Проект "Моя малая Родина"
проект
Предварительный просмотр:
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию
для старшей группы
«Моя малая Родина»
Актуальность проекта
Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо.
Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Для успешности работы с детьми по ознакомлению с родным городом, необходимо применить проектный метод. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.
Тема проекта: «Моя малая Родина»
Цель: обогащение знаний детей о родном городе Гагарин.
Задачи:
- Воспитывать чувство любви к своей малой Родине.
- Расширять знания о природе родного края.
- Воспитывать патриотические чувства, посредством выразительного чтения художественных произведений.
Вид проекта: информационный, краткосрочный.
Участники: воспитатели, дети старшей группы, родители.
Сроки реализации: одна неделя.
Предполагаемые результаты:
- Расширят знания о природе родного края.
- Получат представления об истории, культуре, природе родного края.
- Закрепят историю возникновения родного города, его достопримечательности.
План мероприятий по реализации проекта
№ п/п | Мероприятие проекта | Сроки | Ответственные |
Организационный этап | |||
1. | Обсуждение, постановка целей и задач проекта. | Октябрь | Воспитатели, музыкальный руководитель |
2. | Подбор методической литературы и интернет-ресурсов, необходимых для реализации проекта. | Октябрь | Воспитатели, музыкальный руководитель |
3. | Создание условий для реализации проекта в МБДОУ «Детский сад «Лучик» | Октябрь | воспитатели |
Ознакомление родителей с тематикой недели | Октябрь | Воспитатели | |
Реализация проекта | |||
Организация предметно-развивающей среды в группе | Октябрь | Воспитатели | |
Оформление информационных буклетов 1. «Растим патриотов России». Приложение 1.1. | Октябрь | Воспитатели | |
Создание презентации
Приложение 1.2. (1.2.1.) | Октябрь | Воспитатели | |
Организованная образовательная деятельность. 1.ООД ФЦКМ для старшей группы Показ презентации «От Гжатской пристани до космических орбит»». Приложение 1.2. (1.2.1.) | Октябрь | Воспитатели | |
Продуктивная деятельность: 1. ООД по изобразительной деятельности в старшей группе «Дома на нашей улице». Приложение 1.3. 2. ООД по продуктивному виду деятельности в старшей группе «Дома на нашей улице». (работа с бумагой) Приложение 1.4. 3. ООД - изобразительная деятельности в старшей группе «Животные нашего края» Приложение 1.5. | Октябрь | Воспитатели | |
Совместные творческие дела 1.Создание альбома «Я и мой город» Приложение 1.6. | Октябрь | Воспитатели | |
Чтение художественной литературы в режимных моментах: Чтение стих П.Градов «Здравствуй, город!». Чтение стихов о родном городе. Чтение стих. Е.Серова «Родные края». Чтение И.Вершегонова «Мой край». Чтение стих «Что мы родиной зовём». | Октябрь | Воспитатели | |
Образовательная деятельность в режимных моментах 1.Рассказ о Гагарине. Приложение 1.7. 2.Беседа о родном городе. Приложение 1.8. 3.Рассказ: «Природа, растения и животные Смоленской области». Приложение 1.9. 4. Беседа о символике города. Приложение 1.10. 5. Рассматривание иллюстраций с видами города. 6. Рассматривание фотоальбома о моей малой родине. | Октябрь | Воспитатели | |
Заключительный этап | |||
Выставка детских работ | Воспитатели | ||
1.Экскурсия к памятнику Петра I Приложение 1.11. 2.Путешествие-развлечение по родному городу «Разные здания нашего города». Приложение 1.12. | Октябрь | Воспитатели | |
Публикация материалов об итогах проекта на официальном сайте ДОУ, Оценка и анализ результатов реализации проекта. | Октябрь | Заместитель заведующего | |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.1.
Консультация для родителей
Хотите ли вы – не хотите ли,
Но дело, товарищи, в том,
Что, прежде всего вы – родители…
(Роберт Рождественский)
Какую цель ставят перед собой родители, воспитывая своего ребенка? Все хотят вырастить доброго, умного, трудолюбивого, отзывчивого, любящего и уважающего своих родителей человека. У которого будет счастливая семья, хорошая работа. То есть, все мы хотим вырастить патриота своей Родины. Да, именно - патриота.
Вдумайтесь, что означают слова – «патриот своей Родины». Это человек, который беззаветно любит свою Родину. А Родина – это не абстрактное понятие. Родина – это, то место, где мы с вами живем, где живут наши родные и близкие люди, где нам очень дорого абсолютно все.
Задумайтесь на минуточку, почему, куда бы мы не уехали, нас всегда тянет туда, где мы родились? Тянут нас туда воспоминания о близких и дорогих – маме, папе, бабушке, дедушке, Счастливые события из нашего детства.
Тянет нас к себе Родина любимая, потому что мы – патриоты. Любить Родину – это значит любить свой родной край, свой город, свой дом, свою семью. Так как же вырастить патриота – человека, который будет любить свою Родину и, не задумываюсь, встанет на ее защиту? А начинать нужно с малого.
Патриотизм воспитывается с пеленок. Сначала нужно научить малыша любить своих близких. Мать учит ребенка любить и уважать отца. Отец так же учит любить и уважать мать. И самый лучший способ здесь – личный пример. Ребенку свойственно подражать своим близким – маме и папе. Если он видит, с какой любовью и нежностью папа относится к маме, он будет относиться к ней так же. Так же он будет копировать уважительное отношение, доброту и заботу мамы к отцу.
Очень важно познакомить ребенка с историей своей семьи. Рассказать ему о том, кем были его бабушки и прабабушки, дедушки и прадедушки. Не последнюю роль тут будут играть семейные фотоальбомы. Если в семье есть люди, имеющие государственные награды, ребенку нужно непременно рассказать о них.
Таким образом вы воспитываете гордость за свою семью. Важно так же постоянное общение с ребенком. Рассказывайте ему, где и кем вы работаете. Чем занимаетесь на работе. Как это важно для вашей семьи и для других людей, для города, для страны. Для того, чтобы человек любил свой город, он должен его знать. Необходимо рассказывать ребенку об истории города, о людях, живущих и живших когда-то в нем.
Замечательно, когда практикуются семейные прогулки по городу. Когда у семьи есть любимые места в городе. Рассказывайте детям о природе родного края. О парках и лесах, о животных и птицах родного края. Любимый край, любимый город, любимая улица, любимый дом, любимый парк, любимая скамейка в парке – вот что для каждого человека означает -Родина. Любить свою Родину, гордиться ею это и значит – быть патриотом. В воспитании этого важного качества главную роль играет семья.
От вашей семьи зависит, каким вырастет ваш ребенок. А от того, каким он вырастет, зависит, какой в будущем будет наша с вами Родина. Поэтому очень важно, чтобы наши малыши выросли настоящими патриотами, любящими свой родной край, свою Родину. Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.
Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть большой страны, а дети – жители России, ее граждане. Гражданин – житель страны, который признает ее законы (правила поведения), потому что он любит свою страну. Важно знакомить детей с государственными праздниками в доступной для них форме. Рассказывать детям о дне Российской армии, о военнослужащих охраняющих нашу Родину.
Любознательность, интерес к познанию окружающего мира позволяют детям старшего дошкольного возраста закреплять знания детей о флаге, гербе и гимне. Дети должны знать, когда звучит гимн, все встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы, очень важный, торжественный и знаковый момент для каждого ребенка. Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и родной страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.
Знакомство дошкольника с родным городом и родной страной - процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю.
Чувство патриотизма включает в себя следующие параметры:
- чувство привязанности к местам, где человек родился и вырос;
- уважительное отношение к языку своего народа;
- заботу об интересах родины;
- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
- уважительное отношение к историческому прошлому своего народа, его обычаям и традициям;
- стремление посвятить свой труд на благо могущества и расцвета родины.
Формирование любого нравственного качества процесс длительный и достаточно трудоемкий. Любое нравственное качество приобретает устойчивость при сформированном мировоззрении. Целесообразно начать работу по формированию патриотизма через воспитание чувств любви ребенка к своей семье, к своему месту рождения – это и есть закладка основного базиса
Приложение 1.2.1.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Снежинка»
Познавательное развитие. ФЦКМ.
Показ презентации «От Гжатской пристани до космических орбит»
г. Гагарин
Город Гагарин
Небольшой провинциальный центр, кормивший в свое время Санкт-Петербург. Город, в котором родился первый космонавт. История Гагарина, относительно молодого города Смоленщины, непроста и интересна. Хотите узнать о самой широкой ярмарке России и первых партизанах?
От Москвы до города Гагарина Смоленской области – 180 километров, но отнюдь не для «столичных нужд» он был основан. Своим возникновением он обязан второй российской столице – Санкт-Петербургу. Петр I (слайд 2), прорубив «окно в Европу», задумался: как в Северную столицу будут доставляться товары? Русские дороги никогда не отличались хорошим качеством, а болота вокруг нового города и вовсе затрудняли подъезды к нему.
Внимание императора привлекла река Гжать(слайд 3), приток впадающей в Волгу Ваузы. По этим рекам при желании можно было доплыть до самой Балтики. Велением Петра на Гжати стали создаваться пристани. От них в сторону Петербурга поплыли караваны судов, груженые зерном, мукой, салом, парусиной и другими товарами. История Гагарина началась.
Петр считал эту реку, спасавшую от голодной смерти рабочих, занятых на строительстве Северной Венеции, «житницей Петербурга». 11 ноября 1719 года им был подписан указ об открытии Гжатской пристани. Эта дата и считается днем основания города, названного по реке – Гжатском.
Городской центр формируется вокруг пристани, основные улицы держат направление на Москву, Смоленск и Владимир. В 1730-х годах строятся в будущем Гагарине достопримечательности Казанская церковь (слайд 4) и Благовещенский собор (слайд 5) (сейчас на его месте стоит новый одноименный собор, построенный в 1900 году). Появляются новые торговые ряды.
История идет своим чередом; но о том, что Гжатск спустя почти два века превратится в Гагарин, еще никто и не догадывается…
В 1776 году Екатерина II дарует Гжатской слободе статус города, у него появляется герб (слайд 6) – груженая хлебом барка. В 1791 году в городе вырастает новая вертикаль – Вознесенская церковь (слайд 7). Её и сейчас можно увидеть, если поехать на выходные в эти места.
Гжатск растет и по праву считается одним из самых развитых промышленных городов «уездного статуса». Экскурсионные туры, с которыми можно посетить город, подробно знакомят с жизнью местного населения тех времен. Гжатская ярмарка, проводимая каждое лето, считалась одной из самых крупных во всей стране. На нее приезжали купцы из больших городов, сюда привозили товары из столицы, и выручка за них потрясала своими размерами.
Гжатск оставил след в истории войны 1812 года – здесь стал действовать первый партизанский отряд Дениса Давыдова (возможно, в нем были и предки Юрия Гагарина); здесь Кутузов взял на себя командование русской армией.
Великий пожар разгорелся в городе в день вступления в него французов. Здания горели несколько дней, но не солдаты Наполеона были тому причиной. Все местное население поднялось против врага, не желая отдавать врагу ни пяди земли. К сожалению, это не помогло. Гжатск был практически стерт (слайд 8) с лица земли французской армией, дважды прошедшей через город. Можно считать настоящим чудом то, что во время пожаров сохранился дом купца Церевитинова (слайд 9), в котором останавливался Кутузов. Этот дом теперь является достопримечательностью Гагарина, с которой знакомят практически все экскурсионные туры выходного дня.
Спустя несколько лет после войны город начинает отстраиваться заново (слайд 10). Он становится больше, его улицы практически тонут в зелени. Появляются новые заводы. Но постоянная вырубка леса, которая была необходима для строительства новых барж, привела к необратимым последствиям. Что же случилось?
Река стала мельче – ведь один за другим начали исчезать питавшие ее родники. А открытие в середине XIX века железной дороги (слайд 11), соединившей Москву с Брестом и Петербургом (новый виток в истории Гагарина – Гжатска), и вовсе подорвало значение города-пристани.
Она перестала быть «житницей Санкт-Петербурга». Но жители не пали духом. Они перенесли внимание на Москву и теперь снабжали продуктами питания население столицы. В те времена не существовало понятие «экскурсионные туры», но в город часто приезжали для того, чтобы погулять по улицам, зайти в православные храмы и повеселиться на ярмарках.
Однако впереди ждали очередные беды. Началась Великая Отечественная война. На Смоленщину пришли немецкие войска. И Гжатск был сожжен (слайд 12). После войны построили новые дома (слайд 13), но Гжатск, который так скоро переименуется в Гагарин, стал совершенно обычным провинциальным городом, слава которого, как казалось, осталась в истории.
Однако скоро он снова заговорил о себе. Это случилось 12 апреля 1961 года, когда человек впервые поднялся на орбиту Земли. Первопроходцем в истории космоса был уроженец Гжатского района –Юрий Гагарин (слайд 14). Потомок крепостных крестьян спустя ровно сто лет после отмены крепостного права первым покорил Вселенную. В те годы не было в мире человека популярнее, чем русский космонавт! В апреле 1968 года Гжатск был переименован в Гагарин.
Спустя шесть лет появился и бронзовый памятник Юрию Гагарину (слайд 15) – достопримечательность и гордость города. Что же посмотреть здесь, на его родине? (слайд 16)
Объединенный мемориальный музей Ю.А.Гагарина, бесспорно, является самым посещаемым местом. Ежедневно в нем бывают туристы, приехавшие в город самостоятельно или с однодневными турами.
В мемориальный комплекс входит несколько зданий. Дом-музей в Клушино – это история Гагарина, ведь именно здесь он родился и провел детские годы. В доме почти полностью сохранена обстановка. Можно даже увидеть землянку, в которой жила семья Гагариных в военные годы.
В комплекс входят Музей истории первого полета, основанный в 2011 году и за первые месяцы принявший около 10 тысяч посетителей, и Детский музей «Игры Ю. Гагарина», рассказывающий о забавах ребятни 30-50-х годов. В музейных экспозициях представлены вещи космонавта, среди которых есть даже его скафандр.
Приложение 1.3.
Конспект НОД по изобразительной деятельности в старшей группе
«Дома на нашей улице»
Цель: Учить передавать в рисунке различные дома, здания, расположенные на одной стороне улицы.
Задачи:
Закреплять технические навыки и умения.
Упражнять в умении самостоятельно, выбирать средства выразительности, используя традиционные и нетрадиционные способы закрашивания.
Расширять знания детей о разнообразии материалов, из которых строят дома.
Уточнить представления детей о том, что дома отличаются друг от друга по различным признакам (высота, количество и форма окон, дверей, цвет стен, материал, из которого построен дом и т.
Предварительная работа: беседа о родном городе, рассматривание альбомов и иллюстраций о городе.
Оборудование: интерактивная доска, подставки для фотографий.
Материалы для занятия:
Плотные листы бумаги для рисования формата А4.
Восковые мелки.
Фломастеры.
Цветные карандаши.
Ход занятия:
Организационная часть.
Педагог: Ребята, сегодня мы с вами отправимся путешествовать. Скажите, а на чём можно отправиться в путешествие? (Ответы детей)
Педагог: Правильно, ну а мы с вами отправимся в путешествие на воздушном шаре. Закройте глаза, и представьте себе голубое небо и наш воздушный шар. Какой он? Называйте слова, описывающие наш воздушный шар.
Дети: Большой, красивый, имеет круглую форму, есть корзинка для пассажиров, разноцветный, яркий, легкий и т. д.
Педагог: А что внутри воздушного шара?
Дети: Воздух!
Педагог: Молодцы! Давайте мы купол нашего воздушного шара наполним воздухом. (Дети выполняют дыхательные упражнения). А попасть в корзину не так-то просто. Зайди тот, кто назовет свой адрес. Открывайте глаза и называйте свой адрес.
(Дети называют свой адрес и проходят через обруч).
Основная часть.
Педагог: Ну, теперь отправляемся в путешествие по улицам нашего города, который как называется?
Дети: Гагарин.
Педагог: Наш город небольшой, но красивый; есть много улиц, интересных мест и зданий. Каждый из нас живет на своей улице. Расскажите о ней: как она называется, какая она, что есть на твоей улице? (рассказы детей). Примерный вариант рассказа: Я живу на улице Молодёжная. Моя улица очень красивая, длинная, любимая (заслушиваются ответы детей).
Путешествие продолжается дальше.
Педагог: Показывает картинки с изображением домов, построенных из разных материалов. Из чего построен этот дом?
Дети: Этот дом построен из кирпича.
Педагог: Значит он какой?
Дети: Кирпичный.
Педагог: А этот дом из чего построен?
Дети: Этот дом построен из камня. Он каменный.
Педагог: Сегодня мы с вами будем рисовать улицу нашего города.
Педагог: Ребята, а что обычно есть на каждой улице? (Здания, дома).
Педагог: Правильно, на ней есть разные дома. Кто мне скажет, как нарисовать дом?
Выслушать варианты детей.
Педагог: Обратите внимание на изображение центральной улицы города. А на какие части делится дорога? (На проезжую часть и тротуар).
Педагог: А для чего нужен тротуар? (Чтобы по нему могли безопасно ходить люди, пешеходы).
Педагог: А для чего служит проезжая часть? (Для машин, транспорта).
Педагог: Какие виды транспорта вы знаете, ребята? (Пассажирский, грузовой, специальный).
Педагог: Вы знаете, что главным условием на любой улице города является безопасность и для пешеходов, и для водителей, поэтому большинство улиц разделено на полосы для движения транспорта. Посередине улицы проходит полоса, справа и слева от нее машины движутся в разные стороны. А для пешеходов есть тротуары, переходы, «зебры» и светофоры.
Педагог: С чего мы начинаем рисовать? Что первое нам необходимо определить?
Педагог: Показ. Рисовать мы начинаем, с выделения линии горизонта.
Педагог: Какими, нам кажутся предметы дальние по сравнению с ближними? Педагог: Дальние предметы гораздо меньше, чем ближние.
Педагог: Как мы будем рисовать дома, которые находятся вдали? Такими же большими, как и те, что находятся на ближнем плане?
Педагог: Обратите внимание на дорогу и тротуар, как она изображена?
Педагог: Правильно, чем дальше от нас, тем она становится тоньше. Напоминает длинный треугольник.
Педагог: После того как мы определили линию горизонта и линии дороги, немного отступаем от края листа, чтобы осталось место для улицы. Сначала мы рисуем несколько прямоугольников разных по высоте, ширине – это крыша и стены. Затем дорисовываем детали – окна, двери, балконы и т. д.
Педагог: Все это, ребята, нужно отразить в ваших рисунках.
Практическая часть.
Перед детьми находятся образцы рисунков улиц города.
Самостоятельное выполнение задания детьми. Дети рисуют улицу города. В процессе работы педагог напоминает об основных приемах рисования объемных зданий. Отмечает, что стены зданий обычно бывают светлыми, поэтому при закрашивании нужно слабо нажимать на карандаш, чтобы получить светлый тон. Карандаш следует держать наклонно к бумаге, подальше от его кончика.
При закрашивании дверей и крыши, при рисовании рам, дверных ручек и украшений, карандаш надо держать ближе к его кончику и рисовать с более сильным нажимом. Так же для рисования контура и деталей можно использовать подходящие по цвету фломастеры.
Во время выполнения детьми задания необходимо напоминать о том, что не нужно ничего штриховать простым карандашом.
Педагог: При подведении итогов занятия можно попросить детей рассказать о своих рисунках. Можно использовать детские работы на занятии по развитию речи, или в беседах с детьми для формирования навыков творческого высказывания.
Педагог: Вот мы и облетели весь город, посетили все знакомые улицы и рассказали о них, было очень интересно и увлекательно. Нам пора возвращаться в детский сад.
Рефлексия
Педагог: Где мы с вами сегодня побывали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

Альбом для ознакомления детей с малой Родиной «Моя малая Родина - Сходня»
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоен...

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».
Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...

Башарова Светлана Явдатовна, «Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины» (поэт, композитор, художник малой Родины) возрастная группа: подготовительная, 6-7лет Россия, Республика Татарстан, Агрызский
Башарова Светлана Явдатовна,«Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины»(поэт, композитор, художник малой Родины)возр...

«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»
Тема: «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»Цель: расширять представления детей о родном крае, ...

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей» Тема: «Моя малая Родина»
Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотическоговоспитания детей» Тема: «Моя малая...









