Конспект занятия «Адыгейский орнамент»
план-конспект занятия (старшая группа)

Тинамагомедова Оксана Валериевна

 

Цель: Расширять представления детей о Республике Адыгея; развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине; систематизировать знания детей о символике государства; Совершенствовать творческие способности детей посредством художественно- изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования, тампонирования, на основе адыгейского орнамента

Задачи:

Образовательные

  • Познакомить с техникой рисования тампонирование.
  • Продолжать упражнять в создании элементов орнамента, выбирать пали-красок.
  • Продолжать формировать лексико-грамматические категории по теме «Посуда».

Воспитательные:

• воспитывать чувство любви и гордости за свою многонациональную родину - республику Адыгея; воспитывать аккуратность, эстетические чувства, интерес к творчеству осетинского народа, своему краю, а также самостоятельность в выполнении задания.

Развивающие:

  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Развивать воображение, внимание, мышление.
  • Развивать речь детей: учить отвечать полными предложениями.

Здоровье и безопасность:

• Обеспечить правильность осанки детей.

Раздаточный материал: клеёнка, гуашь (зеленая, красная, коричневая,

поролоновые штампы, салфетки влажные, листы A4, иллюстрации.

Демонстрационный материал: готовый образец

Предварительная работа:. Рассматривание разных орнаментов.

Использование и назначение орнамента.

Ход занятия:

Приветствие друг друга с помощью «Колокольчика». Дети, называя имя соседа

в ласковой форме, передают друг другу колокольчик:

  • Здравствуй, Настенька! Дин-дон-дон!
  • Здравствуй, Сашенька! Дин-дон-дон!

Воспитатель: Сегодня мы с вами продолжаем знакомство с культурой и

традициями адыгского народа.

 

Воспитатель: Ребята, послушайте стих Сообцоковой «Сае»

Мне в день рождения подарят сае-

Национальный наш костюм.

Я так давно о нем мечтаю,

Расшито сае ниткой золотой.

Как хочется надеть его скорей!

В нем буду танцевать я исламей.

Не буду свой секрет скрывать:

Хочу в Нальмэсе танцевать!

Воспитатель: Сае-это национальное платье адыгской женщины. Что можно

сказать о сае? Какое оно?

Дети: Ответы детей

Воспитатель: Нарядное, красивое, праздничное, яркое, вышито золотым

шитьем.

Узоры, которым украшено сае называют орнаментом. Давайте все дружно

хором повторим слово- орнамент.

А сейчас, я вам расскажу, какие бывают орнаменты. Посмотрите на доску.

(Показывает растительный орнамент)

Воспитатель: Что вам напоминает этот узор?

Дети: Узор напоминает листья.

Воспитатель: Правильно ребята. этот узор похож на листья

деревьев,усики,завитки винограда. Это растительный орнамент.

Еще ребята бывают узоры, которые похожи животных. (показывает животный

орнамент) Это животный орнамент

С древних времен человек разрисовывал различные предметы одежды,

мебели, посуды, жилища.

Человек подсмотрел узоры для орнамента у природы. Люди верили, что изображения элементов растительности и животного мира поможет им уберечься от злых духов.

Украшая свою одежду, предметы быта такими узорами люди считали, что они

способны вызывать обилие продуктов, принести в дом счастье, исцелить от болезней, оберегать от несчастья.

Воспитатель: Адыги украшали орнаментом не только одежду, но и предметы

быта: циновки, люльки, скамейки, а также кинжалы, женские сумочки и многое другое. Обратите внимание на адыгские кувшины, вот так благодаря орнаменту преображались кувшины.

Воспитатель: А теперь предлагаю вам поиграть в игу:

Дидактическая игра «Собери картинку- орнамент».

Детям предлагается собрать адыгейский орнамент (по типу разрезных

картинок).

Воспитатель: Ребята! Нашей гостье кукле Аминет нужно торопится к бабушке

на день рождение, давайте украсим для нее кувшины, для этого пройдем за столы.

