Доклад на тему:"Нетрадиционные методы рисования,как средство развития творческих способностей ребёнка, оказавшихся в трудных жизненных условиях.
план-конспект занятия по рисованию (младшая группа) по теме

Рекомендации педагогам о развитии творческих способностей детей нетрадиционными методами рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovet3.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Выступление на педсовете.    

                                             Доклад на тему:

«Нетрадиционные методы и приёмы рисования,

       как средство развития творческих

       способностей ребёнка, оказавшегося в

       трудных жизненных условиях.

                                                                                   

                                         «Мир будет счастлив только тогда, когда

                                                        у каждого человека будет душа художника

                                                        Иначе говоря, когда каждый будет находить

                                                        радость в своём труде».                                                   

                                                                                       (Роден.)

Все мы в детстве были художниками. Каждый ребёнок с двух-  трёх лет и до подросткового возраста рисуют грандиозные, многофигурные со сложным переплетением сюжетов композиции, рисуют вообще всё, что слышит и знает, даже запахи. Правда, увлечение это проходит в большинстве случаев. Верными рисованию и живописи остаются только художественно одарённые люди. Дети одного возраста на всех континентах в своих рисунках обязательно проходят одни те же стадии: «каракули», «головоноги», «прозрачность», их фантазия удивительно схожа.                                                                  

       Зачем и почему рисуют дети? Это – один из путей совершенствования организма. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребёнок усваивает понятия «вертикаль» и «горизонталь», отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем постигает формы материалов, постепенно осмысливает окружающее. Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование даёт возможность в образной форме выразить то, что уже узнал малыш и что он не всегда может выразить словесно. Рисование не просто способствует развитию зрения, координации движений, речи и мышления, но и помогает ребёнку упорядочить бурно усваиваемые знания, всё более усложняющиеся представления о мире. Почему же,  подрастая, дети перестают рисовать, потому, что большее значение приобретает слово.

Во врачебной  практике существует лечение рисованием, живописью (изотерапия). На детей изотерапия действует особенно успешно, потому что рисование – естественная потребность ребёнка.

          У него нет «комплекса неумения».

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. О том, что рисование важно для развития чувств, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений, писали многие педагоги прошлого: Фребель, Каменский и другие.                  

          Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она является важнейшим средством эстетического воспитания.                                                                                  

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического отношения к деятельности. Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (форма, строение, величина, цвета, расположение в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма – компонентов эстетического чувства. Все дети любят рисовать , но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для ребёнка – радостный,  вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобретательной деятельности. Я поняла, что нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом.                                                                                                      

             Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребёнка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.                            

              Начиная с раннего возраста, я побуждаю детей к творчеству, учу видеть мир в живых красках. В дошкольном возрасте активно используется игра. Вначале с детьми обыгрывается сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек, предметов, сопровождая рисование эмоциональным комментарием, используя художественное слово. Такой подход позволяет заинтересовать малышей, дольше удержать внимание, создать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.                                      

              В раннем возрасте закладывается фуамент личности, поэтому я считаю нужно зажечь в детях огонёк творчества. Как сказал один мудрец:

«Ребёнок—это сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». И совсем не страшно, если наш маленький художник перепачкается, главное – чтобы он получил удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.                                                                                    

От рисования ребёнок получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребёнка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно – осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребёнка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Оно влияет на формирование словарного запаса и связей речи у ребёнка. Согласитесь, разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря малыша.

     В процессе изобразительной деятельности умственная и физическая активность ребёнка. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, потрудиться, овладевая определёнными усилиями. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым на бумаге, лишь постепенно появляется мотивация к творчеству – желание получить результат, создать определённое изображение.                                                                  

      Каждый ребёнок – это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребёнка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее. «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. О т пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.», утверждал В.А. Сухомлинский.

       Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной  деятельности.                                                    

         Осваивая нетрадиционные методы рисования, я пришла к выводу: если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с умными, творчески думающими детьми – нужно больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать. Нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе.

         Очень интересно наблюдать, как дети изображают в своих рисунках: запах, шум, дорисовывают кляксу. Они умело импровизируют и фантазию, что не всегда удаётся взрослым. И мне нравится, что на твоих занятиях дети учатся замечать оттенки цветов (лист не просто жёлтый, а красно—жёлтый, жёлто—оранжевый), строить свою диалогическую и монологическую речь. Ребёнку трудно общаться, но с помощью рисунка он передаёт своё настроение.  В своей работе я использую многие способы нетрадиционной техники рисования, и все пришлись мне по душе. Самым простым из них, я считаю рисование пальчиками, начиная с младшей группы, и печать от руки в старшей и подготовительной группах. Дети в Мвосторге, когда в результате рисования всего двумя пальцами (большим и указательным) на зелёной лужайке появляются весёлые жёлтые цыплята или утята. А когда после небольшой физминутки или игры рисунки высохнут, и дети дорисуют недостающие детали и перед глазами предстанет целая картина – радости нет предела. Старшие дети радуются не меньше малышей, когда после того как им разрешили влезть в краску всей ладошкой и отпечатать след, в итоге оказывается, что этот след похож на белую сказочную птицу, имя которой «Зима». Разве это не чудо? Разве они не маленькие волшебники—художники, которые могут сделать своими руками любые чудеса?

          Конечно они молодцы, они чародеи и умницы! Это так воодушевляет и подбадривает детей в их фантазиях. Пальчиковое рисование далеко не единственный способ нетрадиционного рисования, которые я использовала и использую в своей работе с детьми.

           Также очень интересен приём – рисование по сырой бумаге. Данная техника используется в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Рисовать акварелью сложнее, чем гуашью, но очень интересно. Рисовать ею можно только по белой бумаге, разводя краски водой. чем больше воды, тем прозрачнее цвет красок. Работы получаются очень нежными и изящными. Особенно детям нравится рисовать в этой технике «Море», как в спокойную и тихую погоду, так и в бурю.

         Мазковая живопись.        

Рисовать мазками детям очень нравится. Работы получаются насыщенные, интересные. Не у всех детей получаются насыщенные, интересные. Не у всех получается правильный мазок. У кого – то он очень длинный, у кого – то просто похож на примакивание. Поэтому рекомендуется больше рисовать в свободное время на такие темы: «Ёлочка», «Травка» и.т.д. Очень интересны

и такие приёмы рисования, как – монотопия и диотопия (техника печатки).                                                           

Этот метод помогает развивать фантазию, воображение, чувство цвета и формы. С детьми мы рисовали «Деревья отражаются в реке». Дети рисовали с удовольствием, им было интересно, как из одной половинки рисунка получается целый рисунок, и даже картина.

Рисование пластилином. Данная техника требует усидчивости, терпения и желания довести дело до конца.

Также используются и другие нетрадиционные методики рисования:

--рисование мелом;

--рисование с использованием природного материала;

--рисование тычком (жесткой кистью);

--рисование манкой, солью и др. крупами;

--рисование при помощи ниток;

--рисование свечой;

--рисование в стиле «Паспорту».

Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изодеятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. Работая по этой методике, отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему рисования. Интерес у детей появляется ещё и потому, что все занятия проводятся комбинированными. Сначала способом монотопии мы рисуем фон будущего пейзажа, а затем традиционным способом (кисточкой и красками) рисуем деревья и всё остальное, а листопад, кроны деревьев мы вновь рисуем нетрадиционным способом – обычным смятым листочком газетной бумаги. Результат такой работы радует и детей и меня. Я намерена и дальше продолжать работу в этом направлении, так как нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения.

             Показ открытого коррекционно—реабилитационного занятия с элементами

нетрадиционного рисования (пальчиками) с

        детьми с ограниченными возможностями.

