Проект по патриотическому развитию "Цветочная сказка. Павловопосадский платок"
проект (старшая, подготовительная группа)

Джумакаева Анна Алексеевна

Проект по патриотическому развитию "Цветочная сказка. Павловопосадский платок". Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта «Цветочная сказка. Павловопосадский платок».

Продолжительность: краткосрочный (сентябрь-ноябрь)

Участники проекта:

- воспитатели,

- дети 6 - 7 лет,

- родители воспитанников

Тип проекта: познавательный, речевой, творческий.

«С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.»

(русская народная пословица).

Введение

Испокон веков на русской земле были мастера, способные творить своими руками красивые вещи. К народным промыслам относятся фарфоровые изделия, декоративная роспись, глиняные игрушки, лаковые миниатюры, и конечно же, павловопосадские платки. В исконно русских произведениях промыслового искусства отражается душа народа.

Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы связано с тем, что главное условие развития современного общества – человек, способный к творческому созиданию. Именно формирование творческих качеств личности (наряду со многими другими качествами) необходимо начинать с детского возраста.

Проблема:

Богата Россия народными промыслами (Гжель, Городец, Хохлома, Жостово, Палехская шкатулка, Павловопосадские платки и др.). Каждый народ под влиянием жизненных и природных условий создает свои традиции в развитии прикладного творчества. Каждый день дети сталкиваются с многообразием предметов декоративного искусства, которые созданы из разных материалов, имеют определённые рисунки, орнаменты, свои формы и колориты. Все это стало вызывать у ребят такие вопросы, как: «Как появился данный народный промысел, в чем его особенность?», «Где живут народные умельцы, которые создают такую красоту?», «Как изготавливаются эти вещи небывалой красоты?» и др.

Народное декоративное искусство способствует воспитанию людей, духовно богатых, наделенных тонким поэтическим чувством, учит любить и ценить то, что признано народом. Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства пробуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств. Приобщает к миру прекрасного! Поэтому их необходимо включать в педагогический процесс работы со старшими дошкольниками.

Предполагаемый результат:

Дети:

• формирование у детей представлений о Павловопосадских платках, как об одном из видов декоративно - прикладного творчества;

• формирование у детей знаний об истории промысла, об особенности цветочных узоров;

• воспитание у детей патриотических чувств.

Родители:

• вместе с детьми принимают участие в проектной деятельности, организованной педагогами ДОУ;

• развитие у родителей интереса к совместным занятиям с детьми, к знакомству с народным творчеством.

Актуальность:

Дети нашего времени не видят ценности вещей, которые их окружают. Очень часто ценность каждой вещи они определяют суммой, за которую её купили родители в магазине. И не понимают, что она ценна трудом, который в неё вложен. Знакомство с видами декоративно – прикладного искусства решает эту проблему. В процессе изучения этапов работы, в процессе самостоятельной творческой деятельности, у детей начинают формироваться навыки культуры трудовой деятельности, и они начинают ценить свой и, как следствие, чужой труд. А значит осознавать ценность каждой вещи и бережней к ним относиться.

Цель: способствовать формированию у детей познавательного интереса к русской народной культуре через народные промыслы, а именно - Павловопосадские платки.

Задачи:

1. Способствовать формированию у детей представления о Павловопосадской платочной мануфактуре, как о народном художественном промысле России; о технологии изготовления платков, о разнообразии платочных изделий; об уникальности данного промысла;

2. Способствовать развитию умений видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;

3. Способствовать привлечению родителей к активному сотрудничеству с педагогами ДОУ по вопросам нравственно-эстетического развития личности ребенка;

4. Воспитывать у детей нравственно-патриотические чувства, уважение к труду народных мастеров.

Гипотеза проекта: если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями, обогатит их творческий опыт.

Продукт проектной деятельности : совместная с родителями организация выставки «Павловопосадские платки»

Этапы проекта:

I этап – подготовительный.

II этап - организация деятельности в рамках проекта.

III этап – завершающий.

Первый этап

  1. Подбор литературы.
  2. Подбор наглядно-дидактического материала (иллюстрации с  элементами павловопасадской росписи).

3. Составление презентации по теме.

4. Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.

5. Подбор консультаций и рекомендаций для родителей.

Второй этап

Планирование работы в рамках проекта 

Формы работы с детьми:

*Беседа «Павлопосадский платок. Его история»

*НОД «Павлопасадские шали»

*Д/и «Подбери ленточку»

*Беседа (с иллюстрациями) «Город на Клязьме»

* Работа в книжном уголке: рассматривание тематических альбомов, книг, фотографий, наглядно – демонстрационных материалов.

*Настольно-дидактическая игра «Собери платок»

*Разучивание стихов про Павлопосадские платки.

*Настольно-дидактическая игра «Сочетание цветов»

*Раскрашивание цветочных узоров

*Мастер-класс «Оформление кроков павловопосадских платков бахромой».

Формы работы с родителями

*Консультация для родителей «Актуальность проектов как особой формы развития детей дошкольного возраста»

*Поиск наглядно-иллюстративного материала по теме с привлечением родителей

*Поиск и заучивание с детьми русских народных поговорок и пословиц о рукоделии, ремесле русского народа.

* Консультация для родителей «Роль народного декоративно – прикладного искусства в художественно-эстетическом развитии детей»

*Создание стенда для родителей «Чудо-платки»

Взаимодействие со специалистами

* Разучивание песен: «Русские умельцы» и «Русский сувенир»

*Разучивание музыкальной игры «Передай платок по кругу»

*Разучивание хоровода с павловопосадскими платками

* Рисование на тему: «Цветочные узоры»

* Рисование на тему: «Павловопосадский платок»

* Рисование печатью «Красивый платок».

Третий этап – завершающий

1. Собрания методических и практических материалов, результатов проделанной работы, подведение итогов.

2. Награждение семей благодарственными письмами и грамотами, принявших активное участие в проекте.

Список литературы:

1. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6.

2. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.:

Просвещение, 2006.

3. Клиентов А. Народные промыслы. - М.: Белый город, 2003.

4. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М.: Мозаика-Синтез, 2012.

5. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. - СПб: Детство-Пресс, 2012.

6. Толстухина Н. В., Полосина Т. А. «Павлопосадские шали» - М.: «Интербук –БИЗНЕС», 2007.

7. Шубина О. В., Чайка И. Г. -Музыкальное развитие детей на основе народной культуры. - Волгоград.: Издательство «Учитель», 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе общеразвивающей направленности на тему: «Павловопосадский платок».

Познакомить детей с историей и технологией развития производства павловопосадских платков, с их художественными особенностями....

Презентация к занятию «Павловопосадский платок».

История, технология развития производства павловопосадских платков....

Интерактивное занятие «ПАВЛОВОПОСАДСКИЙ ПЛАТОК» в старшей группе для детей с ТНР

Интегрированное занятие по обобщению знаний детей о павловопосадской платочной мануфактуре и истории платка, как части национального костюма....

Проект по патриотическому воспитанию ГБОУ Школа № 492 СП № 4 "Сказка"

Конспект занятия в старшей группе по нравственно — патриотическому воспитанию, посвященного Дню Победы.Седа Бабаян Конспект занятия в старшей группе по нравственно — патриотическому воспитан...

Проект Город мастеров. Тема: Павлово-посадский платок.

Проект для детей старшей группы (5 - 6 лет) по приобщению детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию на тему: "Павловопосадский платок"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию "Павловопосадский платок"для детей старшей группы...

конспект занятия в подготовительной группе "ПАВЛОВОПОСАДСКИЙ ПЛАТОК"

Знакомство детей с народным творчеством и народными промыслами, с нетрадиционным рисованием....