Воспитатель: Дети, а чем мы обычно рисуем?

Дети: (Ответы детей)

Воспитатель: Cегодня

мы познакомимся с новым методом рисования, который называется тампонированием. Краску мы будем наносить не кисточками, а губками. Для этого я приготовила для вас трафареты.

Вы их прикладываете к кувшину и аккуратно промакиваете вырезанную часть.

Чтобы орнамент получился с красивым, не размазанным краем, трафарет нужно придерживать в месте приложения губки. Краски нужно брать немного, а то она будет растекаться. Посмотрите, как это делаю я. Видите, получился узор? Вы тоже можете создать свои узоры.

Сначала сделаем зарядку для наших пальчиков:

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

(Хлопают в ладоши)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

(Стучат кулачками друг об друга)

Один, два, три, четыре, пять

(Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца)

Начинай считать опять.

Один, два, три, четыре, пять

(Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на

др. руке.)

Мы закончили считать

(Руки вниз - встряхнуть кистями рук)

Дети выполняют работу под адыгейскую мелодию.

На листок бумаги А-4 кладут трафареты орнамента, берут кусочек губки, опускают губку в краску и прикладывают ее к трафарету. Методом примакивания заполняют всю поверхность трафарета. И так повторяют несколько раз, пока не заполнят цветами весь узор.

Воспитатель: Все закончили, молодцы,  столько красивых кувшинов у вас получилось!

 

Воспитатель:Ребята, чем мы сегодня занимались? Чем мы украшали кувшин?

А что вам сегодня понравилось больше всего? Ребята вы большие молодцы, хорошо потрудились.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adygeyskiy_ornament.docx20.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей старшей группы “Адыгейский орнамент ”

Цель: Расширять представления детей о Республике Адыгея; развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине; систематизировать знания детей о символике государства; Совершенствовать творческие способности детей посредством художественно- изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования, тампонирования, на основе адыгейского орнамента

Задачи:

Образовательные

  • Познакомить с техникой рисования тампонирование.
  • Продолжать упражнять в создании элементов орнамента, выбирать пали-красок.
  • Продолжать формировать лексико-грамматические категории по теме «Посуда».

Воспитательные:

• воспитывать чувство любви и гордости за свою многонациональную родину - республику Адыгея; воспитывать аккуратность, эстетические чувства, интерес к творчеству осетинского народа, своему краю, а также самостоятельность в выполнении задания.

Развивающие:

  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Развивать воображение, внимание, мышление.
  • Развивать речь детей: учить отвечать полными предложениями.

Здоровье и безопасность:

• Обеспечить правильность осанки детей.

Раздаточный материал: клеёнка, гуашь (зеленая, красная, коричневая,

поролоновые штампы, салфетки влажные, листы A4, иллюстрации.

Демонстрационный материал: готовый образец

Предварительная работа:. Рассматривание разных орнаментов.

Использование и назначение орнамента.

Ход занятия:

Приветствие друг друга с помощью «Колокольчика». Дети, называя имя соседа

в ласковой форме, передают друг другу колокольчик:

  • Здравствуй, Настенька! Дин-дон-дон!
  • Здравствуй, Сашенька! Дин-дон-дон!

Воспитатель: Сегодня мы с вами продолжаем знакомство с культурой и

традициями адыгского народа.

 

Воспитатель: Ребята, послушайте стих Сообцоковой «Сае»

Мне в день рождения подарят сае-

Национальный наш костюм.

Я так давно о нем мечтаю,

Расшито сае ниткой золотой.

Как хочется надеть его скорей!

В нем буду танцевать я исламей.

Не буду свой секрет скрывать:

Хочу в Нальмэсе танцевать!

Воспитатель: Сае-это национальное платье адыгской женщины. Что можно

сказать о сае? Какое оно?

Дети: Ответы детей

Воспитатель: Нарядное, красивое, праздничное, яркое, вышито золотым

шитьем.

Узоры, которым украшено сае называют орнаментом. Давайте все дружно

хором повторим слово- орнамент.

