Конспект комплексного занятия по ознакомлению с художественной литературой с использованием регионального компонента в подготовительной группе "Осеннее путешествие"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с художественной литературой с использованием регионального компонента в подготовительной группе "Осеннее путешествие"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с художественной литературой с использованием регионального компонента в подготовительной группе "Осеннее путешествие"

Задачи:

  • учить детей выразительно читать наизусть, чувствовать, понимать стихотворения, развивать поэтический вкус;
  • формировать умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения;
  • воспитывать любовь к поэзии и к родной природе.

Предварительная работа:

  1. Беседы о приметах осени;
  2. Рассматривание репродукции картины А.В.Данилова «Осень на Волге».
  3. Чтение и заучивание стихотворений об осени: А.Пушкина «Уж небо осенью дышало..», А.Плещеева «Осень наступила, высохли цветы», А. Майкова «Кроет уж лист золотой», К.В. Иванова «Осень».

Словарь: заморозки, золотая осень, листопад, поздняя осень, багряные листья.

Ход занятия:

Загадка. Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далёкий птицы улетели, Если небо хмурое, если дождик льётся, Это время года.. (осенью зовётся). Ребята, назовите, пожалуйста, приметы осени.

В.: Сегодня такая чудесная погода, что я решила пойти с вами в парк. Посмотрите, как здесь прекрасно. Кругом деревья. А здесь какой замечательный пейзаж. Давайте полюбуемся им. Это полотно чувашского художника В.А. Лукиянова «Золотая осень».

В.: Осень-это замечательное время года. Деревья словно наряжаются в яркие убранства. Осень вдохновила многих поэтов на создание замечательных произведений. У А.С. Пушкина есть много стихотворений об этом времени года. Вот послушайте одно из них.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

В.: Вам понравилось стихотворение? Какими словами поэт говорит об осени? Что означает увяданье? Как можно сказать иначе?

-В солнечные, теплые дни после первых заморозков, листья деревьев окрашиваются в в багряные, желтые, оранжевые цвета и приобретают очень красивый вид. Это время и называют золотой осенью.

- А в нашем поселке какие деревья встречаются чаще всего? /рябина, береза, клен/. Какими становятся листья рябины осенью? /красновато-бурые/. А на берёзе? /золотисто-желтыми/, клене? /ярко красными/. Вот что означают слова «в багрец и золото одетые леса».

В.: -Ребята, а как сам поэт А.С. Пушкин относится к осени? /ответы детей/. Как он говорит о ней?: «приятна мне твоя прощальная краса», «Люблю я пышное природы увяданье», ему нравится осень.

В.: А сейчас мы с вами представим, что мы листочки и немного поиграем.

Физкультминутка.

Дети идут по кругу, держась за руки, и говорят слова:

Мы –листики осенние На веточке висели.

Дунул ветер - полетели…/разбегаются по группе/

И на землю тихо сели. /сели на корточки/

Ветер снова набежал И листочки все поднял. /встали. Руки вверх/.

Закружились, полетели/по всей группе/

И на землю тихо сели/присели/. /Повторяем два раза/.

В.: Ребята, а кто ещё из поэтов писал об осени? /С. Есенин, А.Плещеев,, А. Майков/.

В.: Давайте вспомним эти стихи. (Дети читают стихи наизусть).
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...

Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щеки горят;
Любо в лесу мне бежать,

Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать! /А. Майков/

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..

Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края. /А. Плещеев/.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора…/А.С.Пушкин/

В.: -Ребята, Алиса приготовила вам сюрприз. Сейчас вы услышите стихотворение об осени нашего земляка - поэта Константина Иванова. Свои стихи он посвящает нашей родной Чувашской земле. Сейчас вы услышите одно из них. «Осень».

«Осень» К.Иванов.

Вот и осень наступила,
Что ни день, то холодней.
Птиц отлётных клик унылый
Грусть родит в душе моей.
Вереницею и стаей
Птицы за море летят,
А деревья надевают
Ярко-жёлтый свой наряд.
Реже солнышко смеётся,
Аромата нет в цветах.
Скоро вновь зима вернётся
Вся в метелях и снегах.

В.: -Какие чувства вызвало это стихотворение?

В.: -Верно, стихи об осени чаще всего грустные, печальные, но эта грусть светлая и прекрасная. А вы заметили, что в нашем «парке» вся земля усыпана разноцветными листочками,? /на полу разбросаны бумажные осенние листья рябины, клена и берёзы. В разных местах группы прикреплены изображения берёзы, рябины, клена/.

Давайте поиграем в игру «Кто быстрее соберётся?».

Ход игры:

Дети делятся на 3 команды. Играет музыка, дети разбегаются по группе и собирают листья своего дерева. Музыка замолкает и дети разбегаются к «своим» деревьям. Выигрывает команда, которая быстро и без ошибок собралась под деревом.

В.: Вам понравилась наша осенняя экскурсия? /ответы детей/. А что вам понравилось больше всего? Давайте мы условимся вернуться сюда зимой и послушать стихи этих же поэтов о зиме и посмотреть как же изменится природа зимой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи «Золотая осень»

Произведения искусства - литературно-поэтические, художественно-изобразительные, музыкальные будут больше понятны и доступны детям, если знакомить с ними в комплексе, что мы и попытались сделать, объе...

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ.

Программное содержаниеПознакомить детей со стихотворением А. Плещеева «Весна», напомнить стихотворение А. Плещеева «Осень наступила».Учить называть и сопоставлять характерные признаки весны и осени.Во...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи детей в средней группе «Путешествие в страну сказок»

Конспект  интегрированного занятия по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи детей в средней группе «Путешествие в страну сказок»...

методическая и художественная литература по использованию регионального компонента «Художественно-эстетическое развитие».

помощь педагогам :методическая и художественная литература по использованию регионального компонента «Художественно-эстетическое развитие»....

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с художественной литературой для детей

Предлагаю конспект занятия по басне Л.Толстого «Старый дед и внучек»,...

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с художественной литературой

- Познакомить детей с произведением С. Баруздина «Страна, где мы живём»;- Закрепить знания детей о названии страны, о её богатствах;- Обращать внимание детей на язык литературного произвед...