Опыт работы по теме:"Совершенствование технических навыков и умений в старших группах в различных видах искусств"
материал по рисованию (старшая группа) по теме

Ориентация на творчество – один из основных принципов данного опыта. Материал опыта можно использовать как способ развития эмоциональной сферы, совместная деятельность детей и взрослых – это радость общения, культура взаимодействия, это умение делать жизнь яркой и увлекательной. Благодаря развитию творческого потенциала у детей формируется умение абстрактно мыслить, воспринимать предметы изобразительного искусства, помогает стать ребенку творческой личностью, проявлять свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности.  
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Современная жизнь характеризуется глубокими и быстрыми изменениями. Развитие у детей художественно-творческих способностей выступает в качестве основного способа существования и развития индивидуального подхода к детям. Возникла практическая необходимость качественного изменения результатов деятельности в работе с детьми. Противоречия возникли из-за авторитарного подхода к педагогическому процессу прошлых лет. Жесткое требование к организации педагогического процесса тех лет не позволяли мне осуществлять личностно-ориентированный принцип взаимодействия с каждым ребенком. Потребовалось пересмотреть ряд привычных профессиональных позиций. Я видела, что личностно-ориентированный подход к детям в процессе обучения изодеятельности дает более высокие результаты. А тесное общение ребенка и взрослого помогает не только быстро усвоить предлагаемый материал, но и существенно влияет на развитие эмоциональности, творчества и качества выполняемых работ. Тесному общению с ребенком я придаю особо важное значение. Мои занятия по изодеятельности я превратила в школу общения и творчества, где царила культура взаимодействия, умение делать жизнь яркой и увлекательной.

Моей самой главной задачей было раскрыть способности и талант каждого ребенка, дать ему возможность поверить в себя, почувствовать свою успешность.

В работе по изодеятельности я старалась создать положительный эмоциональный настрой на работу, учитывать личный опыт каждого ребенка, побуждать его к созданию новых композиций. Для меня важно воспитать в каждом ребенке эстетический вкус, желание заниматься художественной деятельностью.

Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятельности:

  1. Изложение учебного материала. Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов через творческие задачи, которые я решаю совместно с детьми и индивидуально, способствует решению учебных задач и заданий.
  2. Самостоятельная практическая работа детей, которая является основной в учебном процессе. Ее цель — творчество. Создание художественных образов развивает у детей умение обобщать их, приводить к единству, целостности.
  3. Обсуждение. Обсуждение творческих работ с детьми помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека. Могут быть организованы сменные выставки.

В процессе обучения дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями многих природных и искусственных материалов, с разными инструментами, а также с основными приемами их применения. В их числе: листовые материалы (бумага, картон, цветной и прозрачный пластик, фольга, калька), текстиль (ткани, нитки), дерево и разновидности шпона, проволока, природные материалы (шишки, сучки, ветки, мох), краски (гуашь, темпера, акварель), кисти разной формы и толщины, тушь, сангина, уголь, карандаши, фломастеры, клей, палитра, ножницы.

Основные задачи обучения художественному творчеству:

  • развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества детей, воображение, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
  • развивать умение видеть и наблюдать;
  • обучение приемам изображения;
  • привлекать детей к работе с разнообразными материалами, учить создавать грамотные и красивые работы;

В процессе реализации поставленных задач я столкнулась с проблемой поиска наиболее эффективных способов достижения результатов, проблемой выбора методов и форм развития ребенка. Наиболее близкими опыту этой работы я считаю использование традиционных педагогических методов и принципов обучения:

  1. Принцип поэтапности «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу нарастания сложности. Это происходит постепенно, что дает возможность ребенку распределить свои силы равномерно и получить желаемый результат.
  2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.
  3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию творческого мышления.
  4. Принцип выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений.
  5. Принцип доступности. Опыт работы учитывает возрастные особенности и возможности детей дошкольного возраста.
  6. Принцип индивидуализации. Определяется с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
  7. Принцип наглядности. Большое значение имеет взаимосвязь образного слова и наглядности. Основная цель метода – формирование ясного представления о свойствах предмета, которые будут отражены в рисунке, лепке, аппликации.