Цели занятия:

  1. Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени .
  2. Продолжать закреплять новые виды нетрадиционного рисования (пальчиками).
  3. Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы.
  4. Развивать чувство композиции, цветовосприятие.
  5. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  6. Развивать речь, память.
  7. Закреплять знание цветовой гаммы.
  8. Закреплять знание счёта от 1 до 10.                                                                    

Материалы для занятий:

            4альбомных тонированных листа размер А- 4

          2. Набор красок для рисования пальчиками.

          3. Влажные салфетки, фартуки.

          4. Гроздь рябины—натура или фотоиллюстрация.

          5. Диск (музыкальный фон).

          6. Украшение комнаты шарами, осенними листьями.

   Предварительная работа: наблюдение за рябиной во время прогулки.

                                 Ход занятия.

           

            Организационный момент.

Ребята, сегодня к нам пришло много гостей, поприветствуем их дружно!

Молодцы!

- Ребята, вы любите отгадывать загадки? (ответы детей).

- Послушайте пожалуйста и постарайтесь отгадать.

                                   Осень в сад к нам пришла

                                   Красный факел зажгла

                                   Здесь дрозды, скворцы снуют

                                   И галдя его клюют (рябина).

- Внимательно посмотрите на эту вазу и здесь вы найдёте отгадку (ответы детей).

- Молодцы, они созревают осенью.

- Дети, а какое время года у нас сейчас? (ответы).

- А почему вы так думаете? (ответы).

- Правильно.

Листья опадают и это явление в природе называется листопадом. Птицы осенью, но не все улетают в тёплые края, животные готовят свои жилище, делают его теплее.

- А как люди одеваются в это время года?

Вот вы в чём сегодня пришли, во что оделись? (ответы детей).

- Ребята, так про какое же время года мы сейчас с вами говорили? (ответы).

                                  (Слышится стук в окно).

- Дети, к нам в окошко кто—то постучался! (воспитатель подходит к окну, открывает, приносит маленькую птичку(макет) и сажает на веточку рябины).

- Вы только посмотрите, к нам прилетела птичка и сразу же села на веточку рябины. А как вы думаете, почему? (ответы).

- Птички, в холодное время года, да и зимой, любят полакомиться плодами рябины.

- Но что—то птичка загрустила. Дети, я знаю что вы учили стихи про осень, может расскажем их нашей гости.

     Дети читают стихи.

                                     

                                      Золотая осень.

                           Снова осень на пороге

                           Листья пожелтели.

                           Закружились на дороге

                           Загорелись ярко ветки

                           Тоненькой рябинки.

                           Мелкий дождик ставит сетки

                           Зайцам у ложбинки.

     

                           Входит осень в лес дремучий,

                           Входит жёлтой кистью.

                           Ветерок сгребает в кучу

                           Золотые листья.

- Молодцы! Ребята, но мне кажется, что нашей птичке как – то одиноко одной на веточке. Хотите, мы найдём ей друзей? (ответы).

(Воспитатель раздаёт листы бумаги, на которых изображена птичка, сидящая на ветке с листьями, но без рябины).

- Внимательно посмотрите и скажите, что же изображено на листе бумаги?

- Правильно. Но что—то мне кажется, не хватает на этой веточке. Чем же будут лакомиться ваши птички?

- Правильно. Молодцы! Нам надо будет нарисовать ягоды рябины. А перед этим мы разомнём наши пальчики. Перед вами стоят тарелочки с чем? (ответы).

- Сколько тарелочек у Ани? У Захара? У Серёжи? (ответы).

- А ваша задача—из одной тарелочки ягодки переложить в другую и сосчитать сколько их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по рисованию по теме: Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

В данной разработке рассказывается о нетрадиционных техниках рисования, которые полезны и интересны для детей дошкольного возраста....

Нетрадиционные методы рисования, как средство развития творческих способностей детей.

Нетрадиционные методы рисования, как средство развития творческих способностей детей....

Разработка плана-конспекта проведения родительского собрания плана в группе раннего возраста в нетрадиционной форме. Тема «Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста»

План-конспект родительского собрания в нетрадиционной  форме по теме "Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста"Цель способствовать ...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Тема: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Тема: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»...