Методические рекомендации по организации и проведению совместной образовательной деятельности по иллюстрированию народных сказок детьми 6-7 лет.
методическая разработка (рисование, подготовительная группа) на тему

Чудинова Наталья Юрьевна

Методические рекомендации для воспитателей, педагогов дополнительного образования (ИЗО) дошкольных образовательных учреждений по организации проведению совместной образовательной деятельности по иллюстрированию народных сказок детьми 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendacii.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по организации и проведению совместной образовательной деятельности

по иллюстрированию народных сказок детьми  6-7 лет.

ФГТ предполагают отказ от привычной предметно-учебной модели, и призывают  строить  воспитательно-образовательную работу с детьми с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. В нашем детском саду одним из направлений стало иллюстрирование сказок, которое предполагает интегрирование следующих образовательных областей «Социализация»,  «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Восприятие детьми книжных иллюстраций и их стремление выразить в рисунке свои эстетические впечатления, закрепить связи, возникающие между словесным и зрительным образами, можно отнести к естественным природным способностям детей, к их потребности живо и непосредственно реагировать на окружающий мир.

Изобразительная деятельность по иллюстрированию литературных произведений предполагает создание изображения с опорой на словесный образ. Окружающий мир и отношение к нему уже воплощено в литературном образе. Создание детьми изобразительного образа требует понимания и анализа литературного произведения. Иллюстрации не самостоятельны по сюжету, поэтому ребенку, чтобы точно передать особенности сказки в иллюстрации необходимо изобразить характерные детали быта, костюмов, архитектуры, создать яркие и выразительные образы героев произведения. Создавая иллюстрации, дети, прежде всего, должны стремиться отразить в них содержание, художественные образы произведения. Для этого им необходимо выбрать характерный сюжет, решить композиционные и другие изобразительные задачи, научиться использовать средства художественной выразительности в рисунке, а так же развить свое воображение. При этом юному художнику понадобятся и специальные знания о видах иллюстраций, о последовательности работы художников-иллюстраторов, о специфике книжной графики, условностях, принятых в ней.

     Говоря о значении творческой фантазии, воображения детей при иллюстрировании, не следует его переоценивать и противопоставлять их изобразительной грамоте. Плодотворная работа творческого воображения осуществима только на основе реальных жизненных наблюдений.

Задачи обучения иллюстрированию литературных произведений не сводятся к изобразительным задачам, а представляют собой конкретизацию общих задач, направляющих педагога на формирование у детей целостной деятельности и развития при этом личности ребенка.    

     Для иллюстрирования детям необходимы специально организованные наблюдения предваряемые, сопровождаемые и закрепляемые беседой. Проводятся такие наблюдения в системе общевоспитательной работы. Как правило, «живые» впечатления дополняются встречами – беседами с людьми разных профессий, посещениями музея, рассматриванием фотографий, слушанием музыки и т.д.

     Для воплощения сюжетного замысла рисунка дошкольнику нужно освоить доступные приемы построения общей композиции рисунка, научиться располагать предметы – изображения на двухмерной плоскости листа так, чтобы это выражало, хотя бы приблизительно, расположение этих предметов в реальном трехмерном пространстве. Эти приемы условны, их придумывало человечество в течение многих сотен лет.

     Все эти приемы, хотя и наиболее доступны детям 6-7 лет, однако процесс их усвоения достаточно сложен и трудоемок и требует длительной и систематической помощи, обучения со стороны педагога.

     Методика  иллюстрирования литературных произведений двухэтапная: сначала необходимо обеспечить полноценное эстетическое восприятие детьми литературных впечатлений от подобных явлений в жизни, а затем вести работу по формированию изобразительного образа (Н.П. Сакулина, В.С.Кузин, Н.М.Сокольникова и др.).

 Начинать непосредственную деятельность по иллюстрированию желательно с небольшой эмоциональной беседы. Цель такой беседы – воздействовать на сознание и чувства детей, возбуждать их умственную и эмоциональную активность, фантазию, творчество. Во время беседы ребятам сообщаются необходимые для предстоящей работы по иллюстрированию знания, и в то же время дети как бы настраиваются на эту работу.