А сейчас, я вам расскажу, какие бывают орнаменты. Посмотрите на доску.

(Показывает растительный орнамент)

Воспитатель: Что вам напоминает этот узор?

Дети: Узор напоминает листья.

Воспитатель: Правильно ребята. этот узор похож на листья

деревьев,усики,завитки винограда. Это растительный орнамент.

Еще ребята бывают узоры, которые похожи животных. (показывает животный

орнамент) Это животный орнамент

С древних времен человек разрисовывал различные предметы одежды,

мебели, посуды, жилища.

Человек подсмотрел узоры для орнамента у природы. Люди верили, что изображения элементов растительности и животного мира поможет им уберечься от злых духов.

Украшая свою одежду, предметы быта такими узорами люди считали, что они

способны вызывать обилие продуктов, принести в дом счастье, исцелить от болезней, оберегать от несчастья.

Воспитатель: Адыги украшали орнаментом не только одежду, но и предметы

быта: циновки, люльки, скамейки, а также кинжалы, женские сумочки и многое другое. Обратите внимание на адыгские кувшины, вот так благодаря орнаменту преображались кувшины.

Воспитатель: А теперь предлагаю вам поиграть в игу:

Дидактическая игра «Собери картинку- орнамент».

Детям предлагается собрать адыгейский орнамент (по типу разрезных

картинок).

Воспитатель: Ребята! Нашей гостье кукле Аминет нужно торопится к бабушке

на день рождение, давайте украсим для нее кувшины, для этого пройдем за столы.

Воспитатель: Дети, а чем мы обычно рисуем?

Дети: (Ответы детей)

Воспитатель: Cегодня

мы познакомимся с новым методом рисования, который называется тампонированием. Краску мы будем наносить не кисточками, а губками. Для этого я приготовила для вас трафареты.

Вы их прикладываете к кувшину и аккуратно промакиваете вырезанную часть.

Чтобы орнамент получился с красивым, не размазанным краем, трафарет нужно придерживать в месте приложения губки. Краски нужно брать немного, а то она будет растекаться. Посмотрите, как это делаю я. Видите, получился узор? Вы тоже можете создать свои узоры.

Сначала сделаем зарядку для наших пальчиков:

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

(Хлопают в ладоши)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

(Стучат кулачками друг об друга)

Один, два, три, четыре, пять

(Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца)

Начинай считать опять.

Один, два, три, четыре, пять

(Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на

др. руке.)

Мы закончили считать

(Руки вниз - встряхнуть кистями рук)

Дети выполняют работу под адыгейскую мелодию.

На листок бумаги А-4 кладут трафареты орнамента, берут кусочек губки, опускают губку в краску и прикладывают ее к трафарету. Методом примакивания заполняют всю поверхность трафарета. И так повторяют несколько раз, пока не заполнят цветами весь узор.

Воспитатель: Все закончили, молодцы,  столько красивых кувшинов у вас получилось!

 

Воспитатель:Ребята, чем мы сегодня занимались? Чем мы украшали кувшин?

А что вам сегодня понравилось больше всего? Ребята вы большие молодцы, хорошо потрудились.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в национальной (средней) группе на тему:“Знакомство с татарским орнаментом через традиции татарского народа”

Интегрированное занятие. Знакомство детей с татарским орнаментом через традиции татарского народа...

Конспект занятия: « Цветочно – растительный орнамент в искусстве Татарстана»

Цветочно-растительный орнамент занимает одно из ведущих мест в декоративно-прикладном искусстве казанских татар. Богатейший мир растений всегда вдохновлял народных мастеров и мастериц в их творчест...

Конспект занятия по аппликации в старшей группе "Украшение рукавички элементами коми орнамента"

Конспект занятия был провёдён с детьми старшей группы для проекта....

конспект занятия нанайский орнамент

конспект занятия для старшей группы...

Адыгейский орнамент в декоратиано-прикладном искусстве

Адыгейский орнамент в декоративно-прикладном искусстве....