Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию на тему: "Павловопосадский платок"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) по теме

Борисенко Надежда Васильевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию "Павловопосадский платок"для детей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pavlovoposadskiy_platok.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 1 «Сибирячок»

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

по художественно-эстетическому развитию

на тему:

"Павловопосадский платок"

для детей  старшей группы

                  воспитатель  высшей квалификационной категории

Борисенко Надежда Васильевна

                                                      Бердск, 2018

Цель: Развитие у детей интереса к народному декоративно-прикладному искусству и промыслу народных мастеров.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширить представления детей о народно-декоративном искусстве через знакомство с определенным видом народного искусства – Павлово-Посадские платки;
  • Формировать у детей понятия об особенностях узора;
  • Учить проявлять творчество в оформлении работ.

Развивающие:

  • Развивать интерес к народному искусству;
  • Развивать умение составлять узоры определенного вида народно-декоративно-прикладного искусства.

Воспитательные:

  • Воспитывать уважение к мастерам и желание создавать прекрасное;
  • Воспитывать детей умению видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества.

Планируемые результаты:

В свободной атмосфере работы дети развивают свои умения:

1. Коммуникативные: умение слушать, обсуждать, визуализировать свою идею на бумаге;

2. Манипулятивные: координация движений, закрепить правильные приемы, умение пользоваться инструментами и технологиями;

3. Социальные: аккуратность, способность исполнять разные социальные роли, терпимость к другому, самодисциплина, умению доводить задуманное до конца, совместное обдумывание и обсуждение.

Материалы и оборудование:

  • Демонстрационные: проектор, слайдовая презентация, выставка Павлово-Посадских платков на красном, черном, белом, зеленом фоне.
  • Раздаточные: листы бумаги квадратной формы, краски, баночки для воды, кисточки, салфетки (на каждого ребенка).

Ход НОД

I. Вводная часть

Педагог: Здравствуйте, наше занятие я хочу начать с загадки:

                              Головной убор крестьянки

                              Выбирали себе сами:

                              И работать, и гулять -

                              Что же нужно повязать?

                              Собирали в узелок

                              Из материи...  (Платок)

Дети: Платок

Педагог: Правильно, сегодня речь о платке. Только о каком?.

 Русский поэт Александр Блок, воспевая Россию, написал такие строки:

А ты все та же лес да поле,
           Да плат узорный до бровей...

Слайд 2.“Плат узорный”, о котором говорил поэт, был изготовлен мастерами из старинного города на реке Клязьме. Имя города — Павловский Посад.

Слайд 3. Раньше многие женщины носили платки на голове на плечах, иногда даже сложенными на руке, как украшение. Павловопосадские платки очень нарядные.

Слайд 4. По черному, зеленому, синему, красному, белому фону словно рассыпаны цветы и листья., а чаще – букеты или гирлянды из роз. Пионов, георгин, лилий. Ирисов, ромашек, колокольчиков. Особенно нарядно украшен на платках угол, ниспадающий на спину, ведь именно он хорошо виден. Иногда самый яркий и крупный узор помещают в центре, а по краю проходит узорчатая кайма. Типы рисунка имеют свое название: травчатый, копытцами. Уступами, струями, шахматный, перьями.

Слайд 5. Платки на голове или плечах придают женщине красоту, величавость, служат защитой от холода, сохраняя тепло и здоровье. Узорные платки и шали носили и в городах, и в деревнях. Красовались в них и молоденькие девушки, и почтенные матери семейства. Платок на Руси был самым желанным подарком.

Слайд 6. Платок – не просто головной убор, а символ любви и красоты. Накинет на плечи праздничный платок женщина, посмотрит в зеркало и улыбается. Красавица!

Педагог: В нашей группе представлена небольшая выставка платков. Внимательно посмотрите на платки. На нашей выставке есть платки с кистями и бахромой, большие и поменьше. Всем Павловские платки и шали к лицу. (набрасывает на плечи девочкам платки, они любуются ими, смотрятся в зеркало.) Посмотрите, как красиво, нарядно, современно.

Русская шаль не только согревает, но и подчеркивает привлекательность женщины. Красота Павловских шалей удивительно сочетается с картинами русской природы.

Педагог: Создание платков- дело коллективное. А кому принадлежит главная роль? Конечно, художникам.

- У кого дома есть такие платки?

- Для чего нужен платок?

-Кто составляет узоры для платков?

- Какую форму имеет платок? (квадратный)

- Чем украшены платки, какими цветами?

Дети: Букетами или гирляндами из роз, пионов, георгин, лилий, ирисов, ромашек, колокольчиков.

- Какого цвета фон платков?

Дети: Зеленый, синий, красный, белый.

Педагог: Молодцы! Хорошо запомнили все о павловопосадских платках.

Технология изготовления платка.

Слайд 7. Узор наносили на холст резными деревянными досками “манерами” и “цветками”. Чтобы ткань лучше пропитывалась краской, при печатании рисунка по форме били тяжелым молотком. Так и возник термин “набойка”, или “набивка”.

Сейчас на фабрике используют автоматические станки. Павлово-Посадские платки известны и в других странах. Они получают награды на разных выставках.

Педагог: Рассматривают платок, складывают его на четыре части. Если мы разделим платок на четыре квадрата, то, что вы увидели?

Дети: Каждая четвертая часть платка похожа на три остальные.

Педагог: Детям предложить самостоятельно из готового платка выделить угол, и составить из готовых элементов платок на столе. (В ходе выполнения задания проследить, как дети справляются с заданием в конце всем вместе исправить общие ошибки, помочь тем, кто не справился).

Педагог:  Молодцы! Давайте нам немного отдохнуем.

Разминка: “Хоровод игра с платочком ”.

Дети становятся в круг, не держась за руки. В центре круга стоит Галя с голубым платочком в руке.

Галя по садочку ходила,

Свой платочек там уронила.

Галя ходит по кругу, на слово «уронила» роняет платочек. Ребенок, около которого упал платочек поднимает его.

Обошла тут Галя садочек

Ищет свой голубой платочек.

Галя ходит по кругу и ищет его,но не находит. Садится в круг и делает вид, что плачет.

Не горюй подруженька Галя!

Мы платочек твой разыскали

Под малиновым под кусточком,

Под зелененьким по листочком.

Дети . взявшись за руки подходят к Гале, сужая круг, чтобы ее утешить. Дети отходят назад, расширяя круг. С окончанием куплета дети  останавливаются и разъединяют руки.

II. Основная часть

Переход к продуктивной деятельности:

Перед началом работы обратить внимание детей, на готовые платки, заострить внимание, что они выполняют только 1/4 часть платка.

Педагог: Давайте еще раз посмотрим на платок. Какие цветы на платке?

Дети: Крупные и мелкие.

Педагог: Как они расположены?

Дети: Букетами. Гирляндами, вдоль нее мелкие цветы.

Педагог: Наше задание, как художников, нарисовать только 1/4 часть платка. Приступаем к работе!

Выполнение творческой работы:

С целью усиления эмоционального воздействия во время работы детей включить музыку. В ходе работы детям, не справляющимся заданием оказать помощь, по необходимости показать. Обращать внимание на платки, находящиеся на выставке.

III. Заключительная часть:

Подведение итого в форме компьютерной презентации.

Ребята, посмотреть какими получились ваши платки, мы сможем только после того, как высохнут ваши работы. Обязательно это сделаем вначале следующего нашего занятия. Уже сейчас видно, какими красивыми они получились.

Вопросы для закрепления.

- Для чего нужен платок?

- Кто составляет узоры для платков?

- Чем украшены платки, какими цветами?

Спасибо за занятие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию область «Художественное творчество» (нетрадиционные техники рисования) в первой младшей группе (2-3 года) Тема: «Забытый день рождения»

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию конспект НОД по теме "Забытый день рождения". Основная цель моей разработки: знакомить малышей 2-3 лет с нетрадиционными техниками рисования и формироват...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет (образовательная область «Художественное творчество»).Тема: лепка из соленого теста"Зайки на полянке"

Тема: лепка из соленого теста «Зайки на полянке». Интегрируемые образовательные области: «Познание»,  «Художественное творчество», «Здоровье»,  «Физическая культура», «Чтение художестве...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (изобразительная деятельность (рисование)) в средней группе с использованием нетрадиционной техники рисования (печатками из ластика) «Волшебница осень»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (изобразительная деятельность (рисование)) в  средней группе с использованием нетрадиционной те...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию, музыкальная деятельность воспитанников старшего дошкольного возраста по теме: «Юные пожарные»

Конспект Конспект  непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию, музыкальная деятельность воспитанников старшего дошкольного возраста  по теме: «Юные ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по (художественно-эстетическому развитию) Рисование на тему: с использованием нетрадиционной техники (восковые мелки + акварель) «Русский народный платок для мамы»

Цель:  приобщение детей к русской народной культуре через  знакомство с изделием народного промысла – русским платком; развитие творческих способностей детей посредством испо...