     Способность художественно-образного слова возбуждать мыслительную активность ребенка, его фантазию, творчество можно использовать и в процессе самостоятельной работы детей. После того, как главное детьми уже нарисовано, чтобы обратить внимание на отдельные, недостающие в иллюстрациях детали, можно прочитать детям отрывки из иллюстрируемых произведений. Этот прием содействует закреплению в сознании детей представлений о героях и событиях иллюстрируемого произведения, более выразительной передаче этих образов детьми в рисунках.

        Развитие изобразительного замысла детей при иллюстрировании возможно при освоении ими знаний языка народного искусства, понимание которого осуществляется в процессе художественного восприятия сказки. Поэтому вся работа, а особенно на первом этапе нацелена на обогащение представлений дошкольников сведениями о народной культуре.

       Основными методами на первом этапе освоения детьми содержания народной культуры  являются методы, направленные на организацию и обеспечение восприятия, осознания и запоминания детьми новой информации (информационно-рецептивный метод). Большое значение на данном этапе имеют чтение сказок, беседа, обследование и анализ традиционных изделий, наблюдение, рассказ педагога, пояснение, художественное слово, игровые моменты.

     На первом этапе используются организационные формы, такие как занятия, дидактические игры и экскурсии в краеведческий музей, помогающие обогатить представления детей об истории, культуре, быте, сформировать положительное отношение дошкольников к культуре своего народа, сохранять и воспроизводить в художественном творчестве, игровой деятельности традиции народа. Очень важны экскурсии в музей, где дети знакомятся с реальной обстановкой крестьянской избы, чувственным путем познают материал, формы, размеры различных предметов домашнего обихода, знакомятся с традиционными занятиями крестьян, могут рассмотреть национальную одежду. Так же на первом этапе дети знакомятся со структурой книги, иллюстрацией, как видом книжной графики. В изобразительной деятельности украшают национальную одежду мужчин и женщин традиционным орнаментом.

     На втором этапе дошкольники учатся создавать художественный изобразительный образ героя на основе народной сказки. Передавать традиционный быт народа в иллюстрации (экстерьер и интерьер традиционной избы, предметы быта, одежду героев, украшенную традиционным орнаментом). Систематическая реализация принципа  наглядности в обучении иллюстрированию на занятиях тесно связана с демонстрацией разнообразного иллюстративного материала, пособий,  произведений книжной графики, а также с активным изучением детьми натуральных объектов, поскольку эти объекты сами могут оказаться наглядными пособиями. На втором этапе  особо важны беседы,  использование наглядных средств и дидактических игр, направленных на закрепление знаний об иллюстрациях, иллюстраторах и приобщение к народной культуре.

          Структура занятия состоит из трех частей. В первой части по развитию изобразительного замысла на основе иллюстрирования народной сказки необходимо в интересной форме «оживить» впечатление, вспомнить, о чем сказка (про что), главных персонажей, их характеристику (зачитать или вспомнить выразительные строчки из произведения, ярко характеризующие образ), припомнить яркие ситуации.

            Целесообразно заслушать примерный целостный замысел одного ребенка: определение содержания (что нарисует), внешней характеристики образов (как будет выглядеть персонаж), где будет располагаться то или иное изображение, с чего удобнее начать рисунок, в какой последовательности будет он воплощаться, в каком материале. В процессе замысла уточняются внешние изобразительные характеристики образа, передающие его сущность, характер, настроение и т.д., возможные способы изображения (выразительные детали, одежда, движение, позы и т.п.).

      Иллюстрируя сказки, дети могут передавать характеристику действующих лиц, обстановку, изобразить действия животных и людей, используя характерные для народа традиционные декоративные украшения в виде орнаментального узора предметов быта, домашней утвари, одежды, орудий труда и охоты. Воспитатель предлагает выбрать один момент из сказки и изобразить его. В процессе исполнительской деятельности педагог решает задачи изобразительной деятельности, но уже с учетом специфики литературного материала (выполнение выразительного образа персонажа, передача сюжетного содержания, связи, взаимосвязи, отношений).

      Педагог обращает внимание детей на изображение сказочных персонажей и всего, что их окружает. Он советует дополнить рисунок некоторыми деталями. Именно в процессе рисования по сказкам ребенок наиболее полно может выразить свое отношение к действующим лицам цветовой гаммой.

      Детям может быть предложено рисование иллюстрации к разным моментам сказки. Они договариваются, кто что будет рисовать, а в конце занятия просматривается, насколько полно и хорошо отражено содержание всей сказки. Дети учатся передавать в рисунке один какой-нибудь момент сюжета народной сказки, изображать обстановку и действия именно этого момента, что делает детский рисунок понятным для окружающих (Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова и др).

               Использование проблемных вопросов  активизирует творчество детей.     Вопросы к детям могут быть разной степени сложности. При анализе детских работ следует использовать любую возможность для стимулирования и развития чувства сопереживания детей удачам и неудачам друг друга. При доброжелательном  внимании к детским рисункам у детей появляется желание продолжить рисунок, дорисовать. Это значит, что образ стал дорог ребенку и творческий замысел продолжается почти, так¸ как это бывает в зрелой деятельности.

    Третий этап – творческий, способствует обогащению самостоятельных творческих замыслов и закреплению представлений дошкольников об иллюстрировании сказок, формированию умений и навыков в работе с художественными материалами. На занятиях третьего этапа детям предлагаются сложные сюжетные темы. По окончании работы необходимо проанализировать с детьми получившиеся работы. В дальнейшем дети сами смогут подводить итоги, выбирать и рассказывать про наиболее понравившиеся поделки, отмечать их оригинальность и выразительность.

    Чтобы сделать процесс иллюстрирования детьми литературных произведений интересным, можно ввести в структуру занятий  художественно-дидактические игры и отдельные игровые элементы. Игровые моменты в изобразительной деятельности усиливают внимание детей к поставленной в ней задаче, стимулируют мыслительную деятельность, воображение, фантазию.

      Так же необходимо организовывать выставки детских работ как  в группе, в кабинете изобразительного искусства, где они послужат наглядными пособиями для других групп.    

Бережное отношение к детскому творчеству и одновременно тактичное руководство этим процессом – основные слагаемые успеха. Первые уроки красоты и добра, которые дают возможность провести этот замечательный и любимейший вид работы детей – иллюстрирование литературных произведений, могут остаться в памяти ребенка на всю его жизнь. Быть может, любовь к книге, к изобразительному искусству, которую испытывает юный художник во время занятий навсегда сохранится в его сердце.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации и проведению подвижных игр

" Кажется, чего легче, как вести игру, а между тем - это самое трудное дело, и очень редко приходиться встречать руководителя, стоящего на уровне своего положения"       ...

Методические рекомендации по организации и проведению коррекционной работы, направленной на развитие восприятия, представлений о цвете и формирование умений отражать цвет в рисунках у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Методические рекомендации по организации и проведению коррекционной работы, направленной на развитие восприятия, представлений о цвете и формирование умений отражать цвет в рисунках у дошкольников с и...

Методические рекомендации по организации и проведению коррекционной работы, направленной на развитие восприятия, представлений о цвете и формирование умений отражать цвет в рисунках у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Методические рекомендации по организации и проведению коррекционной работы, направленной на развитие восприятия, представлений о цвете и формирование умений отражать цвет в рисунках у дошкольников с и...

Методические рекомендации по организации и проведению подвижных игр в старшей группе.

     В настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно: современному обществу нужны личности творческие, гармонично развит...

Методические рекомендации по организации и проведении подвижных игр в ДОУ

Особый интерес дети проявляют к подвижным играм. Они привлекают их своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий. Подвижная игра – сложная, двигательная,  эмоционально...

Методические рекомендации "Особенности организации и проведения совместной деятельности с детьми в группах раннего возраста"

Данный материал будет интересен педагогам, работающим с детьми раннего возраста (от 1 года до 3 лет). Презентация раскрывает основные задачи, особенности развития и воспитания детей данного возраста,...

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образов

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования...