Современные подходы взаимодействия детского сада и семьи по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников
статья

Чеботарёва Людмила Михайловна

Патриотическое воспитание дошкольников в настоящее время является одной из важных задач детского сада, ведь детство, самая благоприятная пора для того, чтобы привить чувство любви к Родине. Актуальность проблемы состоит в том, что современные дети мало знают о своём посёлке, городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно - патриотического воспитания в семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Малоенисейская средняя общеобразовательная школа»

Алтайского края Бийского района-

структурное подразделение

«Современные подходы взаимодействия детского сада и семьи по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников»

Форма мероприятия: Презентация опыта работы лучших семейных практик по нравственно- патриотическому воспитанию в семье с учетом специфики региона

Выполнила: Чеботарёва Людмила Михайловна,

руководитель структурного подразделения

МБОУ «Малоенисейская СОШ»

с. Малоенисейское, 2025

Актуальность:

Патриотическое воспитание дошкольников в настоящее время является одной из важных задач детского сада, ведь детство, самая благоприятная пора для того, чтобы привить чувство любви к Родине.

Актуальность проблемы состоит в том, что современные дети мало знают о своём посёлке, городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно - патриотического воспитания в семье.

В нашем ДОУ был организован цикл мероприятий по совместной деятельности педагогов, музыкального руководителя с воспитанниками и их родителями по нравственно- патриотическому воспитанию в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через обращение к памяти об историческом прошлом нашего государства. Привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к культуре и традициям своего народа.

 Любовь к Родине начинается с семьи, с любви к своим близким. Каждая семья имеет свои традиции, свою историю, свой опыт, передаваемый из поколения в поколение. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Поэтому, наша работа по патриотическому воспитанию невозможна без участия семьи. Чтобы у детей появилось чувство любви к малой Родине и Родине в целом, недостаточно знаний, получаемых в процессе познавательной деятельности, нужна система воспитательно-образовательной работы по патриотическому воспитанию, основанная на сотрудничестве педагогов, воспитанников и родителей.

Для эффективной реализации регионального компонента необходим ряд педагогических условий, таких как:

- Создание предметно-пространственной среды, которая способствует развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал;

- Подготовка педагогического коллектива;

- Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума;

- Взаимодействие с родителями; 

Региональный компонент – это защита и развитие национальных культур, культурных традиций региона.

- Территориальные региональные особенности: эффективными методами обучения детей дошкольного возраста стали выставки рисунков на тему «Животные и птицы Красной книги Алтайского края», консультация для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников в семье»; посещение мини- музея ДОУ «Горница»; знакомство с патриотическим уголком, посвященным Алтайскому краю (карта Алтайского края, герб края, губернатор Алтайского края, достопримечательности родного села Малоенисейское.

- Культурные региональные особенности. Приобщение к культурным традициям Алтайского края через театрализацию, фольклор и чтение произведений Алтайских писателей. Знакомство с известными людьми, прославившими Алтайский край- В.М. Шукшин. Родители совместно с воспитанниками приняли участие в проекте «В.М. Шукшин- сын Алтая». В процессе реализации проекта познакомились с творчеством Шукшина, его местом рождения. Ребята воспроизвели киноленту из кадров фильмов «Калина красная», «Был такой парень», «Печки- лавочки», «Красные сапожки» и др.  с участием В.М. Шукшина. Познакомились с памятниками, посвященными кинорежиссеру в г. Бийске. Совместно с родителями оформили уголок- стенд «В.М. Шукшин- сын Алтая», посвященный жизни и творчеству Шукшина. А также приняли участие в эколого- патриотической акции «Аллея в память о Шукшине»: высадили голубые ели.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Праздники проводятся с участием родителей и детей, целью которых всегда является, воспитание у детей таких качеств, как доброта, забота, любовь, формирование уважительного отношения к семье, любви к матери и отцу. И в нашем ДОУ были проведены традиционные ежегодные мероприятия: акция «Ромашка в подарок многодетным семьям» на День семьи; «Поздравительные открытки на День пожилого человека». Наше ДОУ активно сотрудничает с корпоративными волонтерами почты России Алтайского края. Совместно с которыми были проведены мастер- классы по изготовлению открыток в подарок пожилым людям дома престарелых г.Бийска.

Участие семей в спортивных соревнованиях: традиционно каждый год организуется совместный спортивный досуг «Спартакиада», посвященный Дню матери; совместные праздники на 8 марта и на 23 февраля; осенний кросс Нации- семейный забег.

2025 год был объявлен В.В. Путиным Годом защитника Отечества. Педагоги с воспитанниками и родителями оформили уголок «Слава тебе, победитель солдат», посвященный участникам СВО- папам защитникам наших воспитанников. Семья одного их наших воспитанников приняли участие в межрегиональной акции «Знамя Победы», где на красном лоскуте ткани было вышито ФИО участника СВО.

В работе по патриотическому воспитанию дошкольников большую роль играет содержание и оформление центра по патриотическому воспитанию детей. Центр меняется по содержанию, в соответствии с возрастом детей, с учётом целей и задач патриотического воспитания. Благодаря помощи родителей изготовлены наглядные пособия, атрибуты, связанные с государственной символикой Алтайского края.

В своей работе с семьей мы опираемся на родителей, как на равноправных участников формирования детской личности. Поэтому, к праздникам «День матери», «День отца», «8 Марта», «23 февраля» организуем, с помощью родителей фото – вернисажи: «Мама – милая моя», «Мамины руки не знают скуки», «Горжусь своим отцом», в которых раскрывается тема «Роль мамы и папы в воспитании детей. В свою очередь, мы с детьми, делаем поздравительные открытки папам и мамам.

К старшему дошкольному возрасту тематика патриотического воспитания расширяется, и дошкольники получают доступные их пониманию представления о государственных праздниках, о Российской Армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину. Примером являются папа и дедушка, они служили в армии. Еще и вспомним прадеда, который прошел всю войну (ВОВ).  В этот период активно привлекаем родителей к помощи в оформления тематических выставок, участия в акциях, конкурсах. Родители и дети активно посещают памятники и обелиски на 9 мая в родном селе.

Участие в акциях «Окна Победы»; «Свеча памяти», посвященная погибшим участникам ВОВ и СВО; «Бессмертный полк»- шествие с портретами прадедов участников ВОВ из родного с. Малоенисейское. А также участие в совместном мероприятии с сельской библиотекой и корпоративными волонтерами почты России Алтайского края- прочтение стихов в память о героях ВОВ у обелиска «Никто не забыт, Ничто не забыто», в парке Победы села Малоенисейское, с именами героев односельчан, участвовавшими в ВОВ.

На протяжении всего времени мы стараемся привлечь родителей к активному участию в жизни группы, это и совместное изготовление тематических поделок для конкурсов детского сада, участие в праздниках и выставках. Тематические поделки на выставку «Космос и я», а также знакомство с памятником В. Терешковой, посвященный первой женщине- космонавту, который установлен недалеко от с.Баево алтайского края). Совместная работа родителей и детей к празднику Пасхи и Масленицы: изготовление поделок, чучела на масленицу. Оформление для родителей консультации, папки- передвижки «Традиции празднования Масленицы, Пасхи». Участие в фотовыставке «семейные традиции» на масленицу и пасху. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребёнка, воспитывают интерес к своему городу, поддерживают интерес к его истории и культуре. 

Вывод: Участие родителей в жизни детского сада воспитывает у детей чувство гордости за своих близких, уважение к старшим. Все формы взаимодействия с родителями и их просвещение, используемые нами в работе, создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка. Хорошее налаженное общение, взаимодействие между семьей и детским садом, способствует поддержке ребенка, тому что его жизнь в детском саду полна впечатлениями, любовью и налаживанию взаимоотношений между ребенком и его окружением.

Литература:

1. Бутырина Н.М., С.Ю. Боруха, Т.Ю.Гущина// «Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей»: учебно-методическое пособие / Белгородский государственный университет, 2004. - 177 с.

2. Н. Григорьева, Л. Козлова // «Как мы работаем с родителями» / Дошкольное воспитание, 2006. - №9. - С. 23-31. Главный редактор: Ахметов Ильдар Геннадьевич, кандидат технических наук // «Вопросы дошкольной педагогики» //Международный научно-методический журнал № 3 (51) / ООО «Издательство «Молодой ученый», 2022

3. Интернет- ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа инновационной деятельности «Взаимодействие детского сада и семьи, обеспечивающее нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Модуль «Моя родина»

Данная программа апробирована и применена в дошкольном учреждении по нравственно- патриотическому воспитанию....

Консультация для воспитателей « Взаимодействие детского сада и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»

laquo;Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь...

Современные подходы взаимодействия детского сада и семьи по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Презентация на тему "Современные подходы взаимодействия детского сада и семьи понравственно – патриотическому воспитанию дошкольников"...

«Взаимодействие детского сада и семьи по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников»

        Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через в...

Современные подходы взаимодействия детского сада и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Актуальность:В современных условиях проблема патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её р...