТВОМ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ
методическая разработка (подготовительная группа)

Тагаева Елена Юрьевна

Одним из фундаментов патриотического воспитания является целенаправленное ознакомление детей с родным городом и городами России. Коллекционирование для ребенка 6-7 лет является не только видом деятельности, но и игрой. Через коллекционирование мы поддержим познавательный интерес ребенка и сформируем представления о городах России

Скачать:


Предварительный просмотр:

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ И ИННОВАЦИИ

90

FORMATION OF THE BASIC FOUNDATIONS OF CITIZENSHIP IN OLDER

PRESCHOOL CHILDREN THROUGH CULTURAL PRACTICES

© 2022

N.Z. Serdobolskaya, Deputy head of educational and methodical work

ANO DO «Planetadetstva «Lada» detskiy sad № 115 «Salute», Togliatti (Russia),

metod115@pdlada.ru

L.V. Damm, kindergarten teacher

ANO DO «Planetadetstva «Lada» detskiy sad № 115 «Salute», Togliatti (Russia),

metod115@pdlada.ru

L.A. Filatova, kindergarten teacher,

ANO DO «Planetadetstva «Lada» detskiy sad № 115 «Salute», Togliatti (Russia),

metod115@pdlada.ru

УДК 37.013

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГОРОДАХ РОССИИ

ПОСРЕДСТВОМ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ

© 2022

Е.Ю. Тагаева, воспитатель

АНО ДО «Планета детства «Лада», детский сад № 134 «Веснушки»,

Тольятти (Россия), tagaevaelena830@gmail.com

О.Н. Нечаева, воспитатель

АНО ДО «Планета детства «Лада», детский сад № 134 «Веснушки»,

Тольятти (Россия), onechaef@gmail.com

Н.А. Шарамкова, воспитатель

АНО ДО «Планета детства «Лада», детский сад № 134 «Веснушки»,

Тольятти (Россия), natasharamkova@mail.ru

В  научных  исследованиях  педагогов  и  психологов  отмечена  проблемы

недостаточности развития патриотического воспитания, а именно актуализации

представлений у детей 6-7 лет о городах России. Данная проблема остро стоит не только

на уровне ДОУ и региона, но и на уровне Российской Федерации. На основе исследований

Л.И. Божович, Л.А. Венгера, А.В. Запорожец, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной,

Е.О. Смирновой определен наиболее синзитивный период для формирования

представлений о городах России, а именно возраст 6-7 лет. Так как именно в этот период

раскрывается понятие познавательной активности, познавательного интереса, которые

являются немаловажным аспектом в развитии ребенка [1, с. 243-248]. В соответствии с

изменившейся ситуацией в стране необходимо формировать человека с определенными

духовно - нравственными ориентирами и начинать с дошкольного возраста. Одним из

фундаментов патриотического воспитания является целенаправленное ознакомление

детей с родным городом и городами России.

Ребенок активно осваивает окружающий его мир, задает вопросы, пытается получить

ответы через различные источники (у родителей, воспитателя, в книгах, телепередачах,

компьютере). Расширению кругозора способствует собирание различных предметов,

которые превращаются в коллекции. Коллекционирование для ребенка 6-7 лет является не

только видом деятельности, но и игрой. Через коллекционирование мы поддержим

познавательный интерес ребенка и сформируем представления о городах России.

В возрасте 6-7 лет у детей повышается возможность познать историю создания

предметов, и предметного мира в целом [3, с. 245 - 250]. Благодаря собранию коллекций

предметов дети получают возможность знакомиться с каждым из них, приобретать знания

о его сенсорных особенностях, свойств и качеств. Учатся систематизировать и

классифицировать предметы. Этот период благоприятен для формирование таких качеств

патриотического воспитания как причастность к истории Отечества, ответственность за

сохранение исторического и культурного наследия и использования коллекционирования

для формирования представлений о родном городе и городах России.

На основе всего выше изложенного в исследовании по теме «Формирование у детей

6-7 представлений о городах России» определена цель, предмет, объект, гипотеза

исследования.

На основе цели, предмета и объекта выдвигаем гипотезу исследования:

формирование у детей 6-7 лет представлений о городах России посредством

коллекционирования возможно, если:

- определен объект коллекционирования (значки, магниты, машинки, куклы), и его

основание коллекции (города – герои, достопримечательности, курортные).

- происходит поэтапное осуществление коллекционирования: этап создания,

оформления и презентации коллекции;

-  приобщение  родителей  в  совместную  деятельность  с  детьми  по

коллекционированию: созданию, оформлению и презентации коллекции значков с

изображением городов России.

Сформулированы задачи исследования. Выделено три этапа исследования.

Первый этап – поисково-аналитический (2017-2018гг.). Анализ теоретических

данных с целью изучения степени научной разработанности исследуемой проблемы.

Второй  этап  –  опытно-экспериментальный  (2018-2019гг.).  Проведение

формирующего и контрольного этапов эксперимента.

Третий этап – заключительно – обобщающий (2019г.). Анализ, систематизация и

обобщение результатов полученных опытным путем; оформление материалов и списка

используемой литературы в диссертационном исследовании.

На первом этапе исследования проведен анализ теоретических данных с целью

изучения степени научной разработанности исследуемой проблемы. Изучен опыт работы

педагогов ДОУ по формированию у детей 6-7 лет представлений о городах России

посредством коллекционирования. В основном представлен опыт использования

коллекционирования как культурной практики и направлен на освоение мира

общественных отношений, либо изучение фольклора и художественной литературы [2, с.

187].

На втором этапе проведен констатирующий эксперимент. Целью констатирующего

этапа экспериментальной работы было выявление наличия у детей 6-7 лет представлений

о городах России.

Обобщив и проанализировав полученные в ходе констатирующего эксперимента

результаты, мы пришли к выводу, что высокий уровень представлений у детей 6-7 лет о

городах России у детей экспериментальной группы 5 детей (23%) и контрольной группы

7 детей (33%); средний уровень представлений у детей 6-7 лет о городах России у детей

экспериментальной группы 10 детей (48%) и контрольной группы 12 детей (57%); низкий

уровень имеет 6 детей ребенка (29%) экспериментальной группы и 3 детей (10%)

контрольной группы.

Таким образом, результаты диагностики детей 6-7 лет в констатирующем экспери-

менте по выявлению у них наличия представлений о городах России по разработанным

нами критериям – когнитивному, деятельностному, мотивационно – ценностному и выде-

ленным показателям.

Результаты диагностики у детей 6-7 лет представлений о городах России показали,

что у детей экспериментальной (100%) и контрольной группы (100%) средние или низкие

знания о геральдике городов России; у большинства детей экспериментальной (88 %) и

контрольной группы (91%) сформированы навыки познавательной деятельности, в

частности коллекционирования; многие дети экспериментальной (74%) и контрольной

группы (86%) эмоционально – положительно относятся к городам России и рассказывают

о них.

Проведенное исследование позволило выявить у детей 6–7 лет средний уровень ин-

тереса к городам России, и низкий уровень знаний о городах России.

Анализируя полученные данные необходимо сказать, что нужна целенаправленная и

комплексная работы с дошкольниками по формированию у детей 6-7 лет представлений о

городах России.

В соответствии с полученными данными и выдвинутой целью и гипотезой

определены следующие задачи формирующего эксперимента: 1) формировать у детей

знания и представления городах России в процессе коллекционирования; 2) организовать

психолого-педагогический процесс взаимодействия взрослых и детей направленный на

формирование представлений о городах России; 3) включить родителей в совместную

деятельность по созданию, оформлению и презентации коллекции с изображением

городов России. 4) отобрать предметы для коллекционирования в соответствии с

направленностью (достопримечательности, геральдика, памятные места), назначением.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Божович, Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте» [Текст] /

Л.И. Божович – СПб.: Питер, 2008 – 400 с.

2.  Дыбина, О.В. Программа патриотического воспитания дошкольников

«Я живу на Самарской земле» [Текст] / О.В. Дыбина - Ульяновск: Издатель Качалин

Александр Васильевич, 2014. - 210 с.

3.  Вераксы, Н.Е. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная

программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,

М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.

4.  Дыбина, О.В. Коллекционирование: учебно-методическое пособие [Текст] /

Е.А. Сидякина, М.А. Дружинина, Е.Б. Панченко. – Ульяновск: Издатель Качалин

Александр Васильевич, 2015. – 94 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о духовной культуре народов среднего Поволжья посредством праздников.

Так как Самарская область является многонациональным субъектом РФ, то возникает острая потребность в организации целенаправленной работы по формированию поликультурной личности, сочетающей в себе сист...

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования».«Пути формирования у детей 5-6 лет представлений о государственных символах России в условиях введения ФГОС ДО»

Знакомство с историей России – одна из составляющих патриотического воспитания. Любовь к Родине – самое дорогое, глубокое и сильное чувство. Нельзя полюбить Отчизну, не зная её историю, ку...

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДРУЖБЕ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Статья на тему: "Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о дружбе посредством художественной литературы"...

«Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений об объектах окружающего мира посредством использования игровых технологий»

Методическая разработка на тему "Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений об объектах окружающего мира посредством использования игровых технологий"  ориентиров...

«Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений об окружающем мире посредством игровой деятельности»

laquo;Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений об окружающем мире посредством игровой деятельности»...

Терренкур «Символы России» как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о символах России.

Патриотическое воспитание детей через игру. Формирование у детей патриотических чувств и любви к своей Родине. Физическое развитие....