Все вышеизложенные принципы могут быть реализованы только во взаимодействии.

Развитие практических навыков в изодеятельности обеспечивается рядом методических приемов:

1) Словесный метод. Приемы: 1. Беседа. 2. Пояснение. 3. Напоминание. 4. Поощрение. 5. Художественное слово. Рассматривание произведения искусств сопровождается словом, обогащается словарь детей, они учатся рассуждать, знакомятся с различными видами искусств.

2) Наглядный метод. Приемы: 1. Использование натуры. 2. Рассматривание предметов. 3. Использование образца. 4. Рассматривание картин. 5. Показ воспитателем приемов работы. 6. Наблюдения. Это целенаправленное планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира, видеть его красоту и передавать это в своих работах. Окружающая действительность – основа творческого процесса ребенка. 7. Анализ детских работ. Основная цель наглядного метода – формирование ясного представления о свойствах предмета, которые будут отражены в рисунке или лепке, аппликации.

3) Игровой метод. Внесение игры в сюжетное рисование, аппликацию и лепку развивает воображение, активизирует поиски выразительных средств изображения.

4) Практический метод. Приемы: 1. Упражнения (на бумаге, в воздухе). 2. Показ способов изображения. Это не только простое обучение действиям руками, но и развитие у ребенка различных сторон его личности. Показ облегчает детям понимание того как действовать. Но чем старше дети и чем лучше они обучены приемам по изодеятельности, тем реже нужен показ.                            5) Эвристический метод. Приемы: 1. Игра. 2. Ситуация. 3. Поиск.

Новизна опыта заключается в том, что работа над изодеятельностью позволяет создать условия для творческого взаимодействия детей и взрослых. В ситуации равноправного партнерства, новизна опыта отражена возможностью сосредоточить внимание детей на выразительности работ по рисованию, лепке, аппликации, умению ребенка по-своему передать их содержание, развивает их фантазию, инициативу. Накопленный опыт явился итогом многолетней работы.

Опыт.

«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине... Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохраняется образы, в которых воплощается Родина»

В.А. Сухомлинский

При подготовке детей к школе большое значение придается занятиям по изобразительной деятельности, на которых ребенок знакомится с искусством, учится рисовать. У него развиваются художественные и творческие способности знания, умения и навыки, приобретенные в процессе обучения, дошкольник успешно реализует в самостоятельной художественной деятельности.

Я знакомлю дошкольников с различными видами изобразительного искусства: живописью, графикой, декоративно-прикладными искусством. Это позволяет мне углубленно и систематически формировать у детей интерес и любовь к прекрасному, развивать эстетические чувства, творческое воображение. Я знакомлю детей с различными жанрами и видами искусства: например, они узнают, что картина может быть пейзажной, сюжетной или натюрмортом, что скульптура бывает малых форм, монументальная и др.. что есть дымковская игрушка, филимоновская, хохломская посуда, вологодские кружева и т.д.

В концепции дошкольного воспитания говорится о необходимости развития у детей чувства прекрасного, формирования эстетического вкуса, желания выражать себя в художественной деятельности.

Для решения задач нравственно-эстетического воспитания, мы создали в группе такие условия, где эстетическое, художественное воспитание являлось фоном общевоспитательной работы. Чтобы ребенок, переступая порог детского сада, попадал в обстановку, способствующую развитию эстетического вкуса, и мог бы заниматься художественной деятельностью.

Я считаю, что изобразительная деятельность - рисование, лепка, аппликация - самый интересный вид деятельности детей дошкольного возраста. И неудивительно: деятельность эта позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем,    выразить    отношение    к    нему.    Но    интерес    и положительное отношение во многом определяется тем, как идет овладение рисованием, лепкой, аппликацией. Подтверждение тому - ответы самих детей: «Я люблю рисовать, потому что у меня хорошо получается». Так говорят очень многие дети. В своей практике я редко встречала детей, которые не любят рисовать. На мой взгляд, во многом от того, как протекает процесс обучения рисованию, зависит выразительность рисунков. Следовательно, необходимо так руководить этой деятельностью, чтобы она радовала детей, вызывала положительное, эмоциональное отношение, желание рисовать. Я думаю, что каждый воспитатель должен знать специфику детского творчества, уметь тонко, тактично, не навязывая детям своего понимания и представления, поддерживая инициативу, самостоятельность, способствовать овладению изобразительной деятельностью и развитию творчества.

Я считаю, что основная задача обучения художественному творчеству - помочь детям познать окружающую действительность, развивать наблюдательность, воспитывать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, формировать творческие способности детей в создании выразительных образов в рисунках детей различными изобразительными средствами.

Принцип построения программного материала от простого к сложному - один из основных дидактических принципов. При обучении детей рисованию, лепке, конструированию обязательно нужно учитывать возрастные особенности детей.

Человек, воспитанный искусством, способен жить в гармонии с окружающим миром, познавать и совершенствовать этот мир. Именно такими людьми мы хотим видеть детей в будущем.

Изобразительная деятельность, и в частности рисование, — вид деятельности, без которого немыслимо полноценное развитие личности. Однако здесь важно не навязывать детям стереотипные представления, которые не возбуждают их фантазию, а надоедают им, закрепощают и не стимулируют развитие творческих способностей.

Меня с самого начала работы в детском саду интересовало художественное направление в реализуемой мною программе, волновали вопросы: почему некоторые дети с неохотой берутся за краски на занятиях, а в свободной деятельности подолгу сидят над раскрасками или самостоятельно создают какие либо «произведения», не испытывая при этом никаких затруднений? Способствует ли развитию художественных способностей детей то, что мы, педагоги, предлагаем им сюжет будущей работы?

Размышляя над этими вопросами, я пришла к выводу, что при таком подходе мы лишаем воспитанников возможности проявить фантазию, самостоятельность, права выбора. В итоге дети демонстрируют нам одинаковые, словно отксерокопированные работы. Подтверждение своего вывода я нашла в работах психологов и педагогов, посвященных вопросам развития детского изобразительного творчества. Анализ работы по традиционной методике изобразительной деятельности заставил меня глубоко задуматься над тем, способствует ли она развитию художественного творчества у дошкольников. С этой целью изучила детские рисунки, которые, как правило, мало чем отличались друг от друга, не отражали индивидуального отношения ребенка к создаваемому образу. Все это свидетельствовало об отсутствии творчества в работах детей.

Учитывая, что каждый ребенок обладает определенным потенциалом художественного развития, поставила перед собой цель: обеспечить необходимые условия для раскрытия творческого потенциала детей. Опираясь на психолого-педагогические принципы, попыталась выстроить систему работы с детьми по рисованию. В своей работе я часто использую нетрадиционные способы рисования. Выбор этот не случаен. Название говорит само за себя: здесь присутствует элемент необычности, что позволяет в работе отойти от условных рамок, ограничений и тем самым вызвать интерес у детей. Опыт показывает, что рисование необычными материалами и оригинальной техникой, позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.

Дошкольники способны сочувствовать литературному герою, разыграть в ролевой игре эмоциональные состояния, а вот понять, что есть красота и выражать себя в изодеятельности - дар, о котором можно только мечтать, но этому можно и научить. Я стараюсь развивать в ребенке чувство красоты. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций. Я использую такие нетрадиционные способы как рисование пальцами, печатками, кляксография, монотипия (в основном в младших группах). В старших группах монотипия с продвижением, солью, пластилином, разбрызгиванием, мыльными пузырями, сухой кистью, с добавлением клейстера.

Таким образом, обучение технике рисования, пониманию свойств разных материалов, их выразительных возможностей, формирование умения использовать при создании изображений различные материалы, несомненно, обогатит их рисунки. Я создаю условия для реализации творческих способностей в мире искусств.

Исходя из того, что важным условием детского художественного творчества служит эстетическая среда в детском саду, я в своей группе попыталась изменить ее. Особое внимание уделила созданию условий для самостоятельной изобразительной деятельности детей, предоставив им как можно больше самого разнообразного материала.

Учитывая, что на формирование образа влияют художественное слово, музыка, попыталась обогатить содержание соответствующих уголков, изготовила дидактические игры, пособия, которые использовала в предварительной работе. Подготовила серии репродукций с картин художников, диапроектор, слайды, аудиокассеты с музыкой, книги для детей об искусстве. Погружение их в такую разнообразную эстетическую среду благодаря практической деятельности по созданию различных поделок, украшений для группы позволяло прививать им чувство прекрасного.

Я понимала, что прежде чем ребенок приступит к непосредственному изображению какого-либо объекта или явления, выражая при этом свое личное отношение к нему, у него должен сложиться его конкретный образ. Эти представления дошкольник получает из окружающей действительности в процессе наблюдения, общения, исследования. Поэтому прогулки и совместную деятельность с детьми выделила в отдельное направление в системе своей работы, определив их как  формы   предварительной работы. При этом важно было поставить каждого ребенка в активную позицию, пробуждающую в нем исследовательское отношение   к   окружающему. Кроме того, использовала такие формы предварительной работы, как рассматривание репродукций картин и беседы по картине. Много внимания уделяла тому, чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик на содержание произведений изобразительного искусства, желание знакомиться с творчеством художников. Использование литературных   и   музыкальных произведений о природе с одновременным рассматриванием картин способствовало формированию образов в сознании детей. Они возникали благодаря таким психическим процессам, как восприятие, мышление, воображение, которые лежат в основе творческой деятельности. Созданию образов помогало использование дидактических игр, игровых заданий, игр-драматизаций, психологических этюдов. Предлагая детям передать образ какого-либо предмета или явления, старалась не ограничивать их возможности, помня о том, что определенный образ должен выражать их собственное переживание. Поэтому образы всегда были индивидуальными. Постоянно обращала внимание детей на органичную связь между внутренним состоянием живых существ и их внешним выражением.

На занятиях, когда дети пытались реализовать в рисунке свой замысел, я не торопилась навязывать способы передачи образа. Давала возможность свободно изобразить задуманное. Однако при этом столкнулась с тем, что детям сложно было выбрать индивидуальный способ изображения, который мог удачно отразить задуманный образ. Возникала проблемная ситуация: ребенок хотел изобразить одно, а получал другое. Чтобы помочь детям решить эту проблему, стала упражнять детей в выборе наиболее удачного способа изображения характерной особенности того или иного объекта. Знакомила юных художников с различными средствами выразительности и возможностями их использования.

Особое значение придавала освоению детьми культуры цвета,так как он — наиболее выразительное средство в живописи. Поэтому в самом начале работы применяла игровые задания, специально вводящие ребенка в мир красок. Обращала внимание на то, что искусство их смешивания позволяет художнику получить разнообразный спектр оттенков. С помощью игровых упражнений создавала условия для того, чтобы каждый ребенок осознал выразительную силу цвета и научился пользоваться ею в соответствии с собственной индивидуальностью, отказавшись от привычных цветовых стереотипов. Основой таких упражнений стало рассматривание на прогулках объектов природы, в процессе которого дети открывали многоцветность реального мира.

Кроме того, подводила их к использованию таких выразительных средств, как линия, форма, композиционное расположение при создании рисунка. На занятиях в процессе занимательных упражнений дети наглядно знакомились с различным характером линий, располагали фигуры на листе несколькими способами, осваивали значение ритма, создавая свои элементарные узоры и орнаменты. Таким образом, работа по ознакомлению с выразительными средствами изображения подводила их к пониманию возможности использования цвета, линии, формы, движения для выражения своих замыслов, своего отношения к изображаемому. Большую роль в создание неповторимых образов детьми играло использование нетрадиционных средств и способов рисования. Знакомство с ними проходило в процессе решения проблемных ситуаций, совместной деятельности, на специальных занятиях по рисованию, где дети изучали изобразительные материалы и инструменты, пробовали с ними экспериментировать. У них возникал естественный интерес к необычным материалам и желание их использовать в разных видах рисования. В дальнейшем дети в свободной деятельности пользовались данными материалами при изображении различных объектов.

По мере освоения все новых и новых способов они открывали для себя, что определенный образ можно выразить не одним, а несколькими способами. В последующей работе предлагала детям творческие задания. При этом каждый ребенок самостоятельно отбирал к занятию все необходимое в соответствии со своим замыслом. Так как у детей уже имелись знания и навыки работы в разной технике рисования, от них уже требовалась не репродуктивная деятельность, а демонстрация умения творчески применить освоенные способы работы для выражения индивидуального замысла.

В процессе работы сложилась определенная структура занятия. Первый этап — начало занятия. Его цель: заинтриговать детей изложением того, в чем состоит задача и как ее осуществить. На втором этапе происходит реализация идеи. Каждый «художник» сам пробует представить, понять собственное отношение к заданной теме и изобразить задуманное и осмысленное в реализуемой работе. Мое участие состоит в том, чтобы помочь ребенку отбросить привычное стереотипное решение и попытаться найти свой вариант. Заключительный этап — анализ работ. Здесь важно умение выразительно описать образ, передать настроение и собственное отношение к изображаемому. Я всегда помню, что в искусстве критерии оценки несколько иные, нежели в других видах деятельности: нет жестких рамок, которым обязательно нужно соответствовать. Каждый раз старалась избегать всякой категоричности, понимая, что результатом всегда может быть множество разных и одинаково удачных решений. Именно поэтому прямую оценку заменяла похвалой, поддержкой, обсуждением. Учила детей оценивать работы друг друга, не забывая об уважительном отношении. Следует отметить, что каждая выставка детских работ привлекала внимание родителей, которые не оставались равнодушными к творчеству маленьких живописцев.

Для меня важно было проследить, как развивались умения детей   применять   известные способы работы с различными материалами для отражения собственного понимания и отношения к окружающему. Проведенная диагностика показала: значительно выросло количество воспитанников, использующих нетрадиционные средства и способы рисования.

Показатели диагностики проявления творчества в рисунках:

  • отношение к деятельности (активность, самостоятельность, заинтересованность), быстрое вхождение в воображаемую ситуацию;
  • умелое использование знакомого материала на различных занятиях, в других условиях;
  • умение самостоятельно находить свои оригинальные способы изображения;
  • проявление самостоятельности в планировании, воплощении, получении результата;
  • подражание образцу педагога, но использование его при создании нового образа.

На основе анализа изобразительных рисунков детей, из бесед с ними убедилась в том, что у них развивается новое эстетическое отношение к окружающему миру. Дети постепенно научились воплощать это отношение в творческой практике освоенными средствами и способами изображения, о чем свидетельствуют детские работы, которые отличаются индивидуальностью, неповторимостью образов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: «Обследование как метод формирования умений в рисовании предметов в старшей группе детского сада».

Опыт работы на тему: «Обследование как метод формирования умений в рисовании предметов в старшей группе детского сада»....

Развитие технических навыков и умений детей старшего дошкольного возраста в процессе изготовления аппликаций.

Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовани...

Опыт работы на тему:«Формирование двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста нетрадиционными средствами физического воспитания"

СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТА: ИПМ – 1 Сведения об автореИПМ – 2 Условия формирования опыта2.1. Факторы, способствующие формированию опыта2.2. Характеристика дошкольного учрежденияИПМ – 3 Теоретическая интерп...

Описание опыта работы по теме: "Формирование изобразительных навыков и умений в процессе рисования у детей младшего дошкольного возраста".

Тему опыта  работы «Формирование изобразительных умений и навыков в процессе рисования у детей младшего дошкольного возраст» я выбрала потому, что считаю ее актуальной, так как пробле...

Опыт работы по теме:«Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня в игровой деятельности».

Опыт работы по теме:«Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня в игровой деятельности»....