Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства и изобразительная деятельность детей старшего возраста. тема: «Июль – макушка лета. Сенокос».
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) по теме

В ходе данного занятия дети знакомятся с жанровыми произведениями А. Пластова и М. Кустодиева "Сенокос" (в сравнении); с манерой письма каждого из этих художников; с музыкальными произведениями П.И. Чайковского "Июль. Сенокос" (из цикла "Времена года") и стихотворением А.Н. Майкова "Сенокос".

Дети приобщаются к миру прекрасной музыки, живописи и художественного слова. Через произведения русских художников, композиторов и поэтов прививается любовь к родной земле, к своему народу, его традициям; уважение к её щедрости и его трудолюбию.

Дети знакомятся с выразительнами средствами живописи: цвет, свет, композиция; учатся ими пользоваться.

Дети так же учатся продумывать композицию рисунка; изображать дальний и средний планы пейзажа в технике цветового пятна, мазка, четко прорисовывать знакомые цветущие растения на переднем плане; передавать в рисунке настроение; составлять красивую композицию и смешанную гамму в цвете.

У детей воспитывается художественный вкус, чувство ритма. В конце занятия создается коллективная куомпозиция из индивидуальных рисунков детей, прослушиваются еще раз музыкальное и поэтическое произведение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_iyul_senokos.docx70.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

интегрированного занятия

по ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства и изобразительная деятельность детей

старшего возраста.

     тема: «Июль – макушка лета.  

                    Сенокос».

              (рисование цветущего луга)

   

Педагог доп. образования:  Прокофьева Г.Е.

Цель. Познакомить детей с жанровыми произведениями А. Пластова и М. Кустодиева «Сенокос» (в сравнении); с манерой письма каждого из этих художников;

Познакомить с музыкальным произведением П.И. Чайковского «Июль. Сенокос» (из цикла «Времена года») и стихотворением А.Н. Майкова «Сенокос»;

Создать образ цветущего луга (рисование).

Задачи: Приобщать детей к миру прекрасной музыки, живописи и художественного слова. Через произведения русских художников, композиторов и поэтов воспитывать любовь к родной земле, к своему народу, его традициям; уважение к её щедрости и к его трудолюбию.

Знакомить детей с выразительными средствами живописи: цвет, свет, композиция; учить ими пользоваться во время рисования.

Учить детей хорошо продумывать композицию рисунка; изображать дальний и передний планы пейзажа в технике цветового пятна, мазка, четко прорисовывать знакомые цветущие растения на переднем плане; передавать в рисунке настроение; составлять красивую композицию и смешанную гамму в цвете.

Закрепить умение составлять на палитре и на листе бумаги (свобода выбора) цветовую гамму, добиваться получения различных оттенков трех основных цветов.

Закрепить понятия: холодная, теплая и смешанная гамма.

Закреплять технику работы кистью, гуашью и акварелью.

Воспитывать художественный вкус, чувство ритма и умение анализировать работы своих товарищей по работе.

Составить из индивидуальных рисунков общую композицию «Цветущий луг».

Материалы: иллюстрации картин А. Пластова и М. Кустодиева «Сенокос», кассета «Времена года» П. Чайковского; альбомный лист, кисти №6, 4, 2, гуашь 7 цветов, акварель, баночки с водой, палитры, ватные палочки.

Ход занятия: Дети входят, педагог приглашает их сесть на стульчики, стоящие полукругом.

Педагог.

- Сегодня я приглашаю вас в «Музей двух картин» (вывешивает на доску иллюстрации). Вспомните, к какому жанру живописи относятся эти картины? (дети как правило отвечают «пейзаж») посмотрите, здесь изображены и люди, и деревенька в дали – значит, это не пейзаж, это жанровая живопись. Повторите, пожалуйста, как называется этот жанр живописи. Рассмотрите хорошо содержание этих картин.

Какое название вы бы дали картинам А. Пластова и М. Кустодиева?

Кого изобразили эти известные русские художники?

А когда наступает пора сенокоса?»

Почему июль называют макушкой лета?

А сейчас закройте глаза и послушайте музыкальное произведение П.И. Чайковского «Июль». Слушать надо внимательно, что бы ни пропустить ни одного звука (дети закрывают глаза и слушают: сначала в тишине, затем под комментарий педагога).

Педагог.

 - Наступил июль. Буйно зацвели травы. Рано-рано по утру вышли в луга косари. Слышите, легкий ветерок шелестит тонкими веточками березок. А вот… «Вжик- вжик» - это острые косы срезают сочные, гибкие стебельки трав. Солнышко высоко разливает свое тепло. Вот один из косарей скинул свою рубаху, а женщина ниже опустила платок, покрывающий её голову. А вот они уже ступают в тень березок. И только вдалеке синеет лес, сияют изумрудные травы, в лазурном небосводе поют свои песни птицы.

Откройте глаза и подумайте, а какой картине шла речь и звучала музыка.

(Дети думают и называют «Сенокос» А. Пластова; если ошибаются, то педагог задает наводящие вопросы).

Ребята, вы рассматривайте обе картины, а я прочту стихотворение А.Н. Майкова «Сенокос»

Пахнет сеном над лугами…

В песне душу веселя,

Бабы с граблями рядами

Ходят, сено шевеля.

Там сухое убирают;

Мужики его кругом

На воз вилами кидают…

Воз растет, растет как дом.

В ожиданье конь убогий,

Точно вкопанный стоит…

Уши врозь, дугою ноги,

И как будто стоя спит…

Только Жучка удалая,

В рыхлом сене, как в волнах

То взлетая, то ныряя,

Скачет, лая впопыхах.

О каком же художественном произведении идет речь в этом стихотворении. Да, вы правы, это «Сенокос» М. Кустодиева. Художник и поэт не просто любуются красками родной природы. Они создают, каждый по своему: кистью и словом, живые картины, сценки, в которых участвуют люди. Тут хорошо видны движения людей, вызывают сочувствия и улыбку трогательные портреты домашних животных. Посмотрите, как широки движения косарей: одна рука отведена далеко в сторону, другая согнута в локте.

А как художник изобразил ветер?

По каким приметам мы «видим» ветер? (Травы склоняются, ветви берез развиваются и т.д.).

Как вы думаете, с большой любовью созданы эти картины?

А вы любите свою родную природу?

Я предлагаю написать вам пейзаж «Цветущий луг». Напомните мне, пожалуйста, что такое пейзаж. Да, это изображение живой природы. А следует ли рисовать сегодня людей? Правильно, не следует. Косарей мы будем лепить на следующем занятии. Вот палитры, они помогут вам найти самые красивые оттенки цветущего луга. Вспомните, какие луговые травы вы знаете, нарисуйте их на переднем плане. С помощью цветовых пятен (используются ватные палочки) создайте дальний план пейзажа: синеющий лес, сияющий небосклон, пестрые луговины и т.д. Что такое композиция? Продумайте свою композицию под отрывок из музыкального произведения Чайковского «Цветущий луг» и приступайте к работе.

(иллюстрации убираются)

Дети «пишут» свои пейзажи под «Времена года» П. Чайковского.

Педагог в ходе занятия помогает советом или напоминанием того или иного приема техники рисования затрудняющимся детям.

По мере того, как дети заканчивают рисовать, педагог вместе с ребенком вывешивает на доске его пейзаж. Дети садятся полукругом у доски, рассматривают рисунки и анализируют их: кто хочет, рассказывает о своем, а кто-то про понравившейся ему пейзаж другого ребенка.

В конце занятия еще раз напоминается тема занятия, вспоминаются, какие картины и каких художников рассматривали в начале занятия.

Затем все рисунки выкладываются на полу, образуя большой цветущий луг. Педагог читает стихотворение П. Синявского

Рисунок.

Лето радугой блестит у меня в альбоме,

Стайка ласточек летит в небо голубое.

Заблестели ручейки васильковой краской.

В роще светят огоньки земляники красной…

На моем рисунке солнце и друзья,

На моем рисунке Родина моя

На следующем занятии по лепке дети лепят фигуру косаря, составляют вместе с пейзажем композицию «Сенокос».

Вариант: на занятии по аппликации дети могут вырезать тройной силуэт косарей, расписать их и составить композицию из фигурок на пейзаже «Цветущий луг».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и аппликации в подготовительной к школе группе, тема «Из чего делают бумагу»

Познакомить детей с производством бумаги. Обратить внимание детей на необходимость бережного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью....

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей старшего возраста с жанрами живописи и по изобразительной деятельности детей тема: «Я помню чудное мгновенье» . Портрет прекрасной дамы.

В ходе данного занятия совершается небольшой экскурс в историю русской культуры прошлого века. На занятии вызывается у детей эмоциональный отклик на красоту русской речи, выраженной стихами А.С. Пушки...

"Свойства воды" Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей раннего возраста с неживой природой.

ЦЕЛИ:1.    Познакомить детей со свойствами воды (чистая, грязная, без вкуса, без запаха).2.    Закрепить знания детей об использовании воды в жизни людей.3....

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и формированию графо-моторных навыков в подготовительной группе. Тема: "Космическое путешествие".

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим и формированию графо-моторных навыков в подготовительной группе " Космическое путешествие"...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и лепке для второй младшей группы на тему «Отправляемся в гости»

Воспитание желания соблюдать во время проезда в общественном транспорте общепринятых морально-этических правил и правил безопасности...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в ходе проектно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы и родителями на тему"Кто живет на нашей даче?"

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в ходе проектно-исследовательской с детьми старшей группы и родителями на тему: "Кто живет на нашей даче?"...