Полихудожественный подход в системе художествено-эстетического образования
статья по рисованию на тему

Галуцких Марина Лукьяновна

Применение  полихудожественного подхода в работе с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polihudozhestvennyy_podhod_.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Полихудожественный подход

в системе художественно-эстетического образования

М. Л. Галуцких

Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних был основан в 1999 году и является специализированным государственным учреждением для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оставшихся без попечения родителей.

        Так как Центр был открыт одним из первых в Белгородской области, то опыта работы в таком учреждении еще не было. Не было разработанных методик, позволяющих правильно выстроить коррекционную и развивающую работу.

В данном учреждении я работаю в должности воспитателя группы  детей дошкольного и младшего школьного возраста со дня открытия. Работа в социально-реабилитационном учреждении имеет свою специфику: разновозрастной состав воспитанников, временные рамки реабилитационной работы, дети находятся в учреждении непродолжительный срок, от 3 до 6 месяцев,  разный уровень развития несовершеннолетних. У детей, выросших в неблагополучных семьях или лишенных родительского попечения, как правило, наблюдается задержка психического развития или социально -  педагогическая запущенность. Характерными признаками этого считается следующее: ограниченный, не соответствующий возрасту запас знаний и умений. Очень часто ребенок,  поступая в Центр,  не только не имеет опыта изобразительной деятельности, но и не владеет элементарными знаниями сенсорных эталонов. Как правило, дети, неусидчивы, гиперактивны, с низким уровнем познавательной активности. Большинство наших воспитанников испытывают трудности в распознавании и передачи эмоционального состояния, тем более для них  очень трудно выразить высшие эмоции, связанные с эстетическими переживаниями.

    Отставание или отсутствие целенаправленного развития эстетических чувств и   способностей детей приводит к неполноценному формированию личности, к её неспособности в дальнейшем находиться в гармонии с собой, с миром, его культурными и духовными ценностями, и как следствие – появление чувства неполноценности, неуверенности в себе, не способности к взаимодействию с людьми в обществе, не адаптированности к условиям современной жизни.

        Кроме общих целей и задач, которые поставлены перед каждым работником нашего учреждения, воспитатели ставят свои цели, соответствующие возрасту воспитанников. Коррекционная работа с детьми дошкольного и младшего возраста ведется сразу по нескольких направлениям, одно из которых развитие творческих способностей детей.

        На мой взгляд, для решения задач творческого развития детей в условиях социально-реабилитационного центра наиболее приемлем полихудожественный подход, так как он основан на включении ребенка в различные виды  художественной деятельности.

Полихудожественный подход эффективно влияет на развитие творческой активности детей, которая, заложена в их природе,  является стимулом для преобразования ребенком окружающей действительности и самого себя с помощью различных средств художественного выражения.

          Одно из важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариативность проведения с детьми занятий по изодеятельности. Чем более разнообразными будут условия работы с детьми, чем разнообразнее будут содержание, формы, методы и приемы, проведения этой работы, тем успешнее будет развиваться детское художественное творчество.

Несмотря на то что, наши воспитанники делают первые шаги в художественном творчестве, я считаю важно знакомить детей с традиционными и нетрадиционными  приемами изображения, сочетая с другими видами искусства: музыкой, художественным словом, живописью.

        Нетрадиционные приемы позволяют решить несколько задач: сформировать устойчивый интерес к изодеятельности, развивать воображение и творческие возможности детей, формировать позицию созидателя удовлетворенного результатами своего труда, способствовать накоплению сенсорного опыта и обогащению детских впечатлений.           Интегрируя изодеятельность с музыкой и литературой, применяя интерактивные формы и методы обучения, используя различные художественные приемы и техники, на занятиях по изодеятельности  дети создают художественный образ, близкий их восприятию.  При восприятии  образа через различные виды искусства, воспитанники  познают и отражают окружающий их мир, ближнего, самих себя.

            Отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Поэтому, я использую систему творческих игр, игр-фантазий («Живописец», «Волшебные трафареты», «Загадочные палочки», «Составь натюрморт», «Осминожки» и др.), которые позволяют быстро, легко, без нажима, а главное в увлекательной для детей форме развивать «лёгкость», «память», «точность», «смелость» руки, отработать изобразительные и конструктивные навыки и одновременно развивать у детей изобретательность, коммуникабельность, речь, чувства, умение размышлять.

       Занятия проводятся за столами, на полу, в музыкальном зале. Форму организации занятий приближаю к свободной. Я предлагаю воспитанникам работать сидя и стоя, как им удобно. Дети отходят от своего рабочего места, чтобы посмотреть на деятельность товарищей, спросить совета, попросить помощи или предложить свою.

В своей работе я использую игровые приемы, сказочных персонажей, сюрпризные моменты. Эмоциональный отклик у детей вызывает создание коллажей, лепка из опилок, соленого  и бумажного теста, рисование пальчиками, бумажным комком, свечей, мыльными пузырями, кляксография, точечная живопись, аппликация из зерна и круп. К каждому занятию подбираются художественные и музыкальные произведения, позволяющие ребенку постичь передаваемый объект   на эмоциональном уровне.  Любая тема занятия предполагает несколько видов как когнитивной, так и креативной деятельности, что особенно важно для детей, длительное время находившихся в ситуации сенсорной, а порой и эмоциональной депривации.

Полихудожественный подход, на мой взгляд, тесно взаимосвязан  с комплексным подходом реабилитации  несовершеннолетних. Развитие художественных способностей, эстетическое и  духовно-нравственное становление личности более эффективно на комплексных занятиях воспитателя, музыкального руководителя, логопеда-дефектолога.

Погружение в различные виды искусств, позволяет решить поставленные задачи в сравнительно короткий временной период, дают ребенку более полную картину окружающего мира и себя в нем. За короткий срок, нахождения в Центре дети не только осваивают приемы изобразительной деятельности, но и что более важно, включаются в  процесс творчества. А ведь, как известно, истинная ценность детских работ не в том, какого качества они создают рисунки, аппликации, поделки, а в том, как через творчество они преодолевают свои личные проблемы, реализуют свой жизненный опыт, освобождаются от неприятного и утверждают положительное в собственной жизни.

                

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Компетентностный подход к системе подготовки специалиста с высшим социально – педагогическим образованием»

« Компетентностный подход к системе подготовки специалиста с высшим социально – педагогическим образованием»Реальная и перспективная область профессиональной деятельности специалиста социальной ...

Влияние полихудожественного подхода на раскрытие творческого потенциала детей дошкольного возраста в системе художественно-эстетического образования.

Влияние полихудожественного подхода на раскрытие творческого потенциала  детей дошкольного возраста в системе художественно-эстетического образования.С.А.Глебова        ...

Личностно-ориентированный подход в системе образования

Образование и среда играют большую роль в развитии ребёнка, чем наследственность… Вопрос в том, какое образование и какая среда лучше всего развивают потенциальные способности ребёнка....

«ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ИСКУССТВУ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОДХОДА»

Утверждение о том, что искусство обладает огромным воспитательным потенциалом, оказывает широкое и многостороннее воздействие на ребенка, ни у кого не вызывает сомнения. Искусство, как высшая фо...

Сообщение на тему: "Полихудожественный подход как наиболее эффективная форма приобщения детей дошкольного возраста к искусству".

Проблема  детского творчества волнует каждого, кто так или иначе столкнулся с миром детей, кто ищет пути и формы сотрудничества с ними. Как приблизиться к интересам ребёнка? Как понять их проблем...