« Родные мотивы. Национальные костюмы народов Крыма»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Генингс Эллада Аркадьевна

 Цель:

Ознакомление детей старших групп ДОУ,с национальными костюмами народов Крыма в процессе музыкальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon -16e41.doc36.46 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект занятия

Образовательная область

   «Художественно-эстетическое воспитание» .  

Раздел                          

Музыкальная деятельность

                                     с детьми подготовительной группы (6-7лет).

                                                       

                                                          Тема

           « Родные мотивы. Национальные костюмы народов Крыма»

Подготовила:                                                                       Генингс Э. А.

                                                                      Музыкальный руководитель  

                                                        высшая квалификационная категория

                               с. Фрунзе Сакский район.

                                          2025г.

   « Родные мотивы. Национальные костюмы народов Крыма»     

 Цель:

Ознакомление с национальными костюмами народов Крыма в процессе музыкальной деятельности.

Задачи:

Образовательные

Приобщать детей дошкольного возраста к миру культуры и традиций Крыма;

Продолжать знакомить детей с музыкальной культурой народов Крыма, бытом и их народными костюмами.

Способствовать освоению элементов народных танцев

Пополнять знания детей об элементах и орнаментальных мотивах русского, украинского, крымско-татарского костюмов

Актуализировать знания детей о музыкальной культуре Крыма, его деятелях с помощью игры « Музыкальный венок»

Развивающие

Обогащать  музыкальные впечатления детей

Продолжать развивать внимание, память, воображение

Обогащать речь детей, расширяя и активизируя словарный запас

Закреплять умения детей поддерживать беседу со сверстниками и взрослыми

Воспитательные

Прививать  базовые социальные навыки и навыки толерантного поведения

Вызывать  яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного национального колорита

Воспитывать гражданско –патриотические чувства: гордость за

свою Родину

Словарная работа

Объяснить значение слов: Мода, Дизайнер, Кокошник, Косоворотка, Картуз; Феска, Марама; Вышиванка, Спидныця, Шаровары.

Отдельно об этимологии слова Кушак.

Планируемый результат:

  • Дети делятся впечатлениями из опыта, передавая хорошо знакомые события. .  
  • Дети демонстрируют ярко выраженную заинтерисованность в познании традиций, быта и национальной одежды народов Крыма
  • Дети охотно вступают в общение со взрослым, ориентируется на общепринятые нормы и правила культуры поведения при общении со взрослыми и сверстниками.
  • Дети действуют в соответствии с заданными условиями.
  • У детей актуализированы знания о музыкальной культуре Крыма и его деятелях: А. Караманове, А. Спендиарове; о крымском композиторе Г. Азаматовой-Бас, чьи песни в репертуаре детей.
  • Дети достаточно координированы, охотно овладевают новыми музыкально-ритмическими навыками, что позволяет им реализовывать свои творческие фантазии в играх или точно исполнять  рисунок народного танца.

Оборудование и  реквизит

Мультимедийное оборудование.

Цифровое пианино

Мольберт, компьютер 

Атрибуты для игр и танцев

Демонстрационный материал

Видеорепортаж о прошедшем празднике   «Осень в Крым пришла»

«Словарик дружбы» - Лэпбук

Презентация « Костюмы народов  Крыма»

Презентация « »

Предварительная работа

  • Беседа о Крыме, как о малой Родине;
  • Разучивание песен и стихотворений о Крыме;
  • Чтение крымских легенд, художественных произведений о Крыме;
  • Рассматривание иллюстраций, фотографий, карты Крыма;
  • Знакомство с играми народов Крыма.
  • Слушание фольклорной музыки народов Крыма

структура и методические приемы, используемые на занятии. Указываются части занятия и конкретные методические приемы.

И, наконец, начинается описание хода занятия. Ход занятия пишется в прямой речи. Обязательно пишутся все слова, которые воспитатель будет говорить, предполагаемые ответы детей, обобщения воспитателя. Если по ходу занятия воспитателю нужно выполнить какие-то действия, это указывается в конспекте.

Занятие завершается словами анализа.

Этапы и задачи

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время занятия

                  Организационный

                        момент:

-Педагог встречает детей в зале. Он  приветствует детей, пропев первую фразу весёлой логоритмической песенки-распевки «Солнечные плимки», в восходящем движении к доминанте

-Педагог продолжает, пропевая  вторую фразу в том же восходящем движении, к доминанте.

,

-Дети отвечают той же фразой только в нисходящем движении к тонике

-Дети повторяют за педагогом2 фразу, заканчивая её в тонике

2 мин

Вводная часть

Муз.рук.

- Ребята, всё в нашем зале мне напоминает о прошедшем празднике: «Осень в Крым пришла». Вам понравился праздник?

Давайте нашу сегодняшнюю встречу посвятим воспоминаниям о нём…

С чего же начался праздник?...

Мне очень понравилось, как вы исполнили танец с осенними ветками. Казалось, будто мы все оказались в осеннем саду.

Воспитатель:

А у меня в голове всё время крутится: «…лапта-буди-буду..».

Можете напомнить мне, откуда эти смешные слова?

 

Дети делятся впечатлениями и вспоминают персонажей утренника и репертуар.

    Исполняется

 «Осенний вальс»

Исполняется песня

«Разноцветная осень»

4мин

Основная часть

Заключительная часть

Раздаются звуки шлёпающих  шагов

В зал торопливо входит Цветок тропический.  Она кутается в дождевик; в руках мокрый от «дождя» зонт. 

Муз.рук.

-Проходите, Вы совсем промокли!

Мальчики, поухаживайте за гостьей: помогите ей раздеться.

Здравствуйте! Кто Вы и откуда?

Цветок тропический:

              говорит с акцентом

Я есть, Цветок Тропический, не ординарный и очень экзотический. У себя на родине я дизайнер и историк моды. Вы знаете, что такое мода и чем занимается дизайнер?...

Я очень спешил к вам на праздник, потому что надеялся встретить здесь новых друзей, которые расскажут, что такое Осень в Крыму, ведь в моей стране её не бывает. Также, мне хотелось услышать музыку и песни, крымчан; увидеть  ваши танцы. А как историка моды более всего, меня интересует национальная одежда народов Крыма.

Муз.рук.

- К сожалению Вы опоздали на целые сутки. Наш праздник состоялся вчера.

Цветок тропический:

-Значит теперь я ничего не увижу, не услышу и не получу никакой информации? Как же я рассеян! Забыл про разницу во времени.

Вот сейчас у вас день, а в моей стране ещё ночь и мне так хочется спа-ать

  позёвывает и закрывает глаза.

Муз.рук.

Ребята, пока наша гостья отдыхает, давайте подумаем, как можно ей  помочь.

Раздаётся звон. Цветок просыпается, смотрит на часы.

Цветок тропический:

- Ну что ж, мне пора возвращаться. Вернусь ни с чем. Вздыхает.

Муз.рук.

-Погоди, цветочек. Ребята придумали, как тебе помочь. Говорите, ребята

Муз.рук.

- К нам на праздник прилетал Крымуша со своей мудрой подругой Лебедью Лагурой. Они подарили ребятам волшебный «Словарик дружбы». Каждый день он наполняется новыми словами, понятиями и смыслами.

Педагог демонстрирует: презентацию «Словарик Дружбы Крымуши», где каждая страница посвящена определённому этносу:

  • Русская
  • Украинская

  • Крымск-татарская

  • Греческая

и сопровождается танцем, песней,  игрой . В него добавлены новые фотостраницы с прошедшего утреннника

-Педагог проводит игру «Музыкальный венок», используя мольберт и фотографии  национальных костюмов народов Крыма.

  • - Педагог   акцентирует внимание на новых словах названиях деталей одежды: Кокошник, Картуз Косоворотка; Феска, Марама; Вышиванка, Спидныця, Шаровары.

Отдельно об этимологии слова Кушак.

  • Во втором круге игры представлены портреты композиторов Крыма.
  • Отгадкой в последнем задании игры представлена « Песня о Крыме» российского композитора А. Ермолова

- Педагог интересуется мнением детей о проведённом занятии и тактично интересуется,

Муз.рук.

-Какое  впечатление вы произвели сами на себя, при просмотре материалов утренника?

Муз.рук. интересуется мнением  гостя,

- Что нового узнали о моде; о национальной одежде народов Крыма?

Цветок тропический:

 -Благодарю вас, ребята за то, что помогли мне. На этом моё путешествие не заканчивается. Путь мой теперь лежит в Бельбекскую долину, в село Соколиное, где 20 сентября откроется ярмарка и состоится второй сезон авторского этнопроекта «Мода народов Крыма».

Меня ждут интереснейшие встречи с крымскими дизайнерами и мастерицами, которые в своём творчестве используют идеи традиционной национальной одежды народов Крыма.

Муз.рук.

- Ребята обсудите с родителями возможность посетить эту ярмарку мастеров. А  на очередном занятии, поделитесь своими впечатлениями.

Мальчики помогают гостье раздеться; принимают зонт

Дети высказывают свои представления

- Дети побуждаемые сочувствием, предлагают гостю присоединиться к занятию и прослушать - «Шуточную песню об

Осени» Т. Снежина,

 а затем вместе «перелистать» Словарик Дружбы, подаренный Крымушей и лебедью Лагурой

2

Мы расскажем тебе про Осень.

Покажем всю её красу и все её забавы.

Ты поймёшь, насколько она красива.

3.

В золотой карете,

Что с конем игривым,

Проскакала осень

По лесам и нивам.

4

Добрая волшебница

Все переиначила:

Ярко-желтым цветом

Землю разукрасила.

5

Природа пышно расцветает

 Как будто собралась на бал

Нам леди Осень всем готовит

 Чудесный, пышный карнавал

              Исполняется

«Шуточная песня об Осени» муз. и сл. Т. Снежина

Дети погружаются в атмосферу каждой страницы, вспоминая и исполняя:

  • Русский «Танец с ложками»

Русские костюмы

  • Укр.н.п. «Ой заграйте

дударики » Укр.костюмы

  • Кр..Тат.Игра
  •  «Овца   убежала» Кр.тат. костюмы
  • Танец «Сиртаки»

 Греческие костюмы

Дети улавливают связи между музык. фрагментами  и деталями национальных костюмов; музыкой и композиторами.

Дети узнают композиторов

Дети исполняют

« Песня о Крыме». Комп. А. Ермолов

Дети дают оценочную характеристику своим выступлениям, отмечают успехи товарищей.

- Дети прощаются с гостем, пообещав непременно обсудить с родителями поездку на ярмарку мастеров

21

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс национального костюма народов Поволжья. Номинация «Башкирский детский костюм»

Я хочу представить Вашему вниманию работу, выполненную творческой группой нашего детского сада /в которую вхожу и я/для участия в городском конкурсе костюмов народов Поволжья....

Национальные костюмы народов России

В презентации представлены фото материалы национальных кастюмов народов России. Дети в яркой и доступной форме познкомятся с миром народных традиций и костюмов. Материал может использоваться как вспом...

Изготовление костюмов и презентации к участию в конкурсе "Лучший национальный костюм народов России" 2023

Номинация: «Тематическая коллекция» Описание моделейВ национальном костюме отражаются мастерство людей, индивидуальные черты, характер, эстетические вкусы. Эта одежда восхищает красив...

"Национальная культура народов Крыма"

Проектная деятельность с детьми подготовительной группы....