Ребенок открывает мир искусства
методическая разработка по рисованию (средняя группа) на тему

Знакомство с натюрмортом,с книжной графикой,с репродукциями картин художников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iskusstvo.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

     Искусство – средство эстетического воспитания, основа художественного воспитания и развития ребенка.. Искусство окружает человека с момента рождения и вводит его в окружающий мир через  системы художественных образов, произведений. Каждый  вид искусства имеет свои специфические средства выразительности, которые способствуют образному познанию ребенком окружающего мира через разнообразие форм, цветов, звуков. Внутренний мир ребенка ярко представляется в художественных произведениях, созданных им самим. В процессе освоения искусства развиваются личностные свойства и качества, ребенок учится жить по законам красоты. Произведения искусства несут радость познания, открытия, вызывают чувства наслаждения прекрасным. Обучение различным видам художественной  деятельности дарит впоследствии детям радость творчества, формирует интерес к искусству, который сохраняется на протяжении всей жизни человека и служит одной из основ духовного развития личности.

        Учитывая особенности искусства (тяготение разных видов искусства к взаимосвязи), важно использовать интегрированный подход к изучению искусства дошкольниками. Полноценное восприятие и понимание искусства детьми достигается при условии целенаправленного знакомства с искусством как результатом творческой деятельности. Художественное воспитание является частью эстетического воспитания. Оно неотрывно связано с задачами эстетического воспитания, всестороннего развития ребенка. Знакомство с каждым видом искусства предполагает знание истории искусства в целом, особенностей языка искусства (средств выразительности, материалов), форм его произведения.

        Важным элементом знакомства с искусством являются самостоятельная художественная деятельность ребенка, организация специальных выступлений. Выставок детского творчества и т.п., где ребенок мог бы проявить свои чувства, мысли, отношение, способности и художественные умения..

Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление гармонически развитой и творчески активной личности. Говорят, если в человеке есть доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, - значит, он как человек состоялся.
Окружающий мир встает перед изумленным ребенком как единая целостная картина мира. Самым доступным и привлекательным для детей является мир книжной графики. Рисунки в книге - это одни из первых произведений изобразительного искусства, с которыми знакомятся дети. песенном творчестве и играх Детей я знакомлю с работами таких мастеров книжной графики, как Ю.Васнецов, В.Лебедев, Е.Чарушин, В.Конашевич и др. С их творчеством я знакомлю детей всех возрастных групп, постепенно усложняя. У самых маленьких детей воспитываю умение эмоционально откликаться на рисунок, иллюстрацию, воспринимать яркость цветовых образов. Детей четырех лет учу осознавать содержание рисунка, обращаю внимание на изобразительные средства. . Мальчики проявляют наибольший интерес к спортивной и героической темам, а девочки – к миру животных.
Например, знакомя детей средней группы с творчеством Ю. Васнецова, рассматривали иллюстрации художника,( Сорока-белобока,3 медведя,Петушок) обращала внимание детей на сходство узора с элементами дымковской росписи помогали вникать в содержание иллюстраций. В связи с этим с детьми разучивали потешки, песенки, небылицы к данным иллюстрациям. На занятии по рисованию дети иллюстрировали книжку - самоделку "Потешки", где украшали узорами героев потешек, песенок, небылиц.
При рассматривании с детьми произведений живописи (картины о труде людей, спорте, бытовые сюжеты, натюрморты, портреты, пейзажи) подвожу детей к пониманию социального смысла произведения через умение устанавливать в картине многообразные связи как по содержанию, так и по средствам выразительности, при помощи которых художники создали свои работы. . Дети 3-4 лет, воспринимая картину, как правило, ещё не выделяют эстетические качества, их привлекают способы изображения («потому что рисовали красками»). 
Например, перед рисованием осеннего натюрморта детей знакомила с понятием "натюрморт", с репродукциями художников М.Кончаловского( Яблоки на столе около печи,Корзина с рябиной,Натюрморт с фруктами), В.Машкова («Ягоды на фоне красного»,»Хлеб»,«Натюрморт с виноградом»). Обращала внимание детей на выразительные средства, при помощи которых художники создали свои произведения. Вместе с детьми подбирали фон, составляли несложный натюрморт, искали удобное место для композиции. В структуру подобных занятий включаю игры на развитие у детей чувства цвета, формы, композиции; литературные и музыкальные произведения. 
Наиболее актуальна проблема духовного здоровья. И именно здесь большая роль отводится искусству. Ребенок учится понимать многогранный мир человеческих отношений, индивидуальность характера героев, красоту окружающей жизни. 
Был проведен цикл занятий, посвященный семье, родителям "Кто родителей почитает, тот вовек не погибает". С семьей, первой социальной средой, в которой ребенок развивается, связаны глубокие переживания детей.     Важным фактором творческого развития является семья, ее традиции. Желательно еще в дошкольном возрасте дать детям возможность попробовать свои силы в работе с разными материалами (глина, дерево, ткань, шерсть, бисер и т.д.). Мы беседовали с детьми о значении семьи, отношениях близких в семье, о том, что связано с семьей. Для обогащения содержания детских работ показывала произведения искусства известных великих художников (Огюст Ренуар "Мадам со своими детьми"; А.Венецианов "На пашне"; Т.Яблонская "Лен"; "За обедом"; В.Серов "Девочка с персиками"; " и другие). Беседы по этим произведениям помогают осознать детям свою социальную роль в семье, связь с близкими людьми, воспитывают чувства любви к матери. 
Наиболее выразительными для детей являются произведения декоративно-прикладного искусства: хохлома, дымковская, каргопольская, филимоновская игрушки, матрешки разных промыслов, гжель, вышивка. Я даю детям возможность рассмотреть, потрогать вышивку руками, почувствовать выпуклость узора.
Чтобы обобщить представления и знания об изобразительном искусстве, сформировать художественное мышление детей, я использую такую форму работы с детьми, как проведение обобщающих занятий, например, "Конкурс знатоков изобразительного искусства". На таких занятиях я использую игровые и проблемные ситуации, сюрпризные моменты, художественное слово (загадки, потешки, стихи), и дидактические игры ("Найди недостаток в портрете", "Чудесные превращения", "Составь натюрморт", "Художники-реставраторы".
. Дети не только рассматривают и обсуждают произведения искусства, но и сами изображают окружающий мир. Каждая детская работа - это кусочек духовной жизни. Чем она богаче, тем разнообразнее и оригинальнее замыслы и образы детского творчества.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

из опыта работы "Ребенок открывает мир природы"

Тема: «Ребёнок открывает мир природы». Начала экологической культуры закладываются ещё в раннем детстве и первоначально связаны с познанием множества конкретных и общих представлений об объектах, явл...

Конспект непосредственной образовательной деятельности область "Познание" раздел "Ребенок открывает мир природы" в подготовительной группе на тему: « Растения – наши друзья».

Задачи данного занятия:Систематизировать знания детей о растениях.- Закрепить знания детей о размножении растений.- Обеспечить высокую умственную и речевую активность детей, используя разн...

"Ребенок открывает мир природы"

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы...

"Ребенок открывает мир природы"

Цель: Формирование у детей представлений о временах года, умение замечать красивое в окружающем мире....

Конспект НОД «Ребенок открывает мир природы»

Конспект предложен для средней грууппы....

Как маленький ребенок открывает для себя мир природы.

Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Начинать экологическое образование можно и нужно с момента поступления ребенка в ...

Ребенок открывает для себя увлекательный мир природы

статья по ознакомлению детей с окружающим